Как оформляется программа обучения по охране труда?

640

Вопрос

Повторяю: отличается ли программа обучения по охране труда для водителя погрузчика в зависимости от вида используемого топлива (газ, электричество, бензин)

Ответ

Ответ на вопрос:

Обучение по охране труда в организации проводится по программам, утверждаемым работодателем. Данные программы обучения разработайте на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда. Об этом говорится в пункте 2.3.4 Порядка, утвержденного постановлением от 13 января 2003 г. Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29.


Интересная информация о назначении ответственного за охрану труда размещена здесь.


При этом, в том числе, работники обучаются безопасным приёмам труда. Учитывая, что в зависимости от вида используемого топлива будут различаться правила обращения с таким топливом, то в программе обучения водителя должны быть предусмотрены соответствующие вопросы. При этом, учитывая, что работодатель, как правило, самостоятельно разрабатывает соответствующую программу, целесообразно в такой программе для всех без исключения водителей предусмотреть обучение для всех видов топлива используемого в организации. Дополнительную информацию Вы сможете найти в приложении к ответу ниже.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Журнал «Справочник специалиста по охране труда (Охрана труда)» № 6, Июнь 2015

Обучение по охране труда

Как создать программу обучения по охране труда для водителей автотранспорта

Алексей ТИХОНОВ, заместитель директора ООО «Малое научно-производственное предприятие "Охрана труда 90”» (Москва)

Ключевые проблемы

  • Для чего нужна программа обучения по охране труда водителей?
  • Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения?
  • Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения?
  • Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда?
  • Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля?

В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:

Читайте статью «Освещенность в офисе: как обеспечить безопасность условий труда»

Продлить подписку удобно по телефону
8-800-555-66-00

Водитель автомобиля – одна из наиболее распространенных профессий работников; ее представители выполняют свои трудовые обязанности в организациях, на предприятиях и в учреждениях различного отраслевого профиля. Поскольку автотранспорт является средством повышенной опасности, к профессии водителя предъявляются особые требования по обучению охране труда. Они отражены в особенностях аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда.

К выполнению работы по профессии «Водитель автомобиля» допускается работник не моложе 18 лет, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе. Учеба проводится по специальной программе обучения по охране труда водителей. Чтобы ее создать, нужно учесть некоторые особенности профессии.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения, утвержденных в установленном порядке соответствующими министерствами.

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего нужна программа обучения охране труда водителей

Помимо профессионального обучения, необходимого для получения прав на управление транспортным средством, водители автомобилей обязаны учиться правилам охраны труда. К этому их обязывает Трудовой кодекс (ст. 225 ТК РФ), Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (п. 2.2.1 Порядка обучения), ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (разд. 3 и 4) и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003) (п. 10.5)1, утвержденные постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28.

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь – Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

Перечень нормативных правовых актов, рекомендуемых для подготовки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля

  1. Трудовой кодекс.
  2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  3. ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  4. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  5. ГОСТ Р 51709-2001*«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  6. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  10. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  11. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  13. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  14. Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82 (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  15. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
  16. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73 (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
  17. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.
  18. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  20. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003).
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ Р М-008-99).
  22. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПОТ Р М 021-2002).
  23. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н.
  24. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  25. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например – бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. Пунктом 3.2 ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:

Как оформляется программа обучения по охране труда?
скачать и распечатать образец

После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (п. 3.5 ГОСТ 12.0.004-90). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?
Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин – свою?
Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?
Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 Уточнить, какие основные требования предъявляются к обучению работников правилам охраны труда
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Выяснить, в каком случае программу по обучению водителей правилам охраны труда нужно согласовывать с Ространснадзором
ПОТ РМ 027-2003 Понять, какие общие требования необходимо включить в программу обучения любой категории водителей

Запомните главное

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, – это постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29ГОСТ 12.0.004-90 ССБТПОТ РМ 027-2003.

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6 После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

1На момент выхода статьи действовали Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003), однако еще в 2014 году Минтруд России приступил к разработке новых правил по охране труда на автомобильном транспорте. Уже в обозримом будущем они могут быть утверждены и опубликованы.

20.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль