Как определяются должностные инструкции логопеда и психолога?

198

Вопрос

Скиньте, пожалуйста, образец должностной инструкции психолога, логопеда и заведующего отделением отделения социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов.

Ответ

Ответ на вопрос:

На ваш запрос высылаем примерные образцы должностных инструкций. При необходимости можете их адаптировать с учетом специфики вашей организации.

Лечебно-профилактическое учреждение Медицинский центр № 1

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
А.В. Львов
14.03.2014

Должностная инструкция № 224
медицинского психолога

г. Москва 14.03.2014

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность
медицинского психолога.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается главным
врачом по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее
профессиональное образование по специальности «Клиническая психология», без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное (психологическое)
образование и профессиональную переподготовку по специальности «Клиническая
психология», без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Медицинский психолог в своей деятельности руководствуется:
– действующими нормативно-правовыми документами по вопросам выполняемой работы;
уставом учреждения, локальными нормативными актами учреждения;
– настоящей должностной инструкцией.

1.5. Медицинский психолог должен знать:
– законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения,
оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан;
– Декларацию прав и свобод человека и гражданина;
– медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и
дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену,
психодиагностику, психопрофилактику);
– методы психологического консультирования;
– методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
– методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
– психологию труда;
– деонтологию;
– психологию профессионального общения;
– основы трудового законодательства;
– Правила трудового распорядка;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. Медицинский психолог подчиняется непосредственному руководителю.

1.7. На время отсутствия медицинского психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности
исполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Медицинский психолог обязан:

2.1. Проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию
отклонений в развитии личности больных.

2.2. Выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности
больного.

2.3. Осуществлять работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому
консультированию больных, вследствие чего оказывать помощь больным и их родственникам в
решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.

2.4. Проводить психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за
больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.

2.5. Совместно с лечащим врачом разрабатывать развивающие и психокоррекционные программы
с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных.

2.6. Выполнять работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и
ситуационных возможностей.

2.7. Проводить работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной
психологии и деонтологии.

2.8. Оценивать по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических,
лечебных и профилактических мероприятий.

2.9. Проводить санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по
укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

3. ПРАВА

Медицинский психолог вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными
настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать руководству о недостатках, выявленных в процессе
исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Медицинский психолог несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим
трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере
необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под
расписку все работники учреждения, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом главного врача от 14 февраля
2014 г. № 67.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела кадров Е.Э. Громова

14.03.2014

С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Медицинский психолог П.Н. Беспалов

14.03.2014

Общеотраслевая инструкция психолога:

Закрытое акционерное общество «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
А.В. Львов
14.03.2014

Должностная инструкция № 224
психолога

г. Москва 14.03.2014

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность
психолога.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается
генеральным директором по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное
(психологическое) образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Психолог в своей деятельности руководствуется:
– действующими нормативно-правовыми документами по вопросам выполняемой работы;
уставом организации, локальными нормативными актами организации;
– настоящей должностной инструкцией.

1.5. Психолог должен знать:
– постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы,
относящиеся к вопросам практической психологии;
– основы трудового законодательства РФ;
– психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
– методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
– технические средства, применяемые при изучении условий труда;
– передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов;
– основы технологии производства;
– основы экономики, организации производства, труда и управления;
– основы профориентационной работы;
– Правила трудового распорядка;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. Психолог подчиняется непосредственному руководителю.

1.7. На время отсутствия психолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Психолог обязан:

2.1. Изучать влияние психологических, экономических и организационных факторов производства
на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по
улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2.2. Определять психологические факторы, оказывающие влияние на работающих.

2.3. Составлять проекты планов и программ социально-психологического развития работников
организации.

2.4. Проводить совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников,
особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и
специальностей, а также исследования, связанные с проверкой психологических условий труда,
выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

2.5. Участвовать в экспериментах по определению влияния условий труда на психику
работающих.

2.6. Анализировать трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

2.7. Совместно с социологом и другими специалистами участвовать в определении задач
социального развития.

2.8. Осуществлять выбор актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров,
нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), и определять пути устранения причин,
их вызывающих.

2.9. Разрабатывать профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий
рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-
психическое напряжение работающего.

2.10. Давать рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых
возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

2.11. Участвовать в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации
молодых рабочих и специалистов.

2.12. Подготавливать рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических
исследований в практику.

2.13. Разрабатывать мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления
социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов,
установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического
климата, условий труда и повышению работоспособности работников.

2.14. Анализировать причины текучести кадров, осуществлять их подбор и расстановку исходя из
требований организации труда и управления производством.

2.15. Разрабатывать предложения по обеспечению стабильности кадров и принятию необходимых
мер по адаптации работников.

2.16. Принимать участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем
организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом
психологических факторов и эргономических требований.

2.17. Консультировать руководителей организации и работников, занимающихся кадровыми и
трудовыми вопросами, по социально-психологическим проблемам управления производством и
социального развития коллектива.

3. ПРАВА

Психолог вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными
настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках,
выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их
устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать с разрешения руководства работников всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Психолог несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим
трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере
необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под
расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 14
февраля 2014 г. № 67.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель отдела кадров Е.Э. Громова

14.03.2014

С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Психолог П.А. Беспалов

14.03.2014

……………………………….

Должностная инструкция логопеда

УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
А.В. Львов
14.03.2014

Должностная инструкция № 224
логопеда медицинского учреждения

г. Москва 14.03.2014

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность
логопеда.

1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается главным
врачом по представлению непосредственного руководителя.

1.3. На должность логопеда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в
области дефектологии, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Логопед в своей деятельности руководствуется:

  • действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
  • уставом учреждения, локальными нормативными актами учреждения;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.5. Логопед должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную,
    физкультурно-спортивную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • возрастную и специальную педагогику и психологию;
  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся,
    воспитанников;
  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической
    деятельности;
  • программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками,
    имеющими отклонения в развитии;
  • новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного,
    развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
    обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими),
    коллегами;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой
    и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • Правила трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.6. Логопед подчиняется главному врачу и его заместителю.

1.7. На время отсутствия логопеда (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Логопед обязан:

2.1. Проводить диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших
психических функций.

2.2. Составлять индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации
больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии,
агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).

2.3. Проводить индивидуальные и групповые занятия с больными в соответствии с намеченными
программами.

2.4. Организовывать консультации с врачами и другими специалистами.

2.5. Вести консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций
относительно занятий с больными в домашних условиях.

2.6. Подготавливать пособия, оформлять документацию.

2.7. Участвовать в ведении медицинской документации с записями содержания консультации,
результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы
медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных
эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже одного раза в 10–12 дней,
заключительного эпикриза.

2.8. Вести дневник работы логопеда.

2.9. В конце календарного года представлять годовой отчет о работе главному логопеду органа
управления здравоохранением.

2.10. Повышать свою квалификацию по дефектологии на циклах усовершенствования не реже
одного раза в пять лет.

2.11. Внедрять в практику современные методы логопедической помощи.

3. ПРАВА

Логопед вправе:

3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными
настоящей инструкцией обязанностями.

3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках,
выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их
устранению.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.

3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных
перед ним задач других работников.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Логопед несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим
трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере
необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под
расписку все работники учреждения, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом главного врача от 14 февраля
2014 г. № 67.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель отдела кадров Е.Э. Громова
14.03.2014

С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Логопед П.А. Беспалов
14.03.2014

Должностная инструкция заведующего отделением социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов

Закрытое акционерное общество «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
_________ А.В. Львов
14.03.2014

Должностная инструкция № 19

заведующего отделением социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов

г. Москва 14.03.2014

1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. На должность заведующего отделением социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы _____________________________.

1.2. Заведующий отделением социального сопровождения и социальной реабилитации инвалидов

Должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам социальной реабилитации инвалидов;

- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные документы вышестоящих органов и администрации, касающиеся деятельности учреждения;

- методы административно-хозяйственной деятельности;

- правила охраны жизни и здоровья;

- действующие нормативные документы по оплате труда;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- основы экономики, организации труда и управления;

- законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,

-производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление руководства деятельностью социально- реабилитационного отделения для инвалидов в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.

2.2. Организация работы коллектива по оказанию качественной помощи инвалидам.

2.3. Руководство методической работой и подготовкой программно-методических материалов.

2.4. Осуществление контроля за выполнением программ, реализацией реабилитационных услуг, оказываемых социально-реабилитационным отделением, включая помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам с учетом требований законодательства, предъявляемых к социальному обслуживанию инвалидов.

2.5. Организация работы коллектива работников, направленной на достижение высокой эффективности работы с инвалидами.

2.6. Планирование работы отделения.

2.7. Анализ деятельности отделения и на основе оценки показателей

его работы принятие необходимых мер по улучшению форм и методов работы.

2.8. Обеспечение рационального использования имеющегося оборудования, предназначенного для осуществления медико-социальной и психологической реабилитации инвалидов, и другого медицинского оборудования.

2.9. Обеспечение социально-реабилитационного отделения медицинскими кадрами, владеющими методами комплексной реабилитации.

2.10. Содействие выполнению работниками отделения своих должностных обязанностей.

2.11. Принятие мер по укомплектованию отделения квалифицированными работниками, созданию в коллективе здорового морально-психологического климата и благоприятных условий труда.

2.12. Проведение работы по воспитанию кадров, укреплению трудовой и производственной дисциплины.

2.13. Осуществление финансово-хозяйственной деятельности в пределах предоставленных прав.

2.14. Обеспечение развития и укрепления материальной базы социально-реабилитационного отделения, сохранность имущества, оборудования и инвентаря, рациональное использование денежных средств, ведение учета и составление установленной отчетности.

2.15. Внедрение в практику работы социально-реабилитационного отделения новых методов и средств диагностики и лечения.

2.16. Осуществление контроля за соблюдением санитарно- гигиенического режима, правил техники безопасности.

2.17. Внесение предложения руководству учреждения по подбору и расстановке кадров.

2.18. Контроль соблюдения требований государственных стандартов социального обслуживания в социально-реабилитационном отделении.

2.19. Предоставление руководству в установленные сроки отчетов и сведений о работе социально-реабилитационного отделения дома-интерната.

2.20. ____________________________________________________________.

3. ПРАВА

Имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы социально-реабилитационного отделения вышестоящему руководству.

3.3. Отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками отделения.

3.4. Участвовать в подборе и расстановке кадров отделения.

3.5. Вносить предложения руководству учреждения по поощрению и наложению взысканий на работников отделения.

3.6. Принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.8. Знакомиться с проектами решений вышестоящего руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Запрашивать документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.10. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 14 февраля 2014 г. № 17.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела кадров ____________ Е.Э. Громова

14.03.2014

С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Зав. отделением ____________ Н.И. Коровина

14.03.2014

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Как составить должностную инструкцию

Н.З. Ковязина

Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на budget.1kadry.ru
Дата копирования: 21.06.2016

21.06.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль