Каков порядок применения требований к квалификации водителей?

92

Вопрос

С 14 июня 2016 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Прошу разъяснить, относятся ли требования данного Приказа к юридическим лицам не оказывающим услуги по автомобильным перевозкам, а имеющим в своем штате водителей служебного автотранспорта для собственных производственных нужд.

Ответ

Ответ на вопрос:

Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 устанавливает профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, возложена обязанность по обеспечению соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям.

Проблема в данном случае заключается в том, что в правоприменительной практике нет единого понимания того, подпадают ли организации, осуществляющие перевозки для собственных нужд под действие правил, установленных пунктом 4 ст.20 Закона «О безопасности дорожного движения».

Одни суды полагают, что под перевозкой в целях применения п.4 ст.20 Закона «О безопасности дорожного движения» подпадает коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки, по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Иными словами, перевозка для собственных нужд под действие данной нормы не подпадает (см. например, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2015 г. по делу № А29-7388/2014, ФАС Центрального округа от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009).

Другие суды считают, что понятие перевозки, включает в себя, в том числе перевозку работников и грузов для собственных нужд юридического лица, деятельность которого направлена на извлечение прибыли (Постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2014 г. № Ф09-2429/14).

По нашему мнению, организация, являясь владельцем транспортных средств и эксплуатируя их при осуществлении своей деятельности, в том числе перевозя грузы или пассажиров для собственных нужд по дорогам общего пользования, обязана выполнить требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения и на нее распространяется Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2014 г. N Ф09-2429/14

Дело N А07-14821/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2014 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самрау" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2013 по делу N А07-14821/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) - Косолапов А.О. (доверенность 06.05.2014).

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания управления от 19.08.2013 N 37/0803П.

Решением суда первой инстанции от 13.12.2013 (судья Давлеткулова Г.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что предписание управления от 19.08.2013 N 37/0803П незаконно возлагает на общество обязанности по организации контроля технического состояния автотранспортных средств марки ПЕЖО Боксер с г/н О130АХ 102 и Т118ТР 102 перед выездом на линию и осуществлению выпуска транспортных средств на линию при наличии ответственного лица за выпуск транспортных средств, который прошел аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения, поскольку, по мнению заявителя, указанные требования предъявляются законом к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, тогда как указанный вид деятельности общество не осуществляет.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (далее - Положение), которым установлено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов.

Согласно п. 1 Положения аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, которым устанавливаются требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (далее - Технический регламент).

Из анализа положений Технического регламента и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ следует, что понятие коммерческой перевозки, указанной в п. 8(1) Технического регламента (с учетом целей и задач названных нормативных актов), шире, чем понятие перевозки, регулируемой положениями главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и включает в себя, в том числе перевозку работников и грузов для собственных нужд юридического лица, деятельность которого направлена на извлечение прибыли.

При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.

Управлением 12.08.2013 проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения обществом правил обеспечения безопасности дорожного движения.

Проверкой установлено, что у общества во владении и пользовании находятся два автотранспортных средства марки ПЕЖО Боксер с присвоенными государственными номерами О130АХ 102 и Т118ТР 102, с помощью которых общество осуществляет на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств для собственных нужд, при этом контроль технического состояния автотранспортных средств перед выездом на линию отсутствует, ответственное лицо за выпуск транспортных средств, прошедшее аттестацию в установленном порядке, не назначено.

Управлением составлен акт от 19.08.2013 N 37/0803, обществу 19.08.2013 выдано предписание N 37/0803П, содержащее требования: в срок до 22.08.2013 организовать контроль технического состояния автотранспортных средств марки ПЕЖО Боксер с присвоенными государственными номерами О130АХ 102 и Т118ТР перед выездом на линию в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; ответственному лицу за выдачу путевой документации и ответственному лицу за выпуск транспортных средств на линию пройти аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения в соответствии с приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов"; с 21.08.2013 осуществлять выпуск транспортных средств на линию при наличии ответственного лица за выпуск транспортных средств, который прошел аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения в соответствии с приказом Минтранса России и Минтруда России N 13/11 от 11.03.1994 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов".

Оценив фактические обстоятельства дела и установив, что общество осуществляет на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и осуществляет перевозку работников и грузов для собственных нужд, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества обязанностей по организации контроля технического состояния принадлежащих ему автотранспортных средств перед выездом на линию и осуществлению выпуска транспортных средств на линию при наличии ответственного лица за выпуск транспортных средств, который прошел аттестацию в установленном порядке по обеспечению безопасности движения, установленных положениями п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ.

Таким образом, суды правомерно признали оспариваемое предписание управления законным и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.

Поскольку обществом за подачу кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 21.03.2014 N 982 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2013 по делу N А07-14821/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самрау" - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Самрау" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению N 982 от 21.03.2014.

Председательствующий

И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи

Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Н.Н.СУХАНОВА

11.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль