Указывать ли условие о смывающих средствах в трудовом договоре?

48

Вопрос

правомерно ли следующее замечание: являются ли нормы выдачи смывающих и обеззараживающих средств гарантией обязательной для включения в трудовой договор с работником, устраивающимся на работу с вредными условиями труда, если в трудовом договоре прописано обязательное условие обеспечения работника таковыми средствами, а конкретные нормы выдачи указаны в коллективном договоре предприятия?

Ответ

Ответ на вопрос:

Нормы выдачи смывающих средств нужно указывать в трудовом договоре (п. 9 Стандарта безопасности труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н.

Указания норм выдачи смывающих средств в коллективном договоре недостаточно.

Образец дополнительного соглашения приведен в разделе «Формы» настоящего ответа.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, являются "другими условиями в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права".

В свою очередь, помимо данных Типовых норм Приказом Минздравсоцразвития России N 1122н утвержден Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами". Согласно п. 9 Стандарта нормы выдачи средств должны быть указаны именно в трудовом договоре с работником.

Таким образом, в трудовом договоре каждого работника необходимо указывать конкретные цифры, определяющие нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника. При изменении норм выдачи нужно заключать с работниками дополнительные соглашения.

За невыполнение данного требования работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда (см. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 31.10.2012 по делу N 33-6364/2012). Штрафы, конечно, не миллионные – за нарушение требований об охране труда предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, размер штрафа на должностное лицо (как правило, руководителя) составляет от 2000 руб. до 5000 руб., на организацию – от 50 000 руб. до 80 000 руб.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Нужно ли указывать в трудовых договорах с сотрудниками нормы выдачи смывающих или обезвреживающих средств (про «мыло»)

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Да, нужно, но только в трудовых договорах сотрудников, занятых на соответствующих видах работ.

Работодатели должны приобретать и выдавать за свой счет средства индивидуальной защиты, а также смывающие и обезвреживающие средства сотрудникам, выполняющим работы:

  • с вредными или опасными условиями труда;
  • в особых температурных условиях;
  • связанные с загрязнением.

Это предусмотрено в абзаце 7 части 2 статьи 212 и части 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ.

Смывающие и обезвреживающие средства выдают сотрудникам в соответствии со Стандартом безопасности труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н. Указанный Стандарт безопасности труда действует в отношении всех работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 2 Стандарта безопасности труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н). Конкретные нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте сотрудника, необходимо указать в его трудовом договоре (п. 9 Стандарта безопасности труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н).*

Вместе с тем, на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно сотруднику смывающие средства, а обеспечивать постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом (п. 20 Стандарта безопасности труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н). А значит, нормы выдачи моющих средств не обязательно указывать в трудовом договоре такого сотрудника. Тем не менее неуказание в трудовом договоре нормы выдачи моющих средств может повлечь определенные проблемы для работодателя, поскольку:

Другими словами, работодатель должен ограничить список сотрудников, которым бесплатно выдают смывающие средства. А при размещении моющих средств в санитарно-бытовых помещениях общего пользования смысл такого ограничения теряется.

Таким образом, нормы выдачи смывающих средств нужно указывать в трудовых договорах всех сотрудников, выполняющих соответствующие виды работ в соответствии со Стандартом безопасности труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н.

Из ответа «Как создать типовой шаблон трудового договора для организации»

2. Формы: Трудовой договор (фрагмент). Сотруднику установлены нормы выдачи смывающих и очищающих средств

Трудовой договор № 55-ТД

г. Москва 10.11.2014

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа» в лице генерального директора
Александра Владимировича Львова, действующего на основании устава, именуемое в
дальнейшем «Работодатель», с одной стороны и Петр Андреевич Беспалов, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по
должности оператора по добыче нефти и газа, а Работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора.

1.2. В соответствии с результатами специальной оценки условий труда от 1 октября 2014 г. № 1-СО Работник занят на работах с вредными условиями труда 3.2 подкласса.

...

1.10. В связи с выполнением работ, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями Работник вправе бесплатно получать следующие смывающие и очищающие средства:

  • 300 г твердого туалетного мыла или 500 мл жидкого моющего средства в дозирующем устройстве;
  • 200 мл очищающего геля или пасты. Замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.

...

3. Судебная практика:

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 октября 2012 г. по делу N 33-6364/2012

Судья Петрова Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Раковского В.В.,

судей Никитиной А.И., Салащенко О.В.,

при секретаре С.А.В.,

рассмотрев 31 октября 2012 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уралнефтегазпром" на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2012 года по гражданскому делу по заявлению закрытого акционерного общества "Уралнефтегазпром" об оспаривании предписания Государственной инспекции труда Оренбургской области,

заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснения представителя закрытого акционерного общества "Уралнефтегазпром" С.А.В. поддержавшего апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Закрытое акционерное общество "Уралнефтегазпром" (далее по тексту ЗАО "Уралнефтегазпром") обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда Оренбургской области, указав, что по итогам проверки, 10.05.2012 в отношении ЗАО "Уралнефтегазпром" Государственным инспектором труда (ГИТ) Государственной инспекции труда в Оренбургской области был составлен акт проверки и выдано предписание ***/*** об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно установлены три требования об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки ***. Срок предписания - до 11.06.2012 года.

С требованиями предписания ГИТ по Оренбургской области ЗАО "Уралнефтегазпром" не согласно в части п. 1 и п. 2 по следующим основаниям. В акте проверки не указано, в отношении каких именно работников допущены нарушения по обеспечению специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, и в каком объеме, то есть конкретно какими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В акте проверки также не содержится ссылок на документальные доказательства, подтверждающие факт не выдачи или неполной выдачи работодателем средств индивидуальной защиты конкретным работникам. Имеются внутренние противоречия документов: так в акте указано о неполном обеспечении некоторых работников СИЗ, а в предписании указанно требование об обеспечении всех работников общества СИЗ в полном объеме, что является возложением на ЗАО "Уралнефтегазпром" необоснованных финансовых затрат по обеспечению уже обеспеченных работников средствами индивидуальной защиты.

Дополнительные документы в ходе проведения проверки инспектором не запрашивались, объяснения на эту тему у каких-либо должностных лиц не брались, не исследованы обстоятельства, подлежащие исследованию, в том числе - событие нарушения, его характер, причины и условия, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения вопроса о наличии в действиях общества нарушений законных интересов и прав работников общества в сфере обеспечения их СИЗ.

Государственной инспекцией труда в Оренбургской области в нарушение Распоряжения от 16.04.2012 г. проверка проведена в срок, превышающий 9 дней: срок проведения проверки составил 10 рабочих дней (в апреле 6 рабочих дней (с 23 - 28 апреля включительно) + 4 рабочих дня в мае (с 03 - 05, 10, мая).

Просило признать недействительным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 10.05.2012 года ***/*** в части обязания ЗАО "Уралнефтегазпром" принять соответствующие меры: обеспечить работников предприятия "ЗАО "Уралнефтегазпром" специальной одеждой, специальной обовью и другими средствами индивидуальной защиты согласно типовых отраслевых норм; обеспечить чистку, стирку и ремонт СИЗ.

В судебном заседании представители заявителя - С.Г.А. и С.О.В., действующие на основании доверенностей, заявление поддержали в полном объеме.

Представитель Государственной инспекции труда по Оренбургской области Н. против удовлетворения заявления возражал.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06.06.2012 в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Уралнефтегазпром" об оспаривании предписания Государственной инспекции труда Оренбургской области отказано.

С решением суда не согласно ЗАО "Уралнефтегазпром", в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, за исключением случаев, когда индивидуальный трудовой спор принят к рассмотрению судом. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 16.04.2012 г. *** в целях обеспечения защиты нарушенных прав и свобод граждан в отношении ЗАО "Уралнефтегазпром" проведена внеплановая, документарная проверка.

Согласно акту проверки ***/*** от 10.05.2012 в ЗАО "Уралнефтегазпром" выявлены нарушения обязательных требований закона. Из выданного Государственной инспекцией труда по Оренбургской области предписания ***/*** от "10" мая 2012 г. следует, что на ЗАО "Уралнефтегазпром" возложена обязанность устранить следующие нарушения трудового законодательства: Обеспечить работников предприятия ЗАО "Уралнефтегазпром" специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам. Основание: ст. 221 ТК РФ, п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. N 290н, п. 8.1.13. "Коллективного договора о социально-трудовых отношениях в ЗАО "Уралнефтегазпром" на 2012 - 2014 годы" от 15.12.2011. Обеспечить чистку, стирку и ремонт СИЗ. Основание: ст. 221 ТК РФ, п. 30 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. N 290н, п. 8.1.13. "Коллективного договора о социально-трудовых отношениях в ЗАО "Уралнефтегазпром" на 2012 - 2014 годы" от 15.12.2011. Перезаключить, внести изменения и (или) дополнения в трудовых договорах с работника нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника. Основание: п. 9 Приложения к стандарту "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 7.12.2010 г. N 1122н. Заявитель не согласен и оспаривает пункты 1 и 2 данного предписания. В силу статьи 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Согласно п. п. 5, 30 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (ред. от 27.01.2010), предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. Суд первой инстанции применив необходимые положения материального права, исследовав представленные доказательств, обоснованно пришел к достоверному выводу о наличии у работодателя обязанности за счет собственных средств обеспечить работников предприятия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. Не выполнив указанную обязанность, ЗАО "Уралнефтегазпром" допустило нарушение требований ст. ст. 212, 221 ТК РФ. Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал предписание Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 10.05.2012 года *** в оспариваемых частях соответствующими требованиям закона и не влекущими нарушения прав заявителя. Все доводы заявления разрешены судом, представленным заявителем доказательствам дана всестороння оценка. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, положенным в основу заявления, которые были предметом судебного рассмотрения, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ и не могут служить основаниями к отмене решения суда. При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Уралнефтегазпром" - без удовлетворения.

21.03.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль