Как провести индексацию зарплаты?

173

Вопрос

Вопрос 1В предписании ГИТ по результатам проверки необходимо "Установить ЛНА организации порядок обеспечения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен и услуги в соответствии со ст.134 ТК РФ". Может ли организация при определении порядка индексации ориентироваться на размер МРОТа и/или величину прожиточного минимума трудоспособного населения нашего региона.Наприме, мы прописываем в ЛНА: 1)"Оклад работников индексируется в зависимости от увеличения МРОТа и/или величины прожиточного минимума трудоспособного населения Воронежской области на основании трехстороннего соглашения между...."; 2) "По окончании каждого квартала проводится увеличение окладов работников до достижения уровня МРОТ и/или величины прожиточного минимума трудоспособного населения"Вопрос 2Информация о величине МРОТ и прожиточного уровня трудоспособного населения доходит до нашего сведения "задним числом". Хотелось бы узнать, какой источник публикования этих данных является официальным, и существуют ли какие то даты публикования этой информации.СПАСИБО!!!!

Ответ

Ответ на 1 вопрос: В предписании ГИТ по результатам проверки необходимо "Установить ЛНА организации порядок обеспечения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен и услуги в соответствии со ст. 134 ТК РФ". Может ли организация при определении порядка индексации ориентироваться на размер МРОТа и/или величину прожиточного минимума трудоспособного населения нашего региона. Например, мы прописываем в ЛНА: 1)"Оклад работников индексируется в зависимости от увеличения МРОТа и/или величины прожиточного минимума трудоспособного населения Воронежской области на основании трехстороннего соглашения между...."; 2) "По окончании каждого квартала проводится увеличение окладов работников до достижения уровня МРОТ и/или величины прожиточного минимума трудоспособного населения"

При определении порядка индексации зарплаты не следует ориентироваться на МРОТ или прожиточный минимум.

Индексация представляет собой повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).

Что же касается МРОТ, то установление зарплаты ниже МРОТ напрямую запрещено законом (ст. 133 ТК РФ). В случае повышения МРОТ работодатели обязаны привести размер зарплаты работников в соответствие новому МРОТ, а не индексировать.

Согласно п. 3.12 Трехстороннего соглашения между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 - 2016 годы (Подписано в г. Воронеже 24.12.2013), зарплата сотрудника, отработавшего норму рабочего времени, не должна быть ниже прожиточного минимума, а размер месячной тарифной ставки I разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, не может быть ниже уровня федерального МРОТ.

Таким образом, зарплата работников не должна индексироваться в связи с повышением МРОТ или прожиточного минимума – ее размер в принципе не должен быть ниже этих показателей.


Вы узнаете больше о классификации локальных нормативных актов, если перейдете в материал.


В настоящее время порядок индексации зарплаты в коммерческих организациях не установлен, работодатели могут установить порядок индексации исходя из уровня инфляции, индекса роста потребительских цен и т.д.

Примечание: подготовлен проект Федерального закона N 858149-6 о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, эти изменения касаются порядка индексации зарплаты. В соответствии с указанным Законом, работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, должны будут индексировать зарплату работников не реже одного раза в год, в зависимости от роста потребительских цен на товары и услуги. Полагаем, данный проект можно взять за основу при установлении порядка индексации зарплаты в локальном нормативном акте организации.

Ответ на 2 вопрос: Информация о величине МРОТ и прожиточного уровня трудоспособного населения доходит до нашего сведения "задним числом". Хотелось бы узнать, какой источник опубликования этих данных является официальным, и существуют ли какие-то даты опубликования этой информации.

Величина федерального МРОТ устанавливается федеральным законом, который подлежит официальному опубликованию в Российской газете.

Величина прожиточного минимума устанавливается постановлением Правительства Воронежской области и публикуется в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru.

Величина прожиточного минимума устанавливается на каждый квартал, как правило, по окончании этого квартала. При этом работодатели должны произвести перерасчет зарплат своих сотрудников, даже если прожиточный минимум был повышен задним числом. Начислять компенсацию за задержку выплаты зарплаты в такой ситуации работодатель не обязан.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как установить размер зарплаты

МРОТ

Какую минимальную зарплату можно установить сотруднику


У вас не останется вопросов о Индексации заработной платы после прочтения статьи по ссылке.


Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).* На это указывают и суды, см., например, обзор практики Конституционного суда РФ за II и III кварталы 2012 года, апелляционные определения Иркутского областного суда от 29 апреля 2013 г. № 33-3305/2013, Забайкальского краевого суда от 16 апреля 2013 г. № 33-1265-2013. Речь идет о начисленном заработке до вычета НДФЛ и других сумм.

В свою очередь МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Порядок и сроки повышения МРОТ должны быть определены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Однако пока такой закон находится в стадии разработки, и согласно проекту доведение минимальной зарплаты до прожиточного минимума возможно не ранее 2018 года.

В связи с этим в настоящее время сложилась следующая ситуация. Величина федерального МРОТ установлена в размере 5965 руб. в месяц (ст. 133 ТК РФ, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ). Это составляет лишь 55,3 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2015 года – 10 792 руб. в месяц (п. 1 постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 902).

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате вправе устанавливать в своих регионах другую величину, которая может быть больше федерального МРОТ, а также прожиточного минимума (ст. 133.1 ТК РФ). Такие соглашения действуют, например:

Информация о действующих размерах МРОТ в других субъектах РФ приведена в таблице.

Кроме того, требование о том, что зарплата сотрудников уже сейчас не должна быть меньше прожиточного минимума, может быть предусмотрено в локальном акте организации, например, в Положении об оплате труда, коллективном договоре или в отраслевом соглашении. О необходимости работодателей соблюдать требования отраслевых соглашений подробнее см. Как применять отраслевые соглашения.

Прожиточный минимум

Как узнать величину прожиточного минимума

Величину прожиточного минимума в целом по стране ежеквартально устанавливает Правительство РФ. Отдельно по каждому региону прожиточный минимум определяют исполнительные органы власти. Узнать величину прожиточного минимума можно из официальной прессы или на сайтах администраций соответствующего субъекта РФ. Такой порядок следует из статьи 133 Трудового кодекса РФ и статей 4 и 7 Закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ.

Информация о величине прожиточного минимума по кварталам по субъектам РФ приведена также в разделе «Справочник» в специальных таблицах.

Вопрос из практики: нужно ли произвести перерасчет и доплатить зарплату сотрудникам до МРОТ, если он изменился, а работодатель узнал об этом спустя несколько месяцев

Да, нужно.

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда, не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом органы исполнительной власти субъектов РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате вправе устанавливать в своих регионах другую величину, которая может быть больше федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

Если после увеличения МРОТ зарплата сотрудников оказалась ниже минимума, то ее следует повысить (ст. 133 ТК РФ).

Если МРОТ был увеличен, а работодатель узнал об этом спустя несколько месяцев, то в отношении сотрудников, чьи зарплаты не дотягивают до уровня нового МРОТ, необходимо произвести перерасчет и доплатить разницу между минимальными размерами оплаты труда за весь период с начала повышения. Помимо доплаты, работодатель обязан начислить компенсацию за задержку выплаты (ст. 236 ТК РФ).

Подробнее о том, как произвести перерасчет, если работодатель узнал о повышении МРОТ задним числом, см. Нужно ли произвести перерасчет и доплатить зарплату сотрудникам до МРОТ, размер которого был увеличен задним числом.

Пример перерасчета зарплаты в случае, когда работодатель узнал о повышении МРОТ спустя несколько месяцев

1 августа 2015 года было опубликовано региональное соглашение, согласно которому размер минимальной зарплаты составил 15 000 руб. начиная с 1 августа 2015 года.

ООО «Альфа» узнало о том, что с 1 августа действует повышенный размер МРОТ, только 15 сентября 2015 года, то есть спустя полтора месяца. К тому времени зарплата за август уже была выплачена всем сотрудникам организации. Тем не менее «Альфа» произвела перерасчет зарплат своих сотрудников и доплатила им соответствующие суммы за август 2015 года. Кроме того, «Альфа» выплатила сотрудникам компенсацию за задержку зарплаты.

Вопрос из практики: нужно ли произвести перерасчет и доплатить зарплату сотрудникам до МРОТ, размер которого был увеличен задним числом

Да, нужно.

Зарплата сотрудника, отработавшего за месяц норму времени и выполнившего нормы труда, не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе региональными соглашениями устанавливать в соответствующих регионах минимальную зарплату в размере, который может быть больше федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

Если после увеличения МРОТ зарплата сотрудников оказалась ниже минимума, то ее следует повысить (ст. 133 ТК РФ).

При этом работодатели должны произвести перерасчет зарплат своих сотрудников, даже если региональный МРОТ был повышен задним числом. Например, только 15 сентября было опубликовано региональное соглашение о том, что МРОТ в соответствующем регионе увеличен с 1 августа. Однако начислять компенсацию за задержку выплаты зарплаты в такой ситуации работодатель не обязан. Аналогичные разъяснения дает Роструд в письме от 12 августа 2014 г. № 2705-ТЗ.

Таким образом, организации необходимо произвести перерасчет зарплат и доплатить разницу между минимальными размерами оплаты труда за весь период с начала повышения.

Подробнее о том, как произвести перерасчет, если работодатель узнал о повышении МРОТ с опозданием, см. Нужно ли произвести перерасчет и доплатить зарплату сотрудникам до МРОТ, если он изменился, а работодатель узнал об этом спустя несколько месяцев.

Индексация зарплаты

Обязана ли организация проводить индексацию заработных плат сотрудников

Зарплату сотрудников необходимо индексировать в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ). Повышение уровня реального содержания зарплаты является одной из основных государственных гарантий. Поэтому индексация уровня зарплаты сотрудников является обязанностью, а не правом организации. Это следует из статьи 130Трудового кодекса РФ.

Законодательно порядок индексации для организаций, не получающих бюджетного финансирования на выплату зарплаты, не установлен. Вопросы индексации зарплаты у таких организаций относятся исключительно к их компетенции. Это значит, что данные работодатели решают вопросы об индексации зарплаты на локальном уровне с учетом конкретных обстоятельств, специфики деятельности организации и уровня ее платежеспособности. Конкретный порядок индексации должен быть закреплен в локальных документах (например, в коллективном договоре, Положении об оплате труда). При этом, если в действующих локальных нормативных документах порядок индексации не установлен, в них необходимо внести соответствующие изменения (дополнения). Такой вывод следует из положений статей 130, 134 Трудового кодекса РФ и подтвержден письмом Минздравсоцразвития России и Роструда от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 20 августа 2014 г. № 33-2356-2014, определение Ленинградского областного суда от 18 сентября 2013 г. № 33-4335/2013.

Внимание: за несоблюдение требований трудового законодательства, в том числе об обязательной индексации зарплат сотрудников, должностные лица организации (например, ее руководитель) могут быть привлечены к административной ответственности.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

2. Нормативная база: "Трехстороннее соглашение между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 - 2016 годы" (Подписано в г. Воронеже 24.12.2013)

III. В сфере доходов и оплаты труда

Работодатели

3.11. Обеспечивают в 2014 - 2016 годах превышение темпов роста заработной платы работников относительно индекса потребительских цен.

3.12. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда, в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения области. При этом размер месячной тарифной ставки I разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, не может быть ниже уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

3.13. Разрабатывают и внедряют эффективные системы оплаты труда. Извещают работников об изменении порядка премирования и размеров оплаты труда, разрядов и наименований должностей, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, а также сменой собственника, не позднее, чем за два месяца, если другие сроки не предусмотрены в коллективном договоре.

3.14. Выплачивают заработную плату работникам с периодичностью и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, коллективными и трудовыми договорами. Своевременно и в полном объеме перечисляют установленные действующим законодательством налоги и страховые взносы.

3.15. Обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации учреждения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также перечисление страховых взносов по обязательному социальному, пенсионному и медицинскому страхованию и налогу на доходы физических лиц.

3.16. Не допускают нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.

3.17. По запросам исполнительного органа государственной власти области, к полномочиям которого относится вопрос регулирования оплаты труда, предоставляют сведения о размере, содержании и задолженности (если таковая имеется) заработной платы в организации с соблюдением норм предусмотренных главой Трудового кодекса РФ о защите персональных данных работника.

3.18. Предоставляют по запросу профсоюзных органов информацию, необходимую для контроля за выполнением III раздела настоящего Соглашения.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2015 г. N 804

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ

НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ

НАСЕЛЕНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА III КВАРТАЛ 2015 ГОДА

В соответствии с Законом Воронежской области от 06.12.1999 N 126-II-ОЗ "О прожиточном минимуме в Воронежской области" правительство Воронежской области постановляет:

1. Установить величину прожиточного минимума в Воронежской области за III квартал 2015 года в расчете на душу населения - 8102 рубля, для трудоспособного населения - 8787 рублей, пенсионеров - 6777 рублей, детей - 7843 рубля.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ревкова А.А.

Губернатор Воронежской области

А.В.ГОРДЕЕВ

Проект Федерального закона N 858149-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10.08.2015)

Статья 1

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 17, ст. 1930) следующие изменения:

1) статью 134 изложить в следующей редакции:

"Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят ежегодно индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели обязаны проводить индексацию не реже одного раза в год в размере не ниже установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.";

2) дополнить статьей 134.1 следующего содержания:

"Статья 134.1. Установление минимального размера индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги

В субъекте Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума трудоспособного населения, роста потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера индекса потребительских цен, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

17.12.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль