Как определить размер надбавки за сложность и напряженность работ?

2899

Вопрос

Закреплено ли где-нибудь законодательно размер надбавки за сложность и напряженность работ? Если да, то кем и укажите размер.

Ответ

Ответ на вопрос:

Законодательство не содержит однозначного ответа на Ваш вопрос.

Рассмотрев Ваш вопрос, можно сказать, что надбавки бывают установленные действующим законодательством Российской Федерации (например, северные надбавки, надбавки за вахтовый метод и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При этом, отметим, что надбавки установленные законодательством могут быть направлены на организации определенной отрасли, определенной организационно-правовой формы и т.д.

Следовательно, если в законодательно установленных документах устанавливающих определенные надбавки нет оговорки, что данные надбавки распространяются на определенные организации, то надбавки являются обязательными для организаций всех правовых форм (например, коммерческая организация, находящаяся на Крайнем Севере обязана применять надбавку за стаж к зарплате своих работников).

Если же надбавка установлена организацией самостоятельно, то об ее обязательности нужно судить по локальным документам, ее устанавливающим. Как правило, размер и порядок выплаты надбавок нужно прописать в локальном акте организации (например, в Положении об оплате труда).

Таким образом, можно сделать вывод, что обязательность выплаты надбавок зависит от того кем и для кого она установлена.

Перечень выплат стимулирующего характера утвержден Приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат... (с изменениями на 17 сентября 2010 года)

Перечень компенсационных выплат утвержден приказом Минздравсоцразвития 29.12.2007 № 8221.ЗОб утверждении Перечня видов выплат компенсационногохарактера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат... (с изменениями на 20 февраля 2014 года)

Кроме того, что касается МБУ: Постановлением мэра г. Архангельска от 13.01.2010 N 10 "О переходе на новые системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений" выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их применения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и муниципальными правовыми актами в пределах фонда оплаты труда.

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются работникам на определенный срок при наличии следующих условий:

интенсивность и напряженность работы (учитывается количество и сроки мероприятий, проводимых в учреждениях и пр.);

участие в выполнении важных работ, мероприятий;

обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения;

непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных, областных, городских целевых программ.

Конкретный размер выплат может определяться как в абсолютном размере, так и в процентном отношении к окладу в соответствии с локальными правовыми актами.

Кроме того, согласно Постановлению мэра г. Архангельска от 09.09.2008 N 117 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в муниципальных бюджетных учреждениях с разъяснением о порядке их установления" следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований городского бюджета.

Все документы можно посмотреть в доп. материалах.

Подробности в материалах Системы:

Да, нужно.

Форма штатного расписания № Т-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. В этой форме предусмотрены графы «разряд» и «надбавка». Следовательно, если в отношении той или иной должности предусмотрен разряд, а также выплата премий или надбавок, эту информацию нужно отразить в штатном расписании.

В графе 3 указанной формы отразите разряд по должности (при наличии). В графе 5 – зарплату в соответствии с системой оплаты труда, принятой в организации. В графах 6–8 «Надбавки» укажите стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты), установленные действующим законодательством (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и т. п.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда). При этом показатели в графах 5–8 могут быть выражены не только в денежном эквиваленте – в рублях, но и в других единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и т. п.).

Такие правила установлены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Однако, с 1 января 2013 года в связи с принятием Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ применение унифицированных форм не является обязательным для большинства организаций. Исключение составляют организации государственного сектора. Они по-прежнему должны использовать в работе унифицированные формы в обязательном порядке.

Все остальные организации при составлении организационных и распорядительных документов вправе продолжать использовать как унифицированные формы, так и разработать их самостоятельно.

Такие выводы следуют из совокупности положений статей 7, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждаются письмом Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Поэтому разработав собственную форму штатного расписания работодатель может указывать разряды, надбавки и премии или не указывать их вовсе, если они не предусмотрены в организации.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

  1. Ситуация: Нужно ли вносить в штатное расписание разряды, надбавки и премии
  2. Ответ:Как оформить доплаты и надбавки к зарплате, установленные по инициативе организации

Установление доплат и надбавок

Администрация организации может самостоятельно установить к зарплате сотрудника доплаты и надбавки (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Например, доплаты за стаж работы в организации, отсутствие дисциплинарных взысканий и т. д. Для этого размер и порядок выплаты надбавок и доплат нужно прописать:

Кроме того, установленные доплаты и надбавки укажите в трудовом договоре с сотрудником (ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

<...>

Нина Ковязина
заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

3. Правовая база:

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЭР ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. N 10

О ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ

ТРУДА РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с пунктом 5 решения Архангельского городского Совета депутатов от 21.12.2004 N 368 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений" (с изменениями), в целях совершенствования организации оплаты труда работников бюджетной сферы, повышения качества и результативности деятельности учреждений постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений;

минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих муниципальных бюджетных учреждений.

2. Разрешить отраслевым (функциональным) органам мэрии города, являющимся главными распорядителями средств городского бюджета, самостоятельно определять конкретные сроки и перечень подведомственных муниципальных бюджетных учреждений, в которых будет осуществлен переход на новые системы оплаты труда, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями на соответствующий финансовый год, и с учетом мнения соответствующего представительного органа работников.

3. Отраслевым (функциональным) органам мэрии города, являющимися главными распорядителями средств городского бюджета, в случае принятия решения о переходе на новые системы оплаты труда:

1) разработать и внести на утверждение в установленном порядке примерные положения о системах оплаты труда работников подведомственных муниципальных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности;

2) установить фонд оплаты труда для подведомственных муниципальных бюджетных учреждений.

4. Установить, что:

1) объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями в части оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, предусматриваемый соответствующим главным распорядителем средств городского бюджета, может быть уменьшен только при условии сокращения объема муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными бюджетными учреждениями;

2) заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации;

3) объем бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями в части оплаты труда работников, предусмотренный в бюджетных сметах и сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности, не уменьшается по результатам проведения оптимизации штатной численности работников, а средства, высвобожденные по результатам проведения оптимизации штатной численности работников, направляются на выплаты стимулирующего характера.

5. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетными учреждениями, предусмотренных главным распорядителем средств городского бюджета на соответствующий финансовый год.

6. При введении систем оплаты труда, предусмотренных настоящим постановлением, рекомендуется применять Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2007 года N 663.

7. Признать утратившими силу:

постановления мэра города:

от 04.09.2008 N 112 "О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений";

от 24.10.2008 N 191 "О внесении изменений и дополнений в постановление мэра города от 04.09.2008 N 112";

от 15.12.2008 N 284 "О внесении изменения в Положение об установлении систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений";

пункты 1, 2 постановления мэра города от 24.12.2008 N 311 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений".

8. Опубликовать настоящее постановление в газете "Архангельск" и на официальном информационном интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города по социальным вопросам Пачина Ю.А.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр города

В.Н.ПАВЛЕНКО

Утверждено

постановлением мэра

города Архангельска

от 13.01.2010 N 10

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в целях совершенствования оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений (далее - учреждения), повышения эффективности оказания муниципальных услуг, устанавливает единые принципы построения систем оплаты труда работников учреждений, специфика которых должна учитываться при разработке отраслевых систем оплаты труда.

2. Положение включает в себя:

порядок определения окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений;

перечень выплат компенсационного характера, порядок, размеры и условия их применения;

перечень выплат стимулирующего характера, порядок, размеры и условия их применения;

порядок и размеры оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;

порядок, размер и условия выплаты материальной помощи, а также единовременного пособия при первичном выходе на пенсию для отдельных категорий работников.

3. Системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск", а также настоящим Положением.

4. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

д) перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в муниципальных бюджетных учреждениях с разъяснением о порядке их установления, утвержденного постановлением мэра города от 9 сентября 2008 года N 117 (далее - перечень видов выплат компенсационного и стимулирующего характера);

е) примерных положений об установлении систем оплаты труда работников учреждений, подведомственных соответствующему отраслевому (функциональному) органу мэрии города, по видам экономической деятельности (далее - примерные положения);

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения соответствующего представительного органа работников.

5. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

2. Порядок определения окладов (должностных окладов),

ставок заработной платы работников учреждений

1. Рекомендуемые примерными положениями размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений определяются из расчета минимальных размеров окладов (должностных окладов), ставок по профессиональным квалификационным группам с учетом повышающих коэффициентов к минимальным окладам (должностным окладам), ставкам по занимаемой должности. Применение повышающих коэффициентов по занимаемой должности образует новый оклад.

2. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

3. Отнесение должностей работников учреждения к профессиональным квалификационным группам осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Размеры повышающих коэффициентов по занимаемой должности устанавливаются работникам руководителем учреждения в зависимости от отнесения должности или профессии к соответствующей профессиональной квалификационной группе, от сложности выполняемой работы, требований к уровню квалификации, профессиональной подготовки.

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов по занимаемой должности и критерии их установления определяются примерными положениями.

5. Примерными положениями может быть предусмотрено установление работникам повышающих коэффициентов к окладам:

персонального повышающего коэффициента к окладу;

повышающего коэффициента к окладу по учреждению.

Применение указанных повышающих коэффициентов не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат за исключением выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику на определенный период времени и с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, опыта, стажа работы.

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов, предусмотренные настоящим пунктом, устанавливаются примерными положениями.

6. Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

3. Выплаты компенсационного характера, порядок,

размеры и условия их применения

1. Выплаты компенсационного характера производятся в целях обеспечения оплаты труда в повышенном размере работникам учреждения, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются в виде доплат и надбавок к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников с учетом повышающего коэффициента по занимаемой должности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Архангельской области, муниципальными правовыми актами.

2. Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их применения устанавливаются по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

3. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, составляет не менее четырех процентов окладов (должностных окладов), ставок, установленных для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Перечень видов работ, дающих право на получение выплат, и размеры повышения оплаты труда устанавливаются примерными положениями, конкретные размеры повышения оплаты труда - работодателем с учетом мнения соответствующего представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

На момент введения новой системы оплаты труда указанная выплата устанавливается всем работникам, получавшим ее ранее. В этом случае работодателем принимаются меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. При признании по итогам аттестации рабочего места безопасным указанная выплата отменяется.

4. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации.

Условия исчисления стажа для назначения процентных надбавок определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области, муниципальными правовыми актами.

5. Специалистам, работающим в сельской местности в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и в учреждениях, участвующих в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, устанавливается выплата в размере 25 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

Перечень должностей отдельных категорий квалифицированных специалистов, которым вводятся выплаты за работу в сельской местности, устанавливается в примерных положениях.

6. Выплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику при совмещении им профессий (должностей). Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Выплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику при расширении зон обслуживания. Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Выплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

7. Выплата за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время.

Рекомендуемый минимальный размер выплаты - не менее 20 процентов части оклада (должностного оклада), ставки за час работы работника.

Расчет части оклада (должностного оклада), ставки за каждый час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада), ставки работника на количество рабочих часов по календарю в данном месяце.

8. Повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

9. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливаются примерными положениями.

4. Выплаты стимулирующего характера, порядок,

размеры и условия их применения

1. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу.

2. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их применения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера и муниципальными правовыми актами в пределах фонда оплаты труда.

3. Установление выплат стимулирующего характера осуществляется по решению руководителя учреждения, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда.

4. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются работникам на определенный срок при наличии следующих условий:

интенсивность и напряженность работы (учитывается количество и сроки мероприятий, проводимых в учреждениях и пр.);

участие в выполнении важных работ, мероприятий;

обеспечение безаварийной, безотказной и бесперебойной работы всех служб учреждения;

непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных, областных, городских целевых программ.

Конкретный размер выплат может определяться как в абсолютном размере, так и в процентном отношении к окладу в соответствии с локальными правовыми актами.

5. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам на определенный срок при условии:

соблюдения регламентов, стандартов, технологий, требований к процедурам при выполнении работ (оказании услуг);

соблюдения установленных сроков выполнения работ (оказания услуг);

положительной оценки работы сотрудника со стороны клиентов (отсутствие обоснованных жалоб со стороны потребителей услуг);

качественной подготовки и проведения мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

отсутствия недостатков при выполнении работ (оказании услуг).

6. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет устанавливаются работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в государственных и (или) муниципальных организациях (учреждениях).

Специалистам соответствующей отрасли может засчитываться стаж работы в организациях (учреждениях) иных форм собственности по профилю своей специальности.

Периоды, включаемые в стаж работы, дающий право на получение выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет, и их конкретные размеры определяются примерными положениями.

Назначение выплат производится руководителем учреждения на основании решения комиссии по установлению стажа, состав которой утверждается руководителем учреждения с учетом мнения соответствующего представительного органа работников.

7. Премиальные выплаты по итогам работы (за квартал, год) выплачиваются с целью поощрения работников за общие результаты труда по итогам работы за установленный период.

При премировании учитывается:

успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде (отсутствие замечаний со стороны руководителей);

достижение и превышение плановых и нормативных показателей работы;

инициатива, творчество и применение в работе современн

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль