• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Если в штате имеется медработник с сертификатом, то необходимо ли юридическому лицу дополнительно получать сертификат на предрейсовый осмотр?

Если в штате имеется медработник с сертификатом, то необходимо ли юридическому лицу дополнительно получать сертификат на предрейсовый осмотр?

718

Вопрос

Нужна ли лицензия для юридического лица на проведение предрейсового медосмотра, при наличии в штате медработника с сертификатом.

Ответ

Ответ на вопрос:

Рассмотрев ваш вопрос можно сказать следующее, медицинские осмотры (в том числе предрейсовые, послерейсовые) отнесены к медицинской деятельности в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к указанному Положению)).

В силу статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. Лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) (п. 2 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

Таким образом, для проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра и для осуществления медицинской деятельности юридическому лицу необходима лицензия.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников. Н.З. Ковязина

Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр

Какие сотрудники обязаны проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Предрейсовые медосмотры обязаны проходить все сотрудники, выполняющие работу, связанную с движением и управлением транспортными средствами (ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Например:

Послерейсовые медосмотры обязаны проходить только те водители, работа которых связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Как проконтролировать режим труда и отдыха водителей пассажирских и большегрузных машин

Общие требования к учету рабочего времени каждого сотрудника установлены частью 4 статьи 91 Трудового кодекса РФ. В отношении режима труда отдельных категорий водителей работодатель обязан обеспечить дополнительный контроль с помощью специальных технических средств – тахографов (п. 8.1 Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, приказ Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36). Требования к тахографам, правила их использования определены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. № 36. Перечень машин, которые должны быть оснащены средствами контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, приведен в таблице. Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.


Подробнее о Предрейсовом медицинском осмотре водителей мы писали здесь.


Оснащать автомобиль указанными средствами контроля обязаны все работодатели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов. При этом не имеет значения, является работодатель собственником или использует арендованное авто. Это следует из пункта 1 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

Все автомобили должны быть оснащены тахографами нового типа со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Предельные сроки оснащения новыми приборами зависят от типа авто:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, – до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, – до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, – до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы придется заменить на новые до 1 января 2018 года.

Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс». На установленных приборах должна стоять пломба. Об этом говорится в пунктах 4, 6, 11 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273.

За эксплуатацию авто без тахографа виновные могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 11.23 КоАП РФ).

Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

  • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
  • предупредить дорожно-транспортные происшествия.

Данные разъяснения содержатся в пункте 2 статьи 1, пункте 6 статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и абзаце 5 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Назначение послерейсовых медосмотров

Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников

Послерейсовые медицинские осмотры водителей необходимо проводить по окончании рабочего дня с целью обнаружить, в частности, влияние вредных производственных факторов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Периодичность послерейсовых осмотров, а также порядок их проведения должны быть установлены федеральным законом (ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). До настоящего времени соответствующий нормативный акт не принят. Поэтому на практике послерейсовые медосмотры проводят по аналогии с предрейсовыми и руководствуются Методическими рекомендациями по проведению предрейсовых медосмотров, утвержденными Минздравом и Минтрансом России (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые нет.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры (абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Обязательные предрейсовые медосмотры организация обязана проводить в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя, кроме водителей, которые управляют автотранспортом, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденные Минздравом и Минтрансом России, не делают никаких исключений для организаций, которые не оказывают услуг по перевозке пассажиров и грузов (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что обязательные послерейсовые медосмотры нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Таким образом, поскольку использование машины для управленческих нужд не связано с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно, а послерейсовые нет.

Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. Как организовать предрейсовые медосмотры сотрудников.

Организация предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Каким способом работодатель может организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров работодатель может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем, занимающимся медицинской деятельностью). Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).

Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.

Медицинская деятельность является лицензируемой (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые и послерейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию (перечень к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным, поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязанность получать лицензию распространяло только на медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также на организации, которые оказывают медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод следовал из пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30. Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КА-А40/2021-10, Северо-Кавказского округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009, Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. № Ф03-185/2009, Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43), Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А12-2901/07).

Однако с введением в действие с 1 мая 2012 года нового Положения о лицензировании медицинской деятельности спорный момент был решен. Согласно новому Положению все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, перечисленной в перечне к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Как должен быть оборудован медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Для проведения медосмотра в организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования 1 шт.;
  • шпатели медицинские 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Такие требования приведены в пункте 4 приложения 2 к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Требования к персоналу медпункта

Каким требованиям должен соответствовать сотрудник, осуществляющий предрейсовый и послерейсовый осмотры

Медицинский сотрудник организации, осуществляющий медосмотр, должен иметь соответствующий сертификат (п. 1.4 приложения 2 к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32). Кроме того, он должен пройти обучение по специальной программе подготовки. Примерная программа такой подготовки приведена в приложении 8, утвержденном приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308.

Вправе ли сотрудник организации (например, бухгалтер), имеющий диплом о медицинском образовании, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Организация не имеет собственного медпункта

Нет, не вправе.

Организации всех форм собственности и предприниматели, имеющие автомобильный транспорт, обязаны организовать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей (п. 1 ст. 20, ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением. Медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности (подп. 46 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый и послерейсовый медосмотры, необходимо, чтобы это делали только медицинские работники. При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников не является единственным при проведении медосмотра самостоятельно.

Как организовать предрейсовые медосмотры водителя автобуса при длительных междугородних перевозках (маршрутах большой протяженности). В момент отправления в рейс сотрудник находится в другом городе

Если водитель автобуса начинает рабочий день вне места расположения организации, то она обязана обеспечить проведение предварительных медосмотров через иные организации. Например, через автовокзалы, автостанции, оборудованные медпунктами. При этом, чтобы такая организация могла проводить предрейсовые медосмотры, она должна обладать лицензией на этот вид деятельности (абз. 2 п. 2.3.2 Положения, утвержденного приказом Минтранса России от 8 января 1997 г. № 2).

Предрейсовый осмотр в медпункте организации

Как организовать предрейсовый осмотр сотрудника в собственном медпункте

Предрейсовые медосмотры в медпункте организации проводятся в следующем порядке.

Как правило, руководитель издает приказ о назначении ответственного сотрудника за проведение предрейсовых медосмотров. Предрейсовый медосмотр сотрудников проводите перед началом рабочей смены (абз. 1 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32).

Водители должны приходить на предварительный медосмотр с путевым листом, оформленным на транспортное средство. По итогам осмотра сотрудник медпункта поставит на нем соответствующую отметку (п. 7 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Медицинский сотрудник проводит осмотр и вносит результаты проведенного осмотра в журнал предрейсовых осмотров. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации.

В ходе предрейсового медосмотра в журнале отразите:

  • фамилию, имя, отчество, возраст, место работы сотрудника;
  • дату и время проведения осмотра;
  • заключение, принятые меры;
  • фамилию и инициалы медицинского сотрудника.

Такие правила установлены в абзаце 5 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

При отсутствии жалоб, признаков заболеваний, употребления спиртных напитков, наркотических и других веществ, нарушений режима труда и отдыха:

  • водитель допускается к работе;
  • медицинский сотрудник ставит на путевых листах штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр», дату и время прохождения осмотра, а также свою подпись.

Такой порядок предусмотрен в пункте 2.5 приложения 2 к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

  • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
  • состояние кожных покровов сотрудника;
  • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
  • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.

Об этом говорится в абзацах 2 и 3 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

При решении вопроса о допуске к работе медицинский сотрудник должен учитывать:

  • принадлежность сотрудника к одной из групп риска;
  • возраст;
  • стаж работы в профессии (должности);
  • условия работы;
  • характер производственных факторов.

Об этом сказано в пункте 2.3 приложения 2 к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

К группе риска относятся сотрудники:

  • склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами;
  • длительно и часто болеющие;
  • страдающие хроническими заболеваниями;
  • старше 55 лет.

Такие разъяснения содержатся в абзаце 7 раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

В каких случаях сотрудника нужно отстранить от работы по результатам предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

По результатам медосмотра сотрудника нужно отстранить от работы, если у него выявились отклонения в состоянии здоровья, в частности:

  • симптомы острого или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 °C, общая слабость, головная и зубная боль);
  • изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • признаки употребления лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность;
  • жалобы сотрудника на плохое самочувствие, общую слабость.

Данные разъяснения содержатся в пункте 2.4 приложения 2 и абзаце 4 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Как поступить медицинскому сотруднику, если в ходе предрейсового осмотра он выявил признаки заболевания у обследуемого. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

Если медицинский сотрудник в ходе предрейсового медосмотра выявил признаки заболевания у обследуемого сотрудника, то он:

  • вносит результаты осмотра в журнал предрейсовых осмотров;
  • отстраняет от работы обследуемого сотрудника;
  • в дневное время направляет обследуемого в медицинское учреждение (например, в поликлинику);
  • в вечернее или ночное время выдает справку и предлагает вызвать врача на дом или явиться в медицинское учреждение на следующий день. Справку составьте в произвольной форме. В ней укажите:
  • данные обследуемого сотрудника (Ф. И. О., должность);
  • час освобождения от работы;
  • данные о характере заболевания, травмы, температуре тела и т. д.

После приема врач медицинского учреждения выдаст сотруднику:

  • больничный лист если признает его нетрудоспособным;
  • справку об отсутствии противопоказаний, если признает его трудоспособным для допуска к работе.

Кроме того, по водителям, имеющим хронические гипертонические или гипотонические заболевания, врач вносит свои рекомендации в карту состояния здоровья водителя. Такие водители допускаются к работе строго индивидуально по рекомендациям лечащего врача. Заполняет карту медицинский сотрудник.

Об этом говорится в абзацах 7–8 раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Как поступить медицинскому сотруднику, если в ходе предрейсового осмотра он выявил признаки алкогольного опьянения у обследуемого. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

Если медицинский сотрудник в ходе проведения медосмотра выявил признаки употребления алкоголя у обследуемого сотрудника, он должен:

  • провести контроль трезвости обследуемого;
  • составить протокол контроля трезвости по установленной форме в двух экземплярах (один экземпляр для медпункта, второй для руководителя организации);
  • зарегистрировать факт контроля трезвости в журнале свободной формы с указанием в нем: фамилии, имени, отчества обследуемого, его возраста, места работы и должности, причины его направления на обследование, кем он был направлен, даты и времени проведения контроля трезвости, заключения, принятых мер, своих фамилии и инициалов;
  • при неясной или неполной клинической картине опьянения, сомнительных или противоречивых результатах обследования, а также при несогласии обследуемого с заключением подготовить представление руководителю для направления сотрудника на освидетельствование в медицинское учреждение. Сотрудники, подлежащие освидетельствованию, должны быть доставлены к месту его проведения как можно быстрее, но не позднее двух часов с момента выявления состояния опьянения. Направление на освидетельствование составляется по форме, к которой прилагается протокол контроля трезвости.

При наличии резко выраженных признаков опьянения, а также отказа сотрудника от обследования, освидетельствования администрация организации составляет акт о появлении сотрудника на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

Об этом говорится в разделе «Организация и порядок контроля трезвости водителей автотранспортных средств при проведении предрейсовых медицинских осмотров» Методических рекомендаций, приведенных в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

При установлении факта появления сотрудника на работе в состоянии алкогольного опьянения работодатель обязан отстранить такого сотрудника от работы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

За нарушение порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей, в том числе за привлечение к работе сотрудников, не прошедших осмотр, предусмотрена административная ответственность (ст. 11.32 КоАП РФ).

Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда и проведения медосмотров в организации может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст. 143 УК РФ).

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для дисциплинарного взыскания: замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб. (ст. 12.32 КоАП РФ).

Можно ли работодателя привлечь к ответственности за то, что сотрудник-водитель осуществляет езду без водительских прав. Сотрудник был лишен прав в нерабочее время, управляя собственным автомобилем

Нет, нельзя, если о лишении водительских прав работодатель официально не извещен.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя периодически контролировать у сотрудников-водителей наличие специального права на управление транспортным средством. Наличие этого права работодатель проверяет единожды – при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ).

Если сотрудник нарушил правила дорожного движения и по решению суда был лишен водительских прав, а работодатель не был извещен об этом (например, заявлением самого сотрудника либо копией постановления суда о наложении наказания в виде лишения права), привлекать работодателя к административной ответственности за допуск к управлению без прав нельзя в связи с отсутствием его вины (ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ).

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

Да, нужно.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Предрейсовый осмотр является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

Целью предрейсового осмотра является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем. Об этом говорится в пункте 1.3 приложения 2 к письму Минздравсоцразвития России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32.

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

КСС «Система Кадры» 2014

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

16.10.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль