Каков порядок применения требований к квалификации водителей?

146

Вопрос

С 14 июня 2016 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Прошу разъяснить, относятся ли требования данного Приказа к юридическим лицам не оказывающим услуги по автомобильным перевозкам, а имеющим в своем штате водителей служебного автотранспорта для собственных производственных нужд.

Ответ

Ответ на вопрос:

Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 устанавливает профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, возложена обязанность по обеспечению соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям.

Проблема в данном случае заключается в том, что в правоприменительной практике нет единого понимания того, подпадают ли организации, осуществляющие перевозки для собственных нужд под действие правил, установленных пунктом 4 ст.20 Закона «О безопасности дорожного движения».

Одни суды полагают, что под перевозкой в целях применения п.4 ст.20 Закона «О безопасности дорожного движения» подпадает коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки, по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Иными словами, перевозка для собственных нужд под действие данной нормы не подпадает (см. например, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2015 г. по делу № А29-7388/2014, ФАС Центрального округа от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009).

Другие суды считают, что понятие перевозки, включает в себя, в том числе перевозку работников и грузов для собственных нужд юридического лица, деятельность которого направлена на извлечение прибыли (Постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2014 г. № Ф09-2429/14).

По нашему мнению, организация, являясь владельцем транспортных средств и эксплуатируя их при осуществлении своей деятельности, в том числе перевозя грузы или пассажиров для собственных нужд по дорогам общего пользования, обязана выполнить требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения и на нее распространяется Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2014 г. N Ф09-2429/14

Дело N А07-14821/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2014 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самрау" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2013 по делу N А07-14821/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) - Косолапов А.О. (доверенность 06.05.2014).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания управления от 19.08.2013 N 37/0803П.

Решением суда первой инстанции от 13.12.2013 (судья Давлеткулова Г.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что предписание управления от 19.08.2013 N 37/0803П незаконно возлагает на общество обязанности по организации контроля технического состояния автотранспортных средств марки ПЕЖО Боксер с г/н О130АХ 102 и Т118ТР 102 перед выездом на линию и осуществлению выпуска транспортных средств на линию при наличии ответственного лица за выпуск транспортных средств, который прошел аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения, поскольку, по мнению заявителя, указанные требования предъявляются законом к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, тогда как указанный вид деятельности общество не осуществляет.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (далее - Положение), которым установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.

Согласно п. 1 Положения аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, которым устанавливаются требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (далее - Технический регламент).

Из анализа положений Технического регламента и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ следует, что понятие коммерческой перевозки, указанной в п. 8(1) Технического регламента (с учетом целей и задач названных нормативных актов), шире, чем понятие перевозки, регулируемой положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и включает в себя, в том числе перевозку работников и грузов для собственных нужд юридического лица, деятельность которого направлена на извлечение прибыли.

При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.

Управлением 12.08.2013 проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения обществом правил обеспечения безопасности дорожного движения.

Проверкой установлено, что у общества во владении и пользовании находятся два автотранспортных средства марки ПЕЖО Боксер с присвоенными государственными номерами О130АХ 102 и Т118ТР 102, с помощью которых общество осуществляет на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств для собственных нужд, при этом контроль технического состояния автотранспортных средств перед выездом на линию отсутствует, ответственное лицо за выпуск транспортных средств, прошедшее аттестацию в установленном порядке, не назначено.

Управлением составлен акт от 19.08.2013 N 37/0803, обществу 19.08.2013 выдано предписание N 37/0803П, содержащее требования: в срок до 22.08.2013 организовать контроль технического состояния автотранспортных средств марки ПЕЖО Боксер с присвоенными государственными номерами О130АХ 102 и Т118ТР перед выездом на линию в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; ответственному лицу за выдачу путевой документации и ответственному лицу за выпуск транспортных средств на линию пройти аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения в соответствии с приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов"; с 21.08.2013 осуществлять выпуск транспортных средств на линию при наличии ответственного лица за выпуск транспортных средств, который прошел аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения в соответствии с приказом Минтранса России и Минтруда России N 13/11 от 11.03.1994 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов".

Оценив фактические обстоятельства дела и установив, что общество осуществляет на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества обязанностей по организации контроля технического состояния принадлежащих ему автотранспортных средств перед выездом на линию и осуществлению выпуска транспортных средств на линию при наличии ответственного лица за выпуск транспортных средств, который прошел аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения, установленных положениями п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Таким образом, суды правомерно признали оспариваемое предписание управления законным и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.

Поскольку обществом за подачу кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 21.03.2014 N 982 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2013 по делу N А07-14821/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самрау" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Самрау" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению N 982 от 21.03.2014.

Председательствующий

И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи

Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Н.Н.СУХАНОВА

11.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль