Как водителю проходить стажировку?

675

Вопрос

Возможно принять водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в технологическом процессе и сразу назначить ему стажировку, но наставник у него будет механик по автотранспорту.

Ответ

Ответ на вопрос:

Стажировку нужно организовывать в обязательном порядке. Наставником не может быть механик по автотранспорту (если, конечно, он не выполняет обязанности водителя автомобиля в порядке совмещения). Кроме того, наставник должен соответствовать определенным требованиям.

Стажировка для водителей предусмотрена Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), а также руководящим документом РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986).

Прием на работу водителей осуществляется в несколько этапов.

Этап 1.Проверить на соответствие требованиям.


Подробнее о приеме на работу стажера мы написали в материале по ссылке.


В первую очередь работодатель должен проверить соответствие водителя уровню профессионального образования. Подтвердить его работник может документом об образовании или о квалификации. Напомним, что профессиональные и квалификационные требования к водителям утверждены приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Этап 2.Подтвердить стаж работы.

Далее необходимо уточнить стаж работы водителя, который прописан в трудовой книжке или ином документе в соответствии с ТК РФ. Только после подтверждения соответствия всем требованиям можно проводить собеседование с работником.

Этап 3.Собеседовать водителей.

Собеседование проводится в устной форме. Также работодатель имеет право добавить к устной форме тестирование. Важно отметить, что результаты собеседования необходимо внести в листы собеседования и хранить не менее 5 лет.

Этап 4. Направить кандидата на предварительный медосмотр

Подробнее об этом см. здесь: http://1kadry.ru/#/document/131/83163/?step=17.

Этап 5. Стажировать водителей.

Согласно Приказу № 59 водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Согласно РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проходят стажировку.


О инструкции по охране труда для транспортировщиков читайте подробнее здесь.


Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: ПРИКАЗ МИНТРАНСА РОССИИ от 11.03.2016 № 59

Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

В соответствии с подпунктом 5.2.10.3 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 32, ст.3342; 2006, № 15, ст.1612, № 24, ст.2601, № 52 (ч.3), ст.5587; 2008, № 8, ст.740, № 11 (ч.1), ст.1029, № 17, ст.1883, № 18, ст.2060, № 22, ст.2576, № 42, ст.4825, № 46, ст.5337; 2009, № 3, ст.378, № 4, ст.506, № 6, ст.738, № 13, ст.1558, № 18 (ч.2), ст.2249, № 32, ст.4046, № 33, ст.4088, № 36, ст.4361, № 51, ст.6332; 2010, № 6, ст.650, ст.652, № 11, ст.1222, № 12, ст.1348, № 13, ст.1502, № 15, ст.1805, № 25, ст.3172, № 26, ст.3350, № 31, ст.4251; 2011, № 14, ст.1935, № 26, ст.3801, ст.3804, № 32, ст.4832, № 38, ст.5389, № 46, ст.6526, № 47, ст.6660, № 48, ст.6922; 2012, № 6, ст.686, № 14, ст.1630, № 19, ст.2439, № 44, ст.6029, № 49, ст.6881; 2013, № 5, ст.388, № 12, ст.1322, № 26, ст.3343, № 33, ст.4386, № 38, ст.4821, № 45, ст.5822; 2014, № 12, ст.1286, № 18 (ч.4), ст.2177, № 30 (ч.2), ст.4311, № 30 (ч.2) ст.325, № 37, ст.4974, № 42, ст.5736, № 43, ст.5901, ст.5926; 2015, № 2, ст.491, № 16, ст.2394, № 17 (ч.4), ст.2571, № 20, ст.2925, № 38, ст.5300), № 47, ст.6605, № 49, ст.6976; 2016, № 1 (ч.2), ст.242, № 2 (ч.1), ст.325, № 7, ст.996, 997),
приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Министр
М.Ю.Соколов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 августа 2016 года,
регистрационный № 43042

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минтранса России
от 11 марта 2016 года № 59

Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

1. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Порядок), разработан в соответствии с частью 1 статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 5.2.10.3 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч.1), ст.3; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 27, ст.2878; 2013, № 27, ст.3477.

2. Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - профессиональный отбор, транспортные средства), и их профессионального обучения.

3. Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).

4. Профессиональный отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Соответствие лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (далее - работники), трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами (далее - водители), требованию по наличию у них права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, установленного в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"5_Стажировка водителя. Выбор наставника, подтверждается водительским удостоверением.

5_Стажировка водителя. Выбор наставникаСобрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст.4873; 1999, № 10, ст.1158; 2002, № 18, ст.1721; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 52 (ч.1), ст.5498; 2007, № 46, ст.5553; № 49, ст.6070; 2009, № 1, ст.21, № 48, ст.5717; 2010, № 30, ст.4000, № 31, ст.4196; 2011, № 17, ст.2310; № 27, ст.3881, № 29, ст.4283, № 30 (ч.1), ст.4590, № 30 (ч.1), ст.4596; 2012, № 25, ст.3268, № 31, ст.4320; 2013, № 17, ст.2032, № 19, ст.2319, № 27, ст.3477, № 30 (ч.1), ст.4029, № 48, ст.6165, № 52 (ч.1), ст.7002; 2014, № 42, ст.5615; 2015, № 24, ст.3370, № 29 (ч.1), ст.4359.

6. В соответствии с требованиями статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, результаты которых оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 года, регистрационный № 22111)5_Стажировка водителя. Выбор наставника.

5_Стажировка водителя. Выбор наставникаЗарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 года, регистрационный № 22111, с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 года, регистрационный № 28970), от 5 декабря 2014 года № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 года, регистрационный № 35848).

7. Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 года, регистрационный № 40032) (далее - Квалификационные требования), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.

8. Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным Квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

10. В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).

11. Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет5_Стажировка водителя. Выбор наставника.

5_Стажировка водителя. Выбор наставникаПриказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года № 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2010 года, регистрационный № 18380).

12. В случае подтверждения по итогам собеседования соответствия работников требованиям, указанным в пунктах 5-8 настоящего Порядка, а также выполнения иных требований, установленных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, работники принимаются на работу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
номер стажировочного листа;
фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
дата и время прохождения, количество часов стажировки;
замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью5_Стажировка водителя. Выбор наставника, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

5_Стажировка водителя. Выбор наставникаПриказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 года, регистрационный № 40032).

19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.

20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.

21. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

22. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования, включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

23. Профессиональное обучение работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"5_Стажировка водителя. Выбор наставника и с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 2925_Стажировка водителя. Выбор наставника.

5_Стажировка водителя. Выбор наставникаСобрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч.1), ст.7598; 2013, № 19, ст.2326, № 23, ст.2878, № 27, ст.3462, № 30 (ч.1), ст.4036, № 48, ст.6165; 2014, № 6, ст.562, ст.566, № 19, ст.2289, № 22, ст.2769, № 23, ст.2930, ст.2933, № 26 (ч.1), ст.3388, № 30 (ч.1), ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, № 1 (ч.1), ст.42, ст.53, ст.72, № 14, ст.2008, № 27, ст.3951, ст.3989, № 29 (ч.1), ст.4339, ст.4364, № 51 (ч.3), ст.7241; 2016, № 1 (ч.1), ст.8, ст.9, ст.24, ст.78, № 10, ст.1320.

5_Стажировка водителя. Выбор наставникаЗарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 года, регистрационный № 28395, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 977 (зарегистрирован Минюстом России 17 сентября 2013 года, регистрационный № 29969), от 20 января 2015 года № 17 (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2015 года, регистрационный № 36710) и от 26 мая 2015 года № 524 (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2015 года, регистрационный № 37678).

Кадровая справочная система

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Кадры»




Моментальный ответ от эксперта «Системы Кадры»




Читайте подробнее в свежем номере журнала
    Подробнее о журнале
    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2018 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» – практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта
      возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
      технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ
      № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      ×
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы.
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

      Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

      • Читают статьи с закрытыми материалами
      • Первыми узнают последние кадровые новости
      • Пользуются специальными сервисами

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить преимущества.
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль