Организация целиком должна перейти на профстандарты?

59

Вопрос

В организации есть определенное количество работников, которым по результатам СОУТ установлен вредный класс условий труда от 3.0 до 3.2., соответственно в преддверии введения профстандартов к данным работникам их применение будет обязательным при условии разработки соответствующих профстандартов по профессиям, специальностям, должностям работников (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.11.2015 г. №832). В данном Приложении мною были найдены следующие профстандарты, которые в нашей организации на сегодняшний момент присутствуют: машинист буровой установки (19.006), машинист экскаватора (16.028), оператор комплекса горизонтального направленного бурения в строительстве (16.040), в нашей организации данная должность называется - оператор буровой установки. Предполагаю, что ее надо будет переименовывать в соответствии с наименованием профстандарта и скорее всего, придется проводить заново СОУТ. Также в наличии имеются должности, которым по результатам СОУТ присвоен вредный класс условий труда: водитель автомобиля (вид ТС: легковой, грузовой), электрогазосварщик, электромонтер по эксплуатации распределительных систем, электромонтажник по распределительным устройствам. Перечисленные должности в Приложении не нашла. Как в данной ситуации быть? Хотелось бы также знать. Организация целиком должна перейти на профстандарты или можно перевести только те должности, по которым работники имеют особые условия допуска (вредный класс условий труда) или нужно переводить всех, при условии наличия разработанных профстандартов в вышеуказанном Приложении к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.11.2015 г. №832? Заранее Вам благодарна за ответ. 

Ответ

Ответ на вопрос:

Во-первых, класса условий труда 3,0 нет: http://www.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/130/51640/mar108/.

Во-вторых, внеплановая спецоценка в данном случае не требуется.

В-третьих, в Приказе Минтруда России от 02.11.2015 N 832 поименованы востребованные на рынке труда новые и перспективные профессии, в том числе требующие среднего профессионального образования со ссылкой на Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012) <О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94> (вместе с "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") (дата введения 01.01.1996), а не на профстандарты.

В-четвертых, профстандарты будут обязательны для всех работодателей, но не для всех должностей.

Теперь обо всем подробнее.


Читайте о Внедрении профстандартов больше информации в статье по ссылке.


По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению.

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.

Это правило касается:

1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;

2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36;

3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Отметим, что такое положение дел было и раньше, только отсутствовало указание на применение профстандартов, наряду с ЕКС.

При этом дополнительно следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для любой организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Квалификационные справочники в связи с введением профстандартов не отменены, и Вы можете ими пользоваться также, как и профстандартами, а в случае отсутствия профстандарта – продолжать пользоваться ЕКС в целях определения наименования должности и требований к квалификации сотрудников. В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

См. также по данному вопросу: ПИСЬМА МИНТРУДА РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253, от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

А тождество наименований профессий поручено установить Правительству РФ. Но в настоящее время можно использовать наименования как указанные в ЕКС, так и в профстандартах. Пока переименовывать должности не нужно.

Название должности «оператор буровой установки» допустимо: http://www.1kadry.ru/#/document/97/251743/?step=22.

По водителю автомобиля профстандарта пока нет, но требования к квалификации таких работников обязательны. См. приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287.

По электрогазосварщику требования профстандарта также обязательны: http://www.1kadry.ru/#/document/97/251571/?step=24. Должность электрогазосварщика переименовывать не нужно.

По электромонтеру по эксплуатации распределительных систем профстандарта пока нет. Должность переименовывать не нужно. См. также "ТИ Р М-069-2002. Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по эксплуатации распределительных сетей" (утв. Минтрудом РФ 02.08.2002, Минэнерго 25.07.2002).

По электромонтажнику по распределительным устройствам также профстандарта пока нет. Должность переименовывать не нужно. См. также "Инструкцию по безопасному производству работ электромонтажниками на объектах электроэнергетики. СО 34.03.151-2004" (утв. РАО "ЕЭС России" 12.04.2004).

По вышеуказанные должностям до разработки профстандартов (и наравне с ними) используются ЕКС, ЕКТС.

Так, отметим, что согласно Федеральному закону от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профстандарты будут обязательными лишь частично.

Поправки касаются применения профессиональных стандартов.

Уточняется понятие профстандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В настоящее время проф. стандарт или единый квалификационный справочник применять обязательно, если в соответствии с Трудовым Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (наглядно оказано ниже на слайде)

Организация целиком должна перейти на профстандарты?

С 1 июля 2016 г. вводится обязанность применения всеми работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Организация целиком должна перейти на профстандарты?

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

 авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ);

 адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);

 аудиторов (ст. 4, 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);

 водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287);

 врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1);

 главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ);

 главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);

 главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ);

 государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ);

 работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ);

 работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ);

 работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ);

 медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ);

 медиков и фармацевтов (ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ);

 научных работников (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);

 нотариусов (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);

 органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ);

 охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1);

 педагогов и других работников образовательных организаций (ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

 прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1);

 работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);

 работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1);

 руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации (указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);

 сварщиков (Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63);

 сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ);

 сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ);

 спасателей (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ);

 специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1);

 специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1);

 стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. 19, 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);

 судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ);

 судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1).Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Если требования к квалификации предусмотрены только квалификационным справочником, и более нигде в законодательстве таких требований нет, то профстандарты применять не обязательно.

Наглядно показано ниже на слайде

Организация целиком должна перейти на профстандарты?

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

См. также ПИСЬМА МИНТРУДА РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253, от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

Если к Вашей организации применимо сказанное выше, то мы рекомендуем:

- привести наименований профессий и должностей работников в соответствие с проф. стандартом или квалификационным справочником (о переименован должности: http://www.1kadry.ru/#/document/131/4876/?step=2);

- сверить с ЕКС и проф. стандартом функциональные обязанности работника;

- оценить соответствие работника квалификационным требованиям. Возможно организовать проведение аттестации ранее принятых работников на предмет их соответствия выполняемой работе (об аттестации: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51135/?step=4);

- подготовить план повышения квалификации работников, а для кого-то и переподготовки в соответствии с требованиями стандарта (Вам может быть полезен материал: Повышение квалификации за счет работодателя. Когда компания вправе взыскать расходы с работника).

.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Кроме того, в целях проверки соответствия сотрудника занимаемой должности работодатель имеет право провести аттестацию.

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии сотрудника занимаемой должности, руководитель организации вправе его уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также, при наличии волеизъявления работника, его можно в любой момент времени уволить по собственному желанию: http://1kadry.ru/#/document/130/51106/?step=17. Возможно увольнение по соглашению сторон трудового договора: http://1kadry.ru/#/document/130/50734/?step=20.

Таким образом, если работник уже принят на работу, при отсутствии у него необходимого образования, опыта, то уволить его с работы можно будет только в том случае, если он реально не справляется своей работой в связи с недостаточной квалификацией, что должно быть подтверждено результатами аттестации.

При необходимости можно направить сотрудника на обучение, заключив с ним соответствующее соглашение (ст. 249 ТК РФ).

Обучение оплачивает работодатель, но в последующем сотрудник должен будет возместить расходы (если уволится раньше срока, обозначенного в соглашении об обучении – пропорционально неотработанному времени).

Ознакомьтесь также с информацией: http://www.1kadry.ru/#/document/184/4723/?step=2.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

Такой порядок следует из пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Вероника Шатрова,

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

01.06.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль