Для каких должностей в спортклубе предусмотрено обязательное применение профстандартов?

164

Вопрос

Обязательно ли применение проф.стандарта "Тренер" для тренерского состава частного спортивного клуба? Или он будет носить только рекомендательный характер? Изменится ли что-либо, если в клубе будут заниматься подростки (до 18 лет)? Для каких должностей в спортклубе предусмотрено обязательное применение проф.стандартов?

Ответ

Ответ на вопрос:

  1. Профессиональные стандарты обязательны для всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, но в отношении отельных профессий и должностей (п. 7 Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253)
  2. Для тренеров профстандарты обязательны.

О применении профстандарта педагога дополнительного образования читайте подробнее здесь.


Согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профстандарты будут обязательными лишь частично (в том числе и для коммерческих организаций).


ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии сТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Для тренеров ст. 351.1 ТК РФ установлены определенные ограничения (при работе с несовершеннолетними), а, значит, применение профстандартов обязательно.

Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

То есть профстандарты обязательны для всех тренеров.

Но, как мы полагаем, следуя из Вашего вопроса: у Вас частный спортивный клуб, в связи с чем Ваши тренеры, скорее всего, не работают с профессиональными спортсменами.

Тогда их должности нужно переименовать согласно Приказу Минтруда России от 08.09.2014 N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист". Но в любом случае при работе с несовершеннолетними требования стандарта носят обязательный характер.

Также учтите, что ЕКС и ЕКТС не отменены в связи с введением профстандартов. Данными документами работодатель вправе пользоваться наравне с профстандартами (как до их принятия, так и после). См. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

То есть Вы можете продолжать пользоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" (приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н). Согласно данному приказу лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

См. также Информацию Минспорта России "Ответы на вопросы, наиболее часто поступающие в Минспорт России в период проведения модернизации системы подготовки спортивного резерва" по данному вопросу в доп. материалах.

В случае, если требования профстандарта обязательны, а работники не соответствуют им, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства РФ (ст. 5.27 КоАП РФ).

Также посмотрите материалы: http://1kadry.ru/#/document/189/443135/?step=3, http://1kadry.ru/#/document/189/448139/?step=4, http://pril-kdelo.ru/article.aspx?aid=445707.

Все профессиональные стандарты также размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России на сайте profstandart.rosmintrud.ru.

Полный перечень профстандартов (утвержденных на настоящий момент времени) можно посмотреть и у нас в системе: http://www.1kadry.ru/#/document/117/16367/?step=7.

Списки пополняются по мере разработки профстандартов.

Если профстандарта нет, но требования к той или иной должности закреплены в законе, то нужно руководствоваться законом и продолжать пользоваться квалификационным справочником (ст. 57 ТК РФ, письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253)

Если требования к квалификации предусмотрены только квалификационным справочником, и более нигде в законодательстве таких требований нет, то профстандарты применять не обязательно.

В связи с чем мы рекомендуем:

- провести орг. работу: издать Приказ о создании рабочей группы по внедрению профстандартов (образец) и утвердить План-график внедрения профстандарта (образец)

- привести наименований профессий и должностей работников в соответствие с проф. стандартом или квалификационным справочником (о переименован должности: http://www.1kadry.ru/#/document/131/4876/?step=2);

- сверить с ЕКС и проф. стандартом функциональные обязанности работника;

- оценить соответствие работника квалификационным требованиям. Возможно организовать проведение аттестации ранее принятых работников на предмет их соответствия выполняемой работе (об аттестации: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51135/?step=4);

- подготовить план повышения квалификации работников, а для кого-то и переподготовки в соответствии с требованиями стандарта (Вам может быть полезен материал: Повышение квалификации за счет работодателя. Когда компания вправе взыскать расходы с работника).

См. также Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" по данному вопросу.

Также Вам будет интересен материал: http://www.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/184/4723//?step=1.

Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2016 г.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Вероника Шатрова,

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

2. Правовая база:

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОТВЕТЫ

НА ВОПРОСЫ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПОСТУПАЮЩИЕ В МИНСПОРТ РОССИИ

В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

1. Вопрос: "Проконсультируйте, пожалуйста, по вопросу применения приказа Минтруда России от 07.04.2014 N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер". Какие должности включать в штатное расписание организации?".

Разъяснение Минспорта России:

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено обязательное условие в трудовом договоре с работником, как трудовая функция, включающая в себя работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности и конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Поэтому при приеме работника на должность, ее наименование, размер оклада и другие условия должны содержаться в штатном расписании работодателя.

Штатное расписание составляется в унифицированной форме Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" и утверждается распорядительным актом самой организации (приказом директора).

Для наименования должностей, включаемых в штатное расписание, возможно воспользоваться профессиональными стандартами, а также следующими ведомственными приказами:

1) для физкультурно-спортивных организаций (в соответствии с пунктом 30 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКСД), раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" (приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н, зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054);

2) для образовательных организаций (в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКСД), раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, зарегистрирован Минюстом России 06.10.2010, регистрационный N 18638).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 утверждена Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, на которых распространяются положения главы 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников" ТК РФ.

Работники, занимающие должности "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель" в образовательной организации, в том числе в детско-юношеской спортивной школе и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва, являются педагогическими работниками, так как указанные должности предусмотрены в указанном постановлении.

Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (пункт 6 статьи 33) установлено, что образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.

Таким образом, организации дополнительного образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности за счет средств соответствующего бюджета реализуют следующие программы, в основе которых лежит тренировочный процесс:

дополнительные общеразвивающие программы (только на спортивно-оздоровительном этапе);

дополнительные предпрофессиональные программы (в соответствии с федеральными государственными требованиями, утвержденными приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730);

программы спортивной подготовки (в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки).

Функциональные обязанности тренера-преподавателя установлены профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным приказом Минтруда России от 07.04.2014 N 193н (зарегистрирован Минюстом России 10.07.2014, регистрационный N 33035) и включают в себя осуществление тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки (обобщенные трудовые функции A - E). Тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, являясь педагогическими работниками, могут привлекаться как к реализации образовательных программ, так и к реализации программ спортивной подготовки.

В соответствии с пунктами 10, 10.5 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522) (далее - приказ Минспорта России N 1125) образовательная организация (в том числе, спортивная школа) обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися и осуществляет планирование участия педагогических работников и (или) других специалистов, участвующих в реализации образовательных программ и программ спортивной подготовки. Таким образом, реализация программ спортивной подготовки должна включаться в основные обязанности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя.

Образовательные организации должны привести в соответствие с профессиональным стандартом "Тренер" должностные инструкции и трудовые договоры с работниками, занимающими должности "тренер-преподаватель", "старший тренер-преподаватель". При этом, в рамках определения функциональных обязанностей указанных работников, а также с учетом требований к квалификации работника по обобщенным трудовым функциям, возможно распределение тренерского состава по этапам (периодам) подготовки, например, установить функционал тренеру-преподавателю только на определенные этапы подготовки (спортивно-оздоровительный, начальной подготовки), что содержится в обобщенных трудовых функциях A и B профессионального стандарта "Тренер", а в локальном акте (например, "Положении об оплате труда", "Положении о материальном стимулировании работников") предусмотреть стимулирующие доплаты и надбавки за сохранение контингента и передачу его на тренировочный этап (этап спортивной специализации). Возможны и иные варианты организации труда тренерского состава, в том числе и на основе бригадного метода работы.

Для разработки локальных нормативных актов образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, предлагается также использовать Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (письмо Минспорта России от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработанной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2015, регистрационный N 36204) для тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) - 18 часов в неделю. Общая продолжительность работы (нормируемая и ненормируемая части) для педагогических работников устанавливается в размере не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 333 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 4 приложения к приказу Минспорта России N 1125 составляющими образовательной деятельности являются перечисленные в указанном пункте формы организации тренировочного процесса, в том числе: тренировочные занятия с группой (подгруппой), индивидуальные тренировочные занятия и иные. По смыслу данной нормы нагрузку тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя по программам спортивной подготовки следует учитывать в нормируемой части в соответствии с тарификацией работника. То есть, независимо от того, какую программу (образовательную или спортивной подготовки) реализует тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, расчет педагогической нагрузки, тарификация и оплата труда должны быть единые.

При составлении штатного расписания организации следует также учитывать, что отнесение должностей работников к определенной категории в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" производится строго в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.11.2014 N 671 "Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики".

2. Вопрос: "В ранее действовавших документах Госкомспорта СССР было установлено: ставка тренера-преподавателя для ГНП 18 часов, соответственно 0,5 ставки - 9 часов, а для УТГ - 24 часа, соответственно 0,5 ставки - 12 час. Как сейчас высчитывается совместительство для тренера и других педагогических работников спортивных организаций? Сколько часов тренерской нагрузки может иметь директор и заместитель директора спортивной школы? Раньше администрации школы разрешалось вести только не более 12 часов педагогической нагрузки".

Разъяснение Минспорта России:

Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулируются особенности труда лиц, работающих по совместительству. В то же время статьей 282 ТК РФ определено, что для педагогических работников могут устанавливаться дополнительные особенности регулирования их работы. Во исполнение данных указаний издано Постановление Минтруда Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (зарегистрировано Минюстом России 07.08.2003, регистрационный N 4963), в котором устанавливается следующее:

а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;

Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе, например, выполнение старшими тренерами-преподавателями обязанностей по заведованию отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся.

В отношении руководителя организации, в том числе директора учреждения, действует порядок, установленный статьей 276 ТК РФ, в которой указано, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

В отношении внутреннего совместительства или совмещения, так как решение должен принимать сам директор в отношении себя или заместителя директора по оказанию данной услуги учреждению, то данные действия подпадают под действие статьи 27 (Конфликт интересов) Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в силу которой необходимо сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя).

Таким образом, в отношении любых объемов работы по совместительству или совмещению директор учреждения и его заместитель должны получить согласие своего учредителя.

Других ограничений, в том числе для учредителя по максимальным объемам, которые он может разрешить руководителю, заместителю руководителя учреждения, не установлено.

3. Вопрос: "Работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе и имею внутреннее совмещение по должности "тренер-преподаватель". Директор не выплачивает мне стимулирующую часть к заработной плате по двум должностям, а предлагает определиться только за что-то одно (или как завуч, или как тренер). В нашем Положении о стимулировании есть критерии для оценки как завуча, так и тренера. Прав ли директор?".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Таким образом, если локальными нормативными актами организации, либо трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) с работником предусмотрены выплаты стимулирующего характера за достижение определенных результатов в работе или при наличии ранее достигнутых показателей, то они должны устанавливаться и выплачиваться работнику независимо от того, как он осуществлял эту работу (основная деятельность, совместительство, совмещение). В то же время необходимо учитывать, что оценка вклада конкретного работника в данный показатель определяется руководителем (если иное не установлено локальным нормативным актом организации или трудовым договором с работником). То есть руководитель вправе определить, насколько именно работа, как в данном случае, заместителем по учебно-воспитательной работе и (или) тренером повлияла на достижение конкретного результата и обосновано ли установление стимулирующей выплаты. В установлении данных выплат основным критерием должна являться объективность - за одну и ту же работу работника нельзя стимулировать дважды. Разумнее, не создавая конфликта интересов, ограничиться стимулирующей выплатой по предложению руководителя один раз, за результат, который больше устраивает работника.


Более подробно о доплатах мастерам спорта вы можете узнать в статье.


Рекомендация - прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору порядок установления стимулирующих выплат конкретному работнику, осуществляющему совмещение при определенных результатах (в рамках эффективного контракта).

4. Вопрос: "Если работник уволился, а потом через какое-то время вернулся на работу, имеет ли он право на надбавку за обеспечение высококачественного тренировочного процесса с 01.01.2015 года за результат, показанный воспитанниками в 2014 году при условии, что состав воспитанников с 2012 года не изменялся. В Положении об оплате труда руководителей учреждений этот момент не оговаривается, а в Положении об оплате труда работников учреждения сказано, что вновь прибывший работник имеет право на надбавку по истечении года работы".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии с практикой делового оборота при установлении стимулирующих надбавок, в том числе за результативность работы, прежде всего должно учитываться, принимал ли непосредственно участие и в каком объеме данный работник в достижении предусмотренных показателей (результата), а не по формальным признакам.

В представленном вопросе нет ясности в том, что указанный работник (из-за перерыва в работе) принимал непосредственное участие в достижении каких-либо показателей (результатов), а из обращения не понятно, как его предыдущая работа повлияла на достижение результата. Таким образом, без экспертной оценки профессионального сообщества (тренерского совета, например) устанавливать надбавку вновь пришедшему на работу тренеру-преподавателю не представляется возможным.

Необходимо также учитывать, что вопросы установления и выплаты стимулирующих надбавок и доплат отнесены к компетенции самой организации и должны производится в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами, принятыми в организации, а при использовании формы эффективного контракта - в соответствии с трудовым договором с указанным работником.

5. Вопрос: "Можно ли внести положение о квалификационных категориях для тренеров и администрации в Положение об оплате труда организации, осуществляющей спортивную подготовку, которая не является образовательной организацией".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации характеристика квалификации определяется профессиональным стандартом.

Возможность установления внутридолжностных категорий по должностям тренер, инструктор-методист (и другие сходные должности) предусмотрены утвержденными Минтрудом России профессиональными стандартами "Тренер" и "Инструктор-методист".

В соответствии с пунктом 6 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 N 37 Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации.

В настоящее время по отрасли физическая культура и спорт на федеральном уровне не устанавливаются единые обязательные требования к порядку организации и проведения аттестации работника на предмет установления внутридолжностных категорий работникам. Данный вопрос может быть урегулирован законодательством субъекта Российской Федерации, если это не будет ухудшать положение работника относительно норм, установленных федеральным законодательством.

Например, субъект Российской Федерации вправе установить какие-либо надбавки (доплаты) работникам за счет бюджета субъекта Российской Федерации за определенную категорию и установить соответствующий порядок ее присвоения.

Непосредственно организация на основании так называемых "корпоративных норм" может устанавливать порядок присвоения категорий только при отсутствии такого порядка в субъекте Российской Федерации. Необходимо учитывать, что ввиду отсутствия обязательности прохождения аттестации работниками отрасли физической культуры и спорта, установленной действующим законодательством (в отличие от педагогических работников), признаваться и учитываться в системе оплаты труда самостоятельно присвоенные организацией квалификационные категории будут только в данной организации. При этом важным условием является финансирование указанных расходов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, а не за счет государственного (муниципального) задания и иных бюджетных поступлений.

Порядок прохождения аттестации работников организации должен найти отражение в локальных нормативных актах организации - Коллективном договоре, Положении об оплате труда, Положении об аттестации работников и других (например, Положении о приносящей доход деятельности в части, предусматривающей расходование заработанных средств).

6. Вопрос: "Можно ли убрать спортсменов-инструкторов со ставок в штатном расписании и поставить их на стипендии".

Разъяснения Минспорта России:

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Пункт 6 части 2 указанной статьи федерального закона предусматривает такой вид стипендии, как стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение.

Если организация, осуществляющая спортивную подготовку, не осуществляет образовательный процесс, то она может установить как юридическое лицо стипендии и выплачивать их (но не за счет государственного задания) спортсменам (спортсменам-инструкторам) взамен заработной платы только в случае направления данных спортсменов на обучение в образовательные организации.

Следует также учитывать, что в соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) как вид дохода физических лиц только стипендии обучающихся, перечисленные в пункте 11 указанной статьи, а также стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в случае если субъект Российской Федерации, либо уполномоченный на это им его орган установит стипендии для спортсменов, то организация, осуществляющая спортивную подготовку, сможет их выплачивать только в случае наделения его в Уставе полномочиями по выплате указанных публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

7. Вопрос: "Может ли муниципальная спортивная школа реализовывать программу спортивной подготовки за пределами Российской Федерации?".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии с частью 5 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организации, осуществляющие спортивную подготовку, за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, вправе реализовать программы спортивной подготовки за пределами Российской Федерации в случае, если программами спортивной подготовки предусмотрено проведение спортивных мероприятий за пределами Российской Федерации.

Пункт 4 приказа Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522) определяет особенности осуществления образовательной деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе устанавливает такие формы организации тренировочного процесса, как участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях; инструкторская и судейская практика.

В приказе Минспорта России от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30530) не содержатся какие-либо требования к масштабу и уровню спортивных соревнований.

Федеральные стандарты спортивной подготовки содержат требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки. В настоящее время ни одним из утвержденных Минспортом России стандартов каких-либо особых требований по уровню или масштабу соревнований не установлено.

В соответствии с общепринятой нормой План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенный в федеральные стандарты спортивной подготовки, формируется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, организация, осуществляющая спортивную подготовку, в том числе являющееся муниципальным или государственным учреждением дополнительного образования, вправе направлять занимающихся для участия в официальных спортивных соревнованиях международного и всероссийского уровней за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, при условии, что участие в указанных спортивных соревнованиях предусмотрено реализуемыми в организации образовательными программами или программами спортивной подготовки.

8. Вопрос: "Может ли администрация УОР планировать набор с учетом численности обучающихся в учебной группе менее 25 человек (15, 20) со ссылкой на приказ Минспорта России от 27.12.2013 N 1125?".

Разъяснение Минспорта России:

При планировании набора обучающихся в учебные группы по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта необходимо в том числе руководствоваться приказом Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31522).

В пункте 19.6 приложения к указанному приказу установлено, что численность обучающихся в учебной группе в профессиональной образовательной организации устанавливается в соответствии с ее локальными нормативными актами:

а) 8 - 15 человек по основным общеобразовательным программам;

б) 4 - 8 человек по образовательным программам среднего профессионального образования.

Комплектование учебных групп свыше указанной численности будет являться нарушением требований к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.

Таким образом, профессиональной образовательной организации необходимо разработать и принять с учетом мнения представительных органов обучающихся локальный нормативный акт, устанавливающий численность обучающихся в учебных группах по основным общеобразовательным программам (при наличии) и образовательным программам среднего профессионального образования в пределах вышеуказанной численности, установленных пунктом 19.6 приложения к указанному приказу.

9. Вопрос: "Возможно ли создание Спортивно-тренировочного центра (СТЦ) на базе учреждения среднего профессионального образования (СПО), не проводящего подготовку специалистов в области физической культуры и спорта? Если возможно, то какова система его финансирования?".

Разъяснение Минспорта России:

Законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений по организации физкультурно-спортивной и спортивно-тренировочной деятельности на базе любой организации, в том числе являющейся профессиональной образовательной организацией и имеющей соответствующую материально-техническую базу (спортивные сооружения). Образовательная организация имеет право создать соответствующее структурное подразделение.

В то же время необходимо учитывать, что непосредственно спортивную подготовку (в том числе по федеральным стандартам спортивной подготовки) могут осуществлять профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").

Часть 2 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ устанавливает, что в данной сфере деятельности реализуются профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта. Таким образом, профессиональная образовательная организация, не проводящая подготовку специалистов в области физической культуры и спорта, не подпадает под статус организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и соответственно не может непосредственно реализовывать программы спортивной подготовки.

Данная организация вправе предоставлять иным юридическим лицам или физическим лицам свои спортивные сооружения, в том числе на условиях государственного (муниципального задания) при условии их включения в реестр объектов спорта.

Также образовательная организация с согласия учредителя может выступить учредителем физкультурно-спортивной организации (например, студенческого спортивного клуба), которая вправе осуществлять и спортивную подготовку.

Рекомендуемые требования к спортивно-тренировочным центрам указаны в Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденных Министром спорта Российской Федерации (письмо Минспорта России от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554).

10. Вопрос: "В связи с отменой ведомственного приказа Минспорта России от 30.06.2014 N 546 "Об утверждении Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере физической культуры и спорта (приказ Минспорта России от 17.12.2014 N 1011), где теперь можно найти виды услуг по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта?".

Разъяснение Минспорта России:

Согласно пункту 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Указанная норма применяется при формировании государственного (муниципального) задания, начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) с учетом положений, предусмотренных частью 5 статьи 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 N 151, базовые (отраслевые) перечни формируются и ведутся соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе, доступ к которой осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Базовые (отраслевые) перечни, сформированные в соответствии с указанными Правилами, также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В связи с созданием указанного информационного ресурса приказом Минспорта России от 17.12.2014 N 1011 был отменен приказ Минспорта России от 30.06.2014 N 546 "Об утверждении Базового (отраслевого) перечня государственных и муниципальных услуг и работ в сфере физической культуры и спорта. Подробный перечень услуг и работ, включенных в базовый перечень, можно найти по ссылке http://bus.gov.ru/public/analytics/bpgmu/summary.html

Раздел 30 "Физическая культура и спорт" (утверждено Минспортом России 10.11.2014) Базового перечня государственных (муниципальных) услуг и работ - в нем содержится 1115 видов услуг и работ.

Услуга по спортивной подготовке осуществляется раздельно по каждому виду спорта, включенному в ВРВС, и этапу спортивной подготовки и имеет нумерацию в разделе 30 Базового перечня от 7 до 1056:

Спортивная подготовка по адаптивным видам спорта (7 - 426)

Спортивная подготовка по олимпийским видам спорта (427 - 681)

Спортивная подготовка по неолимпийским видам спорта (682 - 1056)

Указанные услуги могут оказывать следующие государственные и муниципальные учреждения:

- центры спортивной подготовки;

- организации дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (в том числе спортивные школы всех наименований);

- профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

- училища олимпийского резерва, являющиеся структурными подразделениями образовательных организаций высшего образования.

Виды услуг по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта содержатся в разделе 11 (Образование и наука) Базового перечня государственных (муниципальных) услуг и работ (http://bus.gov.ru/public/analytics/bpgmu/summary.html) по следующим позициям:

1) Код 20412 - Реализация дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ, реестровый номер услуги 11019000300000001002100.

Содержание услуги определяется федеральными государственными требованиями (приказ Минспорта России от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам").

2) Код 20413 - Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта (программы реализуются до 2015 г.), реестровый номер услуги 11022000600000001004100.

Данная услуга реализуется в отношении учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов и может осуществляться только до 31 декабря 2015 года.

3) Код 20417 - Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реестровый номер услуги 11020000000000001002100

Услуга реализуется по очной форме, к содержанию услуги специальных требований не предъявляется.

Также перечень содержит схожие виды услуги (реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ), которые реализуются в следующих формах:

20414 - с применением дистанционных образовательных технологий

20415 - по заочной форме

20416 - по очно-заочной форме

20418 - с применением электронного обучения

Все указанные выше виды услуг могут осуществлять следующие организации:

- общеобразовательная организация;

- организация дополнительного образования;

- дошкольная образовательная организация (кроме предпрофессиональных программ);

- организация дополнительного профессионального образования;

- профессиональная образовательная организация;

- образовательная организация высшего образования;

- организации, осуществляющие обучение;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Для обеспечения деятельности школ-интернатов спортивного профиля и спортивных классов в общеобразовательных организациях может использоваться услуга под номером 243 раздела 11 Базового перечня - реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования - образовательная программа среднего общего образования, интегрированная с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, реестровый номер услуги - 11004001300200008006100.

Данная услуга может оказываться:

- общеобразовательная организация;

- профессиональная образовательная организация (в том числе - колледжи (училища олимпийского резерва);

- образовательная организация высшего образования;

- организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых.

11. Вопрос: "Можно ли устанавливать переводные нормативы в соответствии с потребностями спортивных школ?".

Разъяснение Минспорта России:

Если организация, осуществляющая спортивную подготовку, в том числе спортивная школа, является образовательной организацией, то установление переводных нормативов (формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся) регулируется локальными нормативными актами самой организации (статья 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организации, осуществляющие спортивную подготовку, имеют право принимать локальные нормативные акты, связанные с процессом спортивной подготовки.

Таким образом, в реализуемых организацией программах спортивной подготовки, а также в локальных нормативных актах организации, принимаемых во исполнение реализации указанных утвержденных программ (образовательной или спортивной подготовки), могут быть предусмотрены определенные нормативы, используемые при отборе занимающихся на следующий этап подготовки.

Важно учитывать, что в отношении выполнения требований к освоению программ спортивной подготовки эти установленные организацией требования не могут быть ниже минимальных требований, предусмотренных федеральными стандартами спортивной подготовки!

12. Вопрос: "Можно ли ввести хореографа на этап начальной подготовки?".

Разъяснение Минспорта России:

В случае, если программа спортивной подготовки предусматривает необходимость работы хореографа, в том числе на этапе начальной подготовки, данная должность должна быть предусмотрена в штатном расписании организации, нагрузка по должности учтена в ее сводном плане комплектования, а Положением об оплате труда установлены определенные нормативы оплаты труда по данной должности.

В отношении программ спортивной подготовки, в которых должны соблюдаться установленные федеральными стандартами спортивной подготовки минимальные требования, указано, с какого этапа предусмотрено привлечение к реализации программ спортивной подготовки кроме основного тренера других специалистов.

Локальные нормативные акты организации разрабатываются в соответствии и со своими полномочиями на основании нормативных правовых актов публично-правовых образований (субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), при этом могут устанавливаться иные требования, но не ниже установленных на федеральном уровне.

13. Вопрос: "Можно ли ввести изменения в федеральные стандарты по минимальному возрасту и начать пробовать эти стандарты в спортивных школах, находящихся в эксперименте?".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии с определением федерального стандарта спортивной подготовки, данного в пункте 24.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" данный стандарт содержит минимальные требования к спортивной подготовке, обязательные для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Таким образом, установленные минимальные требования к возрасту лиц, проходящих спортивную подготовку, являются обязательными даже для организаций, имеющих статус экспериментальных.

Указанные организации (образовательные) могут реализовывать иные программы (например, дополнительные общеразвивающие на спортивно-оздоровительном этапе), а также оказывать услуги по проведению физкультурно-спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий в области физической культуры и спорта, что не имеет отношения к спортивной подготовке.

Важно учитывать, что государственное (муниципальное) задание организации в этом случае должно учитывать несколько видов: реализацию программ спортивной подготовки, образовательных программ и оказание услуг населению. То есть финансирование проведения оздоровительных занятий не может осуществляться, например, за счет средств, выданных на спортивную подготовку или на реализацию образовательных программ.

14. Вопрос: "Можно ли в одной организации "автоматически" перевести детей на новые предпрофессиональные программы или они должны пройти отбор на общих условиях?".

Разъяснение Минспорта России:

Обучающийся, проходивший подготовку по учебно-тренировочным программам, может завершить по ним обучение в соответствии с ранее утвержденной программой и требованиями, предъявляемыми к освоению этих программ. На предпрофессиональные программы набор (в том числе лиц, ранее проходивших подготовку по учебно-тренировочным программам) осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2013, регистрационный N 30531), на основании которого организации самостоятельно утверждают правила приема, в которых вправе предусмотреть зачисление в приоритетном порядке обучающихся, успешно выполнивших программу или часть программы, требования ранее реализуемых учебно-тренировочных программ.

15. Вопрос: "Подлежит ли лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, консультаций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании?".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ. В рамках перечисленных видов деятельности (разовые лекции, семинары и т.д.) образовательные программы не реализуются, а, следовательно, такая деятельность не может считаться образовательной.

Кроме того, в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, содержится перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию. Данный перечень является исчерпывающим и в нем отсутствуют услуги по проведению разовых лекций, консультаций и семинаров.

Таким образом, несмотря на отсутствие специальной оговорки (как это было в ранее действующем положении о лицензировании образовательной деятельности), проведение семинаров, консультаций, разовых лекций, как и ранее, не подлежит лицензированию.

16. Вопрос: "Может ДЮСШ быть структурным подразделением МБОУ ДОД ДЮЦа без статуса юридического лица? Если такое подразделение создается, то, в таком случае, соотношение количества занимающихся по программам спортивной подготовки и обучающихся по образовательным программам учитывается в целом по всему учреждению или только в структуре ДЮСШ (10%)".

Разъяснение Минспорта России:

Законодательство не запрещает устанавливать название "детско-юношеская спортивная школа" структурному подразделению иной организации дополнительного образования, в том числе и находящемуся в Детско-юношеском центре, Дворце детского творчества и других организациях. В этом случае применимо правило, установленное пунктом 25 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" иные организации дополнительного образования в случае реализации ими программ спортивной подготовки наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта с учетом требований настоящих Особенностей, за исключением требований, установленных в пунктах 21 - 23.

Таким образом, им может и не устанавливаться требование об обязательности перевода 10% на программы спортивной подготовки. Компетенция учредителя установить определенное муниципальное задание данной образовательной организации, в том числе оно возможно и по спортивной подготовке.

17. Вопрос: "Какими документами должно регулироваться взаимодействие ЦСП и СДЮШОР (ДЮСШ), если тренировочный процесс осуществляется на базе СДЮШОР, и может ли спортсмен быть зачислен и в ЦСП и в СДЮШОР? Результативность таких спортсменов учитывается в статистической и другой отчетности какого учреждения?".

Разъяснение Минспорта России:

Взаимодействие ЦСП и СДЮШОР может регулироваться договором о сетевой форме реализации образовательной программы (статья 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), если проблема в большей мере упирается в образовательный процесс или договор о кластерном взаимодействии (пункт 11 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта"). В любом случае в основе должна лежать единая программа (образовательная или спортивной подготовки), во исполнение которой и заключается договор.

Формально никаких препятствий зачислять спортсмена и в СДЮШОР и в ЦСП нет, если только это не будет одна и та же программа у одного и того же тренера в одно и тоже время. Но надо вопрос дорабатывать с учетом контекста реальности, чтобы потом не засчитали двойное финансирование.

Статистику соответственно учреждения ведут каждое свою и там отражает спортсмена, если он зачислен и туда и туда.

18. Вопрос: "Каким образом могут проводиться дополнительные занятия с детьми, которые не осваивают программу в том объеме, который определил тренер (например: дети - инвалиды)? Как прописывать такие занятия в программе? Могут ли данные занятия проводиться одновременно с другими группами?".

Разъяснение Минспорта России:

В этом случае необходимо в программе, а также в годовом учебном плане предусмотреть порядок организации и проведения дополнительных занятий в любой из возможных форм, установленных для тренировочного процесса. Индивидуальные занятия с детьми могут проводиться совместно в порядке, предусмотренном пунктом 6 Приложения к приказу Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта".

19. Вопрос: "В соответствии с Приказом Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" обучение на спортивно-оздоровительном этапе возможно только при реализации физкультурно-спортивной организацией дополнительных общеразвивающих программ.

Реализация программ спортивной подготовки по видам спорта в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки не предполагает прохождение спортсменом спортивной подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.

Однако в опубликованном на сайте www.bus.qov.ru базовом (отраслевом) перечне государственных и муниципальных услуг и работ по отрасли "Физическая культура и спорт" спортивно-оздоровительный этап установлен как значение показателя условия по оказанию услуги (работы) по спортивной подготовке.

Разъясните, пожалуйста, эти, на наш взгляд, противоречия, ведь в настоящее время в регионах проводится работа по формированию ведомственных перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями, которые должны будут применяться при формировании государственных (муниципальных) заданий на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годы?".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" при осуществлении спортивной подготовки устанавливается, в том числе, и спортивно-оздоровительный этап. При этом в системе дополнительного образования он реализуется на основании части 2 указанной статьи федерального закона в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта. Это связано с общими требованиями к единству тренировочного процесса, независимо в рамках какой программы (образовательной или спортивной подготовки) он реализуется.

Приказ Минспорта России от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта" устанавливает обязательные требования и особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта во взаимодействии с программами спортивной подготовки и не распространяет свои нормы на реализацию программ спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, не являющихся образовательными.

Таким образом, понятие "спортивно-оздоровительный этап" может иметь двойное толкование:

а) в рамках образовательной деятельности в области физической культуры и спорта - это образовательная деятельность, реализуемая в рамках дополнительной общеразвивающей программы.

В этом случае государственное (муниципальное) задание будет формироваться в соответствии с разделом "Образование" базового перечня государственных (муниципальных) услуг.

б) в рамках спортивной подготовки - реализация программных или внепрограммных мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе. Государственное (муниципальное) задание формируется по разделу "Физическая культура и спорт" - вид "Спортивно-оздоровительный этап".

Физкультурно-спортивная организация может воспользоваться данным наименованием вида услуг (выполнения работ) и получить государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) в форме проведения физкультурно-оздоровительных или физкультурно-спортивных занятий на основании вида деятельности, указанного в ее уставе. Утверждаемая программа спортивной подготовки спортивно-оздоровительный этап не предусматривает.

20. Вопрос: "При переводе на новые программы необходимо будет заключать договоры с обучающимся (при достижении 14 лет) или с их законными представителями?".

Разъяснение Минспорта России:

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" договор об образовании заключается только в случае оплаты образования физическим и юридическим лицом и не касается отношений, возникающих в рамках государственного (муниципального) задания.

В отношении договоров на обучение на платной основе в рамках оказания образовательных услуг при изменении условий договора (в том числе и периода, этапа подготовки, если это не предусмотрено договором) потребуется заключение дополнительного соглашения к договору, либо перезаключение нового договора.

08.07.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×