Может ли сотрудник провести процедуру ликвидации, совмещая должности?

191

Вопрос

В нашей организации три филиала, но они не являютя юр. лицами. Красноглинский, Самарский, Куйбышевский. В Красноглинском филиале не осталось работников, кого-то сократили, других перевели в Самарский филиал. Директора Красноглинского филиала уволили. Может ли работник Самарского филиала - главный инженер (это бывший директор Красноглинского филиала) совмещать должность директора Красноглинского филиала по совместительству, для того, чтобы провести процедуру ликвидации Красноглинского филиала???

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, может.

Статьей 55 Гражданского кодекса РФ определено, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами и, соответственно, не могут выступать по отношению к работникам в качестве работодателя. Они являются обособленными подразделениями юридического лица (организации), расположенного вне места его нахождения.

Статьей 60.1 Трудового кодекса РФ определено, что работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Таким образом, если гражданин РФ, являющийся главным инженером Самарского филиала, заключил договор по совместительству по должности директора Красноглинского филиала, то это будет внутреннее совместительство. Это объясняется тем, что статьей 55 Гражданского кодекса РФ определено, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами и, соответственно, не могут выступать по отношению к работникам в качестве работодателя.

Сможет ли работник выполнять управленческие функции сразу в двух городах, которые удалены друг от друга? Ответ на этот вопрос будет зависеть от организации процесса управления в вашей компании.

Подробно о заключении трудового договора по совместительству см. здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/130/50928/?step=47.

Подробную процедуру ликвидации филиала АО можно найти в доп. материалах.

Подробности в материалах Системы ЮСС:

1. Рекомендации: Как закрыть филиал или представительство АО

Чтобы закрыть (ликвидировать) такие обособленные подразделения акционерного общества, как филиал или представительство, необходимо совершить следующие действия:

принять решение о закрытии филиала (представительства);

уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства);

подготовить филиал (представительство) к закрытию и расформировать штат сотрудников обособленного подразделения;

зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства).

Как принять решение о закрытии филиала или представительства АО

По общему правилу вопрос о закрытии филиала или представительства относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) АО.

Обоснование

Закон прямо не устанавливает, какой орган АО уполномочен принимать решение о закрытии филиала (представительства). Однако анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что по умолчанию таким органом является совет директоров.

Во-первых, именно к компетенции совета директоров относится вопрос о создании филиалов и об открытии представительств (подп. 14 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Во-вторых, совет директоров принимает решение о внесении в устав общества изменений, связанных с ликвидацией филиалов и представительств (п. 5 ст. 12 Закона об АО).

Все это свидетельствует о том, что и само решение о закрытии филиала или представительства уполномочен принимать именно совет директоров.

Однако возможны случаи, когда решение о закрытии филиала (представительства) уполномочен принимать иной орган управления общества.

Так, решение о ликвидации филиала (представительства) принимает общее собрание акционеров, если выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):

число акционеров – владельцев голосующих акций менее 50;

устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Решение о закрытии филиала (решение о закрытии представительства) принимает единолично акционер общества, если (п. 3 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):

все голосующие акции АО принадлежат этому акционеру;

устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (фактически единственный акционер).

Вопрос о закрытии филиала (представительства) относится к компетенции совета директоров

Прежде всего нужно принять решение о созыве заседания этого органа управления. Заседание созывает председатель совета директоров по собственной инициативе либо по требованию (п. 1 ст. 68 Закона об АО):

члена совета директоров;

ревизионной комиссии (ревизора);

аудитора;

исполнительного органа (генерального директора или правления);

иных лиц, определенных уставом.

На заседании совета директоров нужно принять:

решение о закрытии филиала или закрытии представительства;

решение о внесении в устав АО изменений, связанных с ликвидацией филиала или представительства (п. 5 ст. 12 Закона об АО);

решения по иным вопросам, связанным с ликвидацией обособленного подразделения и предусмотренным уставом общества, а также Положением о филиале (Положением о представительстве).

ревизионной комиссии (ревизора);

аудитора;

акционеров (акционера), владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества на дату предъявления требования о проведении собрания.

решение о закрытии филиала (закрытии представительства);

решение о внесении в устав АО изменений, связанных с ликвидацией филиала (представительства), либо решение об утверждении устава в новой редакции;

решения по иным вопросам, связанным с ликвидацией обособленного подразделения. Такие вопросы могут быть предусмотрены уставом общества и Положением о филиале (Положением о представительстве).

Решение по вопросу об утверждении устава в новой редакции (внесении в устав изменений) принимается большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Для принятия решений по остальным вопросам достаточно простого большинства голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО).

Результаты собрания необходимо оформить не позднее трех рабочих дней после его проведения. В частности, нужно составить (ст. 62, 63 Закона об АО):

протокол об итогах голосования (составляется счетной комиссией и подписывается ее членами);

протокол общего собрания акционеров (подписывается председателем собрания и секретарем собрания).

Какие дополнительные решения может понадобиться принять при закрытии филиала (представительства) АО

Общество, решившее закрыть филиал (представительство), должно принять решения по вопросам о ликвидации обособленного подразделения и о внесении соответствующих изменений в устав (п. 6 ст. 5, абз. 10 п. 3 ст. 11, п. 5 ст. 12 Закона об АО). Однако устав АО и Положение о филиале (представительстве) могут предусматривать, что, помимо этих двух решений, нужно принять решения по иным вопросам.

Одним из таких вопросов зачастую является вопрос об утверждении порядка ликвидации филиала (представительства). Так, в Положении о филиале (представительстве) может быть прописан целый комплекс мероприятий, связанных с закрытием обособленного подразделения: назначение ликвидационной комиссии подразделения, обязательное уведомление кредиторов АО, подписавших договоры с руководителем подразделения, и т. д. При этом устав АО может предусматривать необходимость утверждения порядка ликвидации органом общества, принявшим решение о закрытии филиала (представительства). Решение об утверждении такого порядка целесообразно принять одновременно с решениями о закрытии филиала (представительства) и о внесении изменений в устав (например, на одном и том же заседании совета директоров).

Однако может возникнуть ситуация, когда решения по вопросам, связанным с ликвидацией подразделения, потребуется принять через какой-либо промежуток времени после принятия решения о закрытии филиала (представительства). Например, устав может предусматривать правило о том, что ликвидационная комиссия филиала составляет ликвидационный баланс этого подразделения и такой баланс утверждается советом директоров АО. Очевидно, что назначить ликвидационную комиссию и утвердить составленный ею баланс одновременно не удастся. Другими словами, решение об утверждении ликвидационного баланса придется принимать отдельно (к примеру, через два месяца после принятия решения о закрытии подразделения).

Вывод: полный список вопросов, решения по которым понадобится принять при ликвидации филиала (представительства), и дату их рассмотрения можно определить только после анализа устава общества и Положения о филиале (представительстве).

Обязано ли АО, закрывающее филиал или представительство, соблюсти требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ

Нет, не обязано. Правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ и статьи 22 Закона об АО к процедуре закрытия филиала (представительства) не применяются.

Дело в том, что в этих статьях установлен порядок ликвидации юридического лица. Филиалы и представительства юридическими лицами не являются (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об АО). Следовательно, при закрытии филиала (представительства) не требуется:

назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора АО;

публиковать сообщение о ликвидации в органах печати;

письменно уведомлять всех кредиторов АО;

составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;

рассчитываться по долгам с кредиторами;

составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.

Отдельные требования к проведению ликвидации обособленного подразделения могут предусматриваться уставом АО и (или) Положением о филиале (представительстве). К примеру, не запрещено прописать правило о том, что общество назначает ликвидационную комиссию филиала. Однако это не означает, что АО исполняет требования, установленные законом в отношении ликвидируемых юридических лиц. Ведь речь идет не о ликвидационной комиссии юридического лица (органе, необходимом в силу закона), а о ликвидационной комиссии обособленного подразделения (органе, помогающем упростить процедуру закрытия подразделения).

Как уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства) АО

О том, что АО прекращает работать через филиал (представительство), необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения общества (абз. 2 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии филиала (представительства).

Обоснование

Подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что АО обязано сообщить о ликвидируемом филиале (представительстве) в течение трех дней. По общему правилу (т. е. если иное прямо не предусмотрено законом) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.

Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ (далее – приказ № ММВ-7-6/362@).

Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о закрытии филиала (представительства) АО предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Если АО представит такое сообщение позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии филиала или представительства (например, через 10 дней), то инспекция может привлечь общество к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, взыскав штраф в размере 200 руб. Кроме того, на генерального директора может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Как подготовить филиал (представительство) АО к закрытию

Принятие решения о закрытии филиала (представительства) само по себе не свидетельствует о том, что это обособленное подразделение ликвидировано. Такое решение является лишь основанием для совершения комплекса действий, связанных с прекращением деятельности АО через свое подразделение.

Устав АО, Положение о филиале (представительстве), решение о закрытии подразделения могут предусматривать, что процедуру (порядок) ликвидации подразделения устанавливает:

либо орган управления общества (например, генеральный директор путем издания соответствующего приказа или совет директоров непосредственно при принятии решения о закрытии подразделения);

либо руководитель филиала (представительства).

Как правило, полный список мероприятий по подготовке филиала (представительства) к закрытию определяется исходя из конкретной ситуации. Например, если общество арендует помещение, в котором располагается филиал, имеет смысл заранее проанализировать, будет ли такое помещение использоваться обществом после закрытия филиала. Если необходимость в аренде недвижимости отпадет, целесообразно проверить, в каком порядке можно расторгнуть договор аренды. К примеру, если договор предусматривает право арендатора на односторонний отказ при условии уведомления арендодателя за три месяца до прекращения договора, уведомление об отказе имеет смысл направить в ближайшие дни после принятия решения о закрытии филиала.

Влечет ли ликвидация филиала (представительства) АО автоматическое прекращение договорных отношений с контрагентами

Нет, не влечет.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об АО). Следовательно, при закрытии этих обособленных подразделений не возникает обязанности уведомлять кредиторов и рассчитываться с ними по долгам. Другими словами, ликвидация филиала (представительства) не влияет на договорные отношения между АО и его контрагентами.

К примеру, если закрыть филиал, но не провести мероприятия, направленные на расторжение договора аренды помещения, договор продолжит свое действие и АО (арендатор) будет обязано вносить арендную плату. Если общество нарушит обязательство по оплате, оно не сможет доказать правомерность своих действий, сославшись на ликвидацию филиала, находившегося в арендуемом помещении.

Аналогичные правила распространяются и на иные договоры, причем независимо от того, кто такие договоры подписывал – генеральный директор АО или руководитель ликвидированного филиала (представительства).

Пример из практики: суд указал, что ликвидация филиала АО не свидетельствует о прекращении обязательства по оплате товара, приобретенного у поставщика, поскольку стороной договора поставки является не филиал, а само общество

ОАО «В.» (гарантирующий поставщик) заключило с ОАО «Р.» (покупатель) договор поставки электроэнергии. Покупатель не оплатил часть поставленной электроэнергии, в связи с чем ОАО «В.» обратилось в суд с иском о взыскании задолженности.

Ответчик привел довод о том, что филиал, потребивший поставленную электроэнергию, прекратил свою деятельность. Следовательно, прекратилось и обязательство по оплате.

Суд не согласился с таким доводом. По закону филиал не является юридическим лицом (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об АО). Ответственность за деятельность филиала несет создавшее его общество (п. 5 ст. 5 Закона об АО). Таким образом, стороной по договору поставки электроэнергии является не филиал, а ОАО «Р.». Поскольку ответчик не представил доказательств изменения или расторжения договора, а факт потребления энергии подтвержден материалами дела, суд удовлетворил требование истца (постановление ФАС Центрального округа от 31 мая 2011 г. по делу № А14-7983/2010/230/2).

Независимо от сложившейся ситуации при закрытии филиала (представительства) необходимо обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, важно установить, имеет ли филиал (представительство) отдельный расчетный счет. Если такой счет есть, то в связи с прекращением деятельности подразделения его понадобится закрыть. О закрытии счета нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения АО (подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Уведомить инспекцию необходимо в течение семи рабочих дней со дня закрытия счета. Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом № ММВ-7-6/362@.

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о закрытии банковского счета при закрытии филиала или представительства АО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 мая 2014 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о закрытии банковского счета в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

Сообщения подавали в течение семи дней со дня создания счета. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Форма уведомления, направляемого в орган ФСС России, была рекомендована письмом ФСС России от 28 декабря 2009 г. № 02-10/05-13656. Форму уведомления для органа Пенсионного фонда РФ можно было скачать на сайте фонда.

Во-вторых, нужно проверить, состоит ли АО на регистрационном учете в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала (представительства). Признаком того, что общество зарегистрировано в таких органах, является наличие следующих трех условий:

филиал (представительство) имеет отдельный баланс;

филиал (представительство) имеет отдельный расчетный счет;

филиал (представительство) самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.

Если все три условия выполняются, то по месту нахождения ликвидируемого подразделения АО должно подать документы:

в территориальный орган Пенсионного фонда РФ – для снятия с учета в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, а также по обязательному медицинскому страхованию (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

в территориальный орган ФСС России – для снятия с учета в качестве страхователя по двум видам обязательного социального страхования (подп. 1 п. 2, п. 3 и 21 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н; далее – Порядок регистрации в ФСС России):

на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В территориальный орган Пенсионного фонда РФ необходимо подать следующие документы (п. 18 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п; далее – Порядок регистрации в Пенсионном фонде РФ):

заявление о снятии АО с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения обособленного подразделения;

копию решения о закрытии филиала (представительства).

В течение пяти дней с момента представления документов общество снимут с учета в органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения филиала (представительства).

В территориальный орган ФСС России нужно подать заявление о снятии АО с регистрационного учета в территориальном органе ФСС России по месту нахождения обособленного подразделения (п. 23 Порядка регистрации в ФСС России). Кроме того, не помешает представить копию решения о закрытии филиала (представительства).

Обоснование

Обязанность АО – подать заявление о снятии с регистрационного учета. Копию решения о закрытии филиала (представительства) можно представить по своему усмотрению (абз. 3 п. 23 Порядка регистрации в ФСС России). Если АО не приложит такой документ к заявлению, орган ФСС России самостоятельно получит информацию о ликвидируемых подразделениях общества, запросив необходимые сведения у налоговой инспекции (абз. 4 п. 23 Порядка регистрации в ФСС России). Однако во избежание возможных проблем при снятии с учета обществу имеет смысл представить копию решения о закрытии филиала (представительства) вместе с заявлением.

АО будет снято с учета в органе ФСС России по месту нахождения филиала (представительства) в течение 14 дней после представления документов (п. 2 ч. 2 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Как расформировать штат сотрудников филиала (представительства) АО

Поскольку АО прекращает вести деятельность через филиал (представительство), по месту нахождения этого обособленного подразделения ликвидируются рабочие места. В результате возникает задача расформировать штат сотрудников, работающих в подразделении. Решить такую задачу можно двумя способами:

перевести или переместить сотрудников на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ);

уволить сотрудников (ст. 81 ТК РФ).

Перевод на другую работу возможен, если соблюдаются следующие условия (абз. 2 ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ):

сотрудник дает письменное согласие на такой перевод;

изменяется трудовая функция сотрудника и (или) ликвидируемый филиал (представительство) находится в другой местности по сравнению с местом нахождения общества. Под термином «другая местность» понимается местность за пределами административно-территориальных границ населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Например, если ликвидируемый филиал расположен в г. Пскове, а общество зарегистрировано в г. Москве, то продолжить работу в организации сотрудник сможет только посредством перевода.

При переводе сотрудника на другую работу необходимо заключить соглашение об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Согласия сотрудника и оформления дополнительного соглашения к трудовому договору не потребуется в случае перемещения сотрудника. Это возможно при наличии двух условий (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ):

филиал (представительство) находится в той же местности, что и само общество;

условия трудового договора не изменяются.

Если АО (работодатель) не намерено переводить (перемещать) сотрудника подразделения на другую работу либо если сотрудник не согласен на перевод, то отношения между обществом и сотрудником понадобится прекратить. Для этого нужно определить основание расторжения трудового договора (ч. 4 ст. 81 ТК РФ):

в связи с ликвидацией организации (в случае если АО и подразделение находятся в разных населенных пунктах);

в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации (в случае если подразделение расположено в том же населенном пункте, что и общество).

Независимо от того, по какому основанию будет расторгаться трудовой договор, работодателю необходимо письменно уведомить территориальный орган Роструда (далее – орган службы занятости) по месту нахождения филиала (представительства) о возможном увольнении сотрудников ликвидируемого подразделения. По общему правилу это необходимо сделать не позднее чем за два месяца до расторжения трудовых договоров (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – Закон о занятости). Однако при закрытии крупного подразделения минимальный срок для уведомления органа службы занятости может составить не два, а три месяца.

Обоснование

Закон о занятости устанавливает, что если решение о сокращении численности или штата сотрудников может привести к их массовому увольнению, то об этом необходимо уведомить орган службы занятости не позднее чем за три месяца до расторжения трудовых договоров с сотрудниками (п. 2 ст. 25 Закона о занятости).

В Трудовом кодексе РФ предусмотрено, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). Многие действующие соглашения в качестве критериев массового увольнения используют критерии, приведенные в пункте 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного постановлением Совмина – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99. Один из таких критериев – сокращение численности или штата сотрудников в количестве 50 или более человек в течение 30 календарных дней.

Если АО намерено ликвидировать крупное подразделение, которое находится в том же населенном пункте, что и само общество, и где работает 50 или более сотрудников, то возникает высокая вероятность увольнения всех этих сотрудников за достаточно непродолжительный период времени. При этом в отраслевом и (или) территориальном соглашениях может быть указано, что сложившаяся ситуация свидетельствует о массовом увольнении. Следовательно, организация должна будет уведомить орган службы занятости о возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за три (а не за два) месяца до увольнения сотрудников.

Форму уведомления (сообщения) целесообразно посмотреть на сайте территориального органа службы занятости. Если образец уведомления на сайте не приведен, сообщение можно подать в произвольной форме, обязательно указав должность, профессию, специальность (вместе с квалификационными требованиями) и условия оплаты труда каждого конкретного сотрудника.

Увольнение в связи с ликвидацией организации

АО должно персонально и под расписку предупредить каждого сотрудника ликвидируемого филиала (представительства) о том, что его уволят на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Причем предупредить сотрудников нужно не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Целесообразно сделать это в ближайшие дни после принятия решения о закрытии подразделения.

При расторжении трудовых договоров общество должно выплатить каждому сотруднику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, за сотрудником сохранится средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Можно ли уволить сотрудника филиала (представительства) АО до того момента, как истекут два месяца после предупреждения об увольнении

Да, можно.

Работодатель получит право уволить сотрудника филиала (представительства) раньше установленного срока, если будут выполняться следующие условия (ч. 3 ст. 180 ТК РФ):

сотрудник даст письменное согласие на расторжение трудового договора до истечения двух месяцев с момента предупреждения об увольнении;

работодатель выплатит сотруднику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока с момента предупреждения об увольнении.

При этом увольняемый сохранит право на выплаты, перечисленные в части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ.

Увольнение в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации

Работодатель обязан предложить сотрудникам филиала (представительства) иную имеющуюся работу (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Другими словами, даже если общество изначально было намерено уволить сотрудников подразделения, а не переместить их на другую работу, оно все равно должно предложить им вакантные должности, включая вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Расторгнуть трудовой договор с сотрудником удастся лишь тогда, когда у работодателя будут отсутствовать подходящие вакансии либо когда сотрудник откажется занять

Обязано ли АО, увольняющее сотрудников на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, предложить сотрудникам ликвидируемого филиала (представительства) вакансии в других обособленных подразделениях

Это зависит от того, в какой местности расположены такие подразделения.

Если АО имеет филиал, представительство, иное обособленное подразделение в том же населенном пункте, где зарегистрировано само общество, то работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемого филиала (представительства) вакансии, имеющиеся не только по своему юридическому адресу, но и по месту нахождения своих обособленных подразделений в пределах населенного пункта.

Предлагать вакансии в обособленных подразделениях, расположенных за пределами населенного пункта, работодатель обязан, если это предусмотрено в коллективном договоре, соглашении либо трудовом договоре.

Такие правила установлены частью 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

О предстоящем расторжении трудового договора нужно уведомить:

выборный орган первичной профсоюзной организации – в письменной форме, причем не позднее чем за два месяца до увольнения сотрудника, а при вероятности массового увольнения сотрудников – не позднее чем за три месяца до увольнения (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);

увольняемого сотрудника – персонально и под подпись, причем не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

С согласия сотрудника допускается увольнение в более короткий срок. Независимо от даты увольнения работодатель должен выплатить сотруднику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, увольняемый сохранит право на средний месячный заработок в период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Сотрудника, являющегося членом профсоюза, можно уволить только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82, ст. 373 ТК РФ).

Как зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства) АО

Для завершения процедуры ликвидации филиала (представительства) необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения АО об изменениях в уставе, связанных с закрытием обособленного подразделения. Юридическое значение имеет момент уведомления: с такого момента новая редакция устава АО вступает в силу для третьих лиц (п. 6 ст. 5 Закона об АО).

Срок, в течение которого необходимо уведомить инспекцию об изменениях в уставе, законом не предусмотрен. Имеет смысл сделать это уже после того, как будут завершены необходимые мероприятия, касающиеся ликвидации подразделения (например, после закрытия расчетного счета, увольнения сотрудников, расторжения договора аренды). В противном случае (т. е. при уведомлении инспекции в более ранний срок) возникнет ситуация, при которой АО, не имеющее филиалов и представительств, продолжит вести деятельность через обособленное подразделение.

Обоснование

Признаками обособленного подразделения являются (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):

территориальная обособленность, то есть нахождение подразделения по адресу, отличному от юридического адреса организации;

наличие оборудованных стационарных рабочих мест, то есть рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.

Если предположить, что налоговая инспекция зарегистрирует ликвидацию филиала (представительства) непосредственно после принятия решения о такой ликвидации, то возникнет следующая ситуация: АО арендует помещение, в котором оборудованы стационарные рабочие места, но не имеет по этому адресу филиалов или представительств. Налицо признаки того, что АО ведет деятельность через обособленное подразделение. Выходит, общество должно исполнить обязанность по постановке на учет по месту нахождения подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1, 4 ст. 83 НК РФ). Однако это противоречит интересам АО, ведь общество ставило цель прекратить деятельность через филиал (представительство). В результате же такая деятельность, наоборот, формально начинает осуществляться, но уже через обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (через простое обособленное подразделение).

Кроме того, при «поспешной» регистрации ликвидации филиала (представительства) могут возникнуть и иные проблемы. Например, трудовые споры с сотрудниками, работающими в «несуществующем» представительстве, либо совершение операций по счету «несуществующего» филиала.

Безусловно, все перечисленные случаи во многом нелогичны и нуждаются в правовом регулировании. Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве не уделено достаточного внимания вопросам о последствиях, которые влечет за собой «преждевременная» регистрация ликвидации филиалов и представительств.

Чтобы негативных последствий при такой регистрации не возникло, налоговую инспекцию имеет смысл уведомить об изменениях в уставе АО после того, как:

общество прекратит вести какую-либо деятельность через ликвидируемый филиал (представительство);

филиал (представительство) перестанет отвечать признакам обособленного подразделения, перечисленным в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.

В инспекцию нужно представить следующие документы.

Обоснование

Перечень представляемых документов установлен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Этот же перечень приведен в пункте 25 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).

1. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). В роли заявителя выступает генеральный директор или иное лицо, действующее от имени общества без доверенности.

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о внесении изменений в учредительные документы в связи с закрытием филиала (представительства) АО

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для внесения изменений в устав направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо пред&

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль