Каким образом оформлять сверхурочные часы и минуты для водителей?

320

Вопрос

Хотели бы получить помощь по вопросу оформления водителей.у нас в штате водители, работают в графике 2 с 20:00 до 8:00, суммированный учет рабочего времени, но в связи с особенностью работы водителей не всегда они могут закончить рабочий день к 8 утра, в связи с чем случаются небольшие переработки.1. каким образом оформлять сверхурочные часы и минуты? ведь оформить уведомление о привлечении к сверхурочной работе мы не можем, сотрудник в рейсе?2. каким образом происходит табелирование: кол-во рабочих часов в виде разницы между штампами медика о прохождении предрейсового медосмотра и послерейсового медосмотра строго по путевому листу или в виде разницы между временем начала работы, указанном в трудовом договоре (20:00), и временем по штампу прохождения послерейсового медицинского осмотра по путевому листу?3. случаются также недоработки – сотрудник приехал раньше чем окончание его рабочего дня (по плану 8:00). как мы должны его затабелировать- все 11 рабочих часов или по факту отработанных часов по путевому листу?4. если же сотрудник приехал раньше и мы его отпускаем, какое основание мы должны применить для отпуска сотрудника?

Ответ

Ответ на 1 вопрос: Каким образом оформлять сверхурочные часы и минуты? Ведь оформить уведомление о привлечении к сверхурочной работе мы не можем, сотрудник в рейсе?

Сверхурочной считается работа, которую работник выполняет по инициативе работодателя за пределами рабочего дня (смены), а в случае установления суммированного учета рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ).

При привлечении работника к сверхурочной работе необходимо соблюдать определенный порядок, который заключается в следующем. Работодатель должен:

  • запросить письменное согласие работника на выполнение сверхурочной работы (ч. 4 ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют случаи, указанные в ч. 3 ст. 99 ТК РФ (работы, выполняемые для предотвращения катастрофы, аварии и др.);
  • издать приказ о привлечении к сверхурочной работе;
  • произвести учет продолжительности сверхурочной работы (ч. 7 ст. 99 ТК РФ);
  • оплатить сверхурочную работу в повышенном размере или предоставить дополнительное время отдыха (ст. 152 ТК РФ).

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации это невозможно по объективным причинам. Полагаем, следует отметить сверхурочные часы в табеле учета рабочего времени кодом «С» или «04», если Вы применяете унифицированные формы, либо кодом, утвержденным в Вашей организации для обозначения сверхурочной работы. Также нужно будет издать приказ об оплате сверхурочной работы согласно ст. 152 ТК РФ (в произвольной форме).

Ответ на 2 вопрос: Каким образом происходит табелирование: кол-во рабочих часов в виде разницы между штампами медика о прохождении предрейсового медосмотра и послерейсового медосмотра строго по путевому листу или в виде разницы между временем начала работы, указанном в трудовом договоре (20:00), и временем по штампу прохождения послерейсового медицинского осмотра по путевому листу?

Согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, в рабочее время водителя включаются следующие периоды:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следовательно, в табеле нужно отметить как рабочее время с начала предрейсового медосмотра до окончания послерейсового медосмотра.

Ответ на 3 вопрос: Случаются также недоработки – сотрудник приехал раньше, чем окончание его рабочего дня (по плану 8:00). Как мы должны его затабелировать - все 11 рабочих часов или по факту отработанных часов по путевому листу?

В табеле учета рабочего времени нужно отмечать фактически отработанные сотрудником часы (ст. 91 ТК РФ).

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", дата и времени (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра работника, а также время выезда автомобиля с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку вносятся в путевой лист в обязательном порядке.

Постановление Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8 также отмечает, что табель учета рабочего времени нужно заполнять на основании информации, указанной в путевых листах.

При этом Вы не обязаны отпускать водителя раньше, даже если он уже закончил работу.

Ответ на 4 вопрос: Если же сотрудник приехал раньше, и мы его отпускаем, какое основание мы должны применить для отпуска сотрудника?

Таких оснований в законе не предусмотрено. Оформлять отпуск без сохранения зарплаты на такое короткое время не имеет смысла, тем более, что работу сотрудник выполнил, и зарплату заслужил в полном объеме.

Вы имеете полное право оставить сотрудника на работе до окончания рабочего дня. Сотрудник может заниматься своими обычными обязанностями, например, ремонтом автомобиля, или просто ничего не делать до конца рабочего дня – это время включается в его рабочее время и подлежит оплате в полном объеме.

Разумеется, руководство может отпустить сотрудника неофициально (без какого-либо оформления), но в этом случае существует риск, что если водитель получит травму, она будет признана производственной, и ответственность будет нести работодатель.

С учетом сказанного, безопаснее будет оставить сотрудника на работе до окончания его рабочего дня.

Ответ согласован с

Ниной Ковязиной,

заместителем директора департамента

образования и кадровых ресурсов

Минздрава России

06.04.2015

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль