Должна ли орг-ция, принявшая на работу ин.гр, сообщать в уфмс по месту жительства согласно изменений в ФЗ №115?

60

Вопрос

Прошу Вас пояснить при приеме иностранного гражданина из Белоруссии, Казахстана и Армении, должна ли организация принявшее данного гражданина сообщать об этом в УФМС по месту жительства согласно изменений внесенных в №115 - ФЗ от 25.07.2015г., если да то по какой форме.Прошу Вас также пояснить по гражданам из Белоруссии, Казахстана и Армении нужно ли уведомлять налоговую инспекцию?

Ответ

Ответ на вопрос:

Рекомендуем уведомлять миграционную службу при приёме на работу и увольнении всех работников-иностранцев, в том числе граждан Белоруссии, Казахстана и Армении.

Обязательность уведомления миграционной службы при приёме на работу и увольнения иностранных граждан предусмотрено частью 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Требование об уведомлении миграционной службы предусмотрено для всех иностранцев. При этом, исключений для кого бы то ни было указанным Законом не предусмотрено.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года установлено, что Работодатели государства–члена Евразийского экономического союза вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Подобный договор является составной частью правовой системы и имеет преимущественную силу по отношению к Закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Такое правило следует из совокупного смысла статьи 3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и части 4 статьи 15 Конституции РФ.

Таким образом, учитывая, что Казахстан и Белоруссия, и Армения являются государствами-членами Евразийского экономического союза, то граждане этих государств принимаются на работу без учета ограничений по защите национального рынка труда.

Однако, требование об уведомлении миграционной службы о приёме и увольнении иностранцев, не может рассматриваться как ограничение по защите национального рынка труда в России. Так как, такое требование не препятствует оформлению иностранцев на работу. В данном случае, скорее речь идёт о регистрационных и уведомительных процедурах.

Кроме того, следует учитывать, что за не уведомление миграционной службы в надлежащем порядке о трудовых отношениях с иностранными работниками, работодатель может быть привлечён к административной ответственности, которая предусматривает, в том числе, штраф на юридическое лицо до 800 000 рублей (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Таким образом, рекомендуем уведомлять о приёме на работу и увольнении с неё миграционную службу в отношении всех иностранных работников, в том числе граждан указанных в вопросе стран.

В отношении граждан Республики Беларусь можно добавить, что общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4). Поэтому высказывается мнение, что работодателю уведомлять ФМС России о приеме на работу граждан из Беларуси не нужно. Но повторимся, что до получения официальных разъяснений ФМС, менее рискованным будет направление уведомления в случае приема и увольнения и граждан Республики Беларусь.

Новая форма уведомления ФМС утверждена Приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 640

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как принять на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан.

При приеме на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года от 10 октября 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Армения, Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

При этом граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Армения, Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Следует учитывать, что в отношении сотрудников из Республики Беларусь общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4). Поэтому работодателю уведомлять ФМС России о приеме на работу граждан из Беларуси не нужно (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, письма ФМС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751 и от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552). Соответственно, миграционную службу следует уведомить о приеме на работу и увольнении сотрудников – граждан республик Армения и Казахстан.

Сотрудники – граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. А пенсионное обеспечение таких сотрудников-граждан и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

  • информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;
  • справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в пунктах 6–7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

05.02.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль