Может ли прокуратура оштрафовать ИП за незаконченную СОУТ?

141

Вопрос

Прокуратура начала проверку у ИП 28.12.2015г. по вопросам охраны труда. ИП заключил договор о проведении СОУТ со спец. организацией 05.06.2015.На момент окончания проверки - 14.01.2016г. СОУТ не закончена и кроме договора и платёжки на предоплату за СОУТ у ИП нет.Будут ли к ИП применены штрафные санкции?

Ответ

Ответ на вопрос:

Ответ на Ваш вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Индивидуальные предприниматели, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации. При этом все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение шести месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель не проводил аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о нарушении законодательства об охране труда. За непроведение спецоценки, а также за нарушение порядка ее проведения индивидуального предпринимателя могут привлечь к административной ответственности. Штраф для индивидуальных предпринимателей составляет от 5000 до 10 000 руб. Это предусмотрено в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, поскольку индивидуальный предприниматель уже заключил договор о проведении спецоценки с оценивающей организацией на момент проведения проверки, то необходимо понять почему спецоценка до сих пор не проведена, если договор был заключен 05.06.2015 г.


Все о Декретном отпуске для ИП вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.


Спецоценку проводят в соответствии с порядком, который регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. В соответствии с этим порядком работодатель, который принял решение провести спецоценку, перед тем, как обратиться к оценивающей организации, должен был организовать специальную комиссию, а также утвердить график проведения специальной оценки условий труда. Жестких требований к графику спецоценки нет — документ составляют в свободной форме. Сроки проведения спецоценки также не установлены — все зависит от количества рабочих мест в компании и условий труда на них. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии руководитель организации утверждает приказом. Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проведена спецоценка условий труда. Для этого оформляют документ в свободной форме.

В отношении некоторых рабочих мест специальную оценку можно проводить не разом, а разбить на этапы. Это рабочие места:

- сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную пенсию;

- на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

- условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку можно до 31 декабря 2018 года.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия по проведению оценки. При этом в случае поэтапного проведения спецоценки законодательство не устанавливает количество этапов ее проведения, а также количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Поэтому работодатель и организация, которая проводит спецоценку, вправе решить это самостоятельно.

Таким образом, помимо договора с оценивающей организацией у индивидуального предпринимателя должен быть приказ о проведении спецоценки и составе комиссии, а также график проведения спецоценки, в котором должны быть прописаны сроки проведения спецоценки на всех рабочих местах, например, февраль 2016 года. При этом сроки проведения спецоценки по графику законодательством не установлены, все зависит от количества рабочих мест в компании и условий труда на них.


Мы рассказывали ранее о делопроизводстве в ИП в материале по ссылке.


Подробности в материалах Системы Кадры:

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников. Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например, работают на дому, проводить спецоценку не придется.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.

Также не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п..

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже не избежать.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение шести месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.

Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционные определения Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33-823, Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

Внимание: если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку условий труда нужно провести в обязательном порядке. Возможность отсрочки спецоценки на пять лет на такую ситуацию уже не распространяется. В противном случае организацию при проверке привлекут к административной ответственности за нарушения охраны труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Наличие грубого нарушения подтвердят и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

В общем случае в состав комиссии должны войти:


О Штрафах за отсутствие СОУТ читайте подробнее здесь.


Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

На переходный период от аттестации к спецоценке до 2018 года при комплексной оценке всех рабочих мест организации ее можно разбить на несколько этапов. В первую очередь оценке подлежат вредные и опасные рабочие места, а вот оценку на рабочих местах, которые не вызывают подозрений вредности и опасности, можно отложить на следующие этапы (ч. 6 ст. 10 и ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций и предпринимателей, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Например, если предприниматель работает в одиночку и у него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Поскольку сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

Вместе с тем, если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем, а значит, у него появляется обязанность проводить специальную оценку, если этот сотрудник не подпадает под список исключений, например, является дистанционным сотрудником. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, который работает на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В таком случае он и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Поскольку минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В ситуации, когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Таким образом, если сотрудников у предпринимателя нет, то создавать комиссию не нужно, поскольку в таком случае нет обязанности проводить специальную оценку условий труда. Вместе с тем, если в штате у предпринимателя или организации есть хотя бы один сотрудник, то необходимо создать комиссию для проведения спецоценки. При этом количество членов комиссии должно быть нечетным. Поэтому если в штате три сотрудника, то рекомендуется их всех включить в состав комиссии исходя из общих правил формирования разного рода комиссий, а если два – то только одного.

Совет: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Поскольку комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, рекомендуем все же издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии, даже если она состоит из одного человека.

Следует учесть, что если для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то они также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

  1. Ответ: Какие организации обязаны проводить спецоценку
  2. Ответ: В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку
  3. Ответ: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест
  4. Ответ: Какие документы нужно оформить для проведения специальной оценки условий труда
    • образует специальную комиссию;
    • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
    • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
    • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).
    • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
    • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.
  5. Ответ: Как сформировать комиссию по проведению специальной оценки, если в организации всего один сотрудник
  6. Ответ: Можно ли в переходный период провести спецоценку рабочих мест не одним разом, а поэтапно

В отношении некоторых рабочих мест специальную оценку можно проводить не разом, а разбить на этапы. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную пенсию;
  • на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку можно до 31 декабря 2018 года.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 10 и частью 6 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия по проведению оценки. При этом в случае поэтапного проведения спецоценки законодательство не устанавливает количество этапов ее проведения, а также количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Поэтому работодатель и организация, которая проводит спецоценку, вправе решить это самостоятельно. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829.

06.01.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Анастасия Синицына,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль