Если сотрудника-иностранца депортировали, нужно ли его увольнять?

106

Вопрос

если сотрудника-иностранца (генерального директора) депортировали, обязана ли организация уволить его (если да, то в какие сроки и какие еще документы нужны при этом), есть ли какая-то возможность не увольнять его до окончания срока действия его разрешения на работу?

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В связи с депортацией иностранец не может продолжать трудовую деятельность в Росси, и должен быть уволен.

Основание увольнения зависит от причин депортации.

Если иностранец был депортирован в связи с аннулированием разрешения на работу, его необходимо уволить по п. 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

Согласно ст. 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, разрешение на работу аннулируется УФМС в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

11) не достиг возраста восемнадцати лет.

12) разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

13) разрешение на работу аннулируется в случае непредставления им в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение тридцати календарных дней со дня выдачи ему разрешения на работу документа, подтверждающего владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

14) разрешение на работу может быть аннулировано, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Для проверки действительности разрешения на работу или патента иностранца работодатель может обратиться на официальный сайт ФМС России, где работает специальный сервис Проверка действительности разрешений на работу и патентов.

Проверить действительность разрешения на работу или патента можно по его номеру, серии и дате выдачи, фамилии, имени и дате рождения иностранного гражданина.

Об этом говорится в пунктах 1, 6, 7 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 11 июня 2010 г. № 138.

Кроме того, работодатель может письменно обратиться в территориальное отделение ФМС России с просьбой проверить действительность разрешения на работу или патента, так как сотрудники ФМС России вправе оказывать консультации при личном или письменном обращении заинтересованных лиц (п. 11 Регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 40).

Если разрешение на работу продолжает действовать, а иностранец депортирован по другим причинам, необходимо учесть, что после депортации ему в течение пяти лет не будут оформлять разрешение на работу, и он не сможет вернуться в Россию для продолжения трудовой деятельности (п. 3 ч. 9 ст. 18 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

В таком случае иностранца необходимо уволить по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в связи с возникновением у сотрудника ограничений на осуществление трудовой деятельности в России, которые исключают возможность исполнения им обязанностей по трудовому договору.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: По каким основаниям можно уволить сотрудника-иностранца

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Помимо общих оснований увольнения, для сотрудников-иностранцев предусмотрены следующие дополнительные основания прекращения трудового договора:

Дополнительные основания увольнения предусмотрены также для отдельных категорий иностранцев в зависимости от их статуса.

Так, временно пребывающих иностранцев можно уволить при:*

  • аннулировании, приостановлении или окончании срока разрешения работодателя на привлечение и использование иностранцев (п. 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
  • аннулировании либо окончании срока разрешения на работу или патента сотрудника (п. 2 и 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
  • окончании срока действия на территории России договора (полиса) ДМС либо прекращении договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного работодателем с медицинской организацией (п. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

А временно или постоянно проживающих иностранцев можно уволить в случае аннулирования или окончания срока разрешения на временное проживание или вида на жительства соответственно (п. 3, 4, 6, 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

Следует учесть, что работодатель обязан отстранить сотрудников-иностранцев от работы при окончании срока:

  • разрешения на работу или патента;
  • разрешения на временное проживание;
  • вида на жительство,
  • договора (полиса) ДМС или при прекращении договора о предоставлении платных медицинских услуг.

Если в течение месяца после этого не будут оформлены новые документы, то работодатель расторгает трудовые договоры с сотрудниками-иностранцами по соответствующим основаниям.

Такие правила предусмотрены в частях 2–3 статьи 327.4, а также статьях 327.5, 327.6 и 327.7 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца»

2. Ответ:Как работодателю проверить действительность разрешения на работу или патента, которые иностранец предъявил при приеме на работу

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Для проверки действительности разрешения на работу или патента иностранца работодатель может обратиться на официальный сайт ФМС России, где работает специальный сервис Проверка действительности разрешений на работу и патентов. Воспользоваться сервисом можно в любое время суток и в любой день недели (в т. ч. выходной или праздничный).

Проверить действительность разрешения на работу или патента можно по его номеру, серии и дате выдачи, фамилии, имени и дате рождения иностранного гражданина.

Об этом говорится в пунктах 1, 6, 7 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 11 июня 2010 г. № 138.

Кроме того, работодатель может письменно обратиться в территориальное отделение ФМС России с просьбой проверить действительность разрешения на работу или патента, так как сотрудники ФМС России вправе оказывать консультации при личном или письменном обращении заинтересованных лиц (п. 11 Регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 40).

Из ответа «Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца»

3. Ответ:В каких случаях трудовой договор с сотрудником должен быть расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Продолжению трудовых отношений могут препятствовать обстоятельства, которые не зависят ни от сотрудника, ни от администрации организации. При наступлении одного из них работодатель вынужден прекратить отношения с сотрудником. Так, увольнение по не зависящим от сторон обстоятельствам допускается в случае:

Из ответа «Как оформить увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора»

4. Журнал: Кадровое дело, № 7, Июль 2013 г.

Право и практика / Условия труда

Выдворение или депортация сотрудника - как быть работодателю?

Можно ли уволить работника-иностранца в случае его депортации или выдворения?

– Да, можно.

Должен ли работодатель помогать в получении транзитной визы, если основная была аннулирована?

– Да, должен.

Должен ли работодатель оплачивать выдворение иностранного работника, если он выступает приглашающей стороной?

– Да, должен.

Статьи в тему

«Можно ли депортировать нелегалов за счет работодателя?» (№ 5, 2013)

«Как изменились трудовые отношения с иностранцами, временно проживающими в России» (№ 3, 2013)

Лето – время, когда в Россию на заработки приезжает большое количество трудовых мигрантов. В связи с чем увеличивается и количество нарушений трудового и миграционного законодательства. Поэтому давайте подробнее рассмотрим такую проблему, как депортация и выдворение иностранных граждан, и что должен делать кадровик, если это касается работников компании.

В чем отличия депортации от административного выдворения

Понятия депортации и административного выдворения часто путают или же отождествляют (их признаки в таблице ниже).

Признаки депортации и административного выдворения

Признак Депортация Административное выдворение
Действие Перемещение за пределы РФ
Способ Мера воздействия Мера ответственности (административное наказание)
Цель Пресечение правонарушения и перемещение Перемещение, наказание за совершенное правонарушение, профилактика правонарушений
Основание Прекращение законных оснований пребывания (проживания) на территории России, аннулирование разрешения на работу, на временное проживание или вида на жительство, визы Совершение правонарушений, предусмотренных особенной частью КоАП РФ
Уполномоченный орган Руководитель соответствующего органа ФМС России Суд или уполномоченный на то пограничный орган
Документ Представление начальника подразделения паспортно-визовой службы ОВД либо руководителя подразделения по делам миграции ОВД Протокол об административном правонарушении
Обжалование По подведомственности По подсудности
Процедура Иностранец подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Непосредственное перемещение за пределы России
Последствия Запрет въезда на территорию России в течение пяти лет. В случае выдворения иностранного работника у компании возможны сложности с наймом иностранных граждан в будущем (если выдворение связано с нарушением миграционного законодательства в области привлечения иностранных работников)

И хотя в обоих случаях итогом будет высылка иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы России, основания для этого разные (смотрите таблицу ниже).

Основания для высылки иностранца

Депортация Административное выдворение
Срок разрешения на временное проживание или пребывание сокращен или аннулирован вид на жительство (или разрешение на временное проживание). Принято решение о нежелательном пребывании (проживании) иностранца в России. Иностранцу и его семье отказали в статусе беженца. Иностранец был передан России в соответствии с международным договором о реадмиссии (ст. 32.2, 32.3 Закона № 115-ФЗ). У иностранца была выявлена ВИЧ-инфекция Нарушены правила: въезда, режима транзитного проезда, пребывания в России; миграционного учета; передвижения, выбора места пребывания или жительства. Отсутствуют (утеряны) документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) и об их утрате не заявлено. Иностранец уклоняется от выезда из России. Цель въезда не соответствует фактической деятельности иностранца в России

Причины депортации – утрата или прекращение законных оснований для дальнейшего пребывания и проживания в России иностранца (ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ). А причины выдворения – нарушение закона трудовым мигрантом (ст. 3.10 КоАП РФ) (смотрите таблицу ниже). Решение о выдворении принимает суд, а о депортации – ФМС России.

Правонарушения, которые могут стать причиной административного выдворения

Административные правонарушения Основание
Посягающие на здоровье граждан Статьи 6.8, 6.16.1 КоАП РФ
Нарушения режима государственной границы и режима пребывания в России (представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета) Статьи 18.1, 18.4, 19.27 КоАП РФ
Распитие пива и иных напитков на алкогольной и спиртосодержащей основе, а также потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах Статья 20.20 КоАП РФ
Уклонение от исполнения административного наказания Статья 20.25 КоАП РФ

Последствия депортации для иностранного гражданина

Внимание!

По статистике ФМС России, за период с января по апрель 2013 года из России было выдворено и депортировано 11 403 иностранных гражданина. Что примерно на 3700 человек больше, чем в 2012 году за аналогичный период

Законными основаниями пребывания иностранного гражданина из визового государства на территории Российской Федерации является наличие у него визы, разрешения на временное проживание, разрешения на работу или вида на жительство. Однако в отношении мигранта может быть принято решение об аннулировании или уменьшении срока действия разрешительных документов либо о его нежелательном пребывании в России. После чего у него есть от трех до 15 дней, чтобы добровольно покинуть территорию страны. Если этого не происходит, то гражданина могут принудительно депортировать.

Если же иностранный гражданин или лицо без гражданства совершит правонарушение, то на него могут наложить административное наказание в виде выдворения. Покинуть пределы России он в этом случае может как самостоятельно, под контролем компетентных органов, так и принудительно.

Последствием административного выдворения и депортации для иностранного гражданина может стать запрет въезда на территорию России в течение пяти лет со дня процедуры высылки (п. 2 ст. 27 Закона № 114).

Действия работодателя, если документы иностранца утратили законную силу

С каждым годом все больше иностранцев подвергается процедуре высылки с территории России. Поэтому работодателю следует знать, как нужно действовать в случае, если его работник-иностранец нарушит правила пребывания, проживания, передвижения, миграционного учета и работы в России или совершит иные правонарушения.

Разрешение на работу. Если иностранный гражданин совершает административное правонарушение, например, в части режима пребывания на территории России и т. п. (гл. 18 КоАП РФ), то ФМС России аннулирует его разрешение на работу. Следовательно, находиться и трудиться на законных основаниях в России он не имеет права и должен выехать за пределы государственной границы Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). В противном случае к нему может быть применено административное выдворение. Если разрешение на работу аннулировано, работодатель должен расторгнуть с мигрантом трудовой договор досрочно.

Иностранец должен покинуть Россию после получения документов о прекращении трудовых отношений (п. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). А бывшему работодателю контролировать его выезд не обязательно.

При этом ФМС России не обязана извещать работодателя об аннулировании разрешения на работу иностранца. Однако эту информацию можно уточнить на специальном сервисе госслужбы (services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2060).

Виза. В случае если органы ФМС России принимают решение о сокращении срока действия или об аннулировании визы иностранца (штамп «Аннулировано» в паспорте или изъятие вкладыша с визой), работодателю не требуется дополнительно совершать какие-либо действия.

Статья в тему:

«Увольняем безвизового иностранца: как расторгнуть трудовой договор без ошибок»
(№ 7, 2012)

Однако организация обязана обеспечить получение иностранным работником или высококвалифицированным специалистом транзитной визы (код ТР1), срок которой не более 10 дней (ст. 25.7 Закона № 114-ФЗ и п. 97 Административного регламента, утвержденного Приказом № 430). А также материально обеспечить выезд визового приглашенного сотрудника (ч. 5 ст. 16 Закона № 115-ФЗ и п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Когда работодатель несет расходы по высылке иностранцев

Согласно закону, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется за счет его средств (п. 1. ст. 34 Закона № 115-ФЗ). Если же у него их нет или он был принят на работу с нарушениями порядка привлечения иностранных работников, то за счет пригласившего юридического или физического лица.

Таким образом, работодатель обязан оплачивать расходы, связанные с выездом визового иностранца независимо от того, является ли высылка административным выдворением или депортацией (подп. 3 п. 6 ст. 13.2, подп. 6 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). Подтверждением предоставления средств иностранцу могут выступать чеки, маршрутные квитанции, билет и т. п.

Поэтому укажите в трудовом договоре с иностранцем, какие именно затраты понесет работодатель в случае его выдворения или депортации (авиабилеты, затраты на перевозку вещей и т. п.).

Совет

Если на трудового мигранта уже наложено административное наказание в форме выдворения, то попытайтесь его обжаловать и (или) добейтесь его смягчения

Если же работник прибыл в Россию в порядке, не требующем оформления визы, то на работодателя также может быть возложена обязанность оплатить расходы по его выдворению. Но только в тех случаях, когда иностранец был принят на работу с нарушениями миграционного законодательства. Например, если трудовая деятельность осуществлялась в ином субъекте федерации, не соответствовала должности (квалификации), без разрешения на работу и т. д. (гл. 18 КоАП РФ).

Когда выдворению подлежит высококвалифицированный иностранный специалист, то работодатель обязан нести расходы по его выдворению (подп. 3 п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Что же касается членов его семьи, то формально работодатель не должен оплачивать им проезд. Однако в случае выдворения самого работника нет законных оснований их пребывания в России. Следовательно, оплата членами семьи осуществляется самостоятельно, если иное не предусмотрено в трудовом договоре с высококвалифицированным иностранцем.

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Если сотрудника-иностранца депортировали, нужно ли его увольнять?

Асида АГРБА,

юрист практики по вопросам коммерческого, трудового и миграционного права CMS-Россия (Москва):

– Высылка иностранных граждан осуществляется двумя способами: с помощью депортации или административного выдворения. При этом решение о депортации принимает Федеральная миграционная служба России, а о выдворении – суд.

Если сотрудника-иностранца депортировали, нужно ли его увольнять?

Татьяна ЛИНД,

партнер, руководитель практики трудового права ООО «ТэКа Групп» (Москва):

– По общему правилу выдворяют иностранного гражданина или лицо без гражданства за счет его средств (п. 1 ст. 34 Закона № 115-ФЗ). Если же у него их нет или он был принят на работу с нарушениями порядка привлечения иностранных работников, то за счет пригласившего его работодателя.

Документы в тему

Документ Поможет вам
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Закон № 115-ФЗ) Узнать, как регулируются трудовые отношения с иностранцами
Приказ ФМС России от 8 ноября 2007 г. № 430 (далее – Приказ № 430) Выяснить порядок получения, продления, аннулирования виз для иностранных граждан и лиц без гражданства
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114) Понять, как осуществляется на территории России въезд-выезд иностранных граждан
Статья 3.10 КоАП РФ Понять, что такое административное выдворение и в каких случаях оно может быть применено
Статьи 6.8, 6.9, 6.13, 6.16.1, 18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 18.18, 19.27, 20.20, 20.25 КоАП РФ Узнать, какие нарушения иностранных граждан могут повлечь их высылку с территории России
Статья 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» Выяснить особенности выдворения (депортации) иностранных граждан, являющихся беженцами

Если сотрудника-иностранца депортировали, нужно ли его увольнять?Материал подготовили Елена БАЛАШОВА, LL.M, управляющий партнер Балашова Лигал Консалтантс (Москва)

5. Нормативная база: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

приглашающая сторона - федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

специальное учреждение - специальное учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также - иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 18. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности

1. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличение или уменьшение ее размера и установление резерва указанной квоты осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 82-ФЗ)

2. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

1) утратил силу с 1 июля 2011 года. - Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ;

2) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

При рассмотрении ходатайства о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции сведений наличие у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или такое разрешение не было представлено работодателем или заказчиком работ (услуг) самостоятельно.

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

2.1. Ходатайство о выдаче приглашения, а в случаях и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, и документы, указанные в настоящем пункте, могут быть поданы в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

3. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.

Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции при наличии заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением экипажей судов рыбопромыслового флота), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского и внутреннего водного транспорта.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции при наличии заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.

Указанные заключения о привлечении и об использовании иностранных работников выдаются сроком на один год.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)

4. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается сроком на один год.

Порядок оформления, выдачи, приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, внесения изменений в содержащиеся в нем сведения, выдачи дубликатов указанного разрешения, а также перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, и формы бланков разрешения на привлечение и использование иностранных работников и заявлений, представляемых в связи с оформлением и выдачей указанного разрешения или внесением изменений в содержащиеся в нем сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Работодатель или заказчик работ (услуг), а также судовладелец при привлечении иностранных работников в составе экипажей российских морских судов и судов рыбопромыслового флота вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции за получением разрешения на привлечение и использование иностранных работников с представлением необходимых документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма заявления и порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием единой информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть выдано в форме электронного документа.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)

5. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 438-ФЗ.

В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина.

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

6. Порядок выдачи разрешения на работу, порядок выдачи дубликата разрешения на работу, порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу, и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, выдаче дубликата разрешения на работу, внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 199-ФЗ)

Формы бланков разрешения на работу иностранному гражданину и формы заявлений, представляемых в связи с оформлением указанного разрешения, его продлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу иностранному гражданину, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Разрешение на работу не может быть выдано в форме электронного документа.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 438-ФЗ.

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного статьей 13.4 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

4) утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ;

5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного статьей 13.4 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;

7) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

8) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

9. Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае, если данный иностранный гражданин:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

11) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 386-ФЗ;

12) - 14) утратили силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ;

15) не достиг возраста восемнадцати лет.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 204-ФЗ)

9.1. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 06.05.2008 N 60-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

9.1-1. Помимо случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, разрешение на работу, ранее выданное иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, аннулируется в случае непредставления им в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение тридцати календарных дней со дня выдачи ему разрешения на работу документа, подтверждающего владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

(п. 9.1-1 введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 74-ФЗ)

9.2. Разрешение на работу иностранному гражданину может не выдаваться, а ранее выданное разрешение на работу может быть аннулировано, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 06.05.2008 N 60-ФЗ)

9.3. В случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с настоящим Федеральным законом, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.

(п. 9.3 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

9.4. Информация о выданных и об аннулированных разрешениях на работу и патентах, а также о разрешениях на работу, срок действия которых истек, размещается в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче или об аннулировании разрешения на работу или патента либо истечения срока действия разрешения на работу.

(п. 9.4 в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

9.5. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по запросу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа представляют информацию о ликвидации юридического лица - работодателя или заказчика работ (услуг), прекращении физическим лицом - работодателем или заказчиком работ (услуг) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, непредставлении работодателями и заказчиками работ (услуг) в течение шести и более месяцев подряд отчетности в налоговые органы.

(п. 9.5 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

9.6. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин получил разрешение на работу в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, и завершил или прекратил обучение по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо если данному иностранному гражданину предоставлен академический отпуск.

(п. 9.6 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

9.7. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается и не продлевается, а выданное разрешение на работу аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом в случае:

1) представления работодателем или заказчиком работ (услуг) в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган поддельных или подложных документов либо сообщения работодателем или заказчиком работ (услуг) заведомо ложных сведений о себе или о данном иностранном гражданине;

2) поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган, выдавшие данному иностранному гражданину разрешение на работу, заявления данного иностранного гражданина об аннулировании выданного ему разрешения на работу.

(п. 9.7 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

9.8. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не выдается в случае, если данный иностранный гражданин не указал в миграционной карте работу как цель визита в Российскую Федерацию.

(п. 9.8 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 230-ФЗ)

10. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2010 N 438-ФЗ.

11. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) нарушил положения настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, выданных работодателю, заказчику работ (услуг) или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения указанными лицами в установленный срок допущенных нарушений.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

12. В случае, если работодатель или заказчик работ (услуг) не устранил допущенные нарушения в установленный срок, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, выданное работодателю или заказчику работ (услуг), а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

13. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком работ (услуг) на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, и при наличии у нового работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

14.01.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль