Могут ли работники проходить медосмотр самостоятельно?

75

Вопрос

Прошу дать разъяснение по вопросу ИМЕННО ПЕРИОДИЧЕСКИХ медицинских осмотров.У нас заключен договор с медицинской компанией на проведение медосмотров.Существует определенный порядок проведения медосмотров с составлением графика, ознакомления работников и т.д. и т.п.Но очень часто работники проходят периодический медосмотр самостоятельно, за наличные деньги, которые мы ему потом возмещаем.Правомерно ли то, что работник тратит свои деньги, даже если это его решение, даже если деньги ему потом возмещаются?Не получается ли, что работодатель, поступая таким образом, всё-таки не обеспечивает должным образом прохождение медосмотра работником? Слышала, что есть судебная практика, когда работодателя наказали за это нарушение.Как нам лучше поступать?

Ответ

Ответ на вопрос:

Проведение медицинских осмотров работников является обязанностью организации. Так же необходимо отметить, что если работник просто приносит некую справку о его профпригодности, то нельзя исключить и факт предоставления подложного документа. При этом ответственность за допуск к работе указанного лица нести будет работодатель.

Согласно статье 213 Трудового кодекса РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные статьей 213 Трудового Кодекса медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя и в медицинской организации, с которой у работодателя есть соответствующий договор. По месту жительства работник проходит диспансеризацию, которая преследует несколько иные цели, проводится без направления работодателя и без учета факторов производственной среды, с которыми работник связан по месту работы.

Таким образом, вы должны организовывать и отслеживать периодические медицинские осмотры, а работники должны их проходить в медицинском учреждении, с которым у вас заключен договор.

В противном случае работодатель действительно может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Судебная практика

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2015 г. N Ф09-2890/15

Дело N А60-34995/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е.А.,

судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ИНТ" (ИНН: 6658109946; ОГРН: 1026602343239; далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2014 по делу N А60-34995/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества - Веденин Д.В. (доверенность от 02.06.2014 N 06/14Ю).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах г. Екатеринбурга (ИНН: 6670083677; ОГРН: 1056603541565; далее - отдел) от 17.03.2014 N 01-08-13/4871.

Решением суда от 13.11.2014 (судья Присухина Н.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: предписание отдела от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 признано недействительным в части требований по обеспечению условий, необходимых для своевременного прохождения предварительного медицинского осмотра работниками в период с 2013 и по настоящее время; своевременного направления работников в лечебно-профилактическое учреждение для прохождения предварительного медосмотра; наличия заключений медицинской комиссии по результатам проведенного предварительного медицинского осмотра работников; наличия списков контингентов работников, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, в 2011 - 2013 гг., разработанные и утвержденные работодателем; наличия поименных списков лиц, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра в лечебно-профилактическом учреждении и центре профессиональной патологии в 2011 - 2013 гг., разработанные и утвержденные работодателем. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2003 (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений. СанПиН 2.2.4.1294-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18.04.2003 (далее - СанПиН 2.2.4.1294-03), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.03.2014 отделом на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 г. проведена в отношении общества плановая выездная проверка на объекте, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана 10, оф. 609.

В ходе проведения проверки отделом выявлен ряд нарушений, в частности выявлено, что обществом не обеспечено осуществление производственного контроля, в частности, не организовано проведение лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды: химических (озон, азота диоксид и др.), физических (микроклимат, освещенность, шум, ЭМП, аэроионы и др.) и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность трудового процесса), на рабочих местах с целью оценки влияния выполняемых работ на среду обитания человека и его здоровье; не созданы условия, необходимые для своевременного прохождения предварительного медицинского осмотра работниками в период с 2013 г. и по настоящее время; не обеспечены условия, необходимые для направления работников в лечебно-профилактическое учреждение для прохождения предварительного медосмотра; выявлено отсутствие заключений медицинской комиссии по результатам проведенного предварительного медицинского осмотра работников; отсутствие списков контингентов работников, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, в 2011 - 2013 гг., разработанные и утвержденные работодателем; отсутствие поименных списков лиц, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра в лечебно-профилактическом учреждении и центре профессиональной патологии в 2011 - 2013 гг., разработанные и утвержденные работодателем; отсутствие на постоянных рабочих местах общества, где работают женщины, санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристикой факторов производственной среды и трудового процесса.

По результатам проверки отделом составлен акт проверки от 17.03.2014, вынесено предписание от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 об устранении выявленных нарушений санитарных правил и о прекращении нарушения прав потребителей.

Считая предписание отдела от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Свердловской области исходил из соответствия оспариваемого ненормативного правового акта отдела требованиям действующего законодательства.

Изменяя решение суда первой инстанции, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд исходил из наличия оснований для признания оспариваемого предписания отдела от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 в части требований по обеспечению условий, необходимых для своевременного прохождения предварительного медицинского осмотра работниками в период с 2013 и по настоящее время; своевременного направления работников в лечебно-профилактическое учреждение для прохождения предварительного медосмотра; наличия заключений медицинской комиссии по результатам проведенного предварительного медицинского осмотра работников; наличия списков контингентов работников, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра, в 2011 - 2013 гг., разработанные и утвержденные работодателем; наличия поименных списков лиц, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра в лечебно-профилактическом учреждении и центре профессиональной патологии в 2011 - 2013 гг., разработанные и утвержденные работодателем, недействительным. Оснований для признания недействительным предписания отдела от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 в части требований по организации проведения лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды: химических (озон, азота диоксид и др.), физических (микроклимат, освещенность, шум, ЭМП, аэроионы и др.) и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность трудового процесса), на рабочих местах с целью оценки влияния выполняемых работ на среду обитания человека и его здоровье; обеспечения наличия на постоянных рабочих местах общества, где работают женщины, санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристикой факторов производственной среды и трудового процесса апелляционным судом не установлено.

Выводы Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в части, касающейся наличия оснований для частичного удовлетворения заявленных обществом требований, обществом в порядке кассационного производства не обжалуются и в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке не проверяются.

Выводы Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в части, касающейся отсутствия оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Частью 1 ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Согласно п. 1.5 санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058-01), юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

На основании п. 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

В силу подп. "б" п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в частности осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

Апелляционным судом с учетом правильного применения указанных положений отмечено, что производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний обязателен для осуществления в случаях, если это прямо предусмотрено санитарными правилами с учетом категории объекта, вида осуществляемой деятельности, выполняемых трудовых функций и т.д.

Апелляционным судом при рассмотрении материалов дела установлено, что общество осуществляет деятельность в сфере услуг связи, используя при этом персональные электронно-вычислительные машины (далее - ПЭВМ).

Пунктом 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предусмотрено, что индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением названных Санитарных правил.

Из содержания п. 14.3, 14.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 следует, что инструментальный контроль за соблюдением требований названных Санитарных правил осуществляется в соответствии с действующей нормативной документацией. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.

В силу п. 2.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 перечень продукции и контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов представлен в приложении 1 (таблица 1), согласно которому при эксплуатации машин электронных вычислительных цифровых контролируются следующие гигиенические параметры: уровни электромагнитных полей, акустического шума, концентрация вредных веществ в воздухе и т.д.

Согласно Приложению 3 "Методика инструментального контроля и гигиенической оценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах" к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 инструментальный контроль электромагнитной обстановки на рабочих местах пользователей ПЭВМ производится, в том числе при проведении производственного контроля.

Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.4.1294-03 предусмотрено, что контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в порядке планового контроля не реже одного раза в год; при аттестации рабочих мест; при вводе в эксплуатацию рабочих мест в помещениях, перечисленных в пункте 1.2 Санитарных правил; при вводе в эксплуатацию оборудования либо материалов, способных создавать или накапливать электростатический заряд (включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники); при оснащении рабочих мест аэроионизаторами или деионизаторами.

Апелляционным судом из материалов дела установлено, что отделом в ходе проведения проверки выявлено, что обществом не обеспечено осуществление производственного контроля, в частности, не организовано проведение лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды: химических (озон, азота диоксид и др.), физических (микроклимат, освещенность, шум, ЭМП, аэроионы и др.) и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность трудового процесса), на рабочих местах с целью оценки влияния выполняемых работ на среду обитания человека и его здоровье.

При этом апелляционным судом принято во внимание, что согласно программе производственного контроля общества, утвержденной заместителем генерального директора, в программу включен перечень химических, физических и психофизиологических факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований на различных рабочих местах (в частности, освещенность, микроклимат, МЭД, ЭМП, СМП, радон, шум, аэроионы, воздух рабочей зоны). Однако, лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды обществом не проводились.

Согласно п. 1.1 Санитарных правил и норм "Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. СанПиН 2.2.0.555-96", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 28.10.1996 N 32 (далее - СанПиН 2.2.0.555-96), названные Санитарные правила и нормы определяют обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, трудовому процессу, производственной среде и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в целях охраны их здоровья. Санитарные правила распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд женщин. Целью данного документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

Пунктами 1.12, 1.13 СанПиН 2.2.0.555-96 предусмотрено, что постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса. Сроки и очередность выполнения требований, предусмотренных настоящими Санитарными правилами, на действующих объектах устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а для объектов вновь вводимых в эксплуатацию, не позднее 6 месяцев с момента пуска, но в обоих случаях не позднее 1 января 1998 года.

Апелляционным судом при рассмотрении материалов дела установлено, что отделом в ходе проведения проверки выявлено, что обществом не обеспечено наличие на постоянных рабочих местах общества, где работают женщины, санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристикой факторов производственной среды и трудового процесса.

Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку названные требования санитарного законодательства обществом исполнены не были, оспариваемое предписание отдела от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 в части требований по организации проведения лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды: химических (озон, азота диоксид и др.), физических (микроклимат, освещенность, шум, ЭМП, аэроионы и др.) и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность трудового процесса), на рабочих местах с целью оценки влияния выполняемых работ на среду обитания человека и его здоровье; обеспечения наличия на постоянных рабочих местах общества, где работают женщины, санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристикой факторов производственной среды и трудового процесса требованиям действующего законодательства соответствует.

При этом апелляционный суд с учетом положений ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, указал, что оспариваемое предписание от 17.03.2014 N 01-08-13/4871 вынесено отделом в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований в названной части.

Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что в данном случае требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.2.4.1294-03 применены быть не могут, подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.

Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 по делу N А60-34995/2014 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ИНТ" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи

Е.А.КРАВЦОВА

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

  1. Ответ: Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника

Сотрудники, подлежащие обязательному медосмотру

Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. К этой категории персонала относятся, в частности:

  • сотрудники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда (в т. ч. на подземных работах) (ст. 213, 330.3 ТК РФ);
  • сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта (ст. 213 и 328 ТК РФ, ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);

Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, предусматривающих обязательные медосмотры, приведен в приложениях 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Помимо этого существует ряд отраслевых документов, каждый из которых регулирует порядок проведения медосмотров в том или ином виде деятельности. Ими должны руководствоваться организации, которые подпадают под действие этих документов. Такой порядок подтверждается и статьей 213 Трудового кодекса РФ, и статьей 24 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Например, обязательные медосмотры предусмотрены для сотрудников, занятых:

Также обязательные медосмотры проходят сотрудники, не достигшие 18 лет, и профессиональные спортсмены (ст. 69, 266, 348.3 ТК РФ).

Порядок проведения обязательных медосмотров сотрудников, занятых на работах с вредными (опасными) производственными факторами, приведен в приложении 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Правила медосмотра водителей установлены в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32. В отношении всех остальных категорий сотрудников, для которых специальных правил медосмотра не установлено, можно также применять эти документы.

Организация медосмотра

Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель, заключив соответствующий договор с медицинским учреждением (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н). При этом медучреждение должно иметь лицензию на медицинскую деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Также работодатель вправе ввести в штат должности медицинских работников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации, и может проводить медосмотры (например, предрейсовые) в собственном медпункте при условии, что медпункт имеет лицензию на медицинскую деятельность и право на проведение предварительных и периодических медосмотров (п. 4 ст. 24 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Виды медосмотров

Обязательные медосмотры подразделяются на три вида:

  • предварительные;
  • периодические;
  • внеочередные.

Такая классификация предусмотрена положениями части 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ и пунктами 1, 18 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Кроме того, для отдельных категорий сотрудников могут быть предусмотрены обязательные медосмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения таких медосмотров (обследований) включается в рабочее время. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 213 Трудового кодекса РФ. Например, такие медосмотры обязаны проходить сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ).

Предварительный медосмотр

Предварительные осмотры проводятся при приеме на работу. Их цель – до заключения трудового договора определить, может ли кандидат претендовать на ту или иную должность по состоянию здоровья.

Если предварительный медосмотр проводится в медицинском учреждении, кандидату нужно выдать направление. В направлении, выдаваемом соискателю должности на вредных (опасных) работах, укажите вредные (опасные) производственные факторы, с которыми сотрудник столкнется после трудоустройства на вакантную должность. Кроме того, в направлении укажите:

  • наименование работодателя;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный);
  • фамилию, имя, отчество, дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения организации (при наличии), в котором будет занят кандидат;
  • наименование должности (профессии) соискателя или виды работ, которые он будет выполнять.

Направление выдается человеку под подпись. Работодатель должен организовать учет выданных направлений.

Такие требования содержатся в пунктах 7, 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. В связи с отсутствием в настоящее время унифицированного бланка направления организация вправе разработать его самостоятельно.

Периодический медосмотр

Периодические обязательные медосмотры проводятся в течение всего срока работы сотрудника в организации с установленной продолжительностью. Их цель – контроль за состоянием здоровья сотрудников и своевременное выявление профзаболеваний.

Для проведения периодических медосмотров организация формирует список сотрудников, которые:

Такой порядок предусмотрен пунктом 19 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Утвержденный список направьте в территориальный орган Роспотребнадзора в 10-дневный срок (п. 21 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

На основании этого списка составьте поименный перечень сотрудников, которым необходимо пройти периодический осмотр. Если медицинское освидетельствование проводится в отношении сотрудников, занятых на вредных (опасных) работах, в нем нужно указать вредные (опасные) производственные факторы, оказывающие воздействие на сотрудников.

Поименный список сотрудников направляется в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до согласованной с этой организацией даты начала проведения периодического медосмотра (п. 23 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Получив поименный список, медучреждение составляет календарный план проведения медосмотров и согласовывает его с организацией. Работодатель должен ознакомить сотрудников с этим планом не позднее чем за 10 дней до начала медосмотра.

Такие правила установлены пунктами 25 и 26 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Перед проведением периодического медосмотра выдайте сотруднику направление. Оно оформляется в том же порядке, что и при проведении предварительных медосмотров (п. 24 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Периодичность медосмотров

Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных или опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. При этом периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в перечне факторов и перечне работ (п. 15 и 16 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н). Сотрудники, не достигшие 18 лет, а также сотрудники в возрасте от 18 до 21 года, занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, а также работах, связанных с движением транспорта, в любом случае должны проходить периодические медосмотры ежегодно (ст. 266 и 213 ТК РФ, п. 17 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Для остальных категорий сотрудников может быть установлена другая периодичность медосмотров. Так, периодические медосмотры спортсменов, сотрудников ведомственной охраны проводите не реже чем раз в год (ст. 348.3 ТК РФ, ст. 6 Закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ).

Внеочередные медосмотры

Внеочередные медосмотры назначаются по просьбе сотрудников (в соответствии с медицинским заключением) или на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте медицинского обследования. В направлении на медосмотр обязательно нужно указать причину проведения внеочередного обследования. Об этом сказано в статьях 213 и 348.3 Трудового кодекса РФ и пункте 18 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Оформление результатов осмотра

Сведения о проведенных предварительных и периодических обязательных медосмотрах нужно предоставить в ФСС России (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). С учетом этих данных ФСС России установит организации скидку или надбавку к тарифу взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Установление скидки (надбавки) к страховому тарифу происходит в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524. Если в 2010 году в организации были несчастные случаи со смертельным исходом (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц), то работодателю в 2012 году скидка к страховому тарифу предоставлена не будет (п. 3 постановления Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524).

Сотрудника, не прошедшего обязательный медосмотр, допускать к работе нельзя (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

<...>

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

18.11.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

______________________________________________________________________

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль