Может новый работодатель использовать наши результаты СОУТ, арендовав у нас помещение?

279

Вопрос

В 2015г. была проведена специальная оценка условий труда. В 2016г. работники одного из структурных подразделений были уволены переводом к другому работодателю, который арендовал помещение с оборудованием у нашего предприятия.Вопрос может новый работодатель использовать наши результаты специальной оценки условий труда (карты СОУТ) и предоставлять гарантии и компенсации за вредные условия труда, если рабочие места и место расположение осталось тоже.?

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, не может.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников. Законодательством определён конкретный перечень случаев, когда работодатель вправе не проводить СОУТ. Это закрытый перечень. Такого основания, как проведение СОУТ по соответствующим рабочим местам предыдущим работодателем не предусмотрено.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

За непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Поэтому в описанном случае работодатель обязан провести СОУТ соответствующих рабочих мест. Использовать результаты СОУТ, которую проводила другая организация, работодатель не вправе. Поэтому работникам следует ввести соответствующие гарантии и компенсации после проведения СОУТ в текущей организации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Как провести специальную оценку условий труда

Суть и назначение спецоценки

Для чего нужна специальная оценка условий труда? Где применяют ее результаты

Работодатель обязан обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции, работ, услуг. Это правило не действует только в отношении федеральных учреждений. Такие правила установлены в части 3 статьи 226 Трудового кодекса РФ.

Перечень мероприятий по улучшению условий труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах в установленные законом сроки нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.


У вас не останется вопросов о Спецоценке вновь организованного рабочего места после прочтения статьи по ссылке.


Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты специальной оценки условий труда применяют для:

Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Обязательность проведения

Какие организации обязаны проводить спецоценку

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников. Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например, работают на дому, проводить спецоценку не придется.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.

Также не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п..

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже не избежать.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Случаи, когда спецоценка не нужна

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель обязан провести спецоценку в установленные сроки.

Внимание: если в штатном расписании есть вакансии, то есть рабочие места не заняты, то провести на них спецоценку не получится в принципе. Так как рабочее место для целей спецоценки по факту отсутствует. Исключение возможно только в отдельных случаях для аналогичных рабочих мест. См. подробнее.

Вопрос из практики: нужно ли проводить спецоценку на вакантных рабочих местах

Нет, не нужно. Такие рабочие места не соответствуют целям спецоценки. Отдельные исключения возможны только в отношении аналогичных рабочих мест.

Исследования и измерения вредных или опасных факторов в процессе спецоценки проводят при штатных производственных и технологических процессах на конкретном рабочем месте (п. 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). А поскольку сотрудник отсутствует, то никаких рабочих процессов на вакантном месте не происходит. Соответственно, провести исследования в принципе невозможно. Поэтому спецоценку на вакантных местах не проводят. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041.

Исключение из данного правила возможно лишь в отношении аналогичных рабочих мест. Например, если в компании 10 аналогичных рабочих мест, одно из которых временно вакантно. При этом возможность включить вакантное рабочее место в текущую спецоценку и распространить на него итоги, выявленные по занятым рабочим местам, может только специальная комиссия. Она принимает решение для каждого случая индивидуально, исходя из фактической ситуации. См. подробнее.

Если вакансия будет закрыта в процессе проведения текущей спецоценки, то можно уточнить отчетные данные. То есть включить новое рабочее место в список мест, подпадающих под оценку. Если вакансию закроют уже после окончания спецоценки, то работодателю придется провести еще одну внеплановую оценку (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Такой подход соблюдайте и в отношении аналогичного вакантного места, если комиссия изначально отказалась включать его в перечень мест, подлежащих оценке.

Вопрос из практики: Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников.

Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения спецоценки именно на работодателя (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Для непосредственного проведения спецоценки работодатель привлекает специализированную организацию, отвечающую установленным законом требованиям (ст. 19, 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом не имеет значения, на основании какого права работодатель использует «рабочие площади»: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из анализа положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором «рабочих площадей».

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку, если все сотрудники организации постоянно работают на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются

Да, нужно.

Объясняется это тем, что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. Этот перечень закрытый. При этом оценку условий труда сотрудников, не названных в перечне, должны проводить все работодатели, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя спецоценку таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить серьезная административная ответственность.

Таким образом, работодатель обязан обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, которые имеют право проводить данные процедуры.

Сроки проведения

В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение шести месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.

Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционные определения Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33-823, Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

Внимание: если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку условий труда нужно провести в обязательном порядке. Возможность отсрочки спецоценки на пять лет на такую ситуацию уже не распространяется. В противном случае организацию при проверке привлекут к административной ответственности за нарушения охраны труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Наличие грубого нарушения подтвердят и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014.

Вопрос из практики: Нужно ли организациям, расположенным в Республике Крым и г. Севастополе, после своей перерегистрации проводить спецоценку условий труда в соответствии с российским законодательством, если до вступления в состав России у них была проведена аттестация рабочих мест по украинскому законодательству

Ответ на данный вопрос зависит от ряда обстоятельств.

Результаты аттестации, проведенной по украинским правилам, действительны для целей российской спецоценки по общему правилу в течение пяти лет после ее завершения. При этом если срок действия украинской аттестации закончился в период с 17 апреля по 31 декабря 2014 года включительно, тогда ее результаты будут действительны до 1 января 2016 года. Для сохранения результатов аттестации также должны отсутствовать основания для проведения внеплановой спецоценки. Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Следует учесть, что если организации, расположенные в Крыму или г. Севастополе, не проводили аттестацию рабочих мест своих сотрудников по украинскому законодательству, то с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест они обязаны провести специальную оценку условий труда (п. 4 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). В противном случае организацию при проверке за нарушения охраны труда привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Случаи, когда спецоценка не проводится, касаются очень ограниченного круга сотрудников.

Таким образом, организация, расположенная в Крыму или г. Севастополе, чьи работники не подпадают под освобождение от спецоценки, после перерегистрации должна провести специальную оценку в соответствии с российским законодательством:

  1. До 1 января 2015 года, если аттестация рабочих мест по украинскому законодательству не проводилась или срок ее действия истек до 16 апреля 2014 года включительно.
  2. До 1 января 2016 года, если срок действия аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, истек в период с 17 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно.
  3. До истечения срока аттестации рабочих мест по украинскому законодательству – как правило, пять лет с момента проведения, если ранее не возникнет необходимость провести внеплановую спецоценку.

Исключения касаются случаев проведения внеплановой спецоценки.

Это следует из положений пунктов статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Внеплановая оценка

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:

  1. ввода в эксплуатацию новых рабочих мест;
  2. получения предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями о порядке проведения спецоценки;
  3. изменения технологического процесса и замены производственного оборудования, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  4. изменения состава применяемых материалов и сырья, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  6. выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных или опасных производственных факторов, или несчастного случая на рабочем месте, за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц;
  7. наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. В случае обстоятельств из пунктов 2, 4–7 внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих случаев.

Если произошла реорганизация организации либо поменялись фамилия, имя, отчество работодателя-предпринимателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если организация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты

Нет, не нужно.

Организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Например, если работодатель провел мероприятия по улучшению условий труда или стал применять другие средства индивидуальной защиты.

Если организация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты, при условии что сами рабочие места и условия труда на них не изменились, то проводить внеплановую спецоценку не нужно. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 21 мая 2015 г. № 15-1/ООГ-2852.

В этом же письме специалисты Минтруда России рекомендуют решение о непроведении внеплановой спецоценки зафиксировать документально, например, протоколом комиссии. Вместе с тем, в законодательстве такая обязанность не предусмотрена (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Поэтому оформлять дополнительные документы в таком случае все же не обязательно.

Внимание: если организация сменит фактический адрес, например, переедет в другой офис (помещение), то работодателю придется провести внеплановую спецоценку в общем порядке (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Вопрос из практики: нужно ли проводить внеплановую спецоценку при переезде организации в другой офис или при перемещении отдельных рабочих мест в другое помещение

Да, нужно.

При физическом переносе рабочих мест в другие помещения условия труда на них могут измениться. По сути это новые рабочие места, а значит, у работодателя появляется основание для проведения внеплановой спецоценки в общем порядке. Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня переезда рабочих мест в новый офис, помещение.

Это следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить внеплановую спецоценку и менять карту оценки условий труда на рабочем месте, если после ее проведения на оцененное рабочее место принят сотрудник другого пола

Нет, не нужно.

Карта специальной оценки условий труда перестает действовать и организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях. Например, если работодатель провел мероприятия по улучшению условий труда или стал применять другие средства индивидуальной защиты.

Прием на работу сотрудника другого пола не является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Поэтому на практике в такой ситуации карту специальной оценки условий труда следует оставить без изменений и ознакомить с ней вновь принятого сотрудника под подпись.

Такой вывод следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Участники специальной оценки

Кто непосредственно участвует и проводит специальную оценку условий труда

Все работодатели в установленные сроки проводят спецоценку совместно с независимой организацией или сразу несколькими организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:

  • самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;
  • с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в 2014 году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря 2014 года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.

Об этом сказано в статьях 19, 22 и 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: Кто может быть экспертом в организации, которая проводит спецоценку

В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта.

Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:

  • высшее образование;
  • дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
  • опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Такой порядок предусмотрен в статье 20 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и порядок формирования реестра экспертов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н.

Начало оценки

Какие документы нужно оформить для проведения специальной оценки условий труда?

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

На переходный период от аттестации к спецоценке до 2018 года при комплексной оценке всех рабочих мест организации ее можно разбить на несколько этапов. В первую очередь оценке подлежат вредные и опасные рабочие места, а вот оценку на рабочих местах, которые не вызывают подозрений вредности и опасности, можно отложить на следующие этапы (ч. 6 ст. 10 и ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Выявление аналогичных рабочих мест

Вопрос из практики: Какие рабочие места признают аналогичными для целей спецоценки

Для целей спецоценки аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При совпадении указанных признаков рабочие места, которые созданы в разных подразделениях, также могут быть признаны аналогичными.

Установление аналогичности позволяет провести спецоценку выборочно на отдельных рабочих местах, а не всех подряд.

Вопрос из практики: Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия по проведению спецоценки с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Вопрос из практики: Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест для целей спецоценки при установлении аналогичности: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Законодательством четко этот вопрос не урегулирован. Для работодателя выгоднее брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест. Однако окончательное решение об этом должна принять комиссия по проведению спецоценки в каждом случае индивидуально.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. При проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Спецоценка на вакантных рабочих местах по общему правилу не проводится. Ведь цель оценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывают производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. То есть идентификация вредных и опасных факторов предполагает присутствие человека на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вместе с тем, закон предусматривает возможность проводить оценку не на всех местах, а только на части, при условии, что такие места аналогичны (ст. 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Это значит, 100-процентное присутствие работников на всех аналогичных местах для проведения корректной спецоценки не требуется. Если сразу не провести оценку, то придется проводить еще и внеплановую спецоценку, когда вакантные места будут закрыты.

С учетом указанного вопрос о том, включать или нет аналогичные, но временно вакантные рабочие места в спецоценку и в расчет общего числа мест, подлежащих оценке из всех аналогичных, должна специальная комиссия. Такое решение комиссия принимает для каждой ситуации индивидуально, исходя из фактических обстоятельств и условий работы.

Вопрос из практики: Как сформировать комиссию по проведению специальной оценки, если в организации всего один сотрудник

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций и предпринимателей, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Например, если предприниматель работает в одиночку и у него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Поскольку сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

Вместе с тем, если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем, а значит, у него появляется обязанность проводить специальную оценку, если этот сотрудник не подпадает под список исключений, например, является дистанционным сотрудником. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, который работает на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В таком случае он и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Поскольку минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В ситуации, когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Таким образом, если сотрудников у предпринимателя нет, то создавать комиссию не нужно, поскольку в таком случае нет обязанности проводить специальную оценку условий труда. Вместе с тем, если в штате у предпринимателя или организации есть хотя бы один сотрудник, то необходимо создать комиссию для проведения спецоценки. При этом количество членов комиссии должно быть нечетным. Поэтому если в штате три сотрудника, то рекомендуется их всех включить в состав комиссии исходя из общих правил формирования разного рода комиссий, а если два – то только одного.

Совет: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Поскольку комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, рекомендуем все же издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии, даже если она состоит из одного человека.

Следует учесть, что если для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то они также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Поэтапная оценка

Можно ли в переходный период провести спецоценку рабочих мест не одним разом, а поэтапно?

В отношении некоторых рабочих мест специальную оценку можно проводить не разом, а разбить на этапы. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную страховую пенсию по старости;
  • на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку можно до 31 декабря 2018 года.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 10 и частью 6 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия по проведению оценки. При этом в случае поэтапного проведения спецоценки законодательство не устанавливает количество этапов ее проведения, а также количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Поэтому работодатель и организация, которая проводит спецоценку, вправе решить это самостоятельно. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829.

Внимание: до 31 декабря 2018 года трудовые инспекции не вправе привлекать к административной ответственности работодателей за непроведение спецоценки на вышеуказанных рабочих местах (постановление Верховного суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 91-АД15-5).

Порядок проведения оценки

Что включает в себя специальная оценка условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относят:

К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

Рабочие места, по которым спецоценку проводят в особом порядке Реквизиты нормативного акта
рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта приказ Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 335н
рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов приказ Минтруда России от 18 мая 2015 г. № 301н
рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда приказ Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н
рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред приказ Минтруда России от 19 февраля 2015 г. № 102н
рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы приказ Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 96н
рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений приказ Минтруда России от 27 января 2015 г. № 46н
рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 996н

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов.

Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория, эксперты и иные работники организации, которая проводит спецоценку. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая спецоценку, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований и измерений оформляют протоколами в отношении каждого из факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам и подклассам условий труда.

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.

Классы вредности и опасности

К каким классам могут быть отнесены рабочие места сотрудников по результатам специальной оценки условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Отчет об оценке

Как оформляют итоги специальной оценки условий труда

Организация, которая проводила спецоценку, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не установлен. А вот для уведомления организации, проводившей спецоценку, срок есть – работодатель должен это сделать любым доступным способом в течение трех рабочих дней с даты, когда он утвердил отчет о спецоценке. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации-оценщику копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-1/В-298.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда.

Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержден приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;
  • сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;
  • сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория (центр). В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дата окончания срока действия его поверки, дата проведения измерений, наименования вредного и (или) опасного производственных факторов, которые измерялись;
  • количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
  • распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;
  • индивидуальный номер каждого рабочего места;
  • код профессии сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;
  • основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости.
  • сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у сотрудников.

Такой порядок приведен в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила спецоценку, сведения о ее результатах должна передать в информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета. Указанные сведения нужно передать в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на официальный сайт информационной системы учета через Интернет.

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Вопрос из практики: Нужно ли указывать доплату за работу в ночное время в качестве компенсации в карте спецоценки условий труда

Нет, не нужно.

По результатам специальной оценки условий труда оформляют карту оценки, которая содержит сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретном рабочем месте, а также информацию о положенных гарантиях и компенсациях (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Работа в ночное время подлежит оплате в повышенном размере независимо от итогов специальной оценки. Порядок оплаты работы в ночное время фиксируют во внутренних документах, например, в локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре. Об этом говорится в статье 154 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, надбавку за работу в ночное время не нужно указывать в карте специальной оценки условий труда, поскольку такую доплату сотрудник получает независимо от условий труда.

Декларация соответствия

Как задекларировать соответствие условий труда на рабочих местах нормативным требованиям

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда организация подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации:

Об этом говорится в статье 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Внимание: до 1 мая 2016 года в декларацию включали сведения о рабочих местах, если на них вовсе не были выявлены вредные или опасные производственные факторы. С 1 мая 2016 года в декларации указывают также рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда (Закон № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.). При этом новое правило имеет обратную силу и регулирует отношения, возникшие с 1 января 2014 года (п. 2 ст. 3 Закона № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.). Поэтому если в организации на 1 мая 2016 года по итогам проведенной спецоценки есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, то до 16 июня 2016 года нужно подать уточненную декларацию (п. 4 ст. 3 Закона № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.).

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларация соответствия состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую – территориальный орган Роструда.

Организации в декларации необходимо указать:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • перечень рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы;
  • дату ее составления.

При этом в декларации необходимо указать полное наименование организации, а также ее фактический адрес в соответствии с уставными документами. Эти данные можно узнать у самой организации, проводящей специальную оценку условий труда, или посмотреть на официальном сайте Минтруда России.

Наименование должности или профессии сотрудников, занятых на декларируемом рабочем месте, а также их численность указывают согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.

Индивидуальный номер рабочего места нужно указать в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась спецоценка. При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указывают их порядковые номера с добавлением прописной буквы А в соответствии с данными четвертой графы перечня.

При этом перечень и карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта организации, проводившей спецоценку, который выполнил идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте, а также дату и номер заключения этого эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.

Такие разъяснения о порядке заполнения декларации содержит письмо Минтруда России от 23 июня 2014 г. № 15-1/В-724.

Декларацию нужно подписать у руководителя организации и заверить печатью.

Далее направьте ее в местную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Передать декларацию можно одним из трех способов:

  • лично принести в инспекцию. При этом при себе уполномоченное лицо должно иметь доверенность на право представления декларации;
  • отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • отправить в электронном виде через официальный сайт Роструда.

Территориальный орган Роструда может не принять декларацию только в случае ее несоответствия установленной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям неправомерен.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 2–7 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую спецоценку, в случае если в период ее действия с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация:

  • произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц;
  • выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • по результатам проверки на рабочем месте сотрудника выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.

Об этом говорится в статьях 11, 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Вопрос из практики: в какой срок нужно подать уточненную декларацию о соответствии условий труда на рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями. Спецоценка завершена до 1 мая 2016 года

Если спецоценка завершена до 1 мая 2016 года, то уточненную декларацию с указанием рабочих мест, условия труда на которых по итогам спецоценки признаны оптимальными или допустимыми, безопаснее всего подать до 16 июня 2016 года.

До 1 мая 2016 года в декларацию соответствия условий труда включали сведения о рабочих местах, на которых вовсе не были выявлены вредные или опасные производственные факторы. С 1 мая 2016 года Закон № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г. внес изменения в порядок проведения спецоценки. В декларации теперь указывают не только рабочие места, на которых вредные и опасные факторы по итогам идентификации не выявлены, но и рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда. При этом новое правило имеет обратную силу и регулирует отношения, возникшие с 1 января 2014 года (п. 2 ст. 3 Закона № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.). Поэтому если в организации на 1 мая 2016 года по итогам проведенной спецоценки есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, то нужно подать уточненную декларацию и указать в ней недостающие места с учетом нового правила (п. 4 ст. 3 Закона № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.).

Конкретные сроки подачи уточненной декларации в законе, который внес изменения, не прописаны. Вместе с тем, установлен общий срок подачи декларации: не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). По аналогии с этим сроком и при отсутствии специально установленного уточненную декларацию рекомендовано подать в течение 30 рабочих дней с момента появления обязанности сдать отчет. То есть в данном случае в течение 30 рабочих дней с даты изменения законодательства. Это значит, что последний день подачи уточненной декларации – 16 июня 2016 года. Именно в этот день истекут 30 рабочих дней с 1 мая 2016 года. Аналогичные разъяснения в частном порядке дают и инспекторы из территориальных отделений Роструда.

Таким образом, несмотря на отсутствие точного срока в законе и официальных разъяснений Минтруда по данному вопросу, чтобы исключить малейший риск спора и претензии проверяющих, рекомендовано подать уточненную декларацию до 16 июня 2016 года.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если в течение срока ее действия выявлено профзаболевание на тех рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых

Нет, не нужно.

Декларацию соответствия условий труда оформляют в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации не выявлены вредные или опасные факторы (п. 1 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если в период действия декларации у сотрудника, занятого на задекларированном рабочем месте, выявлено профзаболевание из-за воздействия на него вредных или опасных производственных факторов, то в отношении такого рабочего места декларация прекращает свое действие и организация проводит внеплановую спецоценку (п. 5 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если же профзаболевание было выявлено на незадекларированном рабочем месте, то проводить внеплановую спецоценку не нужно, а срок действия декларации соответствия условий труда считается продленным на пять лет (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 3 информации от 29 октября 2014 г.

Государственная экспертиза условий труда

Как проводят государственную экспертизу условий труда

Государственную экспертизу условий труда проводят с целью оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • фактических условий труда сотрудников.

Государственную экспертизу условий труда проводят Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Порядок проведения экспертизы качества спецоценки утвержден приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Основанием для проведения госэкспертизы условий труда являются:

  • заявление сотрудника, профессионального союза, объединения профессиональных союзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей, органов исполнительной власти;
  • представления трудовых инспекций в рамках проверок за соблюдением требований законодательства о специальной оценке;
  • обращения органов исполнительной власти и ФСС России;
  • обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки;
  • определения судебных органов.

При этом если заявителем выступает сотрудник, то экспертизу проводят только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Это предусмотрено в пунктах 1–4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда проводят экспертизу качества спецоценки на бесплатной основе, если основанием экспертизы выступают: обращения органов исполнительной власти, судебные определения и представления трудовых инспекций. В остальных случаях экспертизу качества спецоценки проводят на платной основе за счет средств заявителя.

Если в ходе экспертизы возникает необходимость в исследовании и измерении вредных или опасных производственных факторов, то их проводят за счет средств заявителя или органа государственной экспертизы, если заявителем выступает орган исполнительной власти. Если же государственная экспертиза инициирована по представлению трудовой инспекции, то исследования и измерения проводят за счет средств федерального бюджета. Об этом говорится в пунктах 5–6 и 28 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Заявление о проведении госэкспертизы должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты – при наличии;
  • наименование объекта экспертизы;
  • сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда – при наличии таковых;
  • сведения об оплате экспертизы, проводимой на платной основе.

Если экспертиза касается условий труда на рабочем месте, то в заявлении следует также указать: индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии или должности сотрудника, занятого на таком рабочем месте, структурное подразделение работодателя – при наличии такового.

Если объектом экспертизы является качество специальной оценки, то в заявлении нужно дополнительно указать сведения об организации, которая проводила спецоценку.

Если об экспертизе качества спецоценки заявляет работодатель, то к заявлению следует приложить следующие документы:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • предписания трудовых инспекций об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые содержат обязательства работодателя по соблюдению прав сотрудников на безопасные условия труда и на гарантии за вредные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда – при наличии;
  • локальные акты, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых гарантий за работу во вредных условиях, в том числе дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда;
  • список сотрудников, которые обязаны проходить периодический или предварительный медицинский осмотр;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных за последний год периодических медицинских осмотров.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые устанавливают условия труда сотрудников, включая режимы труда и отдыха;
  • предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Ростехнадзора и его территориальных органов об устранении нарушений, выявленных в ходе соответствующих проверок.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены или направлены заявителем:

  • лично на бумажных носителях;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде через Интернет.

Такие правила предусмотрены в пунктах 11–12 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы основания для ее проведения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней, например, при необходимости получения дополнительной документации и материалов для проведения экспертизы (п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).

По результатам экспертизы госэксперт или экспертная комиссия составляют проект заключения госэкспертизы. В зависимости от объекта экспертизы в проекте заключения указывают один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления или непредоставления, а также объемов предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда;
  • о соответствии фактических условий труда сотрудников нормативным требованиям охраны труда.
  • выдают на руки заявителю или его полномочному представителю либо направляют заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляют в судебный орган или трудовую инспекцию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если работодатель не был заявителем проведения экспертизы, то ему направляют копию заключения госэкспертизы. Также копию заключения направляют в организацию, которая проводила спецоценку, если экспертиза касалась оценки ее качества.

Это предусмотрено в пунктах 32, 34–35, 37, 39 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы рассматривают:

  • Минтруд России, если объектом экспертизы была оценка качества спецоценки;
  • судебные органы или вышестоящий орган власти в досудебном порядке, если объектом экспертизы была оценка фактических условий труда или правильности предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам с вредными условиями труда.

Это предусмотрено в пунктах 44–45 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Ответственность

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки влечет административную ответственность:
– для организации – штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;
– для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Это предусмотрено в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

  • для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Об этом сказано в части 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

10.06.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль