Нужно ли внести изменения в трудовые договора и назначить компенсации работникам, после признания вредности условий работы?

60

Вопрос

По результатам аттестации рабочих мест, закончившейся в октябре 2010 года условия труда на рабочих местах некоторых категорий работников признаны вредными с классом вредности от 3.2.до 3.3. Однако в карте аттестации аттестующая организация указала нормальную продолжительность рабочего времени - 40 часов, а не сокращенную - 36 часов. Государственный инспектор труда при проверке в октябре текущего года указал на необходимость внесения изменений в трудовые договора вышеуказанных работников - установить 36 часовую рабочую неделю, ссылаясь на Постановление правительства № 870 от 20.11.2008 г., которое в июле текущего года утратило силу. Также требует установить в трудовых договорах гарантии и компенсации за работу с вредными и(или) опасными условиями труда работников, у которых установлен класс вредности 3.1-3.3. Таких работников у нас более 500 человек. Аттестация рабочих мест проходила в период с 2006 по 2010 г.г. Необходимо внести изменения в трудовые договора всем вышеуказанным работникам? Ведь по законодательству результаты аттестации действуют в течении пяти лет после ее проведения. В 2015 году мы планируем провести спец.оценку всех рабочих мест. Разъясните, пожалуйста, как нам быть в этой ситуации?

Ответ

Ответ на вопрос:

Государственный инспектор труда прав.

Вы должны предоставлять работникам все три вида компенсаций за вредные условия труда, согласно Постановлению правительства № 870 от 20.11.2008 г.: сокращенное рабочее время, дополнительный отпуск и повышенную оплату труда. Данное постановление предусматривало предоставление всех этих компенсаций в случае отнесения условий труда к вредным (любой степени) или опасным, даже если эти компенсации не были указаны в картах аттестации. Пока продолжают действовать результаты аттестации рабочих мест, и условия труда остаются прежними, работникам нужно продолжать предоставлять компенсации на основании Постановления Правительства РФ от 20.11.2008г. № 870.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, если не возникнет необходимость в проведении внеплановой спецоценки. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком.

Соответственно, пятилетний срок действия результатов аттестации нужно исчислять со дня ее завершения в 2010 г.

Более того, в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Таким образом, в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 утратило силу, и не является основанием для установления работникам компенсаций за вредные условия труда, поскольку теперь при проведении специальной оценки условий труда компенсации предоставляются на основании Трудового кодекса РФ. Однако это не является основанием для отмены компенсаций, которые полагались работникам по ранее действовавшему законодательству, если условия труда остались прежними.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком.* Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014). Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

2. Ответ: Можно ли сотрудникам с вредными условиями труда установить гарантии и компенсации с учетом действующего законодательства без проведения спецоценки. В организации до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, и сотрудники продолжают получать гарантии и компенсации в соответствии с ранее действовавшим порядком

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Нет, нельзя.

До вступления в силу с 2014 года норм законодательства о проведении специальной оценки условий труда, а также нового порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях сотрудникам с «вредностью» предоставляли гарантии и компенсации по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

В настоящее время результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, действительны, и их можно использовать в общем случае в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если по состоянию на 1 января 2014 года работодатель в соответствии с ранее действовавшим порядком уже предоставлял сотрудникам компенсации за работу во вредных условиях, то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Таким образом, виды и размеры гарантий и компенсаций, предоставляемые «сотрудникам-вредникам» в соответствии с результатами аттестации, необходимо сохранить до получения новой информации об условиях труда на рабочих местах по результатам специальной оценки. При желании работодатель может провести спецоценку досрочно, то есть до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации, и на основании полученных результатов пересмотреть гарантии в соответствии с новым порядком. Это предусмотрено в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 12 информации от 29 октября 2014 г.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

01.12.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль