Как подготовить производственные инструкции для рабочих профессий используя "Профессиональный стандарт"?

150

Вопрос

Помогите, пожалуйста, решить следующий вопрос. Необходимо подготовить производственные инструкции для рабочих профессий используя " Профессиональный стандарт". Вопрос:1. если Профстандарт существует не для всех профессий, то делать ссылку на ЕКТС?; 2- из каких пунктов должна состоять производственная инструкция на рабочую специальность и еcть ли действующая утвержденная форма инструкции, согласно Профстандарта? Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

Ответ на Ваш вопрос зависит от того, является ли для соответствующей должности ЕКТС или профессиональный стандарт обязательным или нет.

Наименование должности и обязанности по такой должности, работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то при оформлении в организации таких должностей и профессий должны использоваться квалификационные справочники или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в должностной (производственной) инструкции. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ.

При этом, следует отметить, что в соответствующей норме указано, что использоваться должны наименования и требования, указанные в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов. То есть, в данном случае использование того или иного документа, остаётся на усмотрение работодателя. Таким образом, если по соответствующей должности существует и квалификационные характеристики и профессиональный стандарт, то работодатель вправе самостоятельно выбрать какой документ использовать. Если по должности утверждён только один из документов, то следует использовать именно его.

Следует отметить, что в настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен. С учётом данного факта, в случае выбора между ЕКТС и профстандартом, рекомендуем использовать профессиональный стандарт.

Что касается формы должностной (производственной) инструкции и обязательных для неё пунктов, то данный вопрос не урегулирован законодательством и работодатель вправе самостоятельно разработать соответствующую форму. При этом, использовать профстандарт, как было указано выше, обязательно не для всех профессий. Более подробно о порядке оформления инструкции см. материал по ссылке: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51472/ю

Образец должностной инструкции, составленной с использованием утверждённого профстандарта, см. в приложении к ответу ниже.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Государственное учреждение научно-исследовательский институт «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ А.В. Львов
14.03.2015

Должностная инструкция № 12
контрактного управляющего

г. Москва 14.03.2015

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и
ответственность контрактного управляющего.

1.2. Контрактный управляющий относится к категории специалистов.

1.3. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности принимается
директором по представлению руководителя административно-хозяйственной службы.

1.4. Контрактный управляющий подчиняется руководителю административно-
хозяйственной службы.

1.5. На время отсутствия контрактного управляющего (отпуск, болезнь и пр.) его
обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора. Данное лицо
приобретает соответствующие права и несет ответственность за исполнение
возложенных на него обязанностей.

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность контрактного управляющего назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование и:
– дополнительное профессиональное образование в сфере закупок («Управление государственными и муниципальными закупками») и опыт работы в указанной сфере не менее года;
– дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и опыт работы не менее двух лет.

2.2. Контрактный управляющий в своей деятельности руководствуется:
– законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации;
– уставом учреждения, локальными нормативными актами, нормативными и
распорядительными документами, издаваемыми руководителем учреждения;
– настоящей должностной инструкцией.

2.3. Контрактный управляющий должен знать:
– российское законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для государственных (муниципальных) нужд (в т. ч. положения Закона от 5 апреля
2013 г. № 44-ФЗ, основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам);
– основные принципы и понятия и процессы контрактной системы в сфере закупок для
государственных (муниципальных) нужд;
– региональные нормативно-правовые акты, связанные с проведением закупок для
государственных и муниципальных нужд;
– систему проведения закупок для государственных (муниципальных) нужд, нужд
бюджетного учреждения в контексте социальных, политических, экономических
процессов в России;
– контроль за соблюдением законодательства о размещении государственных
(муниципальных) заказов;
– антимонопольное законодательство Российской Федерации;
– порядок и методы планирования закупок;
– порядок работы с единой информационной системой (до ее ввода в эксплуатацию с
www.zakupki.gov.ru) и электронными площадками;
– экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям;
– порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
– этику делового общения и правила ведения переговоров;
– порядок заключения контракта;
– методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта;
– критерии оценки заявок на участие в конкурсе, сравнительный анализ методов оценки
заявок на участие в конкурсе;
– процедуру согласования и проведения закупок закрытыми способами;
– процедуру закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика;
– эффективность размещения заказов для государственных (муниципальных нужд);
– информационное обеспечение закупок;
– структуру и особенности государственных (муниципальных) контрактов;
– управление исполнением государственных (муниципальных) контрактов, учет
контрактов;
– меры ответственности за нарушения при проведении закупок и исполнении контрактов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
(муниципальных) нужд;
– порядок обеспечения защиты прав и интересов участников закупок, процедуру
обжалования;
– правила эксплуатации вычислительной техники;
– правила трудового распорядка;
– правила по охране труда, охране окружающей среды, производственной санитарии и
пожарной безопасности;
– правоприменительная практика в сфере логистики и закупок;
– основы статистики в части применения к закупкам;
– основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
– методология проведения проверки (экспертизы) закупочной процедуры и документации;
– особенности подготовки документов для претензионной работы.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

На контрактного управляющего возлагаются следующие обязанности:

3.1. Мониторинг рынка предмета закупок для государственных (муниципальных) нужд, в том числе:

  • ведение учета информационных ресурсов проведения закупочных мероприятий;
  • выявление ценообразующих параметров товаров (работ, услуг);
  • анализ диапазона цен и консультирование о диапазоне цен на товары (работы, услуги);
  • составление заключения по результатам проведенного анализа.

3.2. Предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары (работы, услуги), в том числе:

  • обработка и анализ информации о ценах на товары (работы, услуги);
  • подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;
  • консультации (по необходимости) с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определение наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, нужд учреждения;
  • обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.3. Составление планов и обоснование закупок, в том числе:

  • организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) для определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров (работ, услуг);
  • организация общественного обсуждения закупок в случаях, установленных Правительством РФ. По результатам общественного обсуждения закупки товара (работы, услуги) при необходимости контрактный управляющий вносит изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или организует отмену закупок;
  • выбор способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • разработка плана закупок и осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок. План закупок составляется начиная с плана на 2016 год. Если Правительство РФ введет планирование закупок до 1 января 2016 года, то план закупок составляется начиная с утвержденного Правительством РФ периода;
  • размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публикация в печатных изданиях плана закупок и внесенных в него изменений;
  • обеспечение подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок;
  • разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график;
  • размещение плана-графика, внесенных в него изменений;
  • организация утверждения плана закупок и плана-графика;
  • определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • уточнение в рамках обоснования цены контракта и ее обоснование в извещениях о закупках, приглашениях к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • обработка, формирование и хранение данных.

3.4. Подготовка закупочной документации:

  • формирование описания объекта закупки;
  • формирование требований, предъявляемых к участнику закупки;
  • формирование порядка оценки участников;
  • формирование проекта контракта;
  • составление закупочной документации;
  • подготовка и размещение извещений о закупках, документации о закупках, проектов контрактов;
  • проверка необходимой документации для проведения закупки;
  • организационно-техническое обеспечение деятельности закупочных комиссий;
  • мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

3.5. Обработка результатов закупки и заключение контракта:

  • сбор и анализ поступивших заявок;
  • организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;
  • обработка заявок, проверка банковских гарантий, оценка результатов и подведение итогов закупки;
  • подготовка протоколов заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;
  • размещение полученных результатов;
  • направление приглашений для заключения контрактов;
  • проверка необходимой документации для заключения контрактов;
  • организация процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
  • размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
  • подготовка документа о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта;
  • организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • организация возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов.

3.6. Привлечение по необходимости на основе контракта специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика.

3.7. Проверка соблюдений условий контракта:

  • получение информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
  • проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) и возможных сложностях;
  • создание приемочной комиссии;
  • организация приемки отдельных этапов исполнения контракта;
  • привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  • взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
  • применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в том числе организация включения в реестр недобросовестных поставщиков.

3.8. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг:

  • организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги;
  • подготовка материалов для рассмотрения дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика и для выполнения претензионной работы;
  • привлечение сторонних экспертов или экспертных организаций для экспертизы (проверки) соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
  • составление и оформление по результатам проверки отчетной документации.

3.9. Проведение различного рода консультаций по закупкам.

4. ПРАВА

Контрактный управляющий имеет право:

4.1. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные
обязанности.

4.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

4.3. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его
деятельности.

4.4. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю
о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения
по их устранению.

4.5. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от руководителей
структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые
для выполнения его должностных обязанностей.

4.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению
задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных
подразделениях, если нет – то с разрешения руководителя).

4.7. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих
должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Контрактный управляющий несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных
действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в
пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение Правил трудового распорядка, правил противопожарной безопасности
и техники безопасности, установленных в учреждении.

6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

6.1. Для решения оперативных вопросов, связанных с осуществлением госзакупок,
контрактный управляющий может пользоваться служебным автотранспортом.

6.2. Для обеспечения эффективной трудовой деятельности контрактному управляющему
предоставляется рабочее место, оснащенное средствами связи (телефон, факс) и
персональным компьютером с доступом в Интернет.

6.3. Эффективность трудовой деятельности контрактного управляющего оценивается по
следующим показателям:

  • выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять
    высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной
    дисциплины;
  • своевременности и оперативности выполнения поручений;
  • качеству выполненной работы: подготовке документов в соответствии с
    установленными требованиями, полному и логичному изложению материала,
    юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и
    грамматических ошибок;
  • профессиональной компетентности: знанию законодательных и иных
    нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению
    работать с документами;
  • способности четко организовывать и планировать выполнение порученных
    заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять
    приоритеты;
  • творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в
    освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности
    быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
  • осознанию ответственности за последствия своих действий.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом директора от 14 февраля
2015 г. № 12.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела кадров _______________ Е.Э. Громова

14.03.2015

С настоящей инструкцией ознакомлен.
Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Контрактный управляющий _______________ А.С. Кондратьев

14.03.2015

04.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль