Существуют ли нормативы численности персонала в организации?

186

Вопрос

уважаемый эксперт! Я пришла работать в новую организацию (директор тоже новый). У нас есть филиал в Крыму - лечебно-оздоровительный профилакторий. "Сверху" торопят утвердить новое штатное с 01.01.16г. Мы считаем, что штатное (если брать только филиал) "раздутое" - 80 ед. В разговоре с руководителем филиала выяснилось что в сезон работают 60 человек, в остальное время года 20-30. С аудитом сможем поехать только в январе. Чтобы пресечь нецелевые траты, на данном этапе, в сжатые сроки, что посоветуете? Все отчетные документы приходится "выбивать", уже выявлены финансовые нарушения по питанию детей в летний период. Помимо штатной расстановки, занятости вакансий, сезонных работников что еще могу запросить? Обосновать потребность в персонале в количестве 80 шт. ед.? Какие нормативы посмотреть? Заранее, спасибо за ответ.

Ответ

Ответ на вопрос:

Работодатель вправе самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. Норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности по мере их возникновения, иметь в наличии вакантные должности, прописывать в локальном нормативном акте целесообразность вакансии, срок, по истечении которого вакансия должна быть выведена из штатного расписания и т.д. Трудовой кодекс РФ не содержит.

По общим правилам, работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда и применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).

Под нормированием труда понимается установление норм выработки, времени, нормативы численности и другие нормы. То есть, нормирование труда позволит определить количество работников необходимое для выполнения тех или иных функций. В том числе, с помощью нормирования труда может быть определено количество работников, которое необходимо для нормального функционирования кадровой службы.

Нормирование труда работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или коллективным договором. То есть и в том и в другом случае определение норм труда работников устанавливается по договорённости между работником и работодателем. При этом работникам гарантируется соответствующее государственное содействие.

Одним из проявлений соответствующего государственного содействия является разработка и установление для однородных работ типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда. Типовые нормы труда устанавливаются соответствующим органом государственной власти (Минтрудом, Минздравсоцразвития и т.п.). Такое правило установлено статьёй 161 Трудового кодекса РФ.

Обращаем Ваше внимание, что соответствующие типовые нормы труда не являются обязательными для применения и носят лишь рекомендательный характер.

Конкретные нормы труда для работников (нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы), устанавливаются на локальном уровне работодателем по договорённости с представительным органом работников, в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. При определении норм труда на предприятии, как правило, используются соответствующие типовые нормы труда.

Таким образом, нормы труда работодатель может установить самостоятельно. Однако при этом ему необходимо учитывать мнение работников. Нормы труда необходимо определить, учитывая достигнутый уровень техники, технологии, организации производства и труда. В качестве основы для определения норм труда, рекомендуем использовать соответствующую типовую норму.

Для разработки систем нормирования труда в организациях (в том числе и в Вашей организации), работодатель может использовать:

  • Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 "О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда" (текст данного документа см. в материалах Системы: http://budget.1kadry.ru/#/document/99/901832454/?step=43).
  • Приказ Минтруда России от 30.09.2013 N 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях" (текст данного документа см. в материалах Системы: http://budget.1kadry.ru/#/document/99/499061910/?step=44).

Также ранее действовало Распоряжение ФСС РФ от 24.10.1995 N 239 "О штатных нормативах санаториев-профилакториев" (в настоящее время утратило силу). Его можно посмотреть в доп. материалов и также взять за основу при расчетах.

Подробности в материалах Системы:

1. Правовая база:

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 октября 1995 г. N 239

О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ САНАТОРИЕВ - ПРОФИЛАКТОРИЕВ

1. До пересмотра штатных нормативов санаториев - профилакториев сохранить действие Постановлений Секретариата ВЦСПС N 16-20 от 4 июня 1971 года, N 18-15 от 8 августа 1986 года, N 7-12 от 18 мая 1990 года, N 2-24 от 21 января 1976 года, утвердивших указанные штаты, в части нормативной численности персонала этих учреждений, с учетом произошедших изменений в наименовании штатных единиц (Приложения 1 и 2).

2. Отделу координации оздоровительно-профилактической работы и взаимодействия с профессиональными союзами и Департаменту планово-экономической работы Фонда разработать совместно с Минздравмедпромом России в 1996 году новые штатные нормативы санаториев - профилакториев различной мощности.

Первый заместитель

Председателя Фонда

Ю.В.ЯКУШЕВ

Приложение 1

к распоряжению Фонда

социального страхования

Российской Федерации

от 24 октября 1995 г. N 239

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ САНАТОРИЕВ - ПРОФИЛАКТОРИЕВ

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐

│ │ Количество штатных должностей │

│ │в зависимости от количества мест │

│ ├─────┬─────┬───────┬───────┬─────┤

│ │50 - │75 - │100 - │150 - │200 и│

│ │74 │99 │149 │199 │более│

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Административно-хозяйственный │ │ │ │ │ │

│персонал │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

│Главный врач │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │

│Заведующий хозяйством │ - │ - │ 1 │ 1 │ 1 │

│Главный бухгалтер │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │

│Кассир │ - │ - │ - │ - │ 1 │

│Машинист по стирке спецодежды │ - │ 0,5│ 1 │ 1 │ 1 │

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Итого: │ 2 │ 2,5│ 4 │ 4 │ 5 │

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Медицинский персонал и │ │ │ │ │ │

│работники кухонь │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │

│Врач - специалист │ - │ 0,5│ 1 │ 1,5 │ 2,0│

│Главная медсестра │ - │ - │ 1 │ 1 │ 1 │

│Медсестра │ 2,5│ 2,5│ 3 │ 3 │ 3 │

│Медсестра процедурного │ │ │ │ │ │

│кабинета │ - │ - │ - │ 0,5 │ 1 │

│Медсестра │ │ │ │ │ │

│физиотерапевтического кабинета│ - │ - │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5│

│Медсестра по массажу │ - │ - │ 0,5 │ 0,5 │ 1 │

│Медсестра по диетпитанию │ - │ - │ 0,5 │ 0,5 │ 0,5│

│Сестра - хозяйка │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │

│Санитарка │ 2 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │

│Официант │ 1 │ 1 │ 3 │ 4 │ 5 │

│Кладовщик │ - │ - │ - │ 1 │ 1 │

│Шеф-повар │ - │ - │ 1 │ 1 │ 1 │

│Повар │ 2 │ 3 │ 2 │ 3 │ 4 │

│Кухонный подсобный рабочий │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │ 3 │

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Итого: │ 10,5│ 12 │ 19,5 │ 24,5 │ 29 │

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Всего: │ 12,5│ 14,5│ 23,5 │ 28,5 │ 34 │

└──────────────────────────────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────┘

Примечания. 1. В санаториях - профилакториях, превышающих 200 коек, дополнительно к типовым штатам устанавливаются на каждые последующие 50 коек:

врач - специалист 0,5 единицы

медицинская сестра 1

санитарка 1

официант 1

повар 1

кухонный подсобный рабочий 1

2. В санаториях - профилакториях с числом коек 100 и более устанавливаются дополнительно штатные должности, исходя из следующих нормативов:

а) одна должность медицинской сестры - для отпуска грязевых процедур при наличии 8 и более грязевых кушеток;

б) одна должность медицинской сестры - для отпуска физиотерапевтических процедур при наличии полного набора аппаратуры (согласно рекомендуемого перечня) в санаториях - профилакториях с числом коек от 150 и выше;

в) 0,5 должности медицинской сестры - для обслуживания ингалятория не менее чем на 5 точек;

г) 0,5 должности медицинской сестры - для отпуска грязевых процедур при наличии 4 - 7 кушеток;

д) 0,5 должности медицинской сестры - для обслуживания водолечебниц при наличии не менее 5 ванн и других водных процедур в санаториях - профилакториях не менее чем на 100 коек.

3. Сохранить, в порядке исключения, следующие штаты в санаториях - профилакториях с числом коек от 25 до 49:

главный врач 0,5 единицы

бухгалтер 0,5

машинист по стирке спецодежды 0,5

медсестра 2

сестра - хозяйка 1

санитарка 1

официант 1

повар 1

кухонный подсобный рабочий 1

4. При организации дополнительных специализированных кабинетов в целях предупреждения заболеваний, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов производственной среды на организм работающих, решение о выделении дополнительной штатной численности для этих кабинетов и их финансировании принимается исполнительными органами Фонда.

Приложение 2

к распоряжению Фонда

социального страхования

Российской Федерации

от 24 октября 1995 г. N 239

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ САНАТОРИЕВ - ПРОФИЛАКТОРИЕВ,

ПЕРЕВЕДЕННЫХ НА НЕПРЕРЫВНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐

│ │ Количество штатных должностей │

│ │в зависимости от количества мест │

│ ├─────┬─────┬───────┬───────┬─────┤

│ │50 - │75 - │100 - │150 - │200 и│

│ │74 │99 │149 │199 │более│

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Врач - специалист │ 0,5│ 0,5│ 0,5 │ 0,5 │ 1,0│

│Медсестра │ - │ 0,5│ 1,0 │ 1,5 │ 2,0│

│Санитарка │ 1,0│ 1,0│ 1,0 │ 1,0 │ 1,0│

│Официант │ 1,0│ 1,0│ 1,0 │ 1,0 │ 1,0│

│Повар │ - │ - │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0│

│Кухонный подсобный рабочий │ - │ - │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0│

├──────────────────────────────┼─────┼─────┼───────┼───────┼─────┤

│Всего │ 2,5│ 3,0│ 5,5 │ 6,0 │ 7,0│

└──────────────────────────────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────┘

Примечания. 1. Непрерывный график работы имеют санатории - профилактории, работающие круглогодично в 14 - 15 смен, либо 10 - 11 смен в случаях, когда на их базе в летнее время развернут детский оздоровительный лагерь.

2. В санаториях - профилакториях, превышающих 200 коек, дополнительные штаты при переводе на непрерывный график работы увеличиваются на 1 штатную единицу на каждые последующие 50 коек.

3. При организации в санатории - профилактории амбулаторного обслуживания (с лечением и питанием) штаты устанавливаются с учетом общей численности обслуживаемого контингента в смену.

4. При организации в санатории - профилактории амбулаторного обслуживания (без питания) штаты медицинского персонала устанавливаются с учетом общей численности обслуживаемого контингента в смену.

08.12.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль