Как посчитать резидент или не резидент граждан белорусси если у них нет трудовой книжки, миграционной карты, печатей в паспорте?

93

Вопрос

Как посчитать резидент или не резидент граждан белорусси если у них нет трудовой книжки, миграционной карты, печатей в паспорте?

Ответ

Ответ на вопрос:

В отношении применения ставки НДФЛ 13 % к доходам, полученным гражданами Республики Белоруссии на территории РФ установленные специальные правила, определенные Соглашением об избежании двойного налогообложения и Протокола к нему.


Также прочитайте о приеме на работу гражданина Белоруссии более подробно.


Так, ставка НДФЛ 13 % применяется с момента заключения с таким лицом трудового договора на срок не менее 183 дней, а не по факту пребывания в РФ (что предусмотрено для иных иностранных граждан).

Основным документом, подтверждающим статус резидента, будет именно трудовой договора или несколько трудовых договоров.

В период нахождения на территории РФ для целей признания гражданина Белоруссии налоговым резидентом включается также иной период, когда он не работал, но находился на территории РФ.

Иностранные граждане (а граждане Белоруссии рассматриваются как иностранные граждане) подлежат миграционному учету по месту пребывания или месту жительства. Соответственно, период нахождения на территории РФ может также подтверждаться данными миграционного учета, что подтверждает и судебная практика.

Подробности в материалах Системы:

ПРОТОКОЛ

от 24 января 2006 года

К СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ

НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО

ОТ 21 АПРЕЛЯ 1995 ГОДА


Статья о Приеме на работу без трудовой книжки поможет вам не допускать ошибок в работе.


Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь,

руководствуясь желанием заключить Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (далее - Соглашение),

согласились о нижеследующих положениях, которые являются неотъемлемой частью Соглашения:

Статья 1

1. С учетом положений статьи 14 Соглашения вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

2. Налоговый режим, установленный в пункте 1 настоящей статьи, применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

3. Если лицо с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве заключает несколько трудовых договоров в другом Договаривающемся Государстве, длительность работы по которым в отдельности составляет менее 183 дней в календарном году, налоговый режим, установленный в пункте 1 настоящей статьи, применяется с даты начала работы по первому трудовому договору, по которому длительность работы в этом другом Государстве, с учетом работы по предыдущим трудовым договорам, составит не менее 183 дней.

4. Документально подтвержденное время нахождения лица с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в другом Договаривающемся Государстве, не относящееся ко времени пребывания в другом Договаривающемся Государстве в связи с работой по найму, включается в общее время нахождения в этом другом Государстве для целей применения налогового режима, определенного в пункте 1 настоящей статьи, и уменьшает требование к продолжительности работы по трудовым договорам при применении пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве работы по найму в другом Договаривающемся Государстве до истечения 183 дней нахождения в другом Договаривающемся Государстве, определяемых с учетом пунктов 3 и 4 настоящей статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом Государстве.

Обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно.

Пени и штрафы в таких случаях не применяются.

Статья 2

1. Договаривающиеся Государства уведомят друг друга в письменном виде по дипломатическим каналам о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Протокола в силу.

2. Настоящий Протокол вступает в силу на следующий день после получения последнего из уведомлений, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Положения настоящего Протокола применяются в отношении доходов, полученных с даты его вступления в силу.

Совершено в г. Санкт-Петербурге 24 января 2006 года, в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Правительство За Правительство

Российской Федерации Республики Беларусь

(Подпись) (Подпись)

˂…˃

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 августа 2009 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налогового статуса физического лица - гражданина Республики Беларусь и сообщает следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Таким образом, налоговый статус физического лица определяется только исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 1 Протокола от 26.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Протокол) вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

Пунктом 2 ст. 1 Протокола налоговый режим, установленный в п. 1 данной статьи Протокола, применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Таким образом, в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1 Протокола равный режим налогообложения граждан России и Белоруссии применяется при условии их нахождения в соответствующем Договаривающемся Государстве не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. При этом для начала налогообложения по одинаковым ставкам не требуется истечения вышеуказанного срока, а требуется лишь наличие трудового договора, предусматривающего длительность работы по найму в течение не менее 183 дней.

Следовательно, размер налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц зависит от того, признается гражданин Республики Беларусь налоговым резидентом Российской Федерации или нет. При этом для граждан Республики Беларусь Протоколом устанавливается особый порядок определения их налогового статуса, в то время как налоговый статус других иностранных граждан устанавливается в зависимости от их фактического пребывания на территории Российской Федерации и не зависит от их намерения относительно срока пребывания в Российской Федерации.

Следует также учитывать, что согласно п. 4 ст. 1 Протокола документально подтвержденное время нахождения лица с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в другом Договаривающемся Государстве, не относящееся ко времени пребывания в другом Договаривающемся Государстве в связи с работой по найму, включается в общее время нахождения в этом другом Государстве.

Таким образом, при определении налогового статуса работника в текущем налоговом периоде организации следует также учитывать документально подтвержденное время его нахождения в Российской Федерации, не относящееся к работе по найму.

В случае несоблюдения условий, установленных п. 1 ст. 1 Протокола, о нахождении в Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, работники организации не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации и их доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению по ставке 30 процентов.

При этом по итогам налогового периода должно определяться фактическое время нахождения работников в Российской Федерации.

Налоговыми резидентами Российской Федерации, как и нерезидентами, могут быть граждане любых государств, в том числе Республики Беларусь и Российской Федерации. То есть граждане Российской Федерации, находящиеся в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации, а их доходы от источников в Российской Федерации будут подлежать налогообложению по ставке в размере 30 процентов.

Таким образом, доходы как граждан Республики Беларусь, так и граждан Российской Федерации подлежат одинаковому налогообложению в Российской Федерации в зависимости от того, являются ли указанные граждане резидентами Российской Федерации, и, соответственно, принцип недискриминации, предусмотренный п. 1 ст. 21 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, не нарушается.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

14.08.2009

˂…˃

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА

от 14 апреля 2011 г. N 03-04-05/6-259, от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудника организации - гражданина Республики Беларусь и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

Пунктом 2 ст. 1 Протокола предусмотрено, что указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в другом Договаривающемся Государстве, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Таким образом, если между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматривающий его нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней, доходы такого сотрудника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

В случае если по итогам налогового периода 2010 г. указанный сотрудник организации будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов от источников в Российской Федерации должен быть удержан организацией - налоговым агентом по ставке 30 процентов.

При этом в отношении доходов, полученных с 1 января 2011 г., в соответствии с положениями п. 1 Протокола организация-работодатель продолжает удерживать налог на доходы физических лиц с доходов сотрудника - гражданина Республики Беларусь по ставке в размере 13 процентов.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

  1. Правовая база
  2. Судебная практика

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2011 г. по делу N А56-10392/2010

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Корабухиной Л.И. и Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества Страховая компания "РОСНО" Виноградовой М.М. (доверенность от 31.01.2011 N 581), Боровковой Н.В. (доверенность от 01.09.2010 N 321) и Алексахиной Р.А. (доверенность от 31.01.2011 N 582), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 Григорьевой М.С. (доверенность от 08.11.2010 N 04/20576), Лукичевой Е.С. (доверенность от 11.03.2010 N 04/06118), Клячевой Т.А. (доверенность от 27.10.2010 N 04/20182) и Волковой Л.А. (доверенность от 24.03.2010 N 04/07032), рассмотрев 01.03.2011 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 и открытого акционерного общества Страховая компания "РОСНО" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу N А56-10392/2010 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Протас Н.И.),

установил:

Кассационная инстанция считает законным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Общество правомерно исчисляло, удерживало и перечисляло в бюджет налог на доходы физических лиц по ставке 13% при выплате доходов указанным работникам - гражданам Республики Беларусь.

Согласно статье 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В зависимости от статуса физического лица Налоговым кодексом Российской Федерации установлены разные ставки налога на доходы физического лица.

Доходы, полученные налоговыми резидентами Российской Федерации в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей на территории Российской Федерации, облагаются на основании пункта 1 статьи 224 НК РФ по ставке 13%.

В отношении всех доходов от источников в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций), применяется налоговая ставка в размере 30% (пункт 3 статьи 224 НК РФ).

В соответствии со статьей 11 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, которые фактически находились на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

С 1 января 2007 года вступили в силу нормы пунктов 2 и 3 статьи 207 НК РФ, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, которыми, в частности, установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно правилу статьи 7 НК РФ, в случае, когда международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В статье 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, ратифицированного Федеральным законом от 10.01.1997 N 14-ФЗ, регламентирован порядок налогообложения доходов, получаемых лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве, в отношении работы по найму в другом Договаривающемся Государстве.

Федеральным законом от 17.05.2007 N 81-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество", вступившим в силу с 02.06.2007, ратифицирован Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанный в городе Санкт-Петербурге 24 января 2006 года.

Пунктом 1 статьи 1 названного Протокола предусмотрено, что с учетом положений статьи 14 Соглашения вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

При этом согласно пункту 4 статьи 1 Протокола документально подтвержденное время нахождения лица с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в другом Договаривающемся Государстве, не относящееся ко времени пребывания в другом Договаривающемся Государстве в связи с работой по найму, включается в общее время нахождения в этом другом Государстве.

Таким образом, при определении налогового статуса работника в текущем налоговом периоде подлежит учету и время его нахождения в Российской Федерации до заключения трудового договора.

Принимая во внимание действующие в 2006 и 2007 годах редакции норм статей 11 и 207 НК РФ, а также положения Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, для признания гражданина Республики Беларусь налоговым резидентом Российской Федерации необходимо установить количество дней пребывания его на территории Российской Федерации.

К документам, на основании которых может быть определен срок пребывания гражданина на территории Российской Федерации, относится, в частности, документ о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно отметкам в паспортах период фактического пребывания Асейкиной А.С., Володиной Т.Ф., Сенденковой О.В. и Коршаковой Т.Г., являющихся гражданами Республики Беларусь, осуществлявших в 2006 - 2007 годах на территории Российской Федерации трудовую деятельность по договорам с Обществом, составил более 183 дней.

Выводы суда соответствуют имеющимся в деле материалам. В силу положений статьи 286 АПК РФ кассационная инстанция не находит правовых оснований для их переоценки. Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильным решение суда, которым признано незаконным оспариваемое решение Инспекции в части предложения удержать из доходов физических лиц и перечислить в бюджет 43 205 руб. налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению Обществом как налоговым агентом, начисления 15 676 руб. пеней и привлечения ОАО СК "РОСНО" к ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания 8 641 руб. штрафа

….

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

С.А.ЛОМАКИН

29.01.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль