• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » в нашем районе строятся котеджи для приемных семей, планируется, что одна семья должна будет усыновить от 6 до 8 детей, из этого следует, что женщина, которая возьмет на себя такую ответственность

в нашем районе строятся котеджи для приемных семей, планируется, что одна семья должна будет усыновить от 6 до 8 детей, из этого следует, что женщина, которая возьмет на себя такую ответственность

61

Вопрос

в нашем районе строятся котеджи для приемных семей, планируется, что одна семья должна будет усыновить от 6 до 8 детей, из этого следует, что женщина, которая возьмет на себя такую ответственность будет получать материальные средства, направленные на содержание детей, но работать официально она уже физически не сможет, от сюда вырос вопрос, а как же ее выход на пенсию? Ведь рабочий стаж уже идти не будет, отчисления в ПФ РФ тоже поступать не будут. Что делать таким женщинам?Будет ли идти педагогический стаж при таких условиях усыновления?

Ответ

Ответ на вопрос:

Страховой стаж для назначения трудовой пенсии представляет собой общую продолжительность:

• периодов работы и (или) другой деятельности, в течение которых подлежали перечислению взносы на пенсионное страхование;

• иных периодов, засчитываемых в страховой стаж согласно статье 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

К иным периодам относятся:

• период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1;

• период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;

• период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

• период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

• период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

• период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

• период проживания за границей супругов сотрудников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения России, постоянные представительства России при международных организациях, торговые представительства России в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства госучреждений России (государственных органов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Указанные периоды засчитывают в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

На основании указанной выше нормы закона сложились 2 точки зрения на зачет страхового стажа.

1 позиция:.Среди данных периодов нет такого периода, как уход за несколькими детьми одновременно. Стаж считается в общем порядке (засчитывается только период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 4,5 лет в общей сложности).

2 позиция:. Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии со ст. 152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Статьей 779 Гражданского кодекса РФ определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 153.1 СК РФ договор о приемной семье должен содержать в том числе условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей.

Таким образом, поскольку предметом договора о приемной семье, предусматривающего вознаграждения приемным родителям, являются действия, связанные, в частности, с содержанием, воспитанием и образованием ребенка, такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Следовательно, выплаты, начисляемые органами опеки и попечительства в пользу приемных родителей по договору о приемной семье, на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами только в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Учитывая изложенное, а также положение п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, рассматриваемые периоды осуществления приемными родителями опеки или попечительства над ребенком или детьми по договору о приемной семье могут быть включены в их страховой стаж.

Данная точка зрения подтверждена в Письме Минобразования РФ от 29.10.2001 N 1293/28-5 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями", а также Письме Минобрнауки РФ от 31.08.2010 N 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (документы можно посмотреть в доп. материалах).

В любом случае трудовую пенсию по старости назначают при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Об этом говорится в статье 7 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Рассматриваемый период ухода за несколькими детьми не включается в педагогический стаж.

К сожалению, вопросы пенсионного обеспечения работников не относятся к кадровой тематике и компетенции работодателей, в рамках которых предоставляют ответы эксперты КСС "Система Кадры". Мы с удовольствием проконсультируем Вас по вопросам оформления документов по текущему месту работы сотрудника для выхода на пенсию. С общими же вопросами пенсионного обеспечения работнику следует обращаться в территориальное отделение пенсионного Фонда, где специалист Фонда на основе всей имеющейся информации о трудовом стаже работника, сможет дать корректную консультацию.

Подробности в материалах Системы:

1. Ситуация: Как рассчитать страховой стаж для назначения пенсии

Страховой стаж для назначения трудовой пенсии представляет собой общую продолжительность:

  • периодов работы и (или) другой деятельности, в течение которых подлежали перечислению взносы на пенсионное страхование;
  • иных периодов, засчитываемых в страховой стаж согласно статье 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

К иным периодам относятся:

  • период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1;
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 4,5 лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов сотрудников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения России, постоянные представительства России при международных организациях, торговые представительства России в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства госучреждений России (государственных органов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

Указанные периоды засчитывают в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Указанный порядок расчета стажа следует из положений абзаца 3 статьи 2, статей 10, 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555, абзаца 3 пункта 2 постановления Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и абзаца 3 пункта 2.1 определения Конституционного суда РФ от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О.

Страховой стаж для назначения пенсии определяют на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ и (или) по трудовым договорам, справкам, выданным сотрудникам на предыдущих местах работы, по военным билетам и другим документам, показаниям свидетелей. Это следует из статьи 13 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и разделов II–VI Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.

Трудовую пенсию по старости назначают при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Об этом говорится в статье 7 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии (ст. 12 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

При подсчете страхового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ периоды работы и прочей деятельности сотрудники подтверждают документами, которые в установленном порядке оформляют и выдают работодатели или соответствующие государственные (муниципальные) органы. К числу таких документов, в частности, относятся трудовые книжки, а при их отсутствии – письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты, справки архивных учреждений, свидетельские показания.

Периоды работы на территории России, предусмотренные статьей 10 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены показаниями двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и др.) не по вине сотрудника. При этом характер работы показания свидетелей не подтверждают, а доказывают только период деятельности.

При подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и прочей деятельности подтверждают на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Об этом сказано в статье 13 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555.

Подробнее о том, какие еще периоды включаются в страховой стаж для назначения пенсии, см. Как оформить выход сотрудника на пенсию.

Валентина Андреева,

к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия

2. Правовая база:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

В связи с многочисленными обращениями граждан, изъявивших желание стать приемными родителями, работников органов опеки и попечительства, руководителей управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросу оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса Российской Федерации приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

В случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, приемная семья - на территории другого органа местного самоуправления, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 г. - об уплате единого социального налога (взноса).

Заместитель министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

3. Правовая база:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 августа 2010 г. N 06-364

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

<...>

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ на застрахованных лиц, граждан Российской Федерации, распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

При этом при определении объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов следует руководствоваться нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, периоды осуществления опеки или попечительства над ребенком по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, должны засчитываться в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.

<...>

06.11.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль