Обязателен ли на транспортном предприятии диспетчер?

815

Вопрос

Подскажите, обязателен ли на транспортном предприятии диспетчер; в транспортом предприятии 120 единиц техники.

Ответ

Ответ на вопрос:

Необходимость диспетчера в описанном транспортном предприятии работодатель определяет самостоятельно.

По общим правилам, работодатель, в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Такие правила следует по смыслу статей 34, 35, 37 Конституции РФ, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, определения Конституционного суда РФ от 15 июля 2008 г. № 413-О-О.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено обязательность наличия в транспортной организации должности диспетчера. При этом, в настоящее время, в части не противоречащей ТК РФ, продолжает действовать Письмо Минавтотранса РСФСР от 11 августа 1975 г. № 304-ц, Минфина РСФСР от 19 августа 1975 г. № 10/671 (см. п. 1 приложение к ответу ниже), который имеет рекомендательный характер.

Кроме того, существуют рекомендательные нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства. По этим нормативам, в организациях с количеством транспортных средств свыше 90 до 130 рекомендуется иметь 4-6 руководителей, специалистов и служащих. При этом в примерный перечень таких должностей входит, в том числе, диспетчер (см. п. 2 приложения к ответу ниже).

Таким образом, Вы самостоятельно можете определить численность диспетчеров в Вашей организации, при этом целесообразно опираться при принятии решения на существующие рекомендации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

11 августа 1975 г. N 304-ц

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РСФСР

19 августа 1975 г. N 10/671

ПИСЬМО

О ТИПОВЫХ СТРУКТУРАХ И НОРМАТИВАХ ЧИСЛЕННОСТИ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Доводятся для руководства разработанные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июня 1973 г. N 353 и утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР прилагаемые Типовые структуры и нормативы численности инженерно-технических работников и служащих автотранспортных предприятий.

Руководители автотранспортных предприятий применительно к Типовым структурам и нормативам численности инженерно-технических работников и служащих и с учетом конкретных условий разрабатывают и утверждают структуру и штатное расписание в пределах утвержденных предельных ассигнований на содержание аппарата управления с 1 января 1976 года.

Типовые структуры и штаты автохозяйств, утвержденные Приказом Минавтошосдора РСФСР от 21 августа 1961 г. N 264, считать утратившими силу.

Заместитель Министра

автомобильного транспорта РСФСР

С.П.ВОЛКОВ

Заместитель Министра

финансов РСФСР

Л.Е.ЛУКОШКОВ

Утверждаю

Министр автомобильного

транспорта РСФСР

Е.Г.ТРУБИЦЫН

7 июля 1975 года

Согласовано

Министр финансов РСФСР

Л.Е.ЛУКОШКОВ

4 июля 1975 года

ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ

И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И СЛУЖАЩИХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Типовые структуры и нормативы численности инженерно-технических работников и служащих применяются всеми автотранспортными предприятиями Министерства автомобильного транспорта РСФСР, имеющими свыше 50 единиц подвижного состава, для определения численности и расстановки ИТР и служащих аппарата управления.

Для автотранспортных предприятий, выполняющих международные перевозки, для предприятий со списочным количеством подвижного состава более 1100 единиц, а также менее 50 единиц (в исключительных случаях с разрешения Министерства) типовые структуры и нормативы численности устанавливаются в индивидуальном порядке по согласованию с вышестоящей организацией применительно к настоящим нормативам.

2. В основу разработки нормативов численности ИТР и служащих положены следующие данные:

а) технические расчеты;

б) технико-экономические показатели и штатные расписания автотранспортных предприятий;

в) результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.

3. Наименования структурных подразделений и должностей работников предприятий приняты в соответствии со схемами должностных окладов, утвержденными Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842, таблицы N 163, 178 (Приказ Министра автомобильного транспорта РСФСР от 29 января 1973 г. N 2) и Постановлением Совета Министров ССОР от 12 августа 1960 г. N 896 (Приказ Министерства от 6 октября 1960 г. N 368).

Конкретные наименования должностей в штатных расписаниях устанавливаются в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих и квалификационными характеристиками должностей служащих в отраслях транспорта, утвержденными Постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 г. N 15 и от 25 июня 1971 г. N 279.

4. Распределение должностей работников, относящихся и не относящихся к аппарату управления, произведено в соответствии с формой 8а (автохозяйство), утвержденной ЦСУ СССР 10.05.72 N 10-138.

5. В соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731, руководители предприятий применительно к типовым структурам и нормативам численности ИТР и служащих и с учетом конкретных условий разрабатывают структуру управления и штатное расписание в пределах утвержденных предельных ассигнований на содержание аппарата управления.

6. Настоящие типовые структуры и нормативы не распространяются на номерные автоколонны, для которых применяются специальные штаты, а также на машиносчетные бюро, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные агентства и отделения, грузовые станции, автовокзалы и автостанции, контрольно-диспетчерские пункты, занятые загрузкой грузовых автомобилей в попутном направлении, исследовательские и проектные лаборатории, конструкторско-технологические группы, группы надежности, детские, жилищно-коммунальные и бытовые несамостоятельные подразделения, входящие в состав автотранспортных предприятий.

Численность работников по указанным подразделениям устанавливается руководителем автотранспортного предприятия в пределах плана по труду, а по должностям, относящимся к аппарату управления, кроме того, в пределах установленных предельных ассигнований на содержание аппарата управления.

7. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать "включительно".

8. Если на автотранспортных предприятиях в результате применения более рациональной структуры фактическая численность инженерно-технических работников и служащих меньше предусмотренных нормативов, то настоящие нормативы не вводятся.

9. Если фактическая численность ИТР и служащих на предприятии выше нормативной, то она должна быть сокращена до нормативной.

II. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Управление автотранспортным предприятием складывается из следующих функций:

- общее руководство;

- технико-экономическое планирование;

- организация труда и заработной платы;

- бухгалтерский учет и финансовая деятельность;

- материально-техническое снабжение;

- комплектование и подготовка кадров;

- общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание;

- эксплуатационная служба (оперативное управление перевозками);

- производственно-техническая служба (управление ремонтно-обслуживающими и вспомогательными процессами);

- контрольно-ревизорская служба.

2. Настоящие нормативы численности являются укрупненными и представлены в виде таблиц по функциям управления автотранспортным предприятием.

3. Нормативы численности по соответствующим функциям управления определены в зависимости от значения следующих факторов: среднесписочное количество автомобилей, коэффициент выпуска, общая численность работников предприятия, время в наряде одного автомобиля, плановая численность ремонтно-вспомогательных рабочих.

Численные значения факторов принимаются по плановым показателям на год, а коэффициент выпуска автомобилей на линию и режим работы автомобилей - по отчету за предыдущий год, при этом среднесписочное количество автомобилей - без учета переводных коэффициентов.

4. Общий норматив численности в целом по предприятию определяется путем суммирования соответствующих нормативов по каждой функции управления.

5. В случае производственной необходимости допускается увеличение (уменьшение) численности по одной из функций за счет соответствующего уменьшения (увеличения) другой. При этом суммарная численность не может быть выше нормативной.

6. На автотранспортных предприятиях, имеющих колонны, расположенные в отрыве от основной базы на расстоянии до 10 км, численность работников по функции "Эксплуатационная служба" может быть увеличена на 2 человека в расчете на одну колонну. В случае если в колонне осуществляется ремонт подвижного состава, дополнительно может быть увеличена на 2 человека численность работников по функции "Производственно-техническая служба".

При удалении колонн от основной базы на расстоянии свыше 10 км численность работников по функциям может быть увеличена в расчете на одну колонну в следующем порядке:

- эксплуатационная служба - на 3 человека при времени в наряде 1-го автомобиля до 10 часов и на 4 человека - свыше 10 часов;

- производственно-техническая служба - на 3 человека;

- бухгалтерский учет и финансовая деятельность - на 1 человека.

А. Нормативы численности работников

аппарата управления по функциям

Таблица N 1

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО

Для всех автотранспортных предприятий

┌─────────────────────────────┬───┬─────┬─────┬─────┬──────┬─────┐

│ Среднесписочная численность │До │201 -│401 -│701 -│1601 -│Свыше│

│ работающих, чел. │200│400 │700 │1600 │2500 │2500 │

├─────────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │

│ Среднесписочное количество │ │ │ │ │ │ │

│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │ │

├─────────────────────────────┼───┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┤

│50 - 200 │2 │3 │3 │3 │- │- │

│201 - 300 │- │3 │3 │3 │- │- │

│301 - 500 │- │- │3 │4 │4 │4 │

│501 - 800 │- │- │4 │4 │4 │4 │

│801 - 1000 │- │- │- │4 │4 │4 │

│1001 - 1100 │- │- │- │4 │4 │4 │

└─────────────────────────────┴───┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┘

Таблица N 2

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

┌───────────────────────────┬───┬─────┬─────┬─────┬──────┬──────┬─────┐

│Среднесписочная численность│До │201 -│501 -│901 -│1301 -│1801 -│Свыше│

│ работающих, чел. │200│500 │900 │1300 │1800 │2500 │2500 │

├───────────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │

│Среднесписочное количество │ │ │ │ │ │ │ │

│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────────┴───┴─────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┤

│ а) для грузовых и автотранспортных предприятий │

│ │

│50 - 250 │1 │2 │3 │- │- │- │- │

│251 - 500 │- │3 │3 │4 │4 │- │- │

│501 - 800 │- │- │4 │4 │4 │4 │- │

│801 - 1000 │- │- │- │4 │4 │5 │5 │

│1001 - 1100 │- │- │- │- │5 │5 │5 │

│ │

│ б) для автобусных автотранспортных предприятий │

│ │

│50 - 250 │1 │2 │3 │3 │- │- │- │

│251 - 400 │- │3 │3 │3 │4 │- │- │

│401 - 700 │- │- │4 │4 │4 │4 │5 │

│701 - 1100 │- │- │- │4 │5 │5 │5 │

│ │

│ в) для таксомоторных автотранспортных предприятий │

│ │

│50 - 250 │1 │2 │2 │3 │- │- │- │

│251 - 500 │- │2 │2 │3 │3 │- │- │

│501 - 800 │- │- │3 │3 │3 │4 │- │

│801 - 1000 │- │- │- │4 │4 │4 │4 │

│1001 - 1100 │- │- │- │4 │4 │4 │4 │

└───────────────────────────┴────┴────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┘

Таблица N 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

┌──────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬────────┐

│ Тип автотранспортного │ Грузовые и │Автобусные│Таксо- │

│ предприятия │автотранспорт│ │моторные│

├──────────────────────────────┼─────────────┴──────────┴────────┤

│ Среднесписочная численность │ Нормативы численности, чел. │

│ работающих, чел. │ │

├──────────────────────────────┼─────────────┬──────────┬────────┤

│До 500 │1 │1 │1 │

│501 - 900 │2 │2 │2 │

│901 - 1300 │3 │3 │2 │

│1301 - 1800 │4 │4 │3 │

│1801 - 2500 │4 │4 │3 │

│Свыше 2500 │5 │5 │4 │

└──────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴────────┘

Таблица N 4

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

┌──────────────────────────────┬─────────────┬──────────┬────────┐

│ Тип автотранспортного │ Грузовые и │Автобусные│Таксо- │

│ предприятия │автотранспорт│ │моторные│

├──────────────────────────────┼─────────────┴──────────┴────────┤

│ Среднесписочная численность │ Нормативы численности, чел. │

│ работающих, чел. │ │

├──────────────────────────────┼─────────────┬──────────┬────────┤

│До 300 │4 │4 │3 │

│301 - 400 │5 │5 │4 │

│401 - 600 │7 │7 │6 │

│601 - 800 │8 │8 │7 │

│801 - 1000 │9 │9 │8 │

│1001 - 1300 │10 │10 │9 │

│1301 - 1700 │11 │11 │10 │

│1701 - 2100 │12 │12 │12 │

│2101 - 2500 │13 │13 │13 │

│Свыше 2500 │15 │15 │14 │

└──────────────────────────────┴─────────────┴──────────┴────────┘

Примечание. При обслуживании машиносчетной станцией норматив численности применяется с коэффициентом 0,9.

Таблица N 5

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ

Для всех автотранспортных предприятий

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│ Среднесписочное количество │Нормативы численности, чел.│

│ автомобилей, ед. │ │

├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│50 - 150 │1 │

│151 - 400 │2 │

│401 - 800 │3 │

│801 - 1000 │4 │

│1001 - 1100 │4 │

└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘

Таблица N 6

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Для всех автотранспортных предприятий

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│ Среднесписочная численность │Нормативы численности, чел.│

│ работающих, чел. │ │

├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│До 300 │1 │

│301 - 800 │2 │

│801 - 1500 │3 │

│1501 - 2500 │4 │

│Свыше 2500 │5 │

└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘

Таблица N 7

ОБЩЕЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Для всех автотранспортных предприятий

┌────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│ Среднесписочное количество │Нормативы численности, чел.│

│ автомобилей, ед. │ │

├────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│50 - 300 │1 │

│301 - 500 │2 │

│501 - 1000 │3 │

│1001 - 1100 │4 │

└────────────────────────────────────┴───────────────────────────┘

Таблица N 8

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА

1. Для грузовых и автотранспортных предприятий

┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐

│ Коэффициент выпуска │0,51 -│0,61 -│0,71 -│0,81 -│Свыше│

├──────────────────────────────┤0,60 │0,70 │0,80 │0,90 │0,90 │

│ Среднесписочное количество │ │ │ │ │ │

│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┤

│ а) при режиме работы автомобилей до 10 часов │

│ │

│50 - 100 │5 │6 │6 │6 │7 │

│101 - 150 │7 │7 │8 │8 │9 │

│151 - 200 │10 │11 │11 │11 │12 │

│201 - 250 │13 │14 │14 │14 │15 │

│251 - 300 │15 │15 │16 │16 │17 │

│301 - 400 │17 │17 │18 │18 │19 │

│401 - 500 │19 │19 │20 │20 │21 │

│501 - 600 │22 │23 │24 │25 │26 │

│601 - 700 │26 │26 │27 │27 │29 │

│701 - 800 │27 │29 │30 │31 │32 │

│801 - 900 │30 │31 │31 │34 │30 │

│901 - 1000 │33 │35 │36 │37 │39 │

│1001 - 1100 │35 │38 │39 │41 │43 │

│ │

│ б) при режиме работы свыше 10 часов │

│ │

│50 - 100 │6 │7 │7 │7 │8 │

│101 - 150 │8 │8 │9 │9 │10 │

│151 - 200 │11 │12 │12 │12 │13 │

│201 - 250 │14 │15 │15 │15 │16 │

│251 - 300 │16 │16 │17 │17 │18 │

│301 - 400 │18 │18 │19 │19 │20 │

│401 - 500 │20 │20 │22 │22 │23 │

│501 - 600 │23 │24 │25 │26 │27 │

│601 - 700 │27 │27 │28 │29 │31 │

│701 - 800 │29 │31 │32 │33 │35 │

│801 - 900 │32 │34 │36 │37 │38 │

│901 - 1000 │35 │38 │39 │40 │42 │

│1001 - 1100 │38 │41 │42 │43 │45 │

└──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘

Примечание. При круглосуточной работе диспетчерского пункта норматив численности увеличивается на 1 чел. на каждые 100 автомобилем.

2. Для автобусных автотранспортных предприятий

┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐

│ Коэффициент выпуска │0,51 -│0,61 -│0,71 -│0,81 -│Свыше│

├──────────────────────────────┤ 0,60 │ 0,70 │ 0,80 │ 0,90 │0,90 │

│ Среднесписочное количество │ │ │ │ │ │

│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┤

│ а) при режиме работы автомобилей до 10 часов │

│ │

│50 - 100 │5 │6 │6 │6 │7 │

│101 - 150 │7 │8 │9 │9 │9 │

│151 - 200 │10 │11 │12 │12 │12 │

│201 - 250 │13 │14 │14 │14 │15 │

│251 - 300 │15 │15 │16 │16 │17 │

│301 - 400 │17 │17 │18 │18 │19 │

│401 - 500 │19 │19 │20 │20 │21 │

│501 - 600 │22 │23 │24 │25 │26 │

│601 - 700 │26 │26 │27 │27 │29 │

│701 - 1100 │27 │29 │30 │31 │32 │

│ │

│ б) при режиме работы автомобилей свыше 10 часов │

│ │

│50 - 100 │6 │7 │7 │7 │8 │

│101 - 150 │8 │9 │10 │11 │12 │

│151 - 200 │11 │12 │13 │13 │15 │

│201 - 250 │14 │15 │16 │16 │18 │

│251 - 300 │16 │16 │18 │18 │19 │

│301 - 400 │18 │18 │19 │19 │20 │

│401 - 500 │20 │20 │22 │22 │23 │

│501 - 600 │23 │24 │25 │26 │27 │

│601 - 700 │27 │27 │28 │29 │31 │

│701 - 1100 │29 │31 │32 │33 │35 │

└──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘

Примечание. При круглосуточной работе диспетчерского пункта норматив численности увеличивается на 1 чел. на каждые 400 автобусов.

3. Для таксомоторных автотранспортных предприятий

┌──────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬─────┐

│ Коэффициент выпуска │0,51 -│0,61 -│0,71 -│0,81 -│Свыше│

├──────────────────────────────┤ 0,60 │ 0,70 │ 0,80 │ 0,94 │0,90 │

│ Среднесписочное количество │ │ │ │ │ │

│ автомобилей, ед. │ │ │ │ │ │

├──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┤

│ а) при режиме работы автомобилей до 10 часов │

│ │

│50 - 100 │5 │6 │6 │6 │7 │

│101 - 150 │7 │8 │9 │9 │9 │

│151 - 200 │10 │11 │12 │12 │12 │

│201 - 250 │13 │14 │14 │14 │15 │

│251 - 300 │15 │15 │16 │16 │17 │

│301 - 400 │17 │17 │18 │18 │19 │

│401 - 500 │19 │19 │20 │20 │21 │

│501 - 600 │22 │23 │24 │25 │26 │

│601 - 700 │26 │26 │27 │27 │29 │

│701 - 800 │27 │29 │30 │31 │32 │

│801 - 900 │30 │31 │31 │34 │36 │

│901 - 1000 │33 │35 │36 │37 │39 │

│1001 - 1100 │35 │38 │39 │41 │43 │

│ │

│ б) при режиме работы автомобилей свыше 10 часов │

│ │

│50 - 100 │6 │7 │7 │7 │7 │

│101 - 150 │8 │8 │9 │9 │10 │

│151 - 200 │11 │12 │12 │12 │13 │

│201 - 250 │14 │15 │15 │15 │16 │

│251 - 300 │16 │16 │17 │17 │18 │

│301 - 400 │18 │18 │18 │19 │20 │

│401 - 500 │20 │20 │21 │21 │22 │

│501 - 600 │23 │24 │25 │26 │27 │

│601 - 700 │27 │27 │28 │29 │30 │

│701 - 800 │29 │31 │32 │33 │34 │

│801 - 900 │32 │34 │36 │37 │38 │

│901 - 1000 │35 │38 │39 │40 │41 │

│1001 - 1100 │38 │41 │42 │43 │44 │

└──────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┘

Примечания:

1. В таблице N 8 (1 - 3) численность линейных диспетчеров не предусмотрена. Она устанавливается руководителем предприятия в зависимости от конкретных условий работы подвижного состава на линии - количества грузообразующих точек, объема перевозок, значимости обслуживаемых объектов, наличия оборудованного диспетчерского пункта и т.п. факторов - по следующим нормативам:

а) для грузовых автотранспортных предприятий - один линейный диспетчер на смену в каждом крупном грузообразующем пункте, обслуживаемом не менее 25 автомобилями, совершающими 3 - 4 ездки или 1 ездку с 8 - 10 заездами;

б) для автобусных и таксомоторных автотранспортных предприятий - один линейный диспетчер на смену при количестве отправлений не менее 100.

2. При обслуживании автобусных диспетчерских пунктов через ЦДС, оборудовании их средствами оперативного контроля норматив численности линейных диспетчеров соответственно уменьшается и устанавливается руководителем предприятия в зависимости от местных условий.

3. При осуществлении централизованного руководства перевозками транспортным управлением численность работников по функции "Эксплуатационная служба" соответственно уменьшается в зависимости от объема работы, выполняемой в централизованном порядке.

Таблица N 9

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

┌───────────────────────┬──┬────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐

│Плановая численность │До│51 -│101 -│151 -│201 -│251 -│301 -│401 -│Свыше│

│ремонтных и вспомога- │50│100 │150 │200 │250 │300 │400 │500 │ 500 │

│тельных рабочих, чел. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│Среднесписочное коли- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │

│чество автомобилей, ед.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │

├───────────────────────┴──┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤

│ а) для грузовых и автотранспортных предприятий │

│ │

│50 - 100 │5 │6 │7 │- │- │- │- │- │- │

│101 - 150 │6 │8 │9 │11 │- │- │- │- │- │

│151 - 200 │7 │10 │12 │13 │14 │- │- │- │- │

│201 - 250 │8 │12 │13 │14 │15 │15 │16 │- │- │

│251 - 300 │9 │13 │15 │16 │17 │18 │19 │- │- │

│301 - 400 │- │14 │17 │17 │18 │19 │20 │22 │24 │

│401 - 500 │- │15 │18 │20 │22 │24 │25 │26 │27 │

│501 - 600 │- │- │20 │22 │23 │25 │27 │29 │30 │

│601 - 800 │- │- │- │- │26 │27 │29 │31 │34 │

│801 - 1000 │- │- │- │- │- │29 │34 │36 │39 │

│1001 - 1100 │- │- │- │- │- │- │- │41 │43 │

│ │

│ Примечание. При круглосуточной работе мастерских и профилакториев │

│норматив численности увеличивается на 1 человека на каждые 100 │

│автомобилей. │

│ │

│ б) для автобусных автотранспортных предприятий │

│ │

│50 - 100 │7 │8 │9 │- │- │- │- │- │- │

│101 - 150 │8 │10 │11 │12 │- │- │- │- │- │

│151 - 200 │10│12 │14 │15 │16 │17 │- │- │- │

│201 - 250 │11│14 │15 │16 │18 │18 │20 │- │- │

│251 - 300 │12│15 │17 │18 │20 │21 │22 │- │- │

│301 - 400 │- │16 │19 │20 │21 │22 │24 │26 │- │

│401 - 500 │- │- │20 │22 │24 │26 │27 │28 │31 │

│501 - 600 │- │- │- │24 │25 │27 │29 │31 │32 │

│601 - 700 │- │- │- │26 │28 │29 │31 │33 │36 │

│701 - 1100 │- │- │- │- │- │32 │36 │38 │41 │

│ │

│ Примечание. При круглосуточной работе мастерских и профилакториев │

│норматив численности увеличивается на 1 человека на каждые 100 автобусов.│

│ │

│ в) для таксомоторных автотранспортных предприятий │

│ │

│50 - 100 │5 │6 │7 │- │- │- │- │- │- │

│101 - 150 │7 │8 │8 │- │- │- │- │- │- │

│151 - 200 │8 │10 │11 │12 │13 │- │- │- │- │

│201 - 250 │9 │11 │13 │14 │15 │15 │- │- │- │

│251 - 300 │10│12 │15 │16 │17 │18 │19 │- │- │

│301 - 400 │- │14 │17 │17 │19 │19 │20 │22 │- │

│401 - 500 │- │16 │18 │20 │22 │24 │25 │26 │27 │

│501 - 600 │- │- │20 │22 │23 │25 │27 │29 │30 │

│601 - 800 │- │- │- │24 │26 │27 │29 │31 │34 │

│801 - 1000 │- │- │- │- │- │29 │31 │36 │39 │

│1001 - 1100 │- │- │- │- │- │- │33 │37 │43 │

└───────────────────────┴──┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

Контрольно-ревизорская служба

1. Ревизор автомобильного транспорта:

- один на 100 - 150 грузовых автомобилей, но не менее одного на автотранспортное предприятие.

2. Старший ревизор автомобильного транспорта:

- один на 10 - 12 ревизоров, при этом независимо от численности ревизоров обязанности ответственного (старшего) исполнителя возлагаются на одного из них.

Б. Нормативы численности работников,

не относящихся к аппарату управления

1. Инструктор физкультуры и спорта вводится на автотранспортных предприятиях с общим количеством работающих свыше 500 человек.

2. Билетный кассир (кассир по выдаче и оформлению билетно-учетной документации) - один на 30 автобусов.

3. Кассир по приему и оформлению выручки:

а) для автобусных автотранспортных предприятий:

- один на 1000 руб. среднесуточной выручки;

- один на 50 кондукторов;

б) для таксомоторных автотранспортных предприятий:

- один на 100 - 150 автомобиле-смен.

4. Старший кассир - один на 8 - 9 кассиров.

Примечания - на автотранспортном предприятии, имеющем в своем составе пассажирские перевозки, должно быть не менее 1 кассира, занятого подсчетом выручки и выдачей билетов;

- при численности кассиров менее 8 человек назначается ответственный исполнитель;

- при внедрении бескассового метода обслуживания, а также при организации на АТП инкассаторского пункта Госбанка численность кассиров соответственно уменьшается.

5. Контролер пассажирского транспорта:

- для автобусов, работающих без кондуктора, - один на 10 - 15 автобусов;

- для автобусов, работающих с кондуктором:

на городских маршрутах - один на 20 - 25 автобусов;

на пригородных и междугородных маршрутах - один на 20 - 25 автобусов, но не менее 1 контролера на каждые 50 км дорог, по которым проходят автобусные маршруты, в зоне контроля, закрепленной за предприятием.

- для легковых таксомоторов;

один на 50 - 70 легковых таксомоторов.

6. Старший контролер пассажирского транспорта:

- один на 8 - 10 контролеров, при этом независимо от численности контролеров обязанности ответственного (старшего) исполнителя возлагаются на одного из них.

Пример расчета нормативной численности аппарата

управления автотранспортного предприятия

Согласно утвержденному годовому плану численное значение факторов по грузовому автотранспортному предприятию составляет:

- среднесписочное количество автомобилей, ед. - 570

- коэффициент выпуска автомобилей на линию - 0,78

- время в наряде одного автомобиля, час. - 9,3

- численность работающих всего, чел. - 951

- плановая численность ремонтных и вспомогательных рабочих, чел. - 174.

В соответствии с нормативами (табл. N 1 - 9) и числовыми значениями факторов нормативная численность ИТР и служащих по каждой функции и в целом по предприятию составит:

1) общее руководство (табл. N 1) - 4 чел.

2) технико-экономическое планирование (табл. N 2) - 4 чел.

3) организация труда и заработной платы (табл. N 3) - 3 чел.

4) бухгалтерский учет и финансовая деятельность (табл. N 4) - 9 чел.

5) материально-техническое снабжение (табл. N 5) - 3 чел.

6) комплектование и подготовка кадров (табл. N 6) - 3 чел.

7) общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание

(табл. N 7) - 3 чел.

8) эксплуатационная служба (табл. N 8) - 24 чел.

9) производственно-техническая служба (табл. N 9) - 22 чел.

10) контрольно-ревизорская служба - 5 чел.

Общая численность аппарата управления в целом по автотранспортному предприятию (4 + 4 + 3 + 9 + 3 + 3 + 3 + 24 + 22 + 5) = 80 человек.

Общая численность ИТР и служащих распределяется между структурными подразделениями согласно настоящим типовым структурам аппарата управления (раздел 3).

III. ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. В основу настоящих типовых структур положена бесцеховая организационная структура, при которой планирование, обеспечение технологической и организационной документацией, нормирование, бухгалтерские и финансовые расчеты централизованы в аппарате управления предприятия.

2. Типовые структуры построены в зависимости от расчетной нормативной численности работников по каждой функции управления. Ниже приводится Перечень основных структурных подразделений и должностей по функциям управления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ

ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ

┌───┬─────────────────┬─────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ N │ Наименование │ Структурные │ Примерный перечень должностей │

│п/п│ функций │подразделения│ │

│ │ управления │ │ │

│ │автотранспортным │ │ │

│ │ предприятием │ │ │

├───┼─────────────────┼─────────────┼─────────────────────────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├───┼─────────────────┼─────────────┼─────────────────────────────────────┤

│1 │Общее руководство│- │Начальник (директор), главный │

│ │ │ │инженер, зам. начальника (директора) │

│ │ │ │по коммерческой работе, главный │

│ │ │ │экономист │

│2 │Технико- │Планово- │Начальник отдела, ст. экономист, │

│ │экономическое │экономический│экономист, статистик │

│ │планирование │отдел │ │

│3 │Организация труда│Отдел │Начальник отдела (лаборатории), ст. │

│ │и заработной │организации │инженер, инженер, нормировщик │

│ │платы │труда и зара-│ │

│ │ │ботной платы,│ │

│ │ │лаборатория │ │

│ │ │по НОТ │ │

│4 │Бухгалтерский │Бухгалтерия │Главный бухгалтер (ст. бухгалтер на │

│ │учет и финансовая│ │правах главного), зам. главного │

│ │деятельность │ │бухгалтера, ст. бухгалтер, бухгалтер,│

│ │ │ │кассир, инкассатор, счетовод. │

│5 │Материально- │Отдел │Начальник отдела, ст. инженер, │

│ │техническое │материально- │инженер, ст. техник, техник, ст. │

│ │снабжение │технического │товаровед, товаровед, зав. складом, │

│ │ │снабжения │ст. кладовщик, кладовщик, кроме ст. │

│ │ │ │кладовщика и кладовщика, в обязанно- │

│ │ │ │сти которых входит наряду с функциями│

│ │ │ │учета и распоряжений по приему и │

│ │ │ │хранению, выполнение физических работ│

│ │ │ │по перемещению и укладке материалов и│

│ │ │ │изделий │

│6 │Комплектование и │Отдел кадров │Начальник отдела, ст. инженер, │

│ │подготовка кадров│ │инженер, ст. инспектор, инспектор, │

│ │ │ │ст. табельщик, табельщик │

│7 │Общее │Хозяйственный│Начальник отдела, завхоз, юрискон- │

│ │делопроизводство │отдел, │сульт, секретарь-машинистка, машини- │

│ │и хозяйственное │юридическая │стка, архивариус, делопроизводитель, │

│ │обслуживание │служба │стенографистка │

│8 │Эксплуатационная │Отдел эксплу-│Начальники отделов, начальник гаража,│

│ │служба │атации, отдел│ст. инженер, инженер, ст. диспетчер, │

│ │ │безопасности │диспетчер, нач. колонны, нарядчик, │

│ │ │движения │таксировщик │

│9 │Производственно- │Технический │Начальники отделов, главный механик, │

│ │техническая │отдел, отдел │ст. инженер, инженер, ст. техник, │

│ │служба │технического │техник, нач. ремонтных мастерских, │

│ │ │контроля, │ст. мастер участка, мастер участка, │

│ │ │ремонтные │ст. механик колонны, механик колонны │

│ │ │мастерские │ │

│10 │Контрольно-реви- │- │Старшие ревизоры, ревизоры │

│ │зорская служба │ │ │

└───┴─────────────────┴─────────────┴─────────────────────────────────────┘

3. Отделы могут создаваться при штатной численности не менее 4 единиц. В тех случаях, когда рассчитанная по настоящим нормативам численность персонала по какой-либо функции менее 4 человека, а согласно Перечню основных структурных подразделений на предприятии соответствующей группы предусмотрен отдел, последний не создается.

На автотранспортных предприятиях с количеством автомобилей 100 - 120 ед. колонны создаются только при наличии смешанного подвижного состава.

4. Должности заместителей начальников могут устанавливаться при штатной численности не менее 7 - 8 единиц; в бухгалтерии - 5 единиц.

5. Соотношение количества должностей старших специалистов и специалистов в целом по аппарату управления предприятия должно быть не менее 1:2.

6. Для выполнения статистической и другой работы, не требующей инженерной подготовки, в штате следует предусматривать должности статистиков и техников.

7. При разработке структуры аппарата управления предприятием применительно к настоящим типовым структурам должны учитываться:

а) рациональное распределение численности (расстановка) работников между различными структурными подразделениями, выполняющими одноименную функцию (например, численность работников по функции "Производственно-техническая служба" распределяется между отделами "Технический", "Технического контроля", "Ремонтные мастерские");

б) кооперация нескольких смежных или родственных функций в одном структурном подразделении, когда нормативная численность персонала меньше установленного минимума, необходимого для создания по каждой из них самостоятельного структурного подразделения (например, сочетание функций "Технико-экономическое планирование", "Организация труда и заработной платы");

в) введение должностей ответственных исполнителей (старший инженер, старший инспектор), если численность работников меньше установленного минимума, а сама функция по своему характеру не может быть совмещена с другими в одном структурном подразделении (например, "Комплектование и подготовка кадров").

Приложение

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА

УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

┌─────────┐

│Начальник│

└────┬────┘ ┌─────────────────┐

┌──────────────────┼───────┬───────────────┤ Главный инженер │

│ │ │ └─────────────┬───┘

┌───┴─────────┐┌───────┴──────┐│┌────────────┐ ┌────────────┐│┌───────────┐

│ Зам. ││ Главный │├┤Бухгалтерия │ │Отдел │││Технический│

│начальника по││ экономист ││└────────────┘ │материально-├┼┤ отдел │

│коммерческой │└┬─────────────┘│┌────────────┐ │технического││└───────────┘

│ работе │ │┌────────────┐├┤Отдел кадров│ │снабжения ││

└───┬─────────┘ ││Планово- ││└────────────┘ └────────────┘│

│┌───────┐ ├┤экономиче- ││┌────────────┐ ┌────────────┐│┌───────────┐

││Отдел │ ││ский отдел │├┤Хозяйствен- │ │ Главный ├┼┤ Ремонтные │

├┤эксплу-│ │└────────────┘││ный отдел │ │ механик │││ мастерские│

││атации │ │┌───────────┐ │└────────────┘ └────────────┘│└───────────┘

│└───────┘ ││ Отдел │ │┌────────────┐ │┌───────────┐

┌───┴───┐ ││организации│ ││ Отдел │ └┤ Участки │

│Колонны│ ├┤ труда и │ ├┤технического│ └───────────┘

└───────┘ ││заработной │ ││ контроля │

││ платы │ │└────────────┘

│└───────────┘ │┌────────────┐

│┌───────────┐ ││ Отдел │

││Лаборатория│ ├┤безопасности│

└┤ по НОТ │ ││ движения │

└───────────┘ │└────────────┘

│┌────────────┐

││Юридическая │

├┤ служба │

│└────────────┘

│┌────────────┐

││Контрольно- │

└┤ревизионная │

│служба │

└────────────┘

  1. Нормативная база: Письмо Минавтотранса РСФСР от 11 августа 1975 г. № 304-ц, Минфина РСФСР от 19 августа 1975 г. № 10/671
  2. Нормативная база: "Нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства", утверждённые Приказом Госстроя РФ от 01 октября 1999 г. № 69

Утверждены

Приказом Госстроя России

от 1 октября 1999 г. N 69

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ

РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ТЕХНИЧЕСКИМ

ОБСЛУЖИВАНИЕМ И ТЕКУЩИМ РЕМОНТОМ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА, СТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ

МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Общая часть

1.1. Сборник содержит нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, на предприятиях и в организациях теплоэнергетического и водопроводно - канализационного хозяйств.

1.2. Сборник предназначен для определения численности работников, на основании которой рассчитываются нормативные затраты по оплате труда в плановой себестоимости и, соответственно, в экономически обоснованном тарифе на жилищно - коммунальные услуги.

1.3. Нормативы численности носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно - методических материалов.

1.4. В основу разработки сборника положены действующие нормативно - правовые акты, включая Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта; Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин; Положение о техническом обслуживании и ремонте специальных машин для уборки городских территорий; методические указания по определению потребности в механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей; фотохронометражные наблюдения; результаты анализа организационно - технических условий выполнения работ; технические характеристики применяемых машин и оборудования.

1.5. Понятие "нормативы численности" означает оптимальную численность работников конкретного профессионально - квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно - технических условиях.

1.6. Нормативная численность установлена для наиболее распространенных условий выполнения работ с учетом обеспечения рабочих мест необходимым оборудованием, инструментом и инвентарем применительно к характеру выполняемых работ, а также в соответствии с действующими правилами техники безопасности и охраны труда.

1.7. Настоящими нормативами предусмотрена: для руководителей, специалистов и служащих - списочная численность, для рабочих - явочная численность. Для определения списочной численности рабочих необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных поручений и обязанностей и т.д.

1.8. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно - заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.

1.9. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно. В случае, если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

1.10. Наименования профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с тарифно - квалификационными справочниками. При внесении изменений в тарифно - квалификационные справочники наименования профессий и должностей, указанных в данном сборнике, должны соответственно измениться.

1.11. Для моделей машин, не предусмотренных настоящими рекомендациями, следует пользоваться нормативами применительно к машинам других марок с аналогичными техническими характеристиками или устанавливать методами технического нормирования местные обоснованные нормативы численности.

1.12. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, корректируются с помощью коэффициента (К1) - в зависимости от природно - климатических условий. Пояснения по его применению приведены в Приложениях 1, 2.

1.13. Пример расчета численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, приведен в Приложении 3.

2. Организация труда и технология работ

2.1. Работоспособное состояние подвижного состава транспортных средств, строительных и специальных машин обеспечивается проведением технического обслуживания и текущего ремонта и соблюдением государственных стандартов, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин и правил дорожного движения.

2.2. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, снижает потребность в ремонте.

2.3. Техническое обслуживание предназначено для поддержания транспортных средств, строительных и специальных машин в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечения надежности и экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды; уменьшения интенсивности изнашивания деталей; предупреждения отказов и неисправностей, а также для выявления их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с транспорта агрегатов, узлов и деталей. Техническое обслуживание производится по плану - графику, утвержденному главным инженером предприятия.

2.4. Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, устранения отказов и неисправностей, возникших в работе или выявленных при техническом обслуживании. Ремонтные работы выполняются как по потребности, после появления соответствующего отказа или неисправности, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово - предупредительным.

2.5.Техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

2.6. Ежедневное техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов транспортных средств, строительных машин - санитарную обработку кузова. Мойка производится по потребности в зависимости от климатических и сезонных условий с целью обеспечения санитарных требований и надлежащего внешнего вида. Ежедневное обслуживание выполняется после работы транспортных средств, строительных машин на линии. Контроль технического состояния перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно - заключительного времени.

2.7. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно - диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния транспортных средств, строительных и специальных машин, экономию топлива и других эксплуатационных материалов.

2.8. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин к эксплуатации в холодное и теплое время года. Сезонное обслуживание включает операции по демонтажу и монтажу навесного оборудования, используемого сезонно, по консервации машин и навесного оборудования перед постановкой их на длительное хранение, по расконсервации оборудования перед вводом его в эксплуатацию. Сезонное обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 и текущим ремонтом с соответствующим увеличением трудоемкости.

2.9. Текущий ремонт (ТР) по характеру производства работ подразделяется на ремонт, выполняемый в процессе эксплуатации, т.е. на самой машине, и на ремонт снятых с машин агрегатов и узлов. При текущем ремонте производятся разборочно - сборочные, слесарные, сварочные и другие работы, связанные с заменой отдельных деталей (кроме базовых) узлов и агрегатов, которые должны после ремонта безотказно работать до очередного ТО-2.

2.10. Потребность в текущем ремонте выявляется в результате проведения контрольно - диагностических работ и наблюдения за работой машин на линии.

2.11. Работы по ремонту агрегатов, узлов и систем специальных машин осуществляются специализированными бригадами. Профессиональный и квалификационный состав бригад рабочих устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от принятой технологии работ, мощности производственной базы, организации производства и режима работы предприятия. Каждой бригаде на основании заявки на текущий ремонт выдается нормированное задание. Выдача нормированных заданий бригадам производится ежедневно.

2.12. Каждое рабочее место должно быть оснащено картой комплексной организации труда, в которой указаны наиболее рациональные методы и приемы труда, последовательность выполнения работ, условия, нормы и системы оплаты труда, порядок обслуживания рабочего места, требования к исполнителям. Работы на рабочих местах выполняются рабочими соответствующей квалификации, ознакомленными с правилами производства и техники безопасности.

3. Нормативная часть

3.1. Нормативы численности руководителей,

специалистов и служащих

3.1.1. Организация технического обслуживания

и текущего ремонта подвижного состава автомобильного

транспорта, строительных и специальных машин

Примерный перечень должностей

Начальник цеха, гаража, участка, инженер, механик, мастер, диспетчер.

Примерный перечень работ

Обеспечение исправного содержания подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин. Осуществление технического надзора за состоянием парка машин на линии и в отстое, выявление причин неисправностей и принятие мер по их устранению. Организация и контроль за выпуском на линию подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин согласно утвержденному графику в надлежащем техническом состоянии.

Осуществление систематического контроля за соблюдением водителями правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин и правил дорожного движения, инструкций, приказов и других руководящих документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на ликвидацию простоев, преждевременные возвраты транспорта с линии из-за технических неисправностей. Заполнение, выдача и принятие путевых листов и других документов, отражающих выполненную водителями работу.

Участие в проведении служебных расследований дорожно - транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с выездом на места их возникновения и анализ обстоятельств и причин их возникновения. Разработка конкретных мер по их устранению и организация их реализации. Взаимодействие и сотрудничество с территориальными органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения по вопросам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения.

Обеспечение автотранспортного подразделения всеми необходимыми материальными ресурсами (оборудование, инструменты, материалы, комплектующие изделия, запасные части и др.). Участие в работе по формированию и расширению хозяйственных связей с поставщиками, отслеживание конъюнктуры рынка и поступления на рынок новых товаров. Подготовка и заключение договоров с поставщиками. Осуществление контроля за обеспечением горюче - смазочными материалами, за своевременным и правильным хранением машин. Обеспечение текущего ремонта производственных зданий, сооружений и оборудования гаража.

Таблица 1

Количество транспортных средств,

строительных и специальных машин

Нормативная численность, чел.
До 25 1
Свыше 25 до 50 1 - 2
Свыше 50 до 75 2 - 3
Свыше 75 до 90 3 - 4
Свыше 90 до 130 4 - 6
Свыше 130 до 170 6 - 8
Свыше 170 до 210 8 - 10
Свыше 210 до 250 10 - 12
Свыше 250 до 300 12 - 14

3.2. Нормативы численности рабочих

Примерный перечень профессий

Слесарь по ремонту автомобилей, смазчик, аккумуляторщик, слесарь по топливной арматуре, монтировщик шин, электросварщик ручной сварки, газосварщик, токарь, маляр, обойщик, медник, жестянщик.

3.2.1. Техническое обслуживание и текущий ремонт

подвижного состава автомобильного транспорта

3.2.1.1. Грузовые автомобили

Таблица 2

Виды подвижного

состава

Грузоподъемность, т

Нормативы численности

на 1 млн. км пробега

по видам обслуживания

и ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6 7
Грузовые автомобили с карбюраторными двигателями

Бортовые

автомобили

До 0,4 0,29 0,27 1,48 2,04 1
Свыше 0,4 до 1,0 0,19 0,31 1,80 2,30 2
Свыше 1,0 до 2,5 0,27 0,36 1,88 2,51 3
Свыше 2,5 до 4,0 0,25 0,32 1,94 2,51 4

Автомобили -

тягачи (масса

полуприцепа с

грузом)

Свыше 6,0 до 10,5 0,53 0,40 2,06 2,99 8
Свыше 10,5 до 12,0 0,39 0,50 2,32 3,21 9
Свыше 12,0 до 18,5 0,55 0,73 3,49 4,77 10
Грузовые автомобили с дизельными двигателями

Бортовые

автомобили

До 8,0 0,45 0,57 3,14 4,16 11
Свыше 8,0 до 12,0 0,46 0,61 3,25 4,32 12
Свыше 12,0 до 20,0 3,05 1,65 8,61 13,31 13

Автомобили -

самосвалы

До 4,0 0,41 0,52 2,53 3,46 14
Свыше 4,0 до 8,0 0,45 0,56 3,62 4,63 15
Свыше 8,0 до 10,0 0,46 0,59 3,73 4,78 16
Свыше 10,0 до 12,0 0,50 0,59 5,13 6,22 17
Свыше 12,0 до 27,0 2,83 2,91 10,7 16,44 18
Свыше 27,0 до 40,0 2,88 2,92 13,10 18,90 19

3.2.1.2. Легковые автомобили

Таблица 3

Виды подвижного

состава

Рабочий объем дви-

гателя; масса, кг

Нормативы численности

на 1 млн. км пробега

по видам обслуживания

и ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6 7

Автомобили

малого класса

(свыше 1,2 до 1,8

л; 850 - 1150)

0,22 0,26 1,47 1,95 1

Автомобили

среднего класса

(свыше 1,8 до 3,5

л; 1150 - 1500)

0,25 0,34 1,63 2,22 2

3.2.1.3. Автобусы

Таблица 4

Виды подвижного

состава

Длина автобуса, м

Нормативы численности

на 1 млн. км пробега

по видам обслуживания

и ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6 7
Автобусы карбюраторные

Особо малого

класса

До 5 0,45 0,53 2,36 3,34 1
Малого класса Свыше 6,0 до 7,5 0,62 0,64 2,89 4,15 2
Среднего класса Свыше 8,0 до 9,5 0,65 0,86 3,26 4,77 3
Большого класса Свыше 10,5 до 12,0 0,84 1,13 3,57 5,54 4

3.2.1.4. Прицепы и полуприцепы

Таблица 5

Виды прицепов и

полуприцепов

Грузоподъемность, т

Нормативы численности

на 1 млн. км пробега

по видам обслуживания

и ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6 7
Двухосные До 8 0,12 0,19 0,68 0,99 2
Свыше 8 0,14 0,25 1,00 1,39 3
Полуприцепы До 11,5 0,12 0,17 0,68 0,97 4
Свыше 11,5 до 13,5 0,12 0,18 0,68 0,98 5

3.2.1.5. Ежедневное обслуживание

Профессия: мойщик - уборщик подвижного состава

Таблица 6

Норматив численности на 1 единицу подвижного состава,

чел.

0,035

3.2.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт

строительных машин

3.2.2.1. Экскаваторы

Таблица 7

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на базе колесных тракторов

класса 0,4 т с ковшом вместимостью

до 0,4 куб. м

0,20 0,15 2,46 2,81 1

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на базе колесных тракторов

класса 1,4 т с ковшом вместимостью

свыше 0,4 до 0,65 куб. м

0,20 0,20 2,73 3,13 2

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на пневмоколесном ходовом

устройстве, с ковшом свыше 0,65

до 1 куб. м

0,25 0,42 3,53 4,20 3

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на гусеничном ходовом уст-

ройстве с ковшом до 1 куб. м

0,25 0,47 3,72 4,44 4

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на пневмоколесном ходовом

устройстве, с ковшом свыше 1 до

1,6 куб. м

0,29 0,53 3,72 4,54 5

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на гусеничном ходовом уст-

ройстве с ковшом свыше 1 до 1,6

куб. м

0,29 0,68 3,85 4,82 6

Экскаваторы одноковшовые гидравли-

ческие на автомобильном шасси

грузоподъемностью 5 и 10 т с ков-

шом до 0,7 куб. м

0,39 0,56 3,09 4,04 7

3.2.2.2. Машины для земляных работ

Таблица 8

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Бульдозеры на базе колесных трак-

торов класса 3 и 5 т

0,29 0,26 2,12 2,67 1

Бульдозеры на базе гусеничных

тракторов 3 и 4 т

0,26 0,22 2,08 2,56 2

Бульдозеры на базе гусеничных

тракторов класса 10 т

0,33 0,35 2,40 3,08 3

Автогрейдеры массой до 6,5 т на

базе узлов тракторов класса 1,4 т

с двигателем мощностью до 78 кВт

0,17 0,20 1,15 1,52 4

Автогрейдеры массовой до 15 т и с

двигателем мощностью до 120 кВт

0,33 0,26 1,37 1,96 5

3.2.2.3. Машины для устройства дорожных покрытий

Таблица 9

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Катки самоходные, с гладкими валь-

цами, статические, массой до 2 т

0,13 0,11 0,44 0,68 1

Катки самоходные с гладкими валь-

цами, вибрационные, массой до 2 т

0,13 0,09 0,44 0,66 2

Катки самоходные, с гладкими валь-

цами, статические, массой до 8 т

0,13 0,13 0,98 1,24 3

Катки самоходные с гладкими валь-

цами, вибрационные, массой до 8 т

0,17 0,12 0,6 0,91 4
Битумоплавильные установки 1,31 3,06 4,37 5

3.2.2.4. Подъемно - транспортные машины

Таблица 10

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Краны стреловые самоходные автомо-

бильные 1 размерной группы, грузо-

подъемностью 4 т, на базе автомо-

билей ЗИЛ

0,42 0,42 2,83 3,67 1

Краны стреловые самоходные автомо-

бильные 2 размерной группы, грузо-

подъемностью 6,3 т, на базе авто-

мобилей ЗИЛ

0,50 0,50 3,26 4,26 2

Автопогрузчики на пневматическом

ходу, грузоподъемностью до 3 т

0,25 0,21 0,39 0,85 7

Автопогрузчики на пневматическом

ходу, грузоподъемностью 3 - 6 т

0,34 0,25 0,68 1,27 8

Погрузчики с бортовым поворотом

(минипогрузчики), грузоподъемнос-

тью до 1 т

0,21 0,23 1,09 1,53 9

3.2.2.5. Погрузчики фронтальные

Таблица 11

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Погрузчики с вместимостью ковша до

1 куб. м, грузоподъемностью до

2 т, на базе тракторов колесных

класса 1,4 т, гусеничных класса

3 т

0,18 0,20 1,21 1,59 1

Погрузчики с вместимостью ковша

1 - 1,5 куб. м, грузоподъемностью

свыше 2 до 3 т, на базе колесного

трактора класса 4 т

0,27 0,24 1,68 2,19 2

Погрузчики с вместимостью ковша

до 1 куб. м, грузоподъемностью

свыше 2 до 4 т, на базе гусеничных

тракторов класса 10 т

0,32 0,38 2,54 3,24 3

Погрузчики пневомколесные фрон-

тальные на спецшасси, вместимостью

ковша 1 - 2 куб. м, грузоподъем-

ностью свыше 2 до 4 т

0,14 0,25 0,87 1,26 4

3.2.2.6. Прочие строительные машины

Таблица 12

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Компрессоры передвижные производи-

тельностью свыше 0,25 до 0,5

куб. м/мин.

0,03 0,05 0,18 0,26 1

Компрессоры передвижные производи-

тельностью свыше 1 до 2 куб. м /

мин.

0,05 0,08 0,35 0,48 2

Компрессоры передвижные производи-

тельностью свыше 3 до 5 куб. м /

мин.

0,05 0,11 0,53 0,69 3

Компрессоры передвижные производи-

тельностью свыше 5 до 9 куб. м /

мин.

0,07 0,14 0,71 0,92 4

Бурильно - крановые машины -

диаметр скважины до 0,8 м, глубина

до 3 м, на базе гусеничного трак-

тора класса 3 т

0,34 0,38 1,10 1,82 5

3.2.2.7. Тракторы

Таблица 13

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Тракторы колесные класса 3 т и их

модификации

0,13 0,13 0,98 1,24 1
Тракторы класса 1,4 т 0,13 0,15 1,09 1,37 2
Тракторы колесные класса 4 т 0,13 0,11 1,53 1,77 3

Тракторы колесные класса 5 т и их

модификации

0,33 0,22 1,97 2,52 4

Тракторы гусеничные класса 4 т и

их модификации

0,20 0,20 1,97 2,37 5

Тракторы гусеничные класса 10 т

и их модификации

0,26 0,31 2,24 2,81 6

3.2.2.8. Ежедневное обслуживание

Профессия: мойщик - уборщик подвижного состава

Таблица 14

Норматив численности на 1 единицу подвижного состава,

чел.

0,035

3.2.3. Техническое обслуживание и текущий ремонт

специальных машин

3.2.3.1. Теплоэнергетическое хозяйство

Таблица 15

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Машины аварийно - ремонтные для

тепловых сетей и котельных

0,55 0,57 1,18 2,30 1

Машины оперативные для тепловых

сетей и котельных

0,50 0,40 1,02 1,92 2

Подъемники строительные до 12 м,

грузоподъемностью до 250 кг, на

базе шасси автомобиля ГАЗ

0,05 0,04 0,09 3

Подъемники строительные до 22 м,

грузоподъемностью до 300 кг, на

базе шасси автомобиля ЗИЛ, ГАЗ

0,08 0,18 0,26 4

Машины - станции передвижные

электротехнические испытательно -

измерительные

0,21 0,18 0,96 1,35 6

Машины аварийно - ремонтные для

электросетей

0,47 0,47 1,04 1,98 7

Машины оперативные для электросе-

тей

0,32 0,36 0,90 1,58 8
Бетоносмеситель 0,23 1,50 1,73 9
Электростанция передвижная 0,33 0,19 0,52 1,04 10

3.2.3.2. Водопроводно - канализационное хозяйство

Таблица 16

Наименование строительных машин

Нормативы численности

на 10 тыс. моточасов

по видам обслуживания и

ремонта, чел.

Номер

нор-

мати-

ва

ТО-1 ТО-2 ТР всего
1 2 3 4 5 6

Машины оперативные для водопрово-

дов

0,33 0,33 1,56 2,22 1
Машины аварийные водопроводные 0,64 0,71 1,17 2,52 2
Машины ремонтно - водопроводные 0,25 0,25 1,35 1,85 3

Машины для гидравлической очистки

труб

0,20 0,20 0,75 1,15 4
Машины илососные 0,49 0,40 1,05 1,94 5

Приложение 1

ПОЯСНЕНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ,

ЗАНЯТЫХ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И ТЕКУЩИМ РЕМОНТОМ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА,

СТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН

Нормативы численности рабочих, приведенные в рекомендациях, рассчитаны для предприятий, расположенных в центральной природно - климатической зоне.

Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, корректируются с помощью коэффициента в зависимости от природно - климатических условий - К1.

КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИРОДНО - КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Таблица 17

Характеристика района Коэффициент, К1
Умеренный 1
Холодный 1,2
Очень холодный 1,3

Примечание. Районирование территории Российской Федерации по природно - климатическим условиям приведено в Приложении 2.

При участии водителей в работах по техническому обслуживанию и ремонту машин нормативная численность рабочих, рассчитанная по настоящим нормативам, уменьшается пропорционально трудоемкости работ, выполняемых водителями.

Приложение 2

РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ПРИРОДНО - КЛИМАТИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ

Таблица 18

Административно - территориальные единицы Климатические районы

Республика Саха (Якутия), Магаданская

обл.

Очень холодный

Республика Бурятия, Республика Алтай,

Республика Карелия, Республика Коми,

Республика Тыва;

Алтайский, Красноярский, Приморский и

Хабаровский края;

Амурская, Архангельская, Иркутская,

Камчатская, Кемеровская, Сахалинская,

Томская, Тюменская и Читинская области

Холодный
Остальные районы Российской Федерации Умеренный

Приложение 3

ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ,

ЗАНЯТЫХ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И ТЕКУЩИМ РЕМОНТОМ

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА,

СТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН

Исходные данные. Предприятие расположено в центральном районе с умеренными природно - климатическими условиями, имеет парк машин - 53 единицы.

Таблица 19

N

п/п

Наименование и виды

транспортных средств

и строительных машин

Кол-во

машин

Общий годовой

пробег всех,

млн. км

Общее годовое

количество

отработанного

времени,

10 тыс.

моточасов

1 2 3 4 5
1.

Бортовая МАЗ-53362,

грузоподъемностью 8 т,

дизельный двигатель

12 0,44
2.

Легковая ГАЗ-24-11,

среднего класса

5 0,17
3.

Самосвал МАЗ-5549,

грузоподъемностью 8 т,

дизельный двигатель

8 0,32
Тракторы "Беларусь" 17 4,32
4.

Экскаватор одноковшовый

механич. на пневмоходу,

с ковшом вместим. 0,4

куб. м

5 1,86
5.

Бульдозер на базе тракто-

ра "Беларусь"

6 2,71
ИТОГО 53

РАСЧЕТ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ,

ЗАНЯТЫХ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И ТЕКУЩИМ

РЕМОНТОМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Таблица 20

N

п/п

Наименование

подвижного состава

Единица

измерения

Годовой

пробег

или от-

работан-

ное вре-

мя

Нормативы численности

на единицу измерения,

чел.

Расчетная численность,

чел.

ТО-1 ТО-2 ТР всего

ТО-1

гр. 4

x

гр. 5

ТО-2

гр. 4

x

гр. 6

ТР

гр. 4

x

гр. 7

всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1.

Бортовая МАЗ-53362,

8 т, диз. двигатель

1 млн. км 0,44 0,45 0,57 3,14 4,16 0,20 0,25 1,38 1,83
2.

Легковая ГАЗ-24-11,

среднего класса

- " - 0,17 0,25 0,34 1,63 2,22 0,04 0,06 0,28 0,38
3.

Самосвал МАЗ-5549,

8 т, диз. двигатель

- " - 0,32 0,45 0,56 3,62 4,63 0,14 0,18 1,16 1,48
4. Трактор "Беларусь"

10 тыс.

моточасов

4,32 0,13 0,15 1,09 1,37 0,56 0,65 4,71 5,92
5.

Экскаватор одно-

ковш. механич. на

пневмоходу, с

ковшом вместимос-

тью 0,4 куб. м

- " - 1,86 0,26 0,44 3,72 4,42 0,48 0,82 6,92 8,22
6.

Бульдозер на базе

трактора "Беларусь"

- " - 2,71 0,20 0,18 1,31 1,69 0,54 0,49 3,55 4,58
ИТОГО 1,96 2,45 18 22,41

Нормативная численность рабочих, занятых ежедневным обслуживанием, составляет: 0,035 x 53 = 1,86 чел.

Нормативная численность рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта и строительных машин, составляет: 22,41 + 1,86 = 24,27 чел.

10.03.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль