Какова процедура создания профсоюза?

42

Вопрос

Подскажите пожалуйста если в организации организовать профсоюз что для этого нужно? где то зарегистрировать? членские взносы в каком размере минимально? назначать нового сотрудника профкома и кто оплачивает его зарплату? денежные средства куда начисляются и остаются ли профсоюзные взносы на счету предприятия или деньги уходят выше? какое минимальное количество людей должно быть в профсоюзе? какие минусы профсоюза?

Ответ

Ответ на вопрос:

Право граждан на объединение в профсоюзы гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 30) и Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 2). Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право создать профсоюз, вступить в него и заниматься профсоюзной деятельностью. При этом не требуется предварительного разрешения каких-либо органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей на создание профсоюза и на вступление в профсоюз.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюза, как правило, работающих на одном предприятии или в учреждении, в одной организации. Это создает правовые условия, содействующие исполнению первичными профсоюзными организациями представительских и защитных функций, которые они реализуют, прежде всего, через систему коллективных договоров.


Читайте о доплате председателю первичной профсоюзной организации, чтобы не совершать ошибок.


Работники имеют право создавать первичные профорганизации в организациях, на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности (частная, государственная, муниципальная или иная) и структур управления предприятиями. Первичная профсоюзная организация может также объединять членов профсоюза, работающих на разных предприятиях, учреждениях, но связанных общими производственными и профессиональными интересами.

Процедура создания первичной профсоюзной организации, как и других общественных организаций, регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях». Необходимо: разработать проект положения о первичной профсоюзной организации; созвать учредительное(ую) собрание (конференцию), на котором(ой) принять решение о создании первичной профсоюзной организации. Положение о первичной профсоюзной организации, сформировать руководящие и контрольно-ревизионные органы; зарегистрировать организацию в качестве юридического лица (если организация решит иметь права юридического лица).

Этап I
Разработка проекта положения о первичной профсоюзной организации

Положение об организации является обязательным документом, без которого ее деятельность юридически невозможна. Поэтому необходимо уделить данному этапу большое внимание. Этот документ необходимо использовать как инструмент для укрепления внутренних принципов деятельности организации.

Первичная профсоюзная организация имеет право самостоятельно разрабатывать и утверждать Положение о первичной профсоюзной организации. Положение может включать следующие разделы: общие положения; члены профсоюза, их права и обязанности; основные задачи и цели первичной профсоюзной организации; органы профсоюзной организации; взаимоотношения профкома с органами управления предприятием; средства и имущество профсоюзной организации и др.

При разработке Положения следует сохранить структуру разделов, а также обратить внимание на следующие ключевые моменты, которые могут стать спорными:

а) принадлежность к тому или иному профсоюзу (общероссийскому или региональному):
инициативная группа может здесь поступить несколькими способами:

- создавать первичную организацию совместно с территориальным органом соответствующего профсоюза;

- создать профорганизацию, а после решить вопрос о её вступлении в тот или иной профсоюз;

- существовать автономно.

Но в любом случае необходимо разрабатывать Положение на основе Устава какого-нибудь профсоюза (но не профсоюзного объединения) и ссылаться на него в тексте Положения. Выберите профсоюз, который близок Вам по отраслевому, профессиональному или иному другому принципу. Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не регламентирует понятие «соответствующий» профсоюз. Сейчас в России есть профсоюзы, объединённые вообще не на отраслевых или профессиональных принципах. Есть примеры, когда в одной отрасли действуют два и более общероссийских профсоюза, разделенных по идеологическим и иным мотивам. Не запрещается также вхождение первичной профсоюзной организации в профсоюз иной отрасли или профессии при обоюдном согласии сторон. Однако в этом случае могут возникнуть проблемы, в частности неприменимость общеотраслевого тарифного соглашения (тарифное соглашение регулирует оплату труда) к вашему предприятию, и такой шаг может отрицательно отразиться на оплате труда работников.
Если будет принято решение о существовании автономно, то в этом случае организация приобретает статус самостоятельного профсоюза, со своим Уставом, который необходимо разработать и принять.
Существование автономной профсоюзной организации может привести к тому, что она останется один на один с работодателем без солидарной поддержки. Естественно, это выгодно работодателю, и он приложит все усилия для создания именно такой «прирученной», «домашней» профсоюзной организации. Профсоюз как социальное образование не может замыкаться на уровне предприятия, он силен тогда, когда в коллективных действиях по отстаиванию интересов человека труда могут быть задействованы, как единое целое, предприятия города, области, отрасли и всей России;

б) размер профсоюзных взносов:

обычно уставы общероссийских профсоюзов определяют нижний предел профсоюзных взносов на уровне 1% от заработной платы работника. Если эта цифра жестко установлена уставом, то вы её должны указать в положении без изменений. Но чаще всего устав определяет нижний предел взносов.

Практика последних лет показала, что для работоспособности профсоюзной организации такой процент явно недостаточен. Из этих денег необходимо создавать забастовочные фонды и фонды солидарности, проводить учёбу профсоюзного актива, содержать специалистов, способных юридически, экономически помогать профсоюзу и его членам. Поэтому постарайтесь убедить работников установить взносы в больших размерах;

в) статьи расходов в бюджете первичной профорганизации:


необходимо заложить в сознание членов профсоюзов важнейший принцип: «Профсоюз не собес». Покупка подарков, оказание материальной помощи для членов профсоюза не входит в основную задачу профорганизации. Поэтому ограничьте вышеупомянутые статьи расходов или через четкую регламентацию случаев такого расходования, или определив процентный потолок в бюджете организации на эти статьи, или частично исключив их из положения.
Обратите внимание, что в проекте в статьях расходов есть те позиции, которые постепенно должны становиться ключевыми: создание забастовочных, страховых фондов и фондов солидарности, учеба и поощрение активистов за конкретно выполненные работы (начиная от изготовления плакатов и участия в пикетах, заканчивая привлечением новых членов), техническое оснащение профорганизации, привлечение специалистов со стороны (экономистов, аудиторов, юристов и т.д.) и др.;

Этап II
Созыв учредительного собрания (конференции)

Учредителями первичной профсоюзной организации являются физические лица (работники, граждане), не менее 3-х, изъявившие желание создать первичную профсоюзную организацию. Непосредственно учредители или их часть (инициативная группа) созывает собрание (конференцию), на котором принимается:

а) решение о создании первичной профсоюзной организации;

б) Положение о первичной организации;

в) формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы;

г) принимается решение о регистрации первичной профсоюзной организации.

В этих целях инициативная группа, созывающая собрание (конференцию), определяет дату, место и время проведения собрания, повестку дня собрания и сообщает об этом работникам, пожелавшим вступить в профсоюз.

Повестка дня собрания должна включать в себя следующие вопросы:

1. О создании первичной профсоюзной организации и принятие в её члены.

2. О проекте Положения о первичной профсоюзной организации.

3. Выборы профсоюзного комитета, руководителя профсоюзной организации и ревизионной комиссии.

4. О регистрации первичной профсоюзной организации.
5. О профобслуживании в региональном объединении членов профсоюза.

Все эти пункты обязательно должны войти в повестку дня и по желанию могут быть дополнены другими текущими вопросами.

Необходимо чётко определить разницу понятий «собрания» и «конференции». На собрании присутствуют непосредственно учредители (будущие члены профсоюза), а на конференции собираются их делегаты. Проведение конференции целесообразно в случае большого количества работников или невозможности собрать достаточное количество людей одновременно (например, из-за посменной работы). Делегаты конференции должны иметь протоколы, подтверждающие их полномочия, предоставленные частью членов-учредителей, с их личными подписями. Кворум на конференции определяется от числа делегатов, а не от числа делегировавших их работников.

Этап III
Проведение собрания (конференции)

1. Обязательно проводите регистрацию делегатов (полностью Ф.И.О., адрес, место работы, должность) и гостей. При проведении конференции у каждого делегата необходимо собрать протоколы, подтверждающие их правомочность.

2. Не позволяйте представителям администрации вмешиваться в работу собрания.

3. Выберите председательствующего и секретаря.

4. На регистрации проводите выдачу заявлений на прием в профсоюз и перечисление профвзносов (см. приложение), после собрания их обязательно соберите.

5. Обязательно ведите протокол собрания (конференции).

6. По завершении собрания (конференции) на основании принятых решений составьте список учредителей (полностью Ф.И.О., адрес, паспортные данные, подпись).
Если вы предусмотрели в Положении тайное голосование при избрании председателя профкома, то вам необходимо заранее изготовить бюллетени.

Первичная профсоюзная организации считается созданной с момента принятия соответствующих решений на собрании. Она осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности, предусмотренные соответствующими законами и Положением о первичной профсоюзной организации.
Учредители первичной профсоюзной организации автоматически становятся её членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Членство в первичной профсоюзной организации оформляется индивидуальными заявлениями и соответствующим решением профсоюзного собрания. Члену профсоюза выдается профсоюзный билет.
На собрании (конференции) необходимо принять решение: будет ли организация обладать правами юридического лица или действовать без образования юридического лица.

Если принято решение о регистрации, то собрание определяет лицо, которому доверяется решать, все вопросы, связанные с регистрацией, как правило, это председатель профкома.

Этап IV
Регистрация в качестве юридического лица

Первичная профсоюзная организация не подлежит обязательной государственной регистрации профсоюзов, как юридических лиц, проводится в уведомительном порядке и является не обязанностью профсоюзов, а их правом. Если первичная профсоюзная организация не желает иметь права юридического лица, она может не регистрироваться в органах юстиции. Её существование как общественной организации при этом под сомнение не ставится. Что даёт статус юридического лица первичной профсоюзной организации? Прежде всего, возможность осуществлять права и обязанности собственника своего имущества и пользоваться иным имуществом, находящимся в ее оперативном управлении, держать денежные средства на счете в банке, заключать договора. Статус юридического лица нужен первичной профсоюзной организации именно в хозяйственных, имущественных отношениях, но ни в коей мере в других отношениях по реализации представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников.


Уведомительный характер регистрации профсоюзов в качестве юридического лица означает, что первичная профсоюзная организация, пожелавшая иметь статус юридического лица, уведомляет об этом соответствующий орган юстиции. Профсоюзам нельзя отказать в регистрации в качестве юридического лица, и они не подконтрольны регистрирующим органам.


В течение месяца со дня создания первичной профсоюзной организации в органы юстиции подаются следующие документы в заверенных копиях:
- заявление о регистрации;

- Положение о первичной профсоюзной организации (2 экз.);

- решение (протокол) собрания о создании первичной профсоюзной организации, утверждении Положения;

- список учредителей (с указанием адреса и паспортных данных и личными подписями).

В дополнение к учредительным документам представляется также документ, подтверждающий юридический адрес первичной профсоюзной организаций. Это может быть заверенная копия гарантийного письма организации о предоставлении первичной профсоюзной организации помещения в качестве ее юридического лица.


Юридическими лицами могут быть только профсоюзы, как общественные организации, но не их органы, сформированные на основании уставов (положений). Правами юридического лица обладает первичная профсоюзная организация, а профком, его председатель действуют от имени юридического лица на основании Положения о первичной профсоюзной организации.


Регистрация первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица может осуществляться как ими самими, так и представителем органа соответствующего профсоюза по доверенности.
Доверенность и регистрация в качестве юридического лица оформляется от имени профсоюзной организации, удостоверяется подписью председателя профсоюзного комитета и печатью профсоюзной организации или предприятия, учреждения, организации. В доверенности необходимо указать, что данная первичная профсоюзная организация (её полное наименование, местонахождение) доверяет регистрацию представителю профсоюзного органа того профсоюза, в который она входит (с указанием его полного наименования и местонахождения).


Относительно трудовых отношений в профсоюзе.

Основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор. В данном случае согласно абз. 2 ч. 2 ст. 16 ТК РФ они возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность. При этом в силу ст. 17 ТК РФ о возникновении трудовых отношений можно говорить только тогда, когда избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Из содержания ст. 15 ТК РФ следует, что трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы. В нашем случае трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность, предусмотренную в штатном расписании профсоюзной организации.

С освобожденным профсоюзным работником должен быть заключен трудовой договор. Поскольку речь идет об избрании на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу в общественных объединениях, к которым относятся и профессиональные союзы, то должен заключаться срочный трудовой договор на срок избрания профсоюзного работника на соответствующую должность (ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

Сроки избрания на освобожденную выборную должность определяются сроками проведения отчетов и выборов в первичных профсоюзных организациях, которые, в свою очередь, устанавливаются уставами профсоюзов и положениями о первичных профсоюзных организациях.

Требования к содержанию трудового договора определены ст. 57 ТК РФ. Этим требованиям должен соответствовать и трудовой договор, заключаемый с освобожденным профсоюзным работником, поскольку трудовое законодательство не предусматривает иное. Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны, в частности, сведения о представителе работодателя, подписавшем такой договор, и основание, в силу которого он наделен необходимыми полномочиями.

Право заключать трудовые договоры с работниками имеет только профсоюз, зарегистрированный в качестве юридического лица.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодателем признается физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица, а значит, и права заключения трудового договора. Если же первичная профсоюзная организация становится юридическим лицом, она получает возможность заключать трудовые договоры в качестве работодателя.

С освобожденным председателем первичной профсоюзной организации заключается срочный трудовой договор в соответствии с решением собрания (конференции).

От имени первичной профсоюзной организации трудовой договор подписывает уполномоченный собранием (конференцией) член профсоюзного комитета. В случае если первичная профсоюзная организация не является юридическим лицом, трудовой договор с председателем первичной профсоюзной организации заключает территориальная организация профсоюза.

Приказ (распоряжение) о приеме освобожденного профсоюзного работника на работу (унифицированная форма № Т-1) издает организация-работодатель, имеющая в штатном расписании должность такого освобожденного профсоюзного работника. Это может быть первичная профсоюзная организация, в положении о которой должны быть предусмотрены полномочия выборного органа первичной профсоюзной организации по утверждению и изменению штатного расписания.

Может быть и такой вариант, когда штатная должность освобожденного председателя первичной профсоюзной организации определенной организации имеется в штатном расписании вышестоящего профсоюзного органа, например районной (городской, областной) организации профсоюза.

В данном случае освобожденный председатель первичной профсоюзной организации заключает трудовой договор с указанной вышестоящей организацией, а основанием его заключения является избрание работника на должность первичной профсоюзной организацией (ст. 17 ТК РФ). Приказ (распоряжение) о приеме на работу (унифицированная форма № Т-1) в этом случае также издает вышестоящая территориальная организация.

Соответственно и заработная плата освобожденным профсоюзным работникам выплачивается либо в первичной профорганизации, либо в территориальной организации профсоюза.

Вступив в профсоюз, работник получает право:
- на все социально-экономические нормы и льготы, предусмотренные в коллективном договоре;
- профсоюз дает бесплатную юридическую помощь по вопросам приема на работу, переводов по работе и увольнению, рабочего времени и отдыха, охраны труда, гарантий и компенсаций. Профсоюзы от имени члена профсоюза в качестве его представителя могут без персонального участия работника по его поручению или просьбе представлять его интересы в урегулировании разногласий с работодателем;
- в рассмотрении индивидуального трудового спора работника — члена профсоюза с работодателем или его представителями;
- на содействие профсоюза и его специалистов по вопросам оплаты труда, размера заработной платы и своевременной ее выплаты;
- на содействие в повышении квалификации работника и получении соответствующего рабочего места с более высокой оплатой труда;
- на защиту профсоюзом в случае увольнения с работы, других несправедливых действий:
- профсоюз дает бесплатную правовую помощь в рассмотрении его вопросов в суде:
- на оперативную защиту интересов по другим вопросам, в т.ч. по улучшению условий труда на конкретном рабочем месте;
- на защиту члена профсоюза при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью на производстве;
- на материальную помощь в случаях возникновения тяжелых жизненных обстоятельств;
- профсоюз дает возможность дополнительного страхования от несчастных случаев на себя и членов своей семьи;
- на помощь в рассмотрении совместно с работодателем и решении вопросов улучшения жилищно-бытовых условий работника, выделении беспроцентных ссуд;

- помощь в получении льготной путевки на санаторно-курортное лечение, на оздоровление и отдых для себя и членов семьи;
- бесплатное или льготное пользование культурными и спортивными сооружениями, культурно-спортивным инвентарем.

Профсоюз должен быть заинтересован в стабильной работе предприятий. Профсоюз и работодатель — социальные партнеры, которые должны взаимодействовать с целью решения возникающих проблем, как в социальной, так и в производственной сфере.

Примечание:

Работники могут не создавать свой отдельный профсоюз, а быть членами отраслевой профсоюзной организации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона11

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и(или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее - профсоюзы).1Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций и союзов соответственно.1

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы45

1. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.25Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.4Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.1

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины25

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;1общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;1общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;1межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;1территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;1

профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом первичной профсоюзной организации;1профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;1организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;1член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона3

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.6Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.2

Статья 5. Независимость профсоюзов12

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.16

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Статья 7. Уставы профсоюзов22

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).4

2. Устав профсоюза должен предусматривать:1наименование, цели и задачи профсоюза;категории и профессиональные группы объединяемых граждан;условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;организационную структуру;порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;местонахождение профсоюзного органа;порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:1наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;состав участников;территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;местонахождение профсоюзного органа;сроки полномочий профсоюзного органа;источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;порядок внесения дополнений и изменений в устав;порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц16

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.7

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).1Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.1Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.1

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.1

Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.1Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.1

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам1

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза12

1. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, уставом первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.2

2. Государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.3Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных документов определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.1При получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.1На основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.1

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.3

3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности". 1

Глава II. Основные права профсоюзов

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников26

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. 6Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

2. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

3. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.4

4. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

5. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.2

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости4

1. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

2. Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.6

3. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

4. Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями. 6

5. Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.1

Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением4

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.2Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.2В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров3

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления16

1. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.3

2. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.1

4. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

5. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.1

Статья 16. Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией4

1. Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.3Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации.

3. Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.

4. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Статья 17. Право профсоюзов на информацию4

1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.4Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

Статья 18. Право профсоюзов на участие в подготовке и дополнительном профессиональном образовании3

Профсоюзы вправе создавать образовательные организации и научные организации, осуществлять подготовку и дополнительное профессиональное образование профсоюзных работников и членов профсоюза.1

Профсоюзные образовательные организации и научные организации могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.1

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде25

1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. 3

2. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. 2Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.1

3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.1

Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды21

1. Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.6

2. Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством.1

3. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.2

4. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.4

5. Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

Статья 21. Участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.Представитель профсоюза входит в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.

Статья 22. Права профсоюзов на социальную защиту работников3

1. Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.1

Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров15

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов27

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.2

2. Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.4Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

3. Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

4. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, уставами первичных профсоюзных организаций.3

5. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные организации, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.2

6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства самостоятельно, а также через учрежденные ими организации приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.4

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы19

1. Пункт утратил силу с 18 июля 2010 года - Федеральный закон от 1 июля 2010 года № 146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию. 5

2. Пункт утратил силу с 18 июля 2010 года - Федеральный закон от 1 июля 2010 года № 146-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

3. Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.6

4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.2

5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.2

6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.1

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы15

1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.2

2. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.4

3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.4

4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.5

Статья 27. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов6

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов112

1. Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. 3

2. Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.1Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.

3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств. 364

4. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.4

Глава IV. Защита прав профсоюзов

Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов31

Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов3

1. За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

2. Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

Глава V. Ответственность профсоюзов

Статья 31. Ответственность профсоюзов

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу1

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом1

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
12 января 1996 года
№ 10-ФЗ

07.07.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алла Хрипушина,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль