-
-
-
-
×
Получить доступ к сайту

Это профессиональный сайт для кадровых специалистов. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и образцы документов в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и получить полный доступ. Это займет всего минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
Получите этот файл и и другие образцы документов через минуту

Зарегистрируйтесь, чтобы получить этот файл и все новые образцы документов, которые нужны кадровой службе в 2023 году. Регистрация займет не больше минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Заполните короткую форму регистрации, чтобы продолжить тестирование на сайте.
Вас также ждет подарок: мы откроем вам доступ к 3 самым горячим статьям этого месяца от лучших экспертов России

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
    Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть ответ

Вы нашли ответ на свой вопрос на профессиональном сайте для специалистов по кадровой работе.

Сейчас на нашем сайте 60 тысяч ответов на повседневные вопросы кадровиков и мы публикуем новые каждый день. Зарегистрируйтесь, чтоб получить доступ ко всем ответам. Это быстро и бесплатно.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
    Пожалуйста, пройдите бесплатную регистрацию.

    Файлы для скачивания доступны только зарегистрированным пользователям.
    Пройдите короткую регистрацию или войдите на сайт под своим логином.


напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
Нужна регистрация для доступа к сервису

Сервис доступен только подписчикам журнала «Кадровое дело» и постоянным посетителям сайта kdelo.ru. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт со своим логином и паролем. Это бесплатно.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Включить доступ к сервису
×
Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Файлы для скачивания доступны только зарегистрированным пользователям.
Пройдите короткую регистрацию или войдите на сайт под своим логином.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться

В чем отличие классов и подклассов по вредности и опасности?

7 февраля 2019
12793
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

интересует вопрос ---в Труд.кодексе по вредности произошли изменения ,т.е. вредность делится на классы,и подклассы....1.2.3 и 4 классы по вредности. какие между ними разница.???поясняю,т.е. человек уходит на пенсию по вредности (льготная пенсия),это первое,это есть практически у всех классов по вредности... отпуск дополнительный ,минимальный от 7 дней,это второе....(( а вот эта льгота дана только 3 и 4 классу...)) тогда возникает вопрос ---- в чем отличие этих классов и подклассов по вредности и опасности....????? R.S: У НАС СКОРО АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ (((по старому ,аттестация...)))

Ответ

Вместо аттестации рабочих мест работодатели теперь обязаны проводить новую процедуру - специальную оценку условий труда. Для этого им необходимо заключить договор с соответствующей организацией, которая должна отвечать определенным требованиям, приведенным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (часть 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).


Читайте статьи по теме:


Подробнее о классах условий труда мы написали в материале по ссылке.


По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

С целью аттестации рабочих мест по условиям труда ранее применялись Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническую классификацию условий труда по показателям вредности и опасности определяет Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005) (http://1kadry.ru/#/document/97/30709/?step=22).

В данном документе сказано, что исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1-й класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма исчезают во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на четыре степени вредности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Аналогичная классификация условий труда приведена в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Право на льготную пенсию имеют лица, работающие по должностям, включенным в Список 1 или 2 , указанные в ст. 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях. В указанных статьях есть должности , работа на которых дает право на льготную пенсию независимо от установления вредных условий труда на рабочем месте.

От класса условий , установленного по результатам спец. оценки , по должностям, указанным в ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависит размер дополнительных страховых тарифов в пенсионный фонд.

О тарифах : http://1kadry.ru/#/document/117/15587/bssphr13/?step=275

Если по результатам специальной оценки будет установлен класс 1(оптимальные) или 2(допустимые) условия труда, то никаких дополнительных льгот у работников не будет.

Право на дополнительные гарантии начинается с установления вредных условий труда :

  1. При установлении 3 и 4 класса вредности работникам должно проводиться повышение заработной платы (доплата за вредность) не менее чем на 4% ( с. 147 Трудового Кодекса). Это правило действует при любой степени вредности , при установлении данных классов.

  2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Обратите внимание , что данная норма применима при следующих классах 3.2., 3.3. , 3.4. , а также при любой степени при установлении 4 класса (опасные условия труда) – ст. 117 Трудового Кодекса РФ. Кроме того , данным лицам положены компенсации, определенные п. 1. ( см. выше)

  3. для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю _( ст. 92 Трудового Кодекса РФ). Обратите внимание , что эта льгота предоставлена только тем, на чьих рабочих местах установлены классы 3.3. , 3.4. и все степени 4 класса (опасные условия). Кроме того , данные лица имеют право на гарантии , перечисленные в п. 1. и 2 ( см. выше)

Конкретные гарантии и компенсации, положенные работникам при работе в тех или иных условиях будет отражены в итоговом документе по результатам специальной оценке условий труда.

Специальная оценка будет проводиться по методике, вступившей в силу 08.04.2014 года. http://1kadry.ru/#/document/99/499072756/?step=279

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как провести специальную оценку условий труда

Необходимость оценки

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных работников;

  • дистанционных работников;

  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты оценки условий труда применяют для:

Участники специальной оценки

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;

  • врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:

  • самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;

  • с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки устанавливает Правительство РФ.

Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в 2014 году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря 2014 года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.

Об этом сказано в статьях 19 и 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Начало оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;

  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;

  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;

  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;

  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;

  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения оценки

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, которую должен утвердить Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством, например, в тех случаях, когда требуется проведение внеплановой проверки. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Классы вредности и опасности

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;

  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);

  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;

  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;

  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Отчет об оценке

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;

  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;

  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;

  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по его заполнению должен утвердить Минтруд России.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда.

Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Декларация соответствия

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, организация подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форму и порядок подачи такой декларации должен утвердить Минтруд России.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.

Такой порядок предусмотрен в статье 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если по итогам оценки условия труда на рабочих местах признаны допустимыми, то их тоже следует задекларировать. Порядок подачи такой декларации должен утвердить Минтруд России (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Внеплановая оценка

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

  • получения работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о порядке проведения спецоценки;

  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев в том же порядке, что и плановую.

Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Экспертиза качества спецоценки

Экспертизу качества специальной оценки условий труда проводит Минтруд России.

Основанием для проведения экспертизы являются:

  • письменное обращение сотрудника, профессионального союза, объединения профессиональных союзов и иного уполномоченного работником представительного органа, работодателя, объединения работодателей;

  • представление трудовой инспекции по результатам проверки организации.

Экспертизу качества специальной оценки условий труда проводят на платной основе за счет средств заявителя.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы качества спецоценки, а также несогласие заявителей с ее результатами рассматривает Минтруд России.

Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения такой экспертизы должен утвердить Минтруд России.

Результаты экспертизы качества оценки условий труда Минтруд России передает в Роструд.

Такой порядок предусмотрен в статье 24 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ответственность

Внимание: если организация не проведет специальную оценку условий труда, то это будет являться нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность по общей статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, уже с 1 января 2015 года за подобное нарушение начнет действовать специальный вид административной ответственности по новой статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ, предусматривающей штрафы до 80 000 руб. при первичном нарушении и до 200 000 руб. при пов

Подборка готовых образцов документов по кадровой работе

День кадровика


Подписка


Ответы на все свои вопросы оперативно получают подписчики Системы Кадры.
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.
Заказать звонок