Вопрос-ответ по теме
- В каком случае сотрудник не получит пособие при рождении ребенка?
- Сколько рабочих дней длится внеплановая проверка ГИТ?
- Нужно ли проверять лицензию медорганизации, которая выдала работнику больничный?
- Сколько кадровику хранить старый табель?
- Допустимо ли уволить беременную, если истекает срок трудового договора?
Вопрос
Какие виды выплат, доплат (за совмещение, расширение зоны обслуживания, за работу в ночное время и т.д.) входят в минимальный размер оплаты труда? С учетом решения Конституционного суда,, о том что в МРОТ не входит районный коэффициент и северная надбавка.
Ответ
Ответ на вопрос:
Во-первых, районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в особых климатических условия не учитываются в заработной плате, которую сравниваем МРОТ (постановление Конституционного суда от 07.12.2017 № 38-П).
Во-вторых, по общему правилу, иные и компенсационные доплаты и надбавки и все стимулирующие выплаты включаются в заработок, который сравниваем с МРОТ:
(оклад + компенсационные выплаты, за исключением районного коэффициента и климатических надбавок, + стимулирующие выплаты: надбавки, доплаты и премии) ≥ МРОТ
Но в ряде регионов установлен иной, более выгодный работникам принцип, когда компенсационные выплаты, установленные ст. 147, 151 – 154 ТК РФ не учитываются в заработной плате при сравнении с МРОТ. Такой порядок в Москве (Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015;), Санкт-Петербурге (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2017). Если подобный подход закреплен в Вашем региональном соглашении о МРОТ, то следовать надо условиям, более выгодным работникам. Такой вывод можно сделать на основании ст. 133.1 ТК РФ.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Ситуация: Нужно ли учитывать доплаты и надбавки к окладу сотрудника при проверке, соответствует ли его зарплата МРОТ
Да, нужно.
Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Величина федерального МРОТ установлена в размере 9489 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ).
При этом в состав зарплаты (оплаты труда) входят следующие элементы:
основная зарплата сотрудника по тарифной ставке (окладу) – вознаграждение за труд;
компенсационные выплаты (например, доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и т. п.);
стимулирующие выплаты (премии и другие поощрительные выплаты).
Об этом сказано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ.
Исходя из такого определения зарплаты (оплаты труда) можно сделать вывод, что при проверке на соответствие зарплаты (оплаты труда) сотрудника МРОТ нужно учесть доплаты и надбавки к окладу. То есть берется общая сумма оплаты труда (включая вознаграждение за труд, доплаты и надбавки, стимулирующие выплаты), и эта сумма сравнивается с МРОТ. Подтверждает такую позицию Минфин России в письме от 24 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/768, а также Верховный суд РФ в определениях от 23 июля 2010 г. № 75-В10-2, от 21 мая 2010 г. № 8-В10-2 и от 10 сентября 2008 г. № 83-Г08-11. Аналогичную позицию занимают и нижестоящие суды. См., например, апелляционное определение Красноярского краевого суда от 4 февраля 2015 г. № 33-1033/2015.
Внимание: с МРОТ нужно сравнивать только начисления по окладу или тарифной ставке с учетом компенсационных и стимулирующих надбавок, которые предусмотрены системой оплаты труда. Исключение действует для районного коэффициента и надбавки за работу на Крайнем Севере – их начисляйте уже на зарплату. То есть зарплата без районного коэффициента и «северной надбавки» должна быть не меньше регионального или отраслевого МРОТ. Такой порядок актуален и для сотрудников, которые трудятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и для тех, кто работает в особых «несеверных» климатических условиях. Данные выводы – в постановлении Конституционного суда от 07.12.2017 № 38-П.
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
С уважением и пожеланием комфортной работы, Елена Петриченко,
эксперт Системы Кадры