Как принять на работу бывшего госслужащего?

74

Вопрос

Что делать если при приеме на работу сотрудник не сообщил, что он бывший гос.служащий, а кадровик не обратил внимание на запись в трудовой книжке? (т.е. трудовой договор заключен в нарушение установленных ФЗ ограничений, касающихся привлечения к трудовой деятельности бывших гос.служащих). Можем ли мы его перевести на другую работу? Или мы должны его уволить (с выходным пособием или без)?

Ответ

При устройстве на новую работу бывшего государственного или муниципального служащего сотрудник обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы, т.к. о заключении трудового договора с таким сотрудником работодатель должен сообщить по последнему месту службы.

Данное правило касается не всех служащих, а только тех, кто отвечает двум условиям:

  • с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;
  • должность служащего включена в специальные перечни.

Об этом говорится в части 2 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

Для федеральных государственных служащих перечень утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557.


Вы узнаете больше о Приеме на работу без испытательного срока, если перейдете в материал.


Для государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих соответствующие перечни разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Такой порядок следует из положений и пунктов 1, 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925.

Кроме того, в ряде случаев необходимо получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно ч.1 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 1 ст. 12.2 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации …, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, согласие комиссии необходимо не всегда, а только если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.

Письмо Минтруда РФ от 30.12.2013 № 18-2/4074 О разъяснении положений статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дает следующие разъяснения по этому вопросу:

«…Необходимо отметить, что принятие решения об обращении в комиссию в целях получения согласия на трудоустройство является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). Несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии оценивает свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, знакомится с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.

В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Обращаем внимание, что данная статья не содержит исключения в виде перечня организаций, по отношению к которым не применяются указанные в ней положения».

Таким образом, если работодатель не уведомил представителя нанимателя госслужащего о заключении с бывшим госслужащим трудового договора, то оснований для расторжения трудового договора в данном случае нет.

Направить сообщение о заключении трудового договора с бывшим служащим нужно в течение 10 календарных дней с момента его заключения.

Но даже если срок пропущен направить такое уведомление необходимо, что не освобождает работодателя от ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, т.к. ответственность может наступить и в случае уведомления о приеме на работу бывшего служащего с опозданием (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2013 г. № 4а-886/13).

Если же трудовой договор был заключен без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, когда такое согласие обязательно, то это влечет прекращение трудового договора.

По поводу основания прекращения трудового договора в данном случае нет единообразной практики.

Трудовой договор может быть расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п.13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, согласно которому трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнение работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. В качестве такого ограничения может являться отсутствие согласие комиссии.

Это подтверждает, например, решение Елизовского районного суда Камчатского края по делу № 2-1640/13 от 13 ноября 2013 года (текст приведен в конце ответа)

В решении суда сделан вывод, что в данном случае трудовой договор не может быть прекращен в связи с нарушением установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы (ст. 84 ТК РФ). В этой ситуации нарушения правил заключения трудового договора не было (все обязанности при его заключении и работником, и работодателем были исполнены).

В то же время есть и другие судебные решения, согласно которым трудовой договор нужно расторгать по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса). См. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 29 июля 2015 г. по делу N 33-3170-2015. Текст приведен в конце ответа.

Если трудовой договор расторгается по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, то увольнение происходит без выплаты выходного пособия.

При этом отметим, что по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника на другую работу, которую он может выполнять с учетом состояния его здоровья.

Соответственно, если у работодателя есть возможность перевести бывшего госслужащего на другую работу, для выполнения которой не требуется согласие комиссии, то можно оформить перевод.

Если трудовой договор расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, то нужно иметь в виду, что в данном случае нарушение правил заключения трудового договора допущено по вине работника (т.к. госслужащий должен обращаться за получением разрешения комиссии), а значит, работодатель не обязан предлагать работнику другую работу и выплачивать выходное пособие. В то же время запрет на перевод на другую работу при увольнении по данному основанию не установлен, в связи с чем при наличии вакансий и согласии работника такой перевод может быть произведен.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Свои особенности имеет прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего. При устройстве на новую работу такой сотрудник обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте службы.

Это правило касается не всех служащих, а только тех, кто отвечает двум условиям:

Об этом говорится в части 2 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

Так, для федеральных государственных служащих перечень утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557. Для государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих соответствующие перечни разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Такой порядок следует из положений и пунктов 1, 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925.

Работодатели могут ознакомиться с соответствующими перечнями должностей государственной или муниципальной службы на официальных сайтах органов федеральной или региональной государственной власти, а также органов местного самоуправления, в которых новый сотрудник ранее проходил службу. Информацию о включении той или иной должности в перечни можно также получить по запросу в федеральных или региональных органах власти или местного самоуправления, в которых сотрудник ранее проходил службу.

Это важно, потому что о заключении трудового договора с таким сотрудником работодатель должен сообщить по последнему месту службы.

Обязательность уведомить может возникнуть и в том случае, если организация привлечет бывшего государственного или муниципального служащего выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовому договору. Направьте уведомление, если одновременно выполняются три условия:

Такие правила установлены в части 4 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 30 января 2015 г. № 18-2/10/П-444.

Направить сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим нужно в течение 10 календарных дней с момента его заключения. Сообщение составляют в произвольной форме с учетом требований из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29. Так, сообщение должно быть:

В самом сообщении укажите:

В зависимости от вида договора, заключенного с бывшим служащим, в сообщении укажите еще ряд данных.

При заключении трудового договора отразите:

При заключении гражданско-правового договора укажите:

Такой порядок предусмотрен в пунктах 3–7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29.

Сообщать о приеме бывших муниципальных или государственных служащих нужно, даже если новая деятельность сотрудника не связана с должностными обязанностями, которые он выполнял по месту службы. То есть характер предстоящей работы никакого значения не имеет, важен сам факт заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим. На это указывают и суды, см., например, постановления Ярославского областного суда от 20 июля 2015 г. № 4А-287/2015, Санкт-Петербургского городского суда от 19 ноября 2013 г. № 4а-1534/13, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 октября 2013 г. № 4А-585/2013.

Основание увольнения со службы также никак не влияет на обязательность уведомления, если соблюдены все остальные условия.

Внимание: если ведомство, в котором работал бывший служащий, ликвидировано, то уведомление направьте правопреемнику.

Внимание: за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего или о заключении с ними гражданско-правового договора предусмотрена административная ответственность (ч. 5 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, ст. 19.29 КоАП РФ).

Ответственность по статье 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях может наступить и в случае уведомления о приеме на работу бывшего служащего с опозданием (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2013 г. № 4а-886/13).

При этом общий срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих составляет 6 лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Это отмечают и суды, см., например, постановления Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2013 г. № 4а-114/2013, Пермского краевого суда от 11 апреля 2013 г. № 44а-270, постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 26 апреля 2013 г. № 4а-227/2013.

Следует отметить, что привлекают к ответственности за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего, как правило, руководителя организации как должностное лицо. Привлечь к ответственности другого сотрудника, например специалиста кадровой службы, могут, только если обязанность по соблюдению законодательства о противодействии коррупции прямо предусмотрена в его трудовом договоре или должностной инструкции (постановление Верховного суда РФ от 13 августа 2013 г. № 67-АД13-6).

Совет: Коммерческие организации редко имеют дело с бывшими служащими. Поэтому специалисты службы персонала часто забывают об уведомлении: пропускают 10-дневный срок или не сообщают вовсе. Есть способ защитить себя от забывчивости и избежать досадных штрафов.

Введите в организации правило: при приеме на работу новых сотрудников в обязательном порядке дайте им заполнить специальное заявление. В нем новичок самостоятельно указывает, работал он на государственной или муниципальной службе или, напротив, не работал.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

  1. Ответ: Как принять на работу бывшего государственного или муниципального служащего
    • с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;
    • должность служащего включена в специальные перечни.
    • с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;
    • должность бывшего служащего включена в специальные перечни;
    • стоимость услуг по заключенному ГПД составляет более 100 000 руб. в месяц.
    • оформлено на бланке организации;
    • подписано руководителем либо другим уполномоченным сотрудником с правом подписи трудовых договоров со стороны работодателя;
    • заверено печатью организации или кадровой службы.
    • фамилию, имя, отчество сотрудника, в том числе прежние данные, если они менялись;
    • число, месяц, год и место рождения сотрудника;
    • должность, которую сотрудник замещал непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы, в соответствии со сведениями из трудовой книжки;
    • полное и сокращенное наименование организации-работодателя.
    • дату и номер приказа о приеме на работу;
    • дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дату начала работы, а также срок действия договора;
    • наименование должности сотрудника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии;
    • должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.
    • дату и номер договора;
    • срок договора, сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг;
    • предмет договора с кратким описанием работы или услуги, а также ее результата;
    • стоимость работ или услуг по договору.
  2. Ответ: В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией

В некоторых случаях бывший государственный или муниципальный служащий может работать в новой организации на основании трудового или гражданско-правового договора только при наличии согласия специальной комиссии.

Это правило действует, если:

  • отдельные функции по государственному управлению новой организацией раньше входили в служебные обязанности бывшего служащего;
  • с момента увольнения со службы прошло менее двух лет;
  • должность бывшего служащего включена в специальные перечни;
  • стоимость услуг по договору составляет более 100 000 руб. – если речь идет о заключении ГПД.

Это предусмотрено в части 1 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

Комиссия рассматривает обращение бывшего служащего о даче указанного согласия в течение семи календарных дней со дня его поступления. О принятом решении комиссия уведомляет бывшего служащего и иных заинтересованных лиц в письменной форме в виде копии или выписки из протокола – в течение одного рабочего дня и в устной форме – в течение трех рабочих дней. Это предусмотрено в части 1.1 статьи 12 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ.

В настоящее время порядок формирования и деятельности специальной комиссии установлен для служащих федерального уровня в Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821. Правила функционирования соответствующих комиссий для региональных госслужащих и служащих органов местного самоуправления утверждают нормативными актами регионального и местного уровня (п. 8 Указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821).

Внимание: если ведомство, в котором работал бывший служащий, ликвидировано, то заявление о получении согласия комиссии служащий направляет правопреемнику.

Внимание: за заключение трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим без согласования специальной комиссии работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 19.29 КоАП РФ).

При этом в законодательстве не установлена обязанность бывшего служащего предъявлять при трудоустройстве решение комиссии, а комиссия в общем случае не обязана направлять свое решение, помимо сотрудника, еще и его потенциальному работодателю. В таких условиях во избежание досадных штрафов специалисту кадровой службы следует быть максимально осторожным при заключении трудового или гражданско-правового договора с человеком, который подпадает под условия, при которых для оформления договора требуется получение специального разрешения.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Дело № 2-1640/13

Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово 13 ноября 2013 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего
судьи Цитович Н.В.
при секретаре Беляевой Я. В.,
с участием помощника прокурора Паламарчук Е. А., ответчика Царькова Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Елизовского городского прокурора к Управлению образования администрации Елизовского муниципального района – Муниципальное Казенное Учреждение, Царькову Денису Александровичу о признании трудового договора заключенного с нарушением требований Трудового Кодекса РФ, ФЗ « О противодействии коррупции», расторжении трудового договора,

У С Т А Н О В И Л:


Елизовский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, ссылаясь на те обстоятельства, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления, в результате которой установлены существенные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции со стороны Управления образования администрации Елизовского муниципального района и Царькова Д. А. 31 августа 2012 года Царьков принят на службу в органы прокуратуры Камчатского края и назначен на должность помощника Елизовского городского прокурора. 03 октября 2011 года назначен на должность заместителя прокурора Карагинского района. 13 августа 2012 года приказом № 222-л уволен из органов прокуратуры и освобожден от должности по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ. 03 июля 2012 года принят на должность начальника юридического отдела Управления образования и с ним заключен трудовой договор. Трудовой договор заключен с Царьков с нарушением ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 ФЗ « О противодействии коррупции», поскольку гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Царьков с заявлением на дачу согласия на замещение муниципальной должности в Управлении образования администрации Елизовского муниципального района не обращался. При этом должность помощника прокурора включена в перечень должностей при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и в его должностные обязанности входили функции государственного управления осуществление надзора за исполнением федерального законодательства и законностью правовых актов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, осуществление надзора за исполнением законов и законностью нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Елизовского района и входящих в него муниципальных образований. В рамках своих полномочий Царьков проводил проверки в отношении Управления образования, подготавливал меры прокурорского реагирования. Просили признать трудовой договор № 24/1 от 07 сентября 2012 года заключенный Управлением образования, администрации Елизовского муниципального района –МКУ с Царьковым заключенным с нарушением требований абзаца 1 ст. 64.1 Трудового Кодекса и части 1 ст. 12 ФЗ « О противодействии коррупции» с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Управление образования администрации Елизовского муниципального района расторгнуть с Царьковым трудовой договор от 07 сентября 2012 года на основании пункта 11 ст. 77 Трудового Кодекса РФ.
В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора Паламарчук Е. А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что для Царьковым необходимо было получить согласие комиссии, поскольку он занимая должность помощника прокурора осуществлял функции государственного управления, им проводились проверки в отношении Управления образования. Трудовой договор заключен без согласия комиссии по урегулированию споров. Царьков готовил проекты мер прокурорского реагирования, направлял требования, где являлся исполнителем.
Ответчик Царьков Д. А. исковые требования не признал и суду пояснил, что прокурором пропущен срок для обращения в суд, так как срок обращения составляет 3 месяца, поскольку в 2012 году прокурору было известно о его работе в Управлении образовании. Функций по управлению в отношении Управления образования он не осуществлял. С момента его перевода с должности помощника прокурора Елизовского городского прокурора истекли два года и оснований для расторжения трудового договора отсутствуют. С октября 2012 года должностные обязанности помощника Елизовского городского прокурора не исполнял, так как был переведен заместителем прокурора Карагинского района. Кроме того его доход составляет менее 100000 руб. и согласие комиссии не требуется. Меры прокурорского реагирования такие как представление, предостережение обязательной силы не имеют.
Представитель Управления Образования Администрации Елизовского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
31 августа 2007 года Царьков был принят на службу в органы прокуратуры Камчатского края и назначен на должность помощника Елизовского городского прокурора. 03 октября 2011 года переведен заместителем прокурора Карагинского района и 13 августа 2012 года уволен из органов прокуратуры Камчатского края (л.д.10).
С 03 сентября 2012 года принят на должность начальника юридического отдела Управления образования администрации Елизовского муниципального района - Муниципальное Казенное Учреждение (л.д.12).
В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. N 557.
Указанный перечень включает в себя должности старшего и помощника прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.
Согласно п. 2 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте работы.
Аналогичная обязанность возложена на работника и ч. 2 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», из которой следует, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
В силу п. 3 ст. 12 Закона, несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Из этого следует, что основанием для расторжения с работником трудового договора является несоблюдение работником обязанности о сообщении работодателю сведений о последнем месте службе.
Трудовой Кодекс РФ не содержит такого основания прекращения трудового договора, как отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Не возлагается и действующим законодательством и обязанности представления бывшим служащим обращения в комиссию.
Вышеперечисленные нормы закона не запрещают заключение трудового договора с бывшим государственным служащим до получения согласия соответствующей комиссии, поскольку согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов дается уже после заключения трудового договора с бывшим государственным служащим и работодатель при его заключении не вправе требовать от бывшего служащего документ, подтверждающий такое согласие.
Таким образом, заключение трудового договора при отсутствии согласия комиссии не может расцениваться как заключение трудового договора с нарушением требование ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 1 ст. 12 ФЗ « О противодействии коррупции».
На основании пункта 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).
Действительно ст. 84 ТК РФ предусматривает такое основание прекращения трудового договора, однако суд полагает, что по данному основанию договор может быть расторгнут, если бывший служащий не сообщил работодателю о замещении им определенной должности.
Как пояснил в судебном заседании ответчик Царьков, при заключении трудового договора он сообщил свое последнее место работы и должность.
В данном случае прекращение трудового договора возможно по обстоятельствам не зависящим от воли сторон по п.13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, согласно которому трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных Трудовым Кодексом РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнение работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. В качестве такого ограничения может являться отсутствие согласие комиссии. Однако требования о расторжении трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ прокурором не заявлялись.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции», под функциями государственного муниципального (административного) управления организацией понимается полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений(лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Осуществление функций государственного управления предполагает в том числе осуществление государственного надзора и контроля.
Вместе с тем суд полагает, что если гражданин осуществлял отдельные функции управления, направленные на неопределенных круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация и при этом гражданин не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты согласие комиссии не требуется.
Согласно должностной инструкции Царькова от 06 ноября 2009 года (л.д. 38-43), помощник прокурора осуществляет надзор за исполнением законов и законностью нормативных и правовых актов представительных органов местного самоуправления Елизовского района и входящих в него муниципальных образований, исполнение бюджетного законодательства на поднадзорной территории, за исполнением федерального законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно должностной инструкции Царькова от 22 июля 2008 года (л.д. 152-157), являясь помощником прокурора в его обязанности входило осуществлять надзор за исполнением законодательства по делам несовершеннолетних и молодежи, материнства и детства органами системы профилактики, органами государственной власти, местного самоуправления, правопорядка, контроля (надзора), из должностными лицами, составлять статистическую отчетность по данному направлению.
Согласно распоряжению № 25-Р от 23 июня 2010 года об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в Елизовского городской прокуратуре (л.д.79-80) ответчик обязан был в соответствии с планами работы, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры края, указаниями вышестоящего прокурора, а также на основании поступивших сообщений проводить проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе.
Суду не представлено доказательств того, что Царьков являясь помощником прокурора, осуществлял отдельные функции государственного управления в данном случае функции государственного надзора непосредственно над Управлением образования, принимал решения обязательные для исполнения.
Доводы прокурора о том, что Царьковым проводились проверки в отношении Управления образования не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств проведения таких проверок суду не представлено.
Представленные суду письменные документы (л.д.172, 177-178, 179,190-193, 194196-197, 200-202), на которых имеются резолюции для Царькова подготовить докладную записку, информацию, не свидетельствуют об осуществлении им функций управления.
Не могут быть приняты судом по внимание и представленные прокурором требования, предостережения адресованные начальнику Управления Образования, поскольку требования были направлены от имени и.о. прокурора Янина А. И., Елизовского городского прокурора Саксина В. В. Царьков в них указан как исполнитель, который изготавливал текст документа.
Доводы Царькова о том, что прокурором пропущен срок обращения в суд, так как истекли три месяца не состоятельны, поскольку указанные в статье 392 ТК РФ сроки установлены для работника и работодателя при обращении в суд работника за разрешением индивидуального трудового спора, а для работодателя по спорам о возмещении ущерба.
С 03 октября 2011 года Царьков занимал должность заместителя прокурора Карагинского района, то есть начиная с 03 октября 2011 года изменились трудовые функции, а также должностные обязанности, что позволяет суду сделать вывод о том, что с момента его перевода с должности помощника Елизовского городского прокурора на момент рассмотрения дела истек установленный законом 2-хлетний срок, в течение которого требуется получение согласие комиссии для замещения должности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований заместителю Елизовского городского прокурора к Управлению образования администрации Елизовского района- Муниципальное Казенное Учреждение о признании трудового договора № 24/1 от 07 сентября 2012 года заключенный Управлением образования администрации Елизовского муниципального района с нарушением требований абзаца 1 статьи 64.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона « О противодействии коррупции» с момента вступления решения в законную в силу, возложении обязанности на Управление образования администрации Елизовского муниципального района – Муниципальное Казенное Учреждение расторгнуть с Царьковым Денисом Александровичем трудовой договор на основании пункта 11 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме- 20 ноября 2013 года.
Судья Н. В. Цитович

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июля 2015 г. по делу N 33-3170-2015

Докладчик Савельева Г.В.

Судья Кириллова С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Лысенина Н.П.,

судей Савельевой Г.В. и Агеева О.В.,

при секретаре И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора гор. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах муниципального образования - администрации города Новочебоксарска к Х., обществу с ограниченной ответственностью "..." о прекращении действия трудового договора, поступившее по апелляционной жалобе ответчицы Х. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 мая 2015 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Прекратить действие трудового договора N от 24 июля 2014 года, заключенного между ООО "..." и Х., по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации, с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Савельевой Г.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах муниципального образования - администрации города Новочебоксарска обратился в суд с иском к Х. и ООО "..." о прекращении действия трудового договора.

Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в части соблюдения требований по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе установлено, что Х., замещавшая до 23 июля 2014 года должность муниципальной службы <должность> Республики, при наличии конфликта интересов без согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, приказом от 24 июля 2014 года была принята на должность <должность> в ООО "...". Во время прохождения муниципальной службы 17 августа 2012 года Х. принимала участие в проверке законности рекультивации земельного участка ООО "...", где по результатам данной проверки за нарушение экологических требований и создание реальной опасности экологической безопасности руководитель ООО "..." привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Отсутствие согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов исключает возможность продолжения работы Х. в ООО "..." в качестве <должность>. Прокурор просил прекратить действие трудового договора от 24 июля 2014 года N, заключенного между Х. и ООО "..." по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Старший помощник прокурора Фуражников А.Ю. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, ранее в судебном заседании исковые требования поддерживал.

Ответчица Х. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования не признавала по доводам, изложенным в письменном возражении.

Представитель ответчика ООО "..." П. исковые требования не признал, представил суду письменное возражение, в котором сообщил об отсутствии конфликта интересов и личной заинтересованности Х.

Представитель третьего лица администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное ответчицей Х. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В суд апелляционной инстанции явились прокурор Ишмуратова Л.Ф., ответчица Х. и представитель ответчика ООО "..." П., остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с 20 сентября 2010 года по 23 июля 2014 года Х. занимала должность муниципальной службы <должность>, с 24 июля 2014 г. была принята на работу в ООО "..." на должность <должность>.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса)

Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Х. замещая должность <должность>, включенную в соответствующий перечень, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имела право замещать должность в ООО "..." только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поскольку такого согласия при поступлении на работу истица не получала, несоблюдение указанной процедуры исключает возможность продолжения указанной работы, и трудовой договор, заключенный 24 июля 2014 года между ООО "..." и Х., подлежит прекращению.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Обжалуя решение суда, ответчица Х. ссылается на то, что обязательное получение согласия комиссии требуется при наличии двух условий: включения должности муниципальной службы в соответствующий перечень должностей и осуществление отдельных функций муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы. Должность, которую она замещала в период работы в администрации гор. Новочебоксарска, включена в реестр должностей муниципальной службы в городе Новочебоксарске, однако отсутствует второе условие - осуществление отдельных функций муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Приложением 1 Закона Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике" установлен реестр должностей муниципальной службы в Чувашской Республике.

Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06 ноября 2008 года N С 51-4 утвержден Реестр должностей муниципальной службы и об установлении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в городе Новочебоксарск.

Должности ведущего специалиста-эксперта, главного специалиста-эксперта (старшие должности муниципальной службы) включены в данный Перечень, что ответчицей Х. не оспаривается.

Она не согласна с выводом суда о необходимости получения согласия комиссии при трудоустройстве в ООО "...", поскольку она не осуществляла отдельные функции муниципального управления в отношении данной организации во время прохождения муниципальной службы.

Согласно должностной инструкции <должность>, утвержденного главой администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 01 ноября 2008 года, в обязанности Х. входили, в том числе: организация работ по учету, расчетам и проверке платежей за негативное воздействие на окружающую среду; подготовка заключения и условия природопользования по инвентаризации источников негативного воздействия на окружающую среду, нормированию в области охраны окружающей среды, проектной документации при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов; участвовать в проведении расследований технологических неполадок, аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности; определять размер вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; рассматривать и готовить решения о запрещении ввоза (транспортировки) на территорию местного самоуправления города Новочебоксарска, а также транзит (дальнейшую транспортировку) загрязняющих веществ в виде изделий, материалов, сырьевых ресурсов, отходов производства и потребления, осуществляемых с нарушением нормирования в области охраны окружающей среды; разрабатывать проекты, программы, планы, прогнозы; проекты распоряжений, постановлений, решений местного самоуправления города Новочебоксарска по охране окружающей среды и экологической безопасности; организовывать и принимать участие в организации и развитии системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры. Главный специалист-эксперт имел следующие полномочия: знакомиться с документами, касающимися вопросов отдела экологической безопасности администрации города Новочебоксарска; вносить предложения по совершенствованию деятельности отдела экологической безопасности администрации города Новочебоксарска; посещать в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей соответствующие предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; осуществлять контроль в отделе согласно ГОСТР ИСО 9001-2001.

Согласно Соглашения от 12 мая 2012 года, заключенного между администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики, автономным учреждением Чувашской Республики "НИИ" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ООО "...", стороны договорились о сотрудничестве по проведению технической рекультивации Ивановского карьера суглинков для последующего использования в соответствии с Градостроительным планом Новочебоксарска.

В рамках реализации данного Соглашения, в том числе, Администрация города Новочебоксарска обеспечивает ООО "..." возможность проведения работ, в том числе, возможность использования строительных отходов предприятий города для выполнения работ по технической рекультивации; ООО "...", в свою очередь, выполняет работы по рекультивации Ивановского карьера суглинков в соответствии с рабочим проектом и требованиями действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и иных нормативов и стандартов; ежеквартально информирует Администрацию и Учреждение о ходе выполняемых работ.

Согласно справке от 17 августа 2012 года Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием заместителя начальника отдела государственного экологического надзора, лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО1, главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск ФИО2 и с в присутствии <должность> Х., директора ООО "НПО Экология" ФИО3, проведена проверка законности деятельности по рекультивации земельного участка (оврага), расположенного между <адрес>), а также использование данного земельного участка под складирование отходов. В ходе проверки установлено, что на данной территории земельного участка проводятся работы по рекультивации с использованием отходов производства потребления силами ООО "...".

Результатом проверки стало привлечение должностного лица - директора ООО "..." ФИО3. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере... рублей. Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 16 января 2013 года данное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО "..." в период работы Х. в администрации города Новочебоксарска на должности главного <должность>, находилось в прямом подчинении Администрации города Новочебоксарска, так как выполняло работы по рекультивации Ивановского карьера суглинков, расположенного на территории муниципального образования - администрации города Новочебоксарска, и было обязано ежеквартально информировать Администрацию и Учреждение о ходе выполняемых работ.

Х., замещавшая должность муниципальной службы <должность> выполняла отдельные функции муниципального управления в отношении ООО "...", в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы она имела право работать в организации, куда она трудоустроилась, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В комиссию за получением согласия на трудоустройство в ООО "..." она не обращалась, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании трудового договора между Х. и ООО "..." заключенным с нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение Х. указанных требований влечет прекращение заключенного ответчиками трудового договора по основаниям п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы Х. об отсутствии у нее обязанности обращения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов основаны на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку порядок обращения муниципального служащего за получением согласия на трудоустройство в случаях, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, установлен нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно сослался на должностную инструкцию <должность>, поскольку указанную должность она не занимала, а отдел экологической безопасности исключен из структуры администрации города решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 октября 2009 года, не влияет на существо спора, поскольку с 2009 г. "отдел экологической безопасности" стал именоваться "сектором экологической безопасности", и каких-либо доказательств изменения трудовых функций в связи с изменением названия подразделения ответчицей не представлено.

Доводы жалобы о том, что при проведении проверки законности рекультивации земельного участка, расположенного между <адрес> она в ней не участвовала, а лишь присутствовала, также не влияют на существо спора по вышеуказанным судом доводам.

Все остальные доводы жалобы об отсутствии каких-либо доходов или личной заинтересованности могут учитываться комиссией при разрешении заявления о даче согласия на работу.

Судебные инстанции не могут выполнять функции, возложенные на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, и при вынесении решения суд исходит лишь из нарушения предусмотренной процедуры трудоустройства бывших муниципальных служащих.

Обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы Х.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчицы Х. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 мая 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Н.П.ЛЫСЕНИН

Судьи

Г.В.САВЕЛЬЕВА

О.В.АГЕЕВ

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль