В какие сроки можно привлечь к ответственности должностных лиц?

167

Вопрос

В какие сроки можно привлечь к ответственности должностных лиц?

Ответ

Ответ на вопрос:

В ст. 4.5 КоАП РФ установлены сроки, после окончания которых привлечь к административной ответственности организацию и должностных лиц уже нельзя.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Длящееся правонарушение не связано с указанной в законе датой, временем или событием. Это длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных законом (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

Согласно ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Судебная практика по вопросу отнесения несоблюдения вышеуказанного требования трудового законодательства к длящимся правоотношениям, неоднозначна.

Так, из Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 N 08АП-9465/2014 по делу N А75-3704/2014 (см. п. 2 Подборки ниже по тексту) следует: Общество было привлечено к ответственности за не обеспечение проведения предварительного медицинского осмотра при поступлении машиниста подъемника Базарнова С.А. на работу. Как верно указал суд первой инстанции, указанное правонарушение не может быть оценено как длящееся, поскольку предварительный медицинский осмотр может быть проведен только до момента приема работника на работу.

Противоположная позиция изложена в Решении Свердловского областного суда от 15.10.2014 по делу N 72-778/2014 (см. п. 3 Подборки ниже по тексту: наказание назначено ЗАО <...> за нарушение требований трудового законодательства, выразившееся в т.ч. в допуске работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Совершенное ЗАО <...> правонарушение выразилось в невыполнении предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации требований и, вопреки доводам жалобы, является длящимся.

При таких обстоятельствах, вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности будет решаться госинспектором труда или судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

В любом случае Вы вправе обжаловать принятое проверяющим органом решение в судебном порядке.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Справочник: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Область нарушений:

О сроках давности

Вид нарушения Наказание* Основание Область нарушения
Организация, ее должностные лица распространяют информацию** о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера***

Для должностных лиц – от 3000 до 5000 руб.

Для организаций – от 10 000 до 15 000 руб.

ст. 13.11.1 КоАП РФ Публикация вакансий
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде (если иное не предусмотрено другими частями ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ Трудовое законодательство
Должностное лицо, не уполномоченное на это работодателем (например, начальник отдела), фактически допустило к работе сотрудника. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор

Для граждан (недолжностных лиц) – штраф от 3000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора или ненадлежащим образом оформили трудовой договор, в том числе подменили трудовой договор гражданско-правовым

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 70 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 2 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ

Для граждан – штраф 5000 руб.

Для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ Охрана труда
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провели ее вовсе

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке:

  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного);
  • обязательных психиатрических освидетельствований

Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб.

Для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты*****

Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили требования охраны труда. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по соответствующей части ст. 5.27.1 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Работодатель или его представитель:
– уклоняется от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения;
– нарушил сроки проведения переговоров;
– не обеспечил работу комиссии по заключению коллективного договора, соглашения
Предупреждение или штраф от 1000 до 3000 руб. ст. 5.28 КоАП РФ Коллективные переговоры и исполнение коллективных соглашений
Работодатель или его представитель не предоставил информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора Предупреждение или штраф от 1000 до 3000 руб. ст. 5.29 КоАП РФ
Работодатель или его представитель необоснованно отказался от заключения коллективного договора, соглашения Предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб. ст. 5.30 КоАП РФ
Работодатель или его представитель нарушил или не выполнил обязательства по коллективному договору, соглашению Предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб. ст. 5.31 КоАП РФ
Работодатель или его представитель уклоняется от участия в примирительных процедурах Штраф от 1000 до 3000 руб. ст. 5.32 КоАП РФ Примирительные процедуры
Работодатель или его представитель не выполняет свои обязательства по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры Штраф от 2000 до 4000 руб. ст. 5.33 КоАП РФ
Работодатель уволил сотрудника в связи с участием в забастовке Штраф от 4000 до 5000 руб. ст. 5.34 КоАП РФ Забастовки
Должностное лицо организации, предприниматель или другой представитель работодателя принудили сотрудника отказаться или наоборот принять участие в забастовке

Для граждан (не должностных лиц) – штраф от 500 до 1000 руб.

Для должностных лиц (в т. ч. предпринимателей) – штраф от 1000 до 2000 руб.

ст. 5.40 КоАП РФ
Должностное лицо организации или предприниматель не создали (не выделили) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой либо отказали инвалиду в приеме на работу (в пределах установленной квоты) Для должностных лиц (в т. ч. предпринимателей) – штраф от 5000 до 10 000 руб. ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ Квоты инвалидам
Организация, ее должностные лица, иные представители или предприниматель скрыли факт несчастного случая на производстве

Для граждан (недолжностных лиц) – штраф от 300 до 500 руб.

Для должностных лиц (в т. ч. предпринимателей) – штраф от 500 до 1000 руб.

Для организаций – штраф от 5000 до 10 000 руб.

ст. 15.34 КоАП РФ Несчастный случай на производстве
Работодатель нарушил установленный порядок проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Для граждан – штраф от 1000 до 1500 руб.

Для должностных лиц – штраф от 2000 до 3000 руб.

Для организаций (предпринимателей) – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

ст. 11.32 КоАП РФ Организация работы водителей
Организация эксплуатирует транспортное средство для перевозки грузов или пассажиров на международных автоперевозках без тахографа (прибора регистрации информации о скорости и маршруте движения транспорта и о режиме труда и отдыха водителей)

Для граждан – штраф от 1000 до 3000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 5000 до 10 000 руб.

ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ
Водитель нарушил режим труда и отдыха (нарушение выявлено по тахографу) Для граждан – штраф от 1000 до 3000 руб. ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ
Работодатель допустил к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами Для должностных лиц – штраф до 50 000 руб. ст. 12.32.1 КоАП РФ****
Организация, которая непосредственно проводила специальную оценку условий труда, ее должностные лица или эксперты нарушили установленный порядок проведения оценки

Для должностных лиц и экспертов по оценке – штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Для организаций – штраф от 70 000 до 100 000 руб.

ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ Проведение спецоценки условий труда своими силами
Организация, которая непосредственно проводила специальную оценку условий труда, ее должностные лица или эксперты повторно нарушили установленный порядок проведения оценки. Ранее виновное лицо уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение

Для должностных лиц и экспертов по оценке – штраф от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ

Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства), не имеющего необходимого разрешения на работу или патента.

Работодатель привлек к работе иностранного гражданина или лицо без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности). Такое же наказание предусмотрено за привлечение иностранца (лица без гражданства) к работе вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание

Для граждан – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 25 000 до 50 000 руб.

ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ Работа с иностранцами

Для организаций и предпринимателей – штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов

Примечание к ст. 18.15 КоАП РФ
Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства) без разрешения на привлечение иностранных сотрудников (если такое разрешение необходимо)

Для граждан – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 25 000 до 50 000 руб.

ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ

Для организаций и предпринимателей – штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника принятого с нарушениями

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Работодатель заключил или прекратил трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранным гражданином (лицом без гражданства) без уведомления или с нарушением порядка и формы уведомления территориального органа миграционной службы

Для граждан – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 50 000 руб.

ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

Для организаций и предпринимателей – штраф от 400 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника принятого с нарушениями

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Работодатель совершил нарушения, предусмотренные ч. 1–3 ст. 18.15 КоАП РФ, в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области)

Для граждан – штраф от 5000 до 7000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 70 000 руб.

Для организаций и предпринимателей – штраф от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Работодатель не уведомил федеральную миграционную службу или ее территориальный орган об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированному специалисту

Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 70 000 руб.

Для организаций и предпринимателей – штраф от 400 000 до 1 000 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Работодатель нарушил правила привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к работе на торговых объектах

Для должностных лиц – штраф от 45 000 до 50 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 350 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Для организаций – штраф от 450 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ

Примечание к ст.18.16 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Организация (предприниматель), управляющая торговым объектом, предоставила торговое место (другое помещение) работодателю, который использует труд иностранных граждан (лиц без гражданства) без необходимых разрешений на привлечение и использование иностранцев, разрешений на работу или патентов

Для должностных лиц – штраф от 45 000 до 50 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 350 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Для организаций – штраф от 450 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ

Примечание к ст.18.16 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Работодатель совершил нарушения, предусмотренные ч. 1–2 ст. 18.16 КоАП РФ, в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области) Для должностных лиц – штраф от 45 000 до 70 000 руб. ч. 3 ст. 18.16. КоАП РФ
Для организаций и предпринимателей – штраф от 450 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями Примечание к ст.18.16 КоАП РФ
Работодатель привлек иностранного гражданина (лицо без гражданства) к деятельности, заниматься которой иностранцам (лицам без гражданства) запрещено (ст. 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)

Для граждан – от 2000 до 4000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 45 000 до 50 000 руб.

ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ
Для организаций и предпринимателей – штраф от 800 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Работодатель как принимающая сторона не поставил иностранного гражданина (лицо без гражданства) на миграционный учет, при условии что такие действия не содержат признаков нарушения по статье 322.1 Уголовного кодекса РФ

Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 руб.

Для организаций – штраф от 400 000 до 500 000 руб.

ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Работодатель не принял меры по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина (лица без гражданства) в период его пребывания в России Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями Примечание к ст. 18.9 КоАП РФ
Работодатель предоставил заведомо ложные сведения о цели пребывания в России иностранного гражданина (лица без гражданства) при оформлении документов для въезда

Для должностных лиц – штраф от 45 000 до 50 000 руб.

Для организаций – штраф от 400 000 до 500 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ

Примечание к ст. 18.9 КоАП РФ

Иностранец, который приехал в Россию для работы в безвизовом порядке и указал в миграционной карте цель визита «работа», не обратился в течение 30 календарных дней со дня въезда за получением трудового патента в ФМС России Штраф от 10 000 до 15 000 руб. ст. 18.20 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель не выполнили в установленный срок или ненадлежащим образом выполнили законное предписание государственного инспектора по труду или иного должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением трудового законодательства

Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ Выполнение предписаний контролирующих органов
Работодатель привлек к работе (в т. ч. по гражданско-правовому договору) государственного или муниципального служащего, замещающего либо замещавшего определенные должности, с нарушением порядка уведомления о таком привлечении представителя нанимателя (работодателя) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 29)

Для граждан – штраф от 2000 до 4000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 50 000 руб.

Для организаций – штраф от 100 000 до 500 000 руб.

ст. 19.29 КоАП РФ Прием бывших госслужащих
Гражданин России нарушил порядок подачи уведомления о наличии другого гражданства либо вида на жительство или документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве Для граждан – штраф от 500 до 1000 руб. ст. 19.8.3 КоАП РФ Двойное гражданство


* Срок для уплаты административного штрафа за нарушения трудового и миграционного законодательства составляет 60 дней. Отсчет срока начинается со дня вступления в силу постановления о привлечении к ответственности либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ).

** К распространению информации относится:

  • публикация в печати;
  • трансляция по радио и телевидению;
  • демонстрация в кинопрограммах и других СМИ;
  • распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи;
  • аудиовизуальные объявления на досках, в общественных местах;
  • распространение в виде печатной продукции (листовки, буклеты, рекламная продукция).

Такие разъяснения даны в информации Минтруда России от 24 июля 2013 г.

*** К ограничениям дискриминационного характера в объявлениях о вакансиях относится ограничение прав соискателей или установление их преимуществ в зависимости от следующих факторов:

  • пола, расы, цвета кожи, национальности, языка;
  • происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения;
  • возраста;
  • места жительства;
  • отношения к религии, убеждений;
  • принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или социальным группам;
  • других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

Это установлено пунктом 6 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

**** Указанная мера ответственности фактически будет применяться с 1 июня 2017 года (ч. 2.1 ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ).

***** Под средствами индивидуальной защиты в целях привлечения к ответственности по данному основанию следует понимать средства индивидуальной защиты, которые технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» относит ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового или миграционного законодательства составляет один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

2. Судебная практика:

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2014 г. N 08АП-9465/2014

Дело N А75-3704/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9465/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.07.2014 по делу N А75-3704/2014 (судья Голубева Е.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Черногорнефтесервис" (ОГРН 1028601868624, ИНН 8620014632)

к 1) Территориальному отделу в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, 2) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794)

о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2014 N 117

судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Черногорнефтесервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Черногорнефтесервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, отдел Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2014 N 117 о привлечении ООО "Черногорнефтесервис" к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 050 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре).

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.07.2014 по делу N А75-3704/2014 заявление ООО "Черногорнефтесервис" удовлетворено. Признано недействительным постановление отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре от 09.04.2014 N 117.

Судебный акт мотивирован тем, что заинтересованным лицом в марте 2014 года были выявлены факты правонарушений, оконченных Обществом в 2004 и в 2012 году соответственно, что свидетельствует о пропуске годичного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по ХМАО - Югре обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что выявленные правонарушения являются длящимися, а в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, и относительно нарушений в области санитарно-эпидемиологического обеспечения - составляют один год.

При этом податель жалобы указывает, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

До начала судебного заседания от ООО "Черногорнефтесервис" поступил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

31.03.2014 при проведении расследования профессионального заболевания у машиниста подъемника Общества Базарнова Сергея Александровича (далее - Базарнов С.А.) согласно извещения об установления заключительного диагноза хронического профессионального заболевания NN 6, 6а от 18.02.2014, выданного автономным учреждением ХМАО - Югры "Центр профессиональной патологии", проведенного в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967, были выявлены следующие нарушения:

- во время работы Базарнова С.А. машинистом подъемника в Обществе в период с 31.12.2010 по 20.09.2012 уровни общей вибрации на его рабочем месте превышали допустимые (карта аттестации рабочего места по условиям труда N 451 от 31.12.2010); при этом средствами защиты от вибрации Базарнов С.А. обеспечен не был (не представлены документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты; информация пояснительной записки к условиям труда Базарнова С.А.), что является нарушением статей 24, 25, 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ);

- при поступлении машиниста подъемника Базарнова С.А. на работу (дата приема 01.05.2004), Общество не организовало проведение ему предварительного медицинского осмотра (не представлены документы, подтверждающие прохождение предварительного медосмотра; информация пояснительной записки к условиям труда Базарнова С.А), что является нарушением статьи 34 Закона N 52-ФЗ.

Указанные факты были отражены в акте проверки от 31.03.2014 (л.д. 27-35).

По данному факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2014 N 141 (л.д. 23-24), согласно которому Обществу вменено нарушение статей 24, 25, 27, 34 Закона N 52-ФЗ.

Обществом в адрес отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре были направлены возражения на протокол об административном правонарушении, в котором заявитель ссылался на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушения были допущены в 2004 году (в части не проведения предварительного медицинского осмотра) и в период с 31.12.2010 по 20.09.2012 (в части не обеспечения Базарова С.А. средствами защиты от вибрации).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением от 09.04.2014 N 117 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 050 руб. (л.д. 13-14).

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.

28.07.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано административным органом в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со статьей 25 Закона N 52-ФЗ условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Согласно статье 27 Закона N 52-ФЗ условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам. Отношения, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности населения и безопасности работ с источниками ионизирующих излучений, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Таким образом, работодатель обязан проводить медицинские осмотры, в том числе при приеме на работу, и обеспечивать работника, осуществляющего труд во вредных условиях средствами защиты.

Названное не было сделано заявителем, в связи с чем в его действиях имеется событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 6.3 КоАП РФ.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что Обществом предприняты все возможные меры к недопущению нарушения санитарно-эпидемиологических требований, материалы дела не содержат.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены сроки давности привлечения к административной ответственности - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, лицо не может быть привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Административный орган в апелляционной жалобе ссылается на то, что выявленные правонарушения являются длящимися, а в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Как было выше сказано, нарушение, выразившееся в не обеспечении средствами защиты от вибрации машиниста подъемника Базарнова С.А., было совершено Обществом в период с 31.12.2010 по 20.09.2012, то есть являлось длительным невыполнением предусмотренных законом обязанностей.

Однако, как следует из материалов дела, средства защиты от вибрации Общество начало выдавать с 20.09.2012 (акт о случае профессионального заболевания от 31.03.2014, накладная N ЧНС00001641 от 01.06.2012) (л.д. 27-35, 49).

Таким образом, с 20.09.2012 это правонарушение считается оконченным (прекратившимся). Со дня окончания совершения данного нарушения до дня выявления факта правонарушения отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре прошло более 2 лет.

Кроме того, Общество было привлечено к ответственности за не обеспечение проведения предварительного медицинского осмотра при поступлении машиниста подъемника Базарнова С.А. на работу.

Как верно указал суд первой инстанции, указанное правонарушение не может быть оценено как длящееся, поскольку предварительный медицинский осмотр может быть проведен только до момента приема работника на работу.

Таким образом, указанное правонарушение совершено Обществом 01.05.2004, то есть более, чем за 8 лет до его выявления отделом Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре.

Как было выше сказано, административным органом факты правонарушений были выявлены в марте 2014 года, которые были окончены Обществом в 2004 и в 2012 году соответственно, что свидетельствует о пропуске годичного срока давности привлечения заявителя к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вынесение административным органом постановления о привлечении Общества к административной ответственности при наличии основания, исключающего производство по делу об административном правонарушении, влечет за собой признание его незаконным и отмену.

Как верно указал суд первой инстанции, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены в полном объеме постановления отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО - Югре от 09.04.2014 N 117.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.07.2014 по делу N А75-3704/2014 - без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.А.ШИНДЛЕР

3. Судебная практика:

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 октября 2014 г. по делу N 72-778/2014

Судья Семериков А.Ф.

Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2014 года жалобу защитника К.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19 августа 2014 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением Государственного инспектора труда в Свердловской области К. от 29 апреля 2014 года Закрытому акционерному обществу <...> по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Наказание назначено ЗАО <...> за нарушение требований трудового законодательства, выразившееся в отсутствии в трудовом договоре с работником М., инвалидом 2 группы, условий труда инвалидов; допуске работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра, инструктажа по охране труда; отсутствии перечня и карточек выдачи спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты.

По результатам рассмотрения жалобы постановление должностного лица о назначении административного наказания оставлено без изменений решением судьи.

В жалобе защитник К.А. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, указав, что Общество привлечено к административной ответственности за пределами двухмесячного срока давности, подлежащего исчислению с момента заключения трудового договора с работником М. 06 марта 2013 года. Кроме того, указывает на нарушения процессуальных норм, выразившиеся в приобщении судом к материалам дела дополнительных доказательств по ходатайству должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, допрошенного судьей в качестве свидетеля и не обладающего правом заявлять ходатайства; ненадлежащем извещении Общества о времени и месте проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении; неизвещении законного представителя юридического лица о производстве по делу об административном правонарушении; отсутствии в протоколе об административном правонарушении даты совершения правонарушения и сведений о потерпевшей. Назначенное наказание считает чрезмерно суровым.

Проверив материалы дела, заслушав защитника К.А., поддержавшего доводы жалобы, потерпевшую М., возражавшую против доводов жалобы, не нахожу оснований к отмене решения судьи.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверена судом в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Выводы должностного лица и судьи о виновности ЗАО <...> в совершении правонарушения подтверждаются приведенными в постановлении о назначении наказания и решении судьи доказательствами.

Установленные должностным лицом и судьей фактические обстоятельства дела не оспариваются по существу жалобы защитником.

ЗАО <...> при приеме на работу в качестве технического работника а затем продавца инвалида 2 группы М. не выполнило требования ст. 92, 212, 213, 221, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все добытые по делу доказательства оценены судьей в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и с точки зрения соблюдения закона при их получении. Каких-либо нарушений, влекущих недопустимость доказательств, не установлено. Судья, в силу ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе истребовать сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе от должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания.

Довод защитника о привлечении общества к ответственности за пределами срока давности не основан на законе, поскольку согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Совершенное ЗАО <...> правонарушение выразилось в невыполнении предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации требований и, вопреки доводам жалобы, является длящимся.

Действиям ЗАО <...> дана правильная юридическая оценка по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание отвечает требованиям закона и с учетом конкретных обстоятельств дела не может быть признано чрезмерно суровым.

Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, не усматривается. ЗАО <...> надлежащим образом и своевременно извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по средствам факсимильной связи, о чем в материалах дела имеются соответствующие отчеты об отправке и получении факсовых сообщений. Номер телефона, по которому направлялись сообщения, совпадает с номером телефона, указанном на фирменном бланке ЗАО <...>.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все предусмотренные законом сведения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19 августа 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Закрытого акционерного общества <...> оставить без изменений, а жалобу - без удовлетворения.

24.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алла Хрипушина,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль