Каковы требования к квалификации механика?

243

Вопрос

Сотрудник окончил Астраханский кооперативный техникум по специальности "Эксплуатация и ремонт оборудования пищевых производств" в 1994 году, присвоена квалификация "техник-механик", работает слесарем-сантехником, по совместительству водителем. Можем ли мы обучить его на механика гаража. Посоветуйте где можно ознакомиться с дополнительной литературой. Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В первом случае у Вас есть альтернатива – использовать профстандарты или справочники (в части наименования должности и требований к квалификации).

А во втором – нужно по каждой конкретной должности смотреть закон. Если там будет указано на обязательное применение именно профстандарта, то применять нужно будет именно профстандарт (в части требований к квалификации, указанных в профстандарте).

См. также по данному вопросу: ПИСЬМО МИНТРУДА РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.


Читайте подробнее о должностной инструкции механика гаража по этой ссылке.


Требования к квалификации лица, ответственного за тех. состояние транспортных средств, предусмотрены в приказе Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.

Так, к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

То есть сотрудника нужно направить на профессиональную переподготовку.

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам") http://www.budget.1kadry.ru/#/document/99/499032387/XA00LUO2M6/?step=47

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают аттестационные листы. Это предусмотрено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

Можно, но только при наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации.

Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации может быть назначено отдельное должностное лицо, которое соответствует квалификационным и профессиональным требованиям механика. Это следует из пункта 4 статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, а также подпункта 3 пункта 6, пункта 28 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7.

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают аттестационные листы. Это предусмотрено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11.

При этом законодательством не установлено, сотрудник с какой именно должностью должен проводить предрейсовый техосмотр транспорта.

Вместе с тем, квалификационными требованиями для должности водителя не предусмотрено проведение технического осмотра транспортных средств (квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102). Законодательство обязывает водителей только проходить предрейсовые медицинские осмотры (п. 1 и 4 ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

На практике сотрудниками, которые проводят технический осмотр транспортных средств, являются механики, в должностные обязанности которых, в частности, входит техническое обслуживание оборудования и которые должны иметь высшее или среднее профессиональное техническое образование (квалификационный справочник должностей, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37).

Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке. Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

Из ответа «Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

12.07.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль