Как проводится обучение на рабочем месте?

102

Вопрос

Подскажите, что не входит в перечень видов обучения на рабочем месте: самообучение, участие в специальных семинаров по месту работы, ротация, дублирование. Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

Методы обучения персонала можно разделить на две группы: ‐ обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы; обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы. Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы.

Таим образом, из приведенных Вами методов обучении: участие в семинарах, самоподготовка (самообучение) не являются обучением на рабочем месте.

Форму обучения выбирает ответственный за обучение персонала в организации специалист. Форма обучения напрямую зависит от метода обучения, с помощью которого преподаватель (или группа преподавателей) планирует провести обучение персонала.

Перечень форм проведения обучения, их описание, плюсы и минусы см. в таблице в доп. материалах.

Отметим, что на законодательном уровне не определено, в каких формах может происходить обучение на рабочем месте.

В ст. 202 ТК РФ сказано, что ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

При этом термин «ротация» употребляется применительно к госслужбе.

Ротация гражданских служащих – назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же или другом госоргане, проводимое с целью повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции. При этом ротация может осуществляться внутри территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, утверждают соответствующие органы исполнительной власти.

Об этом сказано в статье 60.1 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 2.2 Методических рекомендаций Минтруда России от 30 апреля 2013 г.

В литературе о теории обучения ротация рассматривается и как один из методов обучения. Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Преимущества метода ротация: ‐ Оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника; ‐ Помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;

‐ Расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Дублирование в теории обучения рассматривается как термин аналогичный понятию стажировка. Т.е. осуществляется именно на рабочем месте.

Примечание:

ВАЖНО!!! Профессиональное обучение - это лицензируемый вид деятельности.

По закону профобучение может осуществляется как в образовательных организациях, так и на производстве (п. 6 ст. 73 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Перечень профессий рабочих, служащих по которым осуществляется профобучение, с указанием присваиваемой квалификации утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513. Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих к основным программам профобучения (подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержат исключений на случай профессионального обучения, которое осуществляет работодатель. В настоящее время исключений, когда образовательная деятельность может осуществляться без лицензии: образовательные организации Сколково и ИП, которые не привлекают других лиц для преподавания, а осуществляют эту деятельность только своими силами.

Так, часть 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ: Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Ранее в положении о лицензировании образовательной деятельности было указано, что в том, случае, если обучающая организация не выдает обучающимся документ об образовании и не проводит итоговую аттестацию, то лицензия ей не нужна (Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 837 Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации... (с изменениями на 24.09.2010) (утратило силу с 07.11.2013 на основании постановления...), но в новом положении о лицензировании такого условия в настоящее время нет (Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 О лицензировании образовательной деятельности

Кроме того, учтите, что одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

С учетом изложенного, на осуществление такой деятельности целесообразно получить лицензию на осуществление профессионального обучения.

За отсутствие лицензии может быть применена административная ответственность по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ:

  • для организации – штраф от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для руководителя организации – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Справочник (VIP - версия): Формы проведения обучения

Формы Отличия Преимущества Выгода
Лекция
  • монолог лектора;
  • без обратной связи;
  • восприятие аудио-, видеоматериалов
  • возможность записи (диктофон, видео, бумажный носитель);
  • возможность воспроизведения в любое время;
  • получение систематизированной информации
  • большой объем информации за короткий период времени;
  • получение целостного теоретического представления о предмете
Семинар
  • диалог (преподаватель – аудитория);
  • восприятие: аудио-, видеоматериалы, кинестетика;
  • активная работа аудитории;
  • предварительная подготовка
  • информация (запись) и упражнения (проба);
  • возможность получить представление о практическом опыте других
  • получение ответов на актуальные, насущные вопросы;
  • возможность уточнить информацию (вопрос – ответ в конце темы);
  • обмен опытом
Конференция
  • наличие разнообразных тем;
  • несколько выступающих, представляющих различные сферы (организации)
  • рассмотрение различных взглядов на проблему;
  • представление практического опыта организаций
  • возможность выбора;
  • возможность узнать о практическом опыте других;
  • возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения
Открытые тренинги
  • работа в группе;
  • наличие обратной связи;
  • наглядность курса (видео);
  • сотрудники других организаций;
  • личное участие в практических упражнениях
  • открытость;
  • наглядность;
  • знакомство с другими организациями;
  • общение по интересам;
  • креативность;
  • практика
  • опыт других организаций;
  • получение требуемых навыков;
  • стимул для изменения и совершенствования привычных форм деятельности (получение обратной связи)
Корпоративные тренинги
  • работа в команде;
  • наличие обратной связи;
  • наглядность курса (видео);
  • обмен опытом с коллегами
  • наглядность;
  • переход на неформальные интересы;
  • командообразование;
  • погружение в процесс;
  • получение собственной оценки;
  • креативность
  • получение требуемых навыков;
  • получение обратной связи;
  • передача собственных знаний другим участникам тренинга (мотивация);
  • развитие компетенций;
  • отладка внутрифирменных коммуникаций;
  • решение корпоративных задач
Деловые игры
  • цель – результат;
  • участие в решении практической задачи;
  • взаимодействие с другими участниками
  • самостоятельность;
  • мотивация участников;
  • возможность взглянуть на проблему с нескольких точек зрения
  • работа на результат организации;
  • получение практического опыта решения задачи;
  • расширение личного багажа подходов к решению задачи
Мастер-класс
  • работа над проблемами;
  • передача экспертом-профессионалом личного практического опыта
  • мотивация участников;
  • рационализация;
  • самостоятельность;
  • работа над трудными практическими ситуациями под руководством опытного профессионала
  • использование полученных знаний и навыков на практике;
  • подготовка предложений, проектов документов для деятельности организации
Стажировка
  • предоставление информации на рабочем месте в рабочее время;
  • предоставление информации непосредственным руководителем, специалистом по управлению персоналом
  • своевременная корректировка информации;
  • информация получена из официальных источников организации
  • управление информацией от организации;
  • достоверность информации
Наставничество
  • обучение на рабочем месте в рабочее время;
  • обучение и поддержка нового сотрудника более опытным и квалифицированным
  • скорость адаптации в новом коллективе;
  • отработка знаний на практике;
  • консультирование по трудным вопросам;
  • своевременность ответов на возникающие вопросы;
  • мотивация (значимость, саморазвитие) наставника
  • выполнение должностных обязанностей наставником и стажером;
  • выполнение плана работы (личного, подразделения, организации);
  • получение рабочих навыков в короткое время
Самообучение
  • наличие литературы, других источников получения информации;
  • личная мотивация на обучение
  • возможность повторения;
  • комфортные условия;
  • учет готовности к обучению («хочу – не хочу» слушателя)
  • возможность самостоятельно определять вид, объем и время получения информации;
  • возможность повышать профессиональный уровень без отрыва от других дел
Дистанционное обучение
  • самостоятельный выбор из многообразия тем;
  • отсутствие куратора, преподавателя
  • поэтапное самосовершенствование;
  • самостоятельный разбор материалов
  • в удобное (свободное) время;
  • возможность проверки полученных знаний;
  • возможность получать узкоспециализированную информацию
Компьютерные обучающие программы
  • наличие компьютера и соответствующих программ;
  • знание РС;
  • обучение без преподавателя;
  • получение строго заданного объема знаний;
  • самостоятельный разбор материалов;
  • самостоятельное осмысление материала;
  • учет готовности к обучению («хочу – не хочу» слушателя)
  • возможность обучаться в свободное время;
  • проверка знаний;
  • возможность возвращаться к программе, оттачивать знания
Профессиональные клубы
  • взаимодействие профессионалов;
  • рассмотрение тем под заказ;
  • решение деловых и профессиональных проблем
  • равный профессиональный уровень;
  • уважение через профессионализм
  • решение собственной проблемы профессионалами;
  • возможность обратиться к членам клуба в любое время;
  • расширение профессиональных связей и контактов

21.06.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль