Как осуществляется обучение персонала?

44

Вопрос

У сотрудника авиакомпании есть диплом Актюбинского высшего летного училища по специальности "Эксплуатация воздушного транспорта" и удостоверение о повышении квалификации (72 часа) по программе педагогической подготовки специалистов в качестве преподавателей авиационных учебных центров гражданской авиации.Вопрос: имеет ли он права преподавать программы периодической подготовки пилотов самолета/вертолета по различным предметам: "Аварийно-спасательная подготовка", "Воздушное право", и т.д.?

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, у сотрудника должна быть проф. переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий образовательный ценз (ст. 331 ТК РФ).

Согласно Приказу Минтруда России от 08.09.2015 № 608н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" требования к квалификации преподавателя:

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года

Требования к опыту практической работы Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации6

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации7

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности8

Другие характеристики -

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам") http://www.vip.1kadry.ru/#/document/99/499032387/XA00LUO2M6/?step=47

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Таким образом, у рассматриваемого работника должны быть проф. переподготовка. Повышения квалификации недостаточно. При этом Вы можете отправить сотрудника на соответствующее обучение.

Отметим также, что в законе существуют определенные ограничения на занятия педагогической деятельностью: http://vip.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/130/51327/dfasdpdkh0/.

Перед приемом на работу педагогический работник обязан пройти предварительное медицинское обследование. В дальнейшем такие работники обязаны проходить периодические медицинские осмотры, осуществляемые за счет средств работодателя (ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Кроме того: профессиональное обучение - это лицензируемый вид деятельности.

По закону профобучение может осуществляется как в образовательных организациях, так и на производстве (п. 6 ст. 73 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Перечень профессий рабочих, служащих по которым осуществляется профобучение, с указанием присваиваемой квалификации утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.

Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих к основным программам профобучения (подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержат исключений на случай профессионального обучения, которое осуществляет работодатель. В настоящее время исключений, когда образовательная деятельность может осуществляться без лицензии: образовательные организации Сколково и ИП, которые не привлекают других лиц для преподавания, а осуществляют эту деятельность только своими силами.

Так, часть 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ: Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Кроме того, учтите, что одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформить прием на работу педагогического работника

Особенности трудовых отношений

Какие особенности имеют трудовые отношения с педагогическими работниками

Правовое регулирование труда педагогических работников обеспечивается общими нормами Трудового кодекса РФ. Вместе с тем, трудовые отношения с педагогическими работниками имеют и свои особенности, которые регулируются главой 52 Трудового кодекса РФ, Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также другими нормативно-правовыми документами.

При регулировании труда педагогических работников необходимо учитывать следующие особенности:

Право на осуществление педагогической деятельности

Кто может осуществлять педагогическую деятельность

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий образовательный ценз (ст. 331 ТК РФ). Образовательный ценз определяют в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

Типовые положения регулируют деятельность соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения являются примерными.

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников предусматривают:

  • наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования;
  • требования к специализации по образованию, направлениям подготовки;
  • продолжительность стажа работы.

Уровень образования и квалификация педагогических работников образовательных организаций определяется на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации: дипломами, аттестатами и другими документами об образовании.

Классификация высшего образования по ступеням (бакалавр, специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимается.

Ограничения на занятие педагогической деятельностью

Какие существуют ограничения на занятие педагогической деятельностью

Трудовой кодекс РФ и другие нормативно-правовые документы содержат ограничения, которые препятствуют ряду лиц осуществлять педагогическую деятельность.

Так, к педагогической деятельности не допускаются граждане:

  1. Лишенные права заниматься педагогической деятельностью по решению суда;
  2. Признанные недееспособными;
  3. Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, в том числе если уголовное преследование в отношении их было прекращено по нереабилитирующим основаниям, за преступления против:
    – жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, кроме незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также клеветы;
    – половой неприкосновенности и половой свободы личности;
    – семьи и несовершеннолетних;
    – здоровья населения и общественной нравственности;
    – основ конституционного строя и безопасности государства;
    – общественной безопасности.
    Из данного правила есть исключения;
  4. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в предыдущем абзаце;
  5. Имеющие заболевания, предусмотренные специальным перечнем. Такой перечень утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Поскольку в настоящий момент специальный перечень не утвержден, следует руководствоваться перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715.

Об этом говорится в статье 331 Трудового кодекса РФ.

В некоторых случаях принять на работу педагогом можно следующих лиц:

  • имевших судимость за совершение преступлений небольшой или средней тяжести против: жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (кроме незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, общественной безопасности;
  • в отношении которых уголовное преследование по обвинению в преступлениях, указанных в пункте выше, прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Для приема на работу указанных лиц необходимо, чтобы комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав приняла решение об их допуске к педагогической деятельности. Указанную комиссию создают высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ.

Комиссия принимает решение о допуске к педагогической деятельности с учетом:

  • вида и степени тяжести совершенного преступления;
  • срока, прошедшего с момента его совершения;
  • формы вины;
  • отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;
  • обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления;
  • отношения к исполнению трудовых обязанностей;
  • иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Порядок принятия таких решений комиссиями по делам несовершеннолетних, а также их формы будут утверждены Правительством РФ.

Такой вывод следует из части 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ, постановления Конституционного суда РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, пункта 2.1 статьи 11 Закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

Следует отметить, что аналогичные ограничения распространяются не только на педагогов, но и на других лиц, которые работают в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ). В том числе сотрудников образовательных организаций высшего образования.

Также законодательство предусматривает ограничение доступа к работе в образовательных организациях лицам:

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра.

Медицинские осмотры педагогических работников

Нужно ли проходить медицинские осмотры при приеме на работу педагогических работников

Перед приемом на работу педагогический работник обязан пройти предварительное медицинское обследование. В дальнейшем такие работники обязаны проходить периодические медицинские осмотры, осуществляемые за счет средств работодателя (ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Оформление приема на работу

Как оформить прием на работу педагогического работника

Трудовые отношения с педагогическим работником оформите по общим правилам, установленным трудовым законодательством России, с соблюдением требований статьи 68 Трудового кодекса РФ. При этом при оформлении трудового договора претенденту на должность педагогического работника в обязательном порядке необходимо будет представить ряд дополнительных документов:

  • справку о прохождении медицинского осмотра – по предварительному направлению от работодателя (ст. 213 ТК РФ);
  • документы об образовании, квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
  • справку о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ст. 65 ТК РФ).

Совет: справки о наличии (отсутствии) судимостей представляют ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» и информационные центры в регионах (п. 3, 15 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121). При этом пункт 2 указанного регламента предусматривает возможность выдачи такой справки уполномоченному гражданином лицу.

При приеме на работу руководителя образовательной организации необходимо учесть:

  • запрет на занятие указанных должностей лицами, дисквалифицированными судом за нарушение трудового законодательства, а также имеющими судимость или подвергшимися уголовному преследованию за определенные преступления (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 351.1 и абз. 3–4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • запрет на замещение должности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, а также ее филиалов на условиях совместительства (ч. 5 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • требования к профилю полученного образования, а именно: наличие высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н).

Внимание: если при приеме на работу педагогический работник скрыл информацию о действующем в отношении его запрете на занятие педагогической деятельностью (приговор суда, решение о дисквалификации и т. п.), то заключенный с этим сотрудником трудовой договор прекращает свое действие в соответствии со статьей 84 Трудового кодекса РФ (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). При этом работнику, виновному в сокрытии указанных фактов, не предлагается другая работа и не выплачивается выходное пособие.

Оформление трудового договора

Как оформить трудовой договор с педагогическим работником

Трудовые отношения между работниками и работодателем (образовательной организацией) регулируются трудовым договором (служебным контрактом), условия которого не должны противоречить Трудовому кодексу РФ (ст. 9 ТК РФ).

Трудовые отношения с педагогическими работниками оформляют в соответствии с общими правилами заключения трудового договора и специальными, определяющими особенности трудовых отношений с педагогическими работниками (гл. 10, 11 ТК РФ).

Так, при заключении трудового договора с педагогическим работником необходимо учесть следующие нюансы. Наименование должности педагогического работника в трудовой договор необходимо вносить в соответствии с Номенклатурой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678. Связано это с тем, что по общему правилу педагогические работники образовательных организаций пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста. Порядок и условия назначения льготной пенсии педагогическим работникам определены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Кроме того, в трудовом договоре педагогического работника необходимо указать:

Для оформления трудовых отношений с сотрудниками государственных и муниципальных образовательных учреждений используйте примерную форму, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (п. 4 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н).

Трудовой договор с руководителем

Как заключить трудовой договор с руководителем образовательной организации

Трудовые отношения с руководителем образовательной организации регулируются не только главами 11 и 52, но и главой 43 Трудового кодекса РФ, которая определяет особенности регулирования труда руководителей.

При заключении трудового договора с руководителем образовательной организации также необходимо учесть ряд дополнительных требований:

  • возможность заключения срочного трудового договора, если это предусмотрено уставом организации или соглашением сторон (ст. 275 ТК РФ);
  • запрет на работу по совместительству без согласия учредителей в отношении руководителей негосударственных образовательных организаций (ст. 276 ТК РФ);
  • запрет на совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования (ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  • ответственность за нарушение порядка совершения сделок с имуществом, закрепленным за учреждением учредителем, – в отношении руководителя бюджетной образовательной организации (п. 13 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ);
  • дополнительные основания для расторжения трудового договора по инициативе учредителя (ст. 278 ТК РФ). В частности, таким основанием является наличие у государственной или муниципальной образовательной организации просроченной кредиторской задолженности, величина которой определяется органом государственной власти, выполняющим функции учредителя в отношении данной организации. Например, в отношении учреждений образования, финансируемых из федерального бюджета, величина просроченной кредиторской задолженности, дающей основание для расторжения трудового договора с руководителем, определена приказом Минобрнауки России от 31 мая 2012 г. № 457. Например, в городе Москве в отношении руководителей образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, размер просроченной кредиторской задолженности, дающий основание для расторжения трудового договора с руководителем образовательного учреждения, определен приказом Департамента образования города Москвы от 20 сентября 2011 г. № 647.

Трудовой договор с руководителем учреждения заключите на основе типовой формы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329 (ч. 3 ст. 275 ТК РФ).

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

18.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль