Когда давать отгулы после того как судно встало на отстой?

270

Вопрос

Принимаем работников на период навигации по срочному трудовому договору. В договоре прописано конкретно "на определенный срок с такого-то числа до окончания суммированных дней отдыха (отгулов), предоставленных после постановки судна на зимний отстой." Т.е. мы предоставляем отгулы и последним днем отгулов увольняем. Вопрос: 1. Если работник пошел на больничный в конце навигации еще находясь на судне, а затем судно встало на отстой, с какого времени давать отгулы, ждать пока закончится больничный или нет? 2. Если сотрудник пошел на больничный в первый день после того как судно встало на отстой, когда давать отгулы? Во время отгулов если предоставляют больничный, его оплачиваем, но дни отгулов не продляем.

Ответ

Ответ на 1 вопрос: Если работник пошел на больничный в конце навигации, еще находясь на судне, а затем судно встало на отстой. С какого времени давать отгулы, ждать, пока закончится больничный, или нет?

В общем случае в связи с истечением срока трудового договора сотрудника можно уволить даже во время отпуска или больничного. Однако в рассматриваемой ситуации срок окончания трудового договора определен последним днем суммированных дней отдыха, а это событие не наступило. Следовательно, увольнять работника сейчас нельзя, поскольку срок трудового договора не истек.

Таким образом, Вам нужно дождаться выхода сотрудника с больничного, предоставить ему суммированные дни отдыха, и только потом уволить последним днем отгулов.

Ответ на 2 вопрос: Если сотрудник пошел на больничный в первый день после того, как судно встало на отстой, когда давать отгулы? Во время отгулов, если предоставляют больничный, его оплачиваем, но дни отгулов не продляем.

Как период пребывания на больничном, так и суммированные дни отдыха подлежат оплате: за время болезни выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а оплата отгулов осуществляется в размере не менее 100 % оклада, со всеми доплатами и надбавками. За один и тот же период сотрудник не может получить и зарплату, и больничное пособие.

Следовательно, сотрудник не может одновременно находиться и на больничном, и в отгулах.

Согласно п. 5.4.7. Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2009 - 2012 годы (Срок действия соглашения продлен до 15 октября 2015 года), в случае наступления временной нетрудоспособности моряка в период нахождения в оплачиваемых суммированных днях отдыха (отгулах) отгулы могут быть продлены после окончания временной нетрудоспособности или перенесены на другой срок, определяемый судовладельцем с учетом пожеланий работника. Пособие по временной нетрудоспособности в этом случае выплачивается в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором, локальным нормативным актом судовладельца.

Таким образом, если во время суммированных дней отдыха сотрудник заболел, нужно по его просьбе продлить отгулы после окончания временной нетрудоспособности, и уволить сотрудников последним днем отгулов.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Можно ли уволить сотрудника в связи с истечением срока действия трудового договора во время его нетрудоспособности или нахождения в отпуске

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Да, можно.*

Увольнение по окончании срока трудового договора не является увольнением по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ). Поэтому трудовой договор можно расторгнуть, даже если сотрудник находится на больничном или в отпуске. Правомерность такой позиции подтверждают и суды (см., например, апелляционное определение Воронежского областного суда от 5 сентября 2013 г. № 33-4244, определение Московского городского суда от 24 мая 2011 г. № 33-15449).

Однако, если не предупредить сотрудника за три календарных дня о предстоящем увольнении и сотрудник продолжит работу, договор будет считаться бессрочным (ч. 4 cт. 58, ст. 79 ТК РФ). Тогда уволить сотрудника можно будет только на общих основаниях. В такой ситуации увольнение по инициативе работодателя в период отпуска или временной нетрудоспособности сотрудника недопустимо (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Есть пример судебного решения, подтверждающего такую точку зрения (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 2011 г. № А32-6455/2010). Исключением из указанного правила является ситуация, когда срочный трудовой договор заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника. В такой ситуации невозможно заранее определить, когда сотрудник выйдет на работу, поэтому соблюдать требование о трехдневном сроке уведомления не нужно (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Если организация все же решит расторгнуть срочный трудовой договор без письменного предупреждения, то сотрудник может оспорить в суде действия работодателя (ст. 392 ТК РФ). Как показывает практика, суды в таких случаях, как правило, принимают решение об изменении даты увольнения, не меняя само основание увольнения (ст. 394 ТК РФ).

Из ответа «Как оформить увольнение в связи с истечением срока трудового договора»

2. Нормативная база:"Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 - 2012 годы" (утв. Федерацией профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота РФ, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией судоремонтных заводов 15.10.2009) (с изм. от 15.10.2012)

5.4. Предоставление отпусков и суммированных выходных дней

отдыха (отгулов)

5.4.1. Оплачиваемые суммированные дни отдыха (отгулы) предоставляются моряку после окончания его непрерывной работы на судне, либо по соглашению сторон (вместо предоставления дней отдыха в натуре) выплачивается их денежная компенсация. Оплата за дни, подлежащие включению в суммированные дни отдыха, может производиться работодателем одновременно с оплатой труда работника в период работы на судне. В таком случае предоставляемые работнику по окончании работы на судне суммированные дни отдыха дополнительной оплате не подлежат.

5.4.2 Оплата отгулов, предоставляемых в натуре, производится из расчета 100% должностного оклада, установленного в штатном расписании по должности, занимаемой работником на день предоставления отгулов, с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством.

5.4.3. Денежная компенсация отгулов моряку может производиться по соглашению сторон трудового договора. Конкретный размер компенсации определяется судовладельцем в локальном нормативном акте, но не ниже чем 200% дневной тарифной ставки, исчисленной исходя из должностного оклада по штатному расписанию, за каждый день накопленной переработки с начислением доплат и надбавок, установленных законодательством в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (статья 135 ТК РФ).

5.4.4. Для моряков графиком предоставления отпусков и отгулов является график смены экипажей, устанавливаемый судовладельцем. При одновременном предоставлении отпуска и отгулов за неиспользованные выходные дни в первую очередь предоставляется отпуск.

5.4.5. Отзыв моряков из отпуска и/или оплачиваемых отгулов допускается только с личного согласия моряка.

5.4.6. При отзыве из отпуска или отгула за неиспользованные выходные дни и направлении на судно (или для обучения на курсах профессиональной подготовки/переподготовки), по просьбе или с согласия моряка минуя порт регистрации, оплата проезда до места стоянки судна (места обучения на курсах) производится по фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда этим же видом транспорта от порта регистрации до порта стоянки судна (места обучения на курсах).

5.4.7. В случае наступления временной нетрудоспособности моряка в период нахождения в оплачиваемых суммированных днях отдыха (отгулах) отгулы могут быть продлены после окончания временной нетрудоспособности или перенесены на другой срок, определяемый судовладельцем с учетом пожеланий работника. Пособие по временной нетрудоспособности в этом случае выплачивается в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором, локальным нормативным актом судовладельца.

Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.09.2003 N 5036)

III. Время отдыха

16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:

- ежедневный отдых;

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа {8 часов х (97 - (2 + 1) дней}.

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха {(752 час. - 543 час.): 8 час.}.

21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

29.10.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль