Как предоставляется отпуск участнику действий подразделений особого риска?

570

Вопрос

У нас есть работник, который имеет удостоверение участника действий подразделений особого риска. Ему гарантированы меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1. В настоящее время он написал заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы на 14 дней. Мы должны предоставить ему отпуск без сохранения з/п или оплачиваемый дополнительный отпуск (в соответствии с требованиями законодательства)?  Можно тогда рассмотреть вопрос с дополнительным отпуском этого работника с другой стороны: как правильно оформить дополнительный отпуск данной категории граждан и из чьих средств он оплачивается - за счет предприятия или соц.страха. ликвидатор ЧАЭС и участник действий подразделений особого риска(поименованного в подпункте "д") это разные социальные статусы? Скажите, а как тогда понимать ссылку Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, на граждан из подразделений особого риска", а также Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1? Идет ссылка на ст. 116 ТК РФ.....У нас возникла проблема с правильным оформлением дополнительного отпуска и расчетом суммы отпускных, которую мы должны указать в справке, которую он должен предоставить в ту организацию, которая оплатит эти 14 дней. Если мы ему оформляем отпуск без сохранения заработной платы, то программа 1-С в графе сумма ставит - 0.

Ответ

Ответ на вопрос:

Как и отмечалось в ответе на вопрос № 723845: лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 (ред. от 29.06.2015) "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В числе льгот есть и получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

То есть это разные статусы, но тем не менее льготы предоставляются такие же, в таком же порядке.

Гражданам из подразделений особого риска обеспечено право на льготы установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1. Это определено пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.1992 N 958, а также подтверждается судебной практикой (см. приложение к ответу).

Обязанность по оплате дополнительных отпусков «чернобыльцам» (а, соответственно и гражданам из подразделений особого риска), на которых распространяется действие Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с действующим законодательством возложена на органы социальной защиты населения (постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 136). Другими словами, оплата дополнительного отпуска производится непосредственно органом социальной защиты населения по месту жительства работника за счет бюджетных средств. Порядок обращения гражданина за оплатой дополнительного отпуска регламентируется Правилами (Постановление Правительства РФ от 03.03.2007 N 136). Так, работодатель обязан предоставить работнику справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск. Справка подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации (пп. "б" п. 2 Правил).

О предоставлении отпуска работодателем издается соответствующий приказ, в котором необходимо отразить и факт предоставления отпуска, и факт его оплаты не работодателем (за счет бюджетных средств). Предоставление такого отпуска надо отразить и в личной карточке.

Отпуск оформляется приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работнику или работникам (формы N Т-6 и Т-6а). Эти документы составляются работником кадровой службы или иным уполномоченным на это лицом, подписываются руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, объявляются работнику под расписку.

В табеле отпуск можно отразить как ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (п. 2 Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 №136).

Таким образом, в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 (№ Т-13) время такого отпуска отмечайте буквенным кодом «ДБ» или цифровым кодом «18».

Но еще раз обращаем Ваше внимание на то, что в данном конкретном случае, как видно из вопроса, сотрудник просит именно отпуск без сохранения заработной платы, который и следует ему предоставить на основании его письменного заявления.

Также рекомендуем дополнительно уточнить у работника, какой вид отпуска он желает использовать.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Правовая база: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.02.2014 N 33-2294/2014.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 февраля 2014 г. N 33-2294/2014

Судья: Крестьянова Е.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Птоховой З.Ю.

судей Александровой Ю.К. и Параевой В.С.

при секретаре К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3917/13 по апелляционной жалобе Т. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2013 года по иску Т. к Администрации <...> района Санкт-Петербурга об обязании признать удостоверение о праве на льготы действительным и выплатить незаконно удержанные выплаты.

Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения истца и его представителя Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Администрации <...> района Санкт-Петербурга - Ж., представителя третьего лица Управления Пенсионного Фонда в <...> районе Санкт-Петербурга - <...> и представителя третьего лица Комитета по социальной политике <...> района Санкт-Петербурга - М., возражавших против доводов апелляционной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Т. обратился в суд с иском к Администрации <...> района Санкт-Петербурга (далее Администрация) об обязании ответчика признать удостоверение о праве на льготы действительным, выплатить незаконно удержанные выплаты.

В обоснование исковых требований истец указал, что он получил увечье при исполнении обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, и в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеет право на все меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. В июле <...> года ему было выдано удостоверение инвалида о праве на льготы в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах", однако в декабре <...> года без каких-либо на то оснований он был лишен льготного приобретения лекарственных средств, впоследствии узнал, что ответчиком выданное ему удостоверение признано недействительным. Полагал, что действия Администрации по признанию, выданного ему удостоверения инвалида о праве на льготы серии N... от <дата> недействительным, являются незаконными, нарушающими его права на меры социальной поддержки.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2013 года Т. в удовлетворении исковых требований к Администрации <...> района Санкт-Петербурга отказано.

В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции установлено, что Т. является ветераном подразделений особого риска, имеет удостоверение серии N..., дающее право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 (л.д. 7).

Согласно справке серии <...> N... от <дата> истцу повторно установлена инвалидность первой группы, увечье, полученное при исполнении обязанностей военнослужащего, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (л.д. 8).

Из справки медицинской службы <...> следует, что Т. в <...> году принимал непосредственное участие в ликвидации радиационной аварии ядерной энергетической установки подводной лодки, во время которой подвергся повышенному воздействию ионизирующих излучений и перенес острую лучевую болезнь первой степени (л.д. 10).

<дата> (судом ошибочно указано <дата>) отделом социальной защиты Администрации <...> района Санкт-Петербурга Т. было выдано удостоверение серии N..., согласно которому он является инвалидом первой группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 9).

Указанное удостоверение выдано на основании разъяснений, изложенных в письмах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> N... (л.д. 38) и Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N... (л.д. 36 - 37).

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В силу пункта 27 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, льготы для инвалидов Отечественной войны, предусмотренные этим Положением, распространяются и на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т.е. при наличии формулировки инвалидности "военная травма".

Лица, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная исполнением обязанностей воинской службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, в названной норме не указаны.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 на граждан из подразделений особого риска было распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В рамках Закона инвалидам-чернобыльцам и инвалидам подразделений особого риска гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и другими радиационными воздействиями. Меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом для инвалидов-ветеранов подразделений особого риска, предоставляются с момента предъявления специального удостоверения участника и справки МСЭ с указанием причины инвалидности, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Выдача специальных удостоверений и определение группы инвалидности и ее причины осуществлялись Комитетом ветеранов подразделения особого риска и Медико-социальной экспертной комиссией Комитета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска".

Выдача "Удостоверения инвалида о праве на льготы" предусмотрена Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, тем лицам, которые отнесены к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 4 Федерального закона "О ветеранах". На момент принятия данного Положения такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, инвалиды - участники в действиях подразделений особого риска, отсутствовала. Впоследствии инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды - участники в действиях подразделений особого риска также не были включены в перечень лиц, указанных в названном Положении.

Вместе с тем нормы, устанавливающей распространение названного Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС и в действиях подразделений особого риска и получивших увечье вследствие радиационного воздействия, в действующем законодательстве не предусмотрено.

В силу Инструкции "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 года N 69, "Удостоверение инвалида о праве на льготы" выдается инвалидам боевых действий, к которым относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах ведения боевых действий, указанных в этом Федеральном законе, т.е. инвалидам из числа упомянутых в ст. 4 Закона о ветеранах, в которой не обозначены военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в действиях подразделений особого риска, а также в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статья 2 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 1992 года N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска", устанавливает, что финансирование расходных обязательств РФ, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам из подразделений особого риска, осуществляется в порядке, установленном для финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 ноября 2010 года N 10-4/364835/30, со ссылкой на обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 года, указано, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1 внесены изменения, в частности, установившие конкретные нормы Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащие распространению на граждан подразделений особого риска.

Таким образом, гражданам из числа ветеранов подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой ст. 14, ст. 24, п. 1 ч. 3 ст. 27.1, ст. 29 (за исключением абзаца второго пункта 2 части первой), частями первой - третьей ст. 39 вышеуказанного Закона. Меры социальной поддержки данной категории граждан предоставляются на основании соответствующих удостоверений. При этом выдача им удостоверений иного образца, в том числе установленных для лиц, указанных в п. 3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусмотрена. В действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также в подразделениях особого риска.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отделом социальной защиты Администрации <...> района Санкт-Петербурга удостоверение о праве на льготы серии N..., выданное Т., обоснованно признано недействительным.

Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным, соответствующим положениям примененного судом материального законодательства.

Судом первой инстанции к спорным правоотношениям обоснованно применены положения специального Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подлежащие распространению на граждан подразделений особого риска.

Порядок предоставления мер социальной поддержки граждан подразделений особого риска регулируется названным Законом, направленным, как указано в статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений (пункт 4 статьи 15). Выдача данной категории граждан иных удостоверений действующим законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.

2. Ситуация: Как предоставить ежегодный дополнительный отпуск чернобыльцам

Сотрудникам, которые были подвержены воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляют дополнительные отпуска (Закон от 15 мая 1991 г. № 1244-1). К этой категории сотрудников относятся граждане, постоянно проживающие или работающие:

  • на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
  • в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1074.

Конкретная продолжительность дополнительного отпуска таких сотрудников зависит от зоны, в которой они проживают или работают. Подробнее см. в таблице. Правила предоставления дополнительного отпуска утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 136.

Следует учесть, что сотрудникам-чернобыльцам дополнительные отпуска предоставляют, но не оплачивают. Поскольку отпускные им выплачивают органы социальной защиты населения по местожительству за счет средств федерального бюджета (п. 2 Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 136). Для этого выдайте сотруднику-чернобыльцу справку о размере среднего заработка. Справку составьте в произвольной форме. В ней укажите:

  • итоговую сумму отпускных;
  • период, за который предоставляется дополнительный отпуск.

Справка должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером с расшифровкой подписей и заверена печатью. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 2 Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 136.

Из ответа «Кому полагается ежегодный оплачиваемый отпуск»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

10.03.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль