Обязателен ли миграционный учет для гражданина Беларуси?

177

Вопрос

Хотелось бы получить разъяснения по следующим вопросам:1. В 2014 году у работодателя не было обязанности уведомлять миграционную службу о приеме /увольнении работников имеющих вид на жительство, граждан украины имеющих свидетельство о предоставлении временного убежища, граждан Белорусии.С 01.01.2015 вступил в силу закон обязывающий уведомлять о приеме/увольнении всех иностранцев.Как в данном случае поступить с теми кто был принят в 2014 году. Необходимо ли уведомить УФМС о том что с 2014 года у нас работают иностранцы?2. Гражданин Белорусии принят на работу в 2014 году. При приеме на работу у него не был запрошен документ подтверждающий его постановку на учет в миграционной службе. Сам сотрудник пребывает в городе Москва и работает дистанционно. Обязан ли был работодатель поставить гражданина Белорусии на миграционный учет? Или же это обязана сделать принимающая стороны в городе Москва?Сотрудник был поставлен на миграционный учет принимающей стороной в 2015 году. И так же в 2015 году у него закончился срок регистрации. Но работать и находится на территории РФ он продолжает. Какая отвественность у работодателя в данном случае?

Ответ

Ответ на 1 вопрос: В 2014 году у работодателя не было обязанности уведомлять миграционную службу о приеме /увольнении работников имеющих вид на жительство, граждан Украины, имеющих свидетельство о предоставлении временного убежища, граждан Беларуси. С 01.01.2015 вступил в силу закон обязывающий уведомлять о приеме/увольнении всех иностранцев. Как в данном случае поступить с теми, кто был принят в 2014 году. Необходимо ли уведомить УФМС о том, что с 2014 года у нас работают иностранцы?

Поскольку требование об уведомлении ФМС о приеме и увольнении любых иностранцев независимо от статуса вступило в силу с 01.01.2015 г., уведомлять ФМС о приеме иностранцев в 2014 г. не нужно.

Однако если Вы будете увольнять иностранцев, принятых до 2015 г., об их увольнении необходимо будет уведомить ФМС в течение трех рабочих дней.

Ответ на 2 вопрос: Гражданин Беларуси принят на работу в 2014 году. При приеме на работу у него не был запрошен документ, подтверждающий его постановку на учет в миграционной службе. Сам сотрудник пребывает в городе Москва и работает дистанционно. Обязан ли был работодатель поставить гражданина Беларуси на миграционный учет? Или же это обязана сделать принимающая сторона в городе Москва? Сотрудник был поставлен на миграционный учет принимающей стороной в 2015 году. И так же в 2015 году у него закончился срок регистрации. Но работать и находиться на территории РФ он продолжает. Какая ответственность у работодателя в данном случае?


О миграционном учете работников читайте подробнее здесь.


В ситуации с дистанционной работой есть определенные риски с постановкой на миграционный учет. Поскольку сотрудник работает дистанционно, работодатель не может поставить его на учет по адресу организации, и при этом не может контролировать соблюдение иностранцем порядка постановки на учет. А в случае нарушения правил миграционного учета ФМС, как правило, привлекает к ответственности именно работодателя, поскольку в большинстве случаев работодатель является принимающей стороной и обязан ставить иностранного работника на учет.

В таком случае рекомендуется включить в трудовой договор обязанность работника предоставлять копии отрывной части уведомлений о его постановке на миграционный учет по месту пребывания на территории РФ.

За нарушение правил миграционного учета иностранец может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Как вариант, можно предложить белорусу выехать на родину, а потом снова въехать, и встать на миграционный учет в общем порядке. Поскольку внутренней границы между Россией и Беларусью нет, миграционная карта не оформляется, факт нарушения миграционного учета при выезде обнаружен не будет. А, вернувшись, белорус может предъявить проездной билет в подтверждение недавнего прибытия в Россию. Согласно п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз (в том числе, белорусам), разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию.


Подробнее о Трудовой книжке гражданина Белоруссии мы писали здесь.


Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как уведомить миграционную службу о заключении и прекращении трудового договора с сотрудником-иностранцем

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Принимая на работу сотрудников-иностранцев, организация должна уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров подразделение ФМС России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец. Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.*

Помимо этого миграционную службу также необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами. Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

При этом уведомлять миграционную службу необходимо о приеме и увольнении всех сотрудников-иностранцев независимо от их статуса, а именно:

Такие уведомления необходимо направить в подразделение ФМС России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора с иностранцем. Уведомления нужно заполнить разборчиво от руки или с использованием технических средств и направить лично либо по почте с описью вложения и уведомлением о вручении, или в электронном виде через Интернет. При подаче уведомления лично подразделение ФМС России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, выдает справку, которая подтверждает прием уведомления. Форма справки утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. При поступлении уведомления в электронной форме должностное лицо органа ФМС России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, направляет электронное сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи уведомления (п. 9 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

При этом уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Это объясняется тем, что ФМС России будет сама обмениваться со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении к труду сотрудников-иностранцев.

Это следует из положений пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктов 2–3 и 6 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Внимание: неуведомление миграционной службы о заключении или расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем либо извещение с нарушением порядка, срока и формы уведомления является нарушением законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Из ответа «Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца»

2. Ответ: Как поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С момента въезда иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности. Иностранец при пересечении границы должен получить и заполнить миграционную карту. Принимающая сторона, как правило, работодатель, а в исключительных случаях сам иностранец с целью постановки на миграционный учет должны направить уведомление о прибытии в Россию в общем случае не позднее семи рабочих дней со дня въезда иностранца. Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

В отношении граждан отдельных государств предусмотрены специальные сроки уведомления для постановки на миграционный учет:

Уведомление о постановке на миграционный учет можно направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Общий порядок постановки на миграционный учет и направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Детальный порядок прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток как суммарно, так и непрерывно в течение каждого 180-дневного периода. Однако этот срок считают продленным, если ему выдали патент, продлили срок действия патента или переоформили его. Такой порядок следует из положений пунктов 1–2 и абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания безвизовый иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

Из ответа «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»

3. Нормативная база: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, -

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

3. Нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

18.03.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль