Нужно ли уведомлять УФМС о прибытии граждан Белорусии?

1448

Вопрос

Суть вопроса: нужно ли уведомлять уфмс о прибытии граждан беларуси в россию и к нам на работу в частности? если да, то в какие сроки? как следует поступить с гражданами беларуси, принятыми в октябре-ноябре 2014 года? они были поставлены мной на миграционный учет через почту и срок истек у одного в декабре 2014 года, у второго в феврале 2015 года.

Ответ

Ответ на вопрос:

В Вашем вопросе объединены два вопроса: об уведомлении ФМС о заключении трудового договора с иностранными гражданами и о миграционном учете.

Первый вопрос об уведомлении ФМС о заключении трудового договора с иностранными гражданами:


Эксперт делится важной информацией о приеме на работу гражданина Белоруссии в материале по ссылке.


Следует обратить внимание, что статья 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изменениями на 12 марта 2015 года) (редакция, действующая с 31 марта 2015 года) была изменена (п. 8) с 01.01.2015 года в связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 8 марта 2015 года). В статье 7 Федерального закона от 24.11.2014 указано, что он вступает в силу с 01.01.2015 года. исключение сделать для п. 9 ст. 13 (в части взаимодействия ФМС, ФНС, Службы занятости), который вступил в силу с даты опубликования данного закона.

Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после 01.01.2015 года. Никаких условий о его распространении на прошлое время данный закон не содержит.

До 01.01.20015 уведомлять ФМС о приеме на работу иностранного работника было нужно в том случае, если такой иностранный работник прибыл без визы и работал на основании выданного ему разрешения. Это было установлено в п. 9 ст. 13.1. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Гражданам Белоруссии для работы в РФ получение разрешения не требовалось, в связи с чем и уведомлять ФМС было не нужно. Дополнительные аргументы об особом статусе таких иностранцев были приведены в письмах ФМС письмах ФМС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751 и от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552

Если Ваши работники приняты на работу еще в 2014 году, то вы не были обязаны уведомлять ФМС об их приеме как в 2014 году. Нет у работодателя обязанности об уведомлении ФМС о принятых в 2014 году и в настоящее время.

Если работники и уволены были в конце 2014 года, то и об этом уведомлять ФМС было не нужно.

Вопрос о том, нужно или нет в настоящее время уведомлять о приеме на работу граждан Белоруссии остается дискуссионным (если гражданин Белоруссии принят после 01.01.2015 года).

С одной стороны, п. 8 ст. 13 новой редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ говорит о том, что с 01.01.2015 уведомить ФМС надо о приеме на работу и об увольнении любого иностранца.

С другой стороны, согласно п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4 действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Указанное решение является международным нормативно-правовым актом, а согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Кроме того, согласно ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999), граждане России и Беларуси являются также гражданами единого союзного государства.

Более того, аналогичные разъяснения в части особенностей приема на работу граждан Республики Беларусь давало и ФМС: от 20.12.2007 № МС-1/9-25552 (приведено в приложении к ответу), при этом приведенные в письме ФМС аргументы в части особого статуса граждан Белоруссии актуальны и сейчас. Данное письмо не отзывалось ФМС, не отменялось. Вместо него в связи с изменением законодательства (в частности Федерального закона РФ № 115-ФЗ) новые разъяснения ФМС не давал.

Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в отношении приема на работу граждан Белоруссии п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ не применяется.

Однако в феврале 2015 года нам стала поступать тревожная информация от наших партнеров, коллег, что ФМС стали (во всяком случае устно) указывать на то, что неуведомление ФМС о приеме на работу граждан Белоруссии, принятых после 01.01.2015 является неправомерным. В связи с чем, чтобы исключить любые риски наших подписчиков, мы стали рекомендовать направлять такие уведомления в отношении любых иностранных граждан, в том числе граждан Белоруссии, как минимум до получения новых разъяснений ФМС по данному вопросу.

В части миграционного учета:

В части миграционного учета для белорусских граждан поблажек нет. При приеме на работу их, как любых других иностранцев, надо ставить на учет. Единственное отличие - если белорус прибыл в Россию для работы по трудовому договору, на учет его нужно поставить в течение 30 суток со дня въезда в Россию.

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Это правило действует и сейчас:

Данный вывод следует из абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС и ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ.

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России трудящегося-мигранта, который является гражданином любой из названных республик, определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Трудовой договор может быть бессрочным, а при наличии обстоятельств, указанных в ст. 59 ТК РФ, - срочным, т.е. заключенным на определенный срок (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 58, ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ).

В случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армения имеют право без выезда с территории РФ в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Если этот гражданин не воспользуется таким правом, он лишится статуса трудящегося-мигранта, поскольку перестанет осуществлять трудовую деятельность. Соответственно, ему необходимо будет выехать из страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ).

О продлении срока временного пребывания:

Если изначально был заявлен меньший срок пребывания (т.е. не на срок трудового договора), то нужно продлить срок временного пребывания такого иностранца.

Продление срока временного пребывания осуществляется в следующем порядке:

Для продления срока временного пребывания иностранный гражданин или принимающая сторона не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания подают непосредственно в территориальный орган ФМС России по месту постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания заявление о продлении срока временного пребывания или ходатайство о продлении срока временного пребывания в произвольной форме. Это установлено Приказом ФМС России от 15.12.2014 N 655 Об утверждении Порядка принятия территориальными органами ФМС России решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации

По результатам рассмотрения заявления принимается решение о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину либо выносится заключение об отказе в продлении срока временного пребывания иностранному гражданину.

Если в связи с получением патента у иностранного работника меняется место его пребывания, то работодатель в течение 7 дней с даты заключения трудового договора направляет уведомление о прибытии такого иностранца в ФМС. На основании данного уведомления иностранец снимается с миграционного учета по адресу, где он был зарегистрирован ранее, и ставится на учет по месту пребывания по адресу работодателя.

Обратите внимание, что:

Срок пребывания (проживания) сотрудника-иностранца относится к собираемым и хранимым сведениям об иностранце (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). При изменении этих сведений работодатель или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом миграционную службу в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов (п. 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9).

Подробности в материалах Системы Кадры:

Действующая редакция

ПИСЬМО ФМС РОССИИ от 20.12.2007 № МС-1/9-25552

О рассмотрении обращения

Федеральная миграционная служба рассмотрела обращение в отношении порядка уведомления работодателями налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников и сообщает следующее.
Пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также пунктом 2 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 798, предусматривается обязанность работодателя или заказчика работ (услуг), заключивших трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа по месту своего учета в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Что касается граждан Беларуси, то в соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.
Кроме того, согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" от 22 июня 1996 года порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Также следует отметить, что, исходя из подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных в указанном подпункте оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Заместитель директора
В.А.Поставнин

КСС «Система Кадры» 2015

Действующая редакция

РЕШЕНИЕ ВЫСШЕГО СОВЕТА СООБЩЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

от 22.06.1996 № 4

Решение о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий

В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России постановляет:

1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

2. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.
Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Возраст, с которого допускается прием граждан на работу, определяется законодательством государства трудоустройства.
При высвобождении работника, являющегося гражданином государства выезда, в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.
Статус безработного присваивается гражданину государством выезда в соответствии с его законодательством.

3. Все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающим на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат, несет государство трудоустройства.

4. Национальным министерствам и ведомствам по вопросам труда, занятости и миграции давать необходимые разъяснения о порядке применения настоящего решения.

5. Принять к сведению, что Парламентское Собрание Сообщества Беларуси и России начнет работу по унификации законодательства о труде.

6. Настоящее решение вступает в силу с даты его подписания.

КСС «Система Кадры» 2015

  1. Правовая база:
  2. Ответ: Как принять на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан.

При приеме на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года от 10 октября 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Армения, Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

Принимая на работу сотрудников – граждан Армении, Беларуси и Казахстана, организация должна уведомить миграционную службу о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Армения, Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Сотрудники – граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в письме от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.

Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

  • информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;
  • справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в пунктах 6–7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

09.04.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль