Существует ли категория младший обслуживающий персонал?

523

Вопрос

Согласно классификатора ОКПДТР существует разделение на рабочих и служащих. В статистических отчетах есть еще категория МОП-младший обслуживающий персонал. Существует ли до сих пор данная выделенная категория и кто к ней относится. В частности можем ли мы в целях отчетности включить в эту категорию дорожных рабочих 1 разряда (уборщики мусора на дорогах) или в целях отнесения к МОП принимать их на должность уборщика территорий?

Ответ

Ответ на 1 вопрос: Согласно классификатору ОКПДТР, существует разделение на рабочих и служащих. В статистических отчетах есть еще категория МОП - младший обслуживающий персонал. Существует ли до сих пор данная выделенная категория, и кто к ней относится.

В действующих квалификационных справочниках отдельная категория младшего обслуживающего персонала не выделяется.

Данный термин используется в различных нормативных актах, но общий перечень профессий работников младшего обслуживающего персонала законодательно не установлен.

Младший обслуживающий персонал – работники, занятые выполнением функций обслуживания, не имеющие прямого отношения к производственному процессу: уборщики непроизводственных помещений, курьеры, гардеробщики, шоферы легковых машин (Большой бухгалтерский словарь. — М.: Институт новой экономики. Под редакцией А.Н. Азрилияна. 1999.).

В Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, приведен общий алфавитный указатель профессий рабочих и младшего обслуживающего персонала, без указания, где профессии рабочих, а где – младшего обслуживающего персонала.

В Методических рекомендациях по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, утвержденных Письмом Минкультуры России от 24.07.2014 N 154-01-39/09-ВА, к младшему обслуживающему персоналу отнесены дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.

Ответ на 2 вопрос: В частности, можем ли мы в целях отчетности включить в эту категорию дорожных рабочих 1 разряда (уборщики мусора на дорогах) или в целях отнесения к МОП принимать их на должность уборщика территорий?

Полагаем, что нет.

В соответствии с ЕТКС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243, а также профессиональным стандартом "Дорожный рабочий", утвержденным Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1078н, профессия дорожного рабочего относится к профессиям рабочих, и не предусматривает первого разряда – должному рабочему может быть присвоен разряд со второго по шестой.

Должность уборщика территорий можно отнести к младшему обслуживающему персоналу.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243 (ред. от 30.04.2009) "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"

§ 20. ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ

2-й разряд

Характеристика работ. Очистка оснований и покрытий от снега, грязи и пыли вручную. Перекидка песка, гравия и щебня. Поливка водой оснований и перекрытий. Очистка и смазка поверхности рельс-форм при устройстве цементно-бетонных покрытий. Засыпка цементно-бетонных покрытий песком. Очистка дорожных знаков и элементов обстановки пути вручную. Распределение дорожно-строительных материалов при устройстве и ремонте дорожных оснований и покрытий. Подчистка корыта вручную после землеройных машин. Подштопка рельс-форм. Разборка оснований, покрытий и бордюров вручную. Устройство и ремонт сплошной одерновки. Просеивание песка, гравия и щебня вручную на переносных грохотах. Планировка обочин вручную. Разлив вяжущих материалов вручную. Прием смеси из автомобиля-самосвала с очисткой кузова при устройстве бетонных покрытий. Обрезка краев свежеуложенной бетонной смеси. Трамбование вручную мест, недоступных для механизированной укатки. Заготовка каменной шашки и пакеляжа. Сортировка камня и пакеляжа.

Должен знать: виды основных дорожно-строительных материалов, конструкций дорожных одежд и искусственных сооружений на дорогах; способы приготовления асфальтобетонных, цементобетонных, битумоминеральных и других смесей; приемы борьбы с гололедом и снежными заносами; правила дорожного движения.

§ 21. ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ

3-й разряд

Характеристика работ. Устройство и профилирование под укатку по маякам, маячным рейкам, шаблонам дорожных оснований из песка, пескоцемента, гравия, щебня. Профилирование грунтовых и грунтовых улучшенных дорог. Установка дорожных знаков. Устройство и ремонт дренажей. Ямочный ремонт грунтовых улучшенных дорог, гравийных, щебеночных покрытий, а также ремонт грунтовых дорог отдельными картами. Разборка дорожных покрытий и оснований с помощью механизированного инструмента. Устройство и ремонт одерновки в клетку. Устройство оснований под укладку бортового камня. Устройство и восстановление кюветов, водоотводных и нагорных канав с соблюдением продольных уклонов и поперечных профилей. При производстве работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог: определение контрольных точек для последующего нанесения линий разметки машинным способом; нанесение линий пешеходного перехода вручную при помощи шаблона. Установка и снятие ограждающих устройств и конусов. Производство работ с применением лакокрасочных материалов.

Должен знать: основные свойства дорожно-строительных материалов; правила устройства и ремонта грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементно-бетонные покрытия; правила пользования механизированным инструментом, применяемым при строительстве и ремонте дорог; приемы разборки и обрезки покрытий и оснований с помощью механизированного инструмента; способы ликвидации разрушений и восстановления дорожной одежды; приемы подготовки оснований под рельс-формы при строительстве цементно-бетонных дорог; основы устройства дренажей. При производстве работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог: виды дорожной разметки и правила их нанесения ручным способом, правила выполнения работ на дорогах без закрытия автомобильного движения, правила ограждения рабочих мест при производстве работ; основные свойства лакокрасочных материалов.

§ 22. ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ

4-й разряд

Характеристика работ. Устройство и профилирование покрытий из щебня и гравия вручную по маякам, маячным рейкам и шаблонам. Ремонт щебеночных, гравийных покрытий отдельными картами. Окончательная планировка поверхности дорожных покрытий после разравнивания машинами. Установка бордюрного камня. Установка маяков и маячных реек. Устройство подготовительного слоя из щебня или гравия под фундаменты опор и труб. Отвод атмосферных осадков с дорог и искусственных сооружений. Отделка и ремонт кромок шва и поверхностей цементобетонных покрытий. Устройство и обслуживание барьерного и тросового ограждений. При производстве работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог: предварительная разметка контрольных точек по схеме организации движения; сборка и установка шаблонов; нанесение разметочного материала с помощью пистолета-распылителя; демаркировка старой разметки; участие в работе при разметке дорог разметочными машинами; производство работ с применением лакокрасочных материалов.

Должен знать: требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при устройстве и ремонте дорог; правила бетонирования в зимнее время и способы подогрева бетона; правила строительства и эксплуатации дорожных одежд, искусственных сооружений и обстановки пути. При производстве работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог: основные свойства лакокрасочных материалов; требования, предъявляемые к качеству материалов, применяемых при разметке; виды горизонтальной и вертикальной разметки, порядок ее нанесения; правила и приемы работ при нанесении разметки пистолетом-распылителем с применением трафаретов; нормы расхода разметочных материалов; требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ; правила разметки; правила выполнения работ в условиях с частичным закрытием и без закрытия автомобильного движения.

§ 23. ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ

5-й разряд

Характеристика работ. Ликвидация мест просадок дорожных покрытий. Устройство и ремонт труб, лотков, оголовков, подпорных стен и парапетов. Исправление отдельных повреждений элементов архитектурного оформления автомобильных дорог. Разбивка пикетажа и элементов дорог в плане. Определение высотных отметок дорожных сооружений при помощи геодезического инструмента. Устройство и ремонт дренажей и мощений с восстановлением фильтров. Установка ограждающих и сигнальных устройств. Закрепление развивающихся очагов. При производстве работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог: нанесение линий пешеходного перехода типа "Зебра" красками и термопластичными материалами; обозначение островков, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений, по трафарету с помощью пистолетов-распылителей; нанесение стрел, обозначающих направление движения по полосам, двухкомпонентными пластиками, световозвращающих элементов пневматическим пистолетом, разметки вертикальных поверхностей опор, мостов, путепроводов, торцевых поверхностей порталов, туннелей, парапетов; производство работ с применением лакокрасочных материалов.

Должен знать: методы оценки состояния дорожных покрытий и искусственных сооружений; устройство и правила применения геодезического инструмента; методы борьбы с эрозией почв; способы ликвидации гололеда на дорогах. При производстве работ по разметке дорожного покрытия автомобильных дорог: основные виды и свойства красок, растворителей и термопластичных материалов, методы определения их вязкости и текучести; способы нанесения лакокрасочных материалов; размеры линий, стрел и надписей горизонтальной разметки; порядок нанесения разметки в сочетании с дорожными знаками или светофорами; технические требования, предъявляемые к дорожной разметке; правила нанесения маркирующих материалов в сочетании со световозвращающими элементами; устройство и принцип действия механизированного инструмента для нанесения термопластичных материалов; состав и технологию нанесения двухкомпонентных пластичных материалов.

§ 24. ДОРОЖНЫЙ РАБОЧИЙ

6-й разряд

Характеристика работ. Монтаж сборных железобетонных дорожных и аэродромных плит. Монтаж стальных и чугунных плит.

Должен знать: способы, приемы монтажа и крепления сборных железобетонных дорожных и аэродромных плит; способы и приемы монтажа стальных и чугунных плит.

Требуется среднее профессиональное образование.

2. Нормативная база: "Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102) (ред. от 15.03.1991)

ОБЩИЙ АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО

ПЕРСОНАЛА, ОПЛАЧИВАЕМЫХ ПО ОКЛАДАМ

┌───┬──────────────────────────────────┬─────────────────────────┐

│ N │ Наименование профессий │Сокращенное наименование │

│п/п│ │ разделов справочника │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────────────┤

│ 1│Аппаратчик химической чистки │Общие народного хозяйства│

│ │спецодежды │ │

│ │ │ │

│ 2│Банщик │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│ 3│Береговой боцман │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│ 4│Береговой матрос │То же │

│ │ │ │

│ 5│Береговой рабочий │ -"- │

│ │ │ │

│ 6│Бортоператор по проверке магист- │Общие народного хозяйства│

│ │ральных трубопроводов │ │

│ │ │ │

│ 7│Бригадир бункеров │Чермет │

│ │ │ │

│ 8│Бригадир бурильного отделения │То же │

│ │ │ │

│ 9│Бригадир двора изложниц │ -"- │

│ │ │ │

│ 10│Бригадир заготовительного отделе- │ -"- │

│ │ния │ │

│ │ │ │

│ 11│Бригадир изыскательской русловой │Морречтранспорт │

│ │партии │ │

│ │ │ │

│ 12│Бригадир колодцев замедленного ох-│Чермет │

│ │лаждения металла │ │

│ │ │ │

│ 13│Бригадир молотового отделения │То же │

│ │ │ │

│ 14│Бригадир муфтосварочного отделения│ -"- │

│ │ │ │

│ 15│Бригадир на отделке, сортировке, │ -"- │

│ │приемке, сдаче, пакетировке и упа-│ │

│ │ковке металла и готовой продукции │ │

│ │ │ │

│ 16│Бригадир-настройщик трубоэлектро- │ -"- │

│ │сварочных станов │ │

│ │ │ │

│ 17│Бригадир на участках основного │Общие народного хозяйства│

│ │производства │ │

│ │ │ │

│ 18│Бригадир обдирочно-зачистного │Чермет │

│ │отделения │ │

│ │ │ │

│ 19│Бригадир (освобожденный) по теку- │Желдортранспорт │

│ │щему содержанию и ремонту пути и │ │

│ │искусственных сооружений │ │

│ │ │ │

│ 20│Бригадир (освобожденный) предприя-│То же │

│ │тий железнодорожного транспорта и │ │

│ │метрополитенов │ │

│ │ │ │

│ 21│Бригадир осмотра и механообработки│Чермет │

│ │колес │ │

│ │ │ │

│ 22│Бригадир отделения калибровки, во-│То же │

│ │лочения и шлифовки металла │ │

│ │ │ │

│ 23│Бригадир отделения центробежных │ -"- │

│ │машин │ │

│ │ │ │

│ 24│Бригадир подготовительного отделе-│ -"- │

│ │ния │ │

│ │ │ │

│ 25│Бригадир по перемещению сырья, по-│ -"- │

│ │луфабрикатов и готовой продукции в│ │

│ │процессе производства │ │

│ │ │ │

│ 26│Бригадир поста судоходной обста- │Морречтранспорт │

│ │новки │ │

│ │ │ │

│ 27│Бригадир разливочных машин │Чермет │

│ │ │ │

│ 28│Бригадир разработки шлакового от- │ -"- │

│ │вала │ │

│ │ │ │

│ 29│Бригадир рудного двора │То же │

│ │ │ │

│ 30│Бригадир трубоволочильного отделе-│ -"- │

│ │ния │ │

│ │ │ │

│ 31│Бригадир участка прессов-расшири- │ -"- │

│ │телей │ │

│ │ │ │

│ 32│Бригадир участка приготовления │ -"- │

│ │формовочной смеси │ │

│ │ │ │

│ 33│Бригадир участка станов холодной │ -"- │

│ │прокатки труб │ │

│ │ │ │

│ 34│Бригадир шихтового двора в стале- │ -"- │

│ │плавильном и ферросплавном произ- │ │

│ │водствах │ │

│ │ │ │

│ 35│Весовщик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 36│Водитель автомобиля 3, 2, 1 класса│Автомототранспорт │

│ │ │ │

│ 37│Водитель аэросаней │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 38│Водитель мототранспортных средств │Автомототранспорт │

│ │ │ │

│ 39│Водитель самоходных механизмов │Гражданская авиация │

│ │ │ │

│ 40│Водитель трамвая 3, 2, 1 класса │Автомототранспорт │

│ │ │ │

│ 41│Водитель транспортно-уборочной │Желдортранспорт │

│ │машины │ │

│ │ │ │

│ 42│Водитель троллейбуса 3, 2, 1 клас-│Автомототранспорт │

│ │са │ │

│ │ │ │

│ 43│Водитель электро- и автотележки │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 44│Водолаз 3, 2, 1 класса I - II - │То же │

│ │III группы специализации работ │ │

│ │ │ │

│ 45│Водораздатчик порта │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│ 46│Возчик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 47│Вызывальщик локомотивных и поезд- │Желдортранспорт │

│ │ных бригад │ │

│ │ │ │

│ 48│Гардеробщик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 49│Герпетолог │То же │

│ │ │ │

│ 50│Гидрометнаблюдатель │ -"- │

│ │ │ │

│ 51│Горничная │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│ 52│Грузчик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 53│Гуртовщик │То же │

│ │ │ │

│ 54│Дворник │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│ 55│Дежурный зала игральных автоматов,│Театр │

│ │аттракционов и тиров │ │

│ │ │ │

│ 56│Дежурный раздевального отделения │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│ 57│Дежурный у эскалатора │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 58│Дезинфектор │То же │

│ │ │ │

│ 59│Демонстратор одежды │ -"- │

│ │ │ │

│ 60│Демонстратор пластических поз │ -"- │

│ │ │ │

│ 61│Демонстратор причесок │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│ 62│Десантник-пожарный │Лесоавиационная охрана │

│ │ │ │

│ 63│Доставщик поездных документов │Желдортранспорт │

│ │ │ │

│ 64│Егерь │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 65│Заготовитель продуктов и сырья │То же │

│ │ │ │

│ 66│Заправщик поливомоечных машин │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│ 67│Зоолаборант серпентария │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 68│Измеритель физических данных чело-│Бытовое обслуживание │

│ │века │ │

│ │ │ │

│ 69│Инструктор авиапожарной команды │Лесоавиационная охрана │

│ │ │ │

│ 70│Инструктор парашютно-пожарной │То же │

│ │группы │ │

│ │ │ │

│ 71│Инструктор производственного обу- │Общие народного хозяйства│

│ │чения рабочих массовых профессий │ │

│ │ │ │

│ 72│Инструктор спортивного рыболовства│Спорт │

│ │ │ │

│ 73│Информатор судоходной обстановки │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│ 74│Исполнитель поручений бюро бытовых│Бытовое обслуживание │

│ │услуг │ │

│ │ │ │

│ 75│Истопник │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 76│Камеронщик │Желдортранспорт │

│ │ │ │

│ 77│Кассир билетный II, I категории │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 78│Кассир торгового зала III, II ка- │Торговля │

│ │тегории │ │

│ │ │ │

│ 79│Кастелянша │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 80│Киномеханик III, II, I категории │Кино │

│ │ │ │

│ 81│Киоскер "Союзпечати" │Связь │

│ │ │ │

│ 82│Кладовщик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 83│Комплектовщик товаров │Торговля │

│ │ │ │

│ 84│Консервировщик кожевенного и пуш- │Общие народного хозяйства│

│ │но-мехового сырья │ │

│ │ │ │

│ 85│Контролер водопроводного хозяйства│Жилкомхоз │

│ │ │ │

│ 86│Контролер газового хозяйства │То же │

│ │ │ │

│ 87│Контролер-кассир III, II, I кате- │Торговля │

│ │гории │ │

│ │ │ │

│ 88│Контролер технического состояния │Автомототранспорт │

│ │автомототранспортных средств │ │

│ │ │ │

│ 89│Конюх │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 90│Косметик │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│ 91│Кочегар паровозов в депо │Желдортранспорт │

│ │ │ │

│ 92│Круговоротчик │То же │

│ │ │ │

│ 93│Кубовщик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 94│Курьер │То же │

│ │ │ │

│ 95│Кучер │ -"- │

│ │ │ │

│ 96│Лесник │Деревообработка │

│ │ │ │

│ 97│Лифтер │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│ 98│Маникюрша │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│ 99│Маркировщик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│100│Матрос-спасатель │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│101│Машинист грузового причала │Гражданская авиация │

│ │ │ │

│102│Машинист подъемной машины │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│103│Машинист по стирке и ремонту │То же │

│ │спецодежды │ │

│ │ │ │

│104│Машинист ритуального оборудования │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│105│Машинист сцены III, II, I катего- │Театр │

│ │рии │ │

│ │ │ │

│106│Машинист телескопических трапов │Гражданская авиация │

│ │ │ │

│107│Механизатор (докер - механизатор) │Общие народного хозяйства│

│ │комплексной бригады на погрузочно-│ │

│ │разгрузочных работах 4, 3, 2, 1 │ │

│ │класса │ │

│ │ │ │

│108│Младшая медицинская сестра по ухо-│То же │

│ │ду за больными │ │

│ │ │ │

│109│Монтер судоходной обстановки │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│110│Монтировщик сцены │Театр │

│ │ │ │

│111│Надзорщик гидротехнических соору- │Морречтранспорт │

│ │жений │ │

│ │ │ │

│112│Носильщик │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│113│Няня │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│114│Обработчик информационного матери-│То же │

│ │ала │ │

│ │ │ │

│115│Обработчик "Союзпечати" │Связь │

│ │ │ │

│116│Обувщик по ремонту спецобуви │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│117│Оператор автоматической газовой │То же │

│ │защиты │ │

│ │ │ │

│118│Оператор аппаратов микрофильмиро- │ -"- │

│ │вания и копирования │ │

│ │ │ │

│119│Оператор вычислительных машин II, │ -"- │

│ │I категории │ │

│ │ │ │

│120│Оператор копировальных и множи- │ -"- │

│ │тельных машин │ │

│ │ │ │

│121│Оператор пульта управления киноус-│Кино │

│ │тановки II, I категории │ │

│ │ │ │

│122│Оператор пульта управления стендо-│Спорт │

│ │вой стрельбой │ │

│ │ │ │

│123│Оператор разменных автоматов │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│124│Оператор сейсмопрогноза │То же │

│ │ │ │

│125│Оператор связи 3, 2, 1 класса │Связь │

│ │ │ │

│126│Оператор экспедиционных машин "Со-│То же │

│ │юзпечати" │ │

│ │ │ │

│127│Оператор электронно-вычислительных│Общие народного хозяйства│

│ │машин │ │

│ │ │ │

│128│Осмотрщик гидротехнических объек- │То же │

│ │тов │ │

│ │ │ │

│129│Охотник промысловый │ -"- │

│ │ │ │

│130│Парашютист-пожарный │Лесоавиационная охрана │

│ │ │ │

│131│Парикмахер 2, 1 класса │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│132│Педикюрша │То же │

│ │ │ │

│133│Переплетчик документов │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│134│Пломбировщик вагонов и контейнеров│Желдортранспорт │

│ │ │ │

│135│Повар детского питания │Торговля │

│ │ │ │

│136│Подборщик справочного и информаци-│Бытовое обслуживание │

│ │онного материала │ │

│ │ │ │

│137│Полевой (путевой) рабочий изыска- │Морречтранспорт │

│ │тельской русловой партии │ │

│ │ │ │

│138│Полотер │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│139│Помощник воспитателя │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│140│Постовой рабочий судоходной обста-│Морречтранспорт │

│ │новки │ │

│ │ │ │

│141│Почтальон 3, 2, 1 класса │Связь │

│ │ │ │

│142│Приемосдатчик груза и багажа │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│143│Приемосдатчик груза и багажа в по-│Желдортранспорт │

│ │ездах │ │

│ │ │ │

│144│Приемщик заказов │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│145│Приемщик золота стоматологических │Общие народного хозяйства│

│ │учреждений (подразделений) │ │

│ │ │ │

│146│Приемщик поездов │Желдортранспорт │

│ │ │ │

│147│Приемщик пункта проката │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│148│Приемщик сельскохозяйственных про-│Общие народного хозяйства│

│ │дуктов и сырья │ │

│ │ │ │

│149│Приемщик товаров │Торговля │

│ │ │ │

│150│Приемщик трамваев и троллейбусов │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│151│Проводник пассажирских вагонов в │Желдортранспорт │

│ │парках отстоя вагонов │ │

│ │ │ │

│152│Проводник пассажирского вагона │То же │

│ │ │ │

│153│Проводник по сопровождению грузов │ -"- │

│ │ │ │

│154│Проводник по сопровождению локомо-│ -"- │

│ │тивов и пассажирских вагонов в не-│ │

│ │рабочем состоянии │ │

│ │ │ │

│155│Проводник служебно-технического │ -"- │

│ │вагона │ │

│ │ │ │

│156│Проводник спецвагонов учреждений │ -"- │

│ │Госбанка │ │

│ │ │ │

│157│Проводник-электромонтер почтовых │Связь │

│ │вагонов │ │

│ │ │ │

│158│Продавец непродовольственных това-│Торговля │

│ │ров III, II, I категории │ │

│ │ │ │

│159│Продавец продовольственных товаров│То же │

│ │III, II, I категории │ │

│ │ │ │

│160│Путевой рабочий тральной бригады │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│161│Рабочий плодоовощного хранилища │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│162│Рабочий по благоустройству насе- │То же │

│ │ленных пунктов │ │

│ │ │ │

│163│Рабочий по комплексной уборке и │Жилкомхоз │

│ │содержанию домовладений │ │

│ │ │ │

│164│Рабочий по комплексному обслужива-│То же │

│ │нию и ремонту зданий │ │

│ │ │ │

│165│Рабочий производственных бань │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│166│Рабочий ритуальных услуг │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│167│Радиооператор 3, 2, 1 класса │Связь │

│ │ │ │

│168│Разведчик объектов природы для │Общие народного хозяйства│

│ │коллекций │ │

│ │ │ │

│169│Раздатчик нефтепродуктов │Желдортранспорт │

│ │ │ │

│170│Разрубщик мяса на рынке │Торговля │

│ │ │ │

│171│Разъездной рабочий обстановочной │Морречтранспорт │

│ │бригады │ │

│ │ │ │

│172│Расклейщик объявлений │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│173│Ремонтировщик высотных частей зда-│Общие народного хозяйства│

│ │ний │ │

│ │ │ │

│174│Ремонтировщик плоскостных спортив-│Спорт │

│ │ных сооружений │ │

│ │ │ │

│175│Ремонтировщик спортивного оружия │То же │

│ │ │ │

│176│Ремонтировщик спортивных судов │ -"- │

│ │ │ │

│177│Реставратор фильмокопий │Кино │

│ │ │ │

│178│Садовник │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│179│Сатураторщик │То же │

│ │ │ │

│180│Светокопировщик │ -"- │

│ │ │ │

│181│Сдатчик экспортных лесоматериалов │Деревообработка │

│ │ │ │

│182│Сестра-хозяйка │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│183│Смотритель маяка │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│184│Смотритель огней │То же │

│ │ │ │

│185│Собаковод │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│186│Сортировщик почтовых отправлений и│Связь │

│ │произведений печати 3, 2, 1 класса│ │

│ │ │ │

│187│Составитель описи объектов насе- │Жилкомхоз │

│ │ленных пунктов │ │

│ │ │ │

│188│Старший десантник-пожарный │Лесоавиационная охрана │

│ │ │ │

│189│Старший парашютист-пожарный │То же │

│ │ │ │

│190│Стеклографист (ротаторщик) │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│191│Стеклопротирщик │То же │

│ │ │ │

│192│Сторож │ -"- │

│ │ │ │

│193│Судопропускник │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│194│Съемщик лент скоростемеров локомо-│Желдортранспорт │

│ │тивов │ │

│ │ │ │

│195│Тальман │Морречтранспорт │

│ │ │ │

│196│Телеграфист 3, 2, 1 класса │Связь │

│ │ │ │

│197│Телефонист междугородной телефон- │То же │

│ │ной связи 3, 2, 1 класса │ │

│ │ │ │

│198│Телефонист местной телефонной свя-│ -"- │

│ │зи 2, 1 класса │ │

│ │ │ │

│199│Телефонист справочной службы го- │ -"- │

│ │родской телефонной сети 2, 1 клас-│ │

│ │са │ │

│ │ │ │

│200│Точильщик │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│201│Уборщик мусоропроводов │Жилкомхоз │

│ │ │ │

│202│Уборщик производственных помещений│Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│203│Уборщик служебных помещений │То же │

│ │ │ │

│204│Уборщик территорий │ -"- │

│ │ │ │

│205│Униформист │Театр │

│ │ │ │

│206│Фильмопроверщик III, II, I катего-│Кино │

│ │рии │ │

│ │ │ │

│207│Фотооператор 3, 2, 1 класса │Связь │

│ │ │ │

│208│Чистильщик обуви │Бытовое обслуживание │

│ │ │ │

│209│Швейцар │Общие народного хозяйства│

│ │ │ │

│210│Швея по пошиву и ремонту самолет- │Гражданская авиация │

│ │ного инвентаря │ │

│ │ │ │

│211│Экспедитор "Союзпечати" │Связь │

│ │ │ │

│212│Электроосветитель │Театр │

└───┴──────────────────────────────────┴─────────────────────────┘

2. Нормативная база: Письмо Минкультуры России от 24.07.2014 N 154-01-39/09-ВА «О направлении Методических рекомендаций по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности»

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УТВЕРЖДЕНИЮ ПЕРЕЧНЕЙ ДОЛЖНОСТЕЙ И ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ОТНОСИМЫХ

К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Необходимость утверждения перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры субъекта Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, определяется следующими соображениями.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено:

"Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.".

Так, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (протокол N 11) утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

Согласно пункту 7 данных Единых рекомендаций, установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части оплаты труда работников бюджетной сферы и положений "Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р.

Согласно пункту 33 данных Единых рекомендаций, при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V названных Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений.

В свою очередь, согласно пункту 9 данных Единых рекомендаций, системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются и изменяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая "Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583.

При этом в "Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 2190-р от 26.11.2012, в разделе IV установлено:

"В "дорожных картах" предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761:

обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов...".

Та же формулировка вошла в п. 11 раздела V "Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р.

Во исполнение данных документов Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 31.01.2013 N 644-01-54/04-НМ, которым в федеральные органы исполнительной власти и главным распорядителям средств федерального бюджета были направлены "Методические рекомендации для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" главными распорядителями средств федерального бюджета, планов мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральными государственными учреждениями культуры". В пункте (4) подраздела "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" раздела V данного документа говорится:

"4). Раздел предусматривает обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений культуры, с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов.

К 2018 г. рекомендуется обеспечить соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений культуры до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения культуры). Если указанное соотношение обеспечивается в более ранние сроки, то рекомендуется его поддерживать.

Предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений культуры рекомендуется определить не более 40%.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583).

Основной персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, непосредственно оказывающие услуги населению в сфере культуры соответствующими учреждениями, а также их прямые руководители (т.е. руководители структурных подразделений по основной деятельности и его заместители):

- перечень (наименование) должностей работников культуры установлен приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии";

- перечень рабочих профессий учреждений установлен приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 г. N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии".

Вспомогательный персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, создающие условия для оказания учреждением услуги населению в сфере культуры, включая обслуживание зданий и оборудования, не связанных с выполнением непосредственно работ по основной деятельности.

К вспомогательному персоналу относятся работники инженерно-технических служб, младший обслуживающий персонал (дворники, уборщики помещений, вахтеры, гардеробщики и т.п.), работники экспедиторской службы (включая водителей) и т.п.

Административно-управленческий персонал учреждений культуры - работники учреждений культуры, занятые управлением (организацией) оказания услуг населению данными учреждениями культуры, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.".

Документом Пр-3411 от 22.12.2012 "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 г." в п. 1 "б" также установлено:

"поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти обеспечить методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных "дорожных карт" в установленных сферах, включая целевые показатели и индикаторы, в том числе отражающие соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций культуры. Срок - январь 2013 г.".

Во исполнение данного документа вышло поручение председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N ДМ-П16-7975.

Во исполнение данного поручения Министерство культуры Российской Федерации выпустило письмо от 30.01.2013 N 557-01-56/04-НМ, которым в субъекты Российской Федерации были направлены "Методические рекомендации по разработке планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В пункте (4) подраздела "Развитие кадрового потенциала работников учреждений культуры" раздела V данного документа приведен тот же текст, что и в аналогичном письме от 31.01.2013 N 644-01-54/04-НМ (см. выше).

Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности".

Исходя из вышеизложенного, существует необходимость издания нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации, утверждающих перечни должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности.

2. Пунктом 7 "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) установлено:

"Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.".

Перечни видов экономической деятельности установлены ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 разработан в соответствии с ОКВЭД, который до 31.01.2014 существовал в 2 версиях:

- ОКВЭД, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст (срок действия данного классификатора (ОК 029-2007, или КДЕС ред. 1.1) неоднократно продлевался, в настоящее время до 01.01.2015);

- ОКВЭД, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст (ОК 029-2001, или КДЕС ред. 1, официально не отменен).

Виды экономической деятельности, относящиеся к отрасли культуры, перечислены в разделе ОКВЭД "92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта". Текст данного раздела в обоих версиях ОКВЭД идентичен:

92

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

92.1

Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов

92.11

Производство фильмов

92.12

Прокат фильмов

92.13

Показ фильмов

92.3

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность

92.31

Деятельность в области искусства

92.31.1

Деятельность в области создания произведений искусства

92.31.2

Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества

92.31.21

Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений

92.31.22

Деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе

92.32

Деятельность концертных и театральных залов

92.33

Деятельность ярмарок и парков с аттракционами

92.34

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность

92.34.1

Деятельность цирков

92.34.2

Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев

92.5

Прочая деятельность в области культуры

92.51

Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа

92.52

Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий

92.53

Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников

Из "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) следует, что государственные органы вправе утверждать перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу, для подведомственных им учреждений и по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются подведомственными им учреждениями.

Так, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", данные перечни утверждены по следующим видам экономической деятельности:

- "Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений";

- "Деятельность концертных и театральных залов";

- "Деятельность цирков";

- "Деятельность музеев";

- "Деятельность библиотек";

- "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой";

- "Деятельность в области исследований и разработок";

- "Деятельность в области образования".

Перечни должностей и профессий не утверждались по тем видам экономической деятельности, которые не осуществляются учреждениями культуры, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации. Так, например, по виду "92.51. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа" утвержден только перечень "Деятельность библиотек", так как в прямом ведении Министерства культуры Российской Федерации отсутствуют архивы и учреждения клубного типа.

Таким образом, при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует утверждать такие перечни только по тем видам экономической деятельности, которые осуществляются учреждениями культуры данного региона.

В штатное расписание учреждения культуры могут быть включены должности и профессии, относящиеся к нескольким видам деятельности, если эти виды деятельности осуществляются данным учреждением.

31.01.2014 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии издан приказ N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" с датой введения в действие названных классификаторов 01.02.2014, с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2015 и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

Министерством культуры Российской Федерации ведется работа по актуализации положений приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности" в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Как следует из текста названного классификатора, изменения будут внесены только в наименования перечней видов экономической деятельности. Наименования должностей и профессий, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, останутся прежними.

Таким образом, актуализация приказа Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности не потребует внесения изменений в штатные расписания учреждений культуры.

Однако при разработке соответствующих нормативно-правовых актов об утверждении перечней должностей и профессий работников государственных учреждений регионального и муниципального подчинения, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, органам управления культуры субъектов Российской Федерации следует руководствоваться приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", а не более ранними версиями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

3. Перечни должностей и профессий работников учреждений культуры, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, включенные в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", составлены на основе приказа Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии".

При составлении перечней учтены предложения учреждений культуры и органов управления культурой субъектов Российской Федерации, поступившие в Министерство культуры Российской Федерации в ходе общественного обсуждения проекта названного приказа.

4. Административно-управленческий персонал не относится к основному персоналу учреждения.

Пунктом 10(2) "Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений" (утверждено постановлением правительства Российской Федерации N 583 от 05.08.2008) установлено:

"Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, вправе устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда указанных учреждений, а также примерный перечень должностей, относимых к административно-управленческому персоналу.".

В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.04.2013 N 325 "Об утверждении примерного перечня должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации", к административно-управленческому персоналу относятся следующие должности:

1) руководитель учреждения;

2) заместитель руководителя учреждения;

3) директор (исполнительный директор);

4) директор филиала;

5) главный бухгалтер;

6) главный инженер;

7) руководитель планово-финансовой (экономической) службы;

8) руководитель кадровой службы;

9) руководитель юридической службы.

Определение понятия "административно-управленческий персонал" дано в приказе Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.01.2013 "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)". Пунктом 20 названных методических рекомендаций установлено:

"Административно-управленческий персонал учреждений социального обслуживания населения - работники учреждений социального обслуживания населения, занятые управлением (организацией) оказания социальных услуг населению, а также выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности учреждения.".

5. Нормативного акта, который содержал бы исчерпывающий перечень рабочих профессий, относящихся к отрасли культуры, не существует.

При включении профессий рабочих в перечни, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", были приняты во внимание следующие документы:

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии";

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.07.2003 N 54 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 58, разделы: "Общие профессии"; "Киностудии и предприятия, организации телевидения и радиовещания"; "Киносеть и кинопрокат"; "Театрально-зрелищные предприятия";

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05.03.2004 N 40 "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 61, разделы: "Общие профессии производства художественных изделий"; "Ювелирно-филигранное производство"; "Производство художественных изделий из металла"; "Производство художественных изделий из дерева, капокорня и бересты"; "Гранильное производство"; "Производство художественных изделий из камня"; "Производство художественных изделий из папье-маше с миниатюрной живописью"; "Производство художественных изделий из кости и рога"; "Производство художественных изделий из янтаря"; "Скульптурное производство"; "Производство художественных изделий из кожи и меха"; "Производство изделий народных художественных промыслов";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.03.2008 N 135 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 57, разделы: "Рекламно-оформительские и макетные работы", "Реставрационные работы";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 252 "Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации".

Кроме того, в указанные перечни включались профессии рабочих, относящиеся к отрасли культуры, перечисленные в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (утвержден постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 367).

Перечни профессий рабочих отрасли культуры, содержащиеся в перечисленных документах, не являются исчерпывающими.

6. Термины "руководитель", "начальник", "директор", "заведующий", применяемые в приказе Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", являются взаимозаменяемыми. (Соответствующие разъяснения получены от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 01.04.2014 N 14-3/10/В-1717.)

Так, например, в перечне должностей в приложении N 1 к названному приказу присутствует должность "начальник отдела продаж". Однако при составлении штатных расписаний допускается использование не только данного наименования дословно ("начальник отдела продаж"), но также аналогичных ему наименований, несущих тот же смысл - а именно "директор отдела продаж", "заведующий отделом продаж", "руководитель отдела продаж".

7. К должностям, включенным в перечни, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2014 N 763 "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности", могут добавляться дополнительные должностные наименования, такие как: "старший", "младший", "ведущий" и т.п.

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.04.2014 N 14-3/10/В-1717, указание в наименовании должности "старший", "ведущий" и т.п. характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).

Так, применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях.

19.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль