Что необходимо по миграционному учёту иностранных граждан?

80

Вопрос

Нужна информация по миграционному учету иностранных граждан, а именно:• может ли работодатель не быть принимающей стороной?• могут ли оштрафовать иностранца за отсутствие миграционного учета?• снимать с учета не надо, но можно ли позволить себе не знать о выезде иностранца?

Ответ

Ответ на вопрос:

Из текста вопроса мы понимаем, что речь идет об учете иностранцев по месту их пребывания в РФ.

1. Принимающей стороной иностранца может быть как организация-работодатель, так и физическое лицо, у которого такой иностранец фактически проживает. Это следует из ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ, согласно которой:

  • место пребывания иностранного гражданина – это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и /или по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания;
  • сторона, принимающая иностранного гражданина – это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный или региональный орган госвласти, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в РФ, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Таким образом, принимающей стороной иностранца может быть и физическое лицо: как российский гражданин, так и постоянно проживающий в РФ иностранец.

Обратите внимание. Применительно к ситуации, когда принимающей стороной выступает организация-работодатель, в законодательстве не определено, по какому адресу такой организации следует поставить иностранца на учет (юридическому или фактическому). В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 5417/11 по делу N А01-878/2010 отмечено, что организация может поставить работника-иностранца на учет по своему юридическому или фактическому адресу. Во избежание проблем с контролирующими ведомствами, целесообразно будет обратиться в территориальное подразделение ФМС за разъяснениями относительно того, по какому именно адресу организации (юридическому или фактическому) следует ставить иностранцев на учет

2. Сотрудник-иностранец может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил миграционного учета. Так, согласно ст. 18.8 КоАП РФ:

Нарушение иностранным гражданином установленных правил въезда в РФ, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

А если указанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то они влекут наложение административного штрафа в размере от 5000 до 7000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.

3. В Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ предусмотрены обязанности принимающей стороны по постановке иностранца на миграционный учет. При этом снятие иностранца с учета при его выезде из РФ производится миграционной службой без участия принимающей стороны. Иностранца снимают с учета на основании сведений о его выезде, полученных от пограничных органов.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства для организаций предусмотрена в ст. 18.9 КоАП РФ:

  • Нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания в РФ и выезда из РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 500 000 рублей.
  • Если указанное нарушение касается двух и более приглашенных / принимаемых иностранных граждан, то административная ответственность наступает в отношении каждого иностранца в отдельности.

Такая ответственность может наступить для организации, если, к примеру, она не продлила срок визы для работающего у нее визового иностранца, в связи с чем такой иностранец выехал из России с опозданием, когда его виза уже не действовала.

Нужно отслеживать постановку иностранца на миграционный учет после каждого возвращения из заграничной поездки. Для чего каждый раз направлять в ФМС уведомление о прибытии такого иностранного работника. В противном случае есть риск привлечения работодателя и его должностного лица к административной ответственности по п. 4 ст. 18.9 КоАП РФ:

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 5417/11 по делу N А01-878/2010

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2011 г. N 5417/11

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление некоммерческого партнерства поддержки бизнеса "Саммит" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.08.2010 по делу N А01-878/2010, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по тому же делу.

В заседании приняла участие представитель заявителя - некоммерческого партнерства поддержки бизнеса "Саммит" - Гузей Н.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Некоммерческое партнерство поддержки бизнеса "Саммит" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об отмене результатов проверки, осуществленной отделом Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея в городе Майкопе (далее - отдел миграционной службы) на основании распоряжения от 27.04.2010 N 39, и о признании незаконным и отмене постановления отдела миграционной службы от 14.05.2010 о привлечении партнерства к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 350 000 рублей штрафа, а также о взыскании с отдела миграционной службы 17 000 рублей судебных расходов.

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.08.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 04.02.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора партнерство просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и удовлетворить заявленные требования.

В отзыве на заявление отдел миграционной службы просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что названные судебные акты об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления отдела миграционной службы от 14.05.2010 о привлечении партнерства к административной ответственности и взыскании с отдела миграционной службы 17 000 рублей судебных расходов подлежат отмене по следующим основаниям.

Партнерство 18.03.2010 в качестве принимающей стороны поставило на миграционный учет по адресу своего офиса гражданина США, прибывшего в Российскую Федерацию (г. Майкоп) для проведения в этом офисе консультаций по поддержке малого бизнеса, и пятерых членов его семьи, также являющихся гражданами США.

Установив в ходе проверки 28.04.2010, что названные граждане США проживали по иному адресу, отдел миграционной службы сделал вывод о недостоверности представленных партнерством сведений о месте их пребывания, в связи с чем 14.05.2010 вынес постановление о привлечении партнерства к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления отдела миграционной службы, суды сочли, что в действиях партнерства имеется состав вмененного ему административного правонарушения.

Между тем суды не учли следующего.

Частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ установлена ответственность за представление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учета.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон) принимающая сторона представляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Закона относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Место пребывания иностранного гражданина - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания (пункт 4 части 1 статьи 2 Закона).

Исходя из этих положений Закона, партнерство имело право указать свой офис в качестве места пребывания названных иностранных граждан.

Таким образом, вывод судов о недостоверности представленных партнерством сведений о месте пребывания иностранных граждан является ошибочным.

Федеральная миграционная служба (Управление организации визовой и регистрационной службы) в письме от 03.09.2010 N МС-3/з-17283, направленном партнерству в связи с его обращением за разъяснениями по вопросу применения Закона, указала на право принимающей организации поставить иностранного гражданина на учет по месту пребывания в соответствии с Законом как по месту его фактического нахождения (адресу фактического проживания), так и по юридическому либо фактическому адресу организации.

В пункт 4 части 1 статьи 2 Закона после привлечения партнерства к административной ответственности и рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций дела об оспаривании им постановления отдела миграционной службы Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым в качестве места пребывания можно было указывать лишь помещение, используемое иностранным гражданином для проживания. Однако Федеральным законом от 20.03.2011 N 42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 части 1 статьи 2 Закона был изложен в первоначальной редакции.

Кроме того, представление заведомо ложных сведений при осуществлении миграционного учета, составляющее объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, предполагает представление информации при осуществлении миграционного учета, о недостоверности которой лицо, совершающее правонарушение, знает или должно знать.

Как следует из материалов дела, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в данном случае партнерство представило заведомо ложные сведения в отдел миграционной службы, не имеется.

Таким образом, партнерство необоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ.

Что же касается ссылки партнерства на неправомерность его проверки, осуществленной 28.04.2010, то она является необоснованной, поскольку из Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются до 01.08.2011 при осуществлении государственного контроля в сфере миграции, в связи с чем положение Закона, на которое ссылается партнерство, о проведении плановых проверок не чаще чем один раз в год в данном случае к спорным отношениям не может быть применено.

При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10.08.2010 по делу N А01-878/2010, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по тому же делу отменить.

Постановление отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея в городе Майкопе от 14.05.2010 о привлечении некоммерческого партнерства поддержки бизнеса "Саммит" к административной ответственности признать незаконными и отменить.

Дело в части взыскания судебных расходов с отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея в городе Майкопе направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

23.04.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Нарине Тимофеева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль