Как поставить на учет временно пребывающего иностранца?

60

Вопрос

из ответа: "Учитывая то, что продление временного пребывания зависит от обязанности иностранного работника в своевременной уплате НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, со стороны работодателя необходим контроль за своевременным продлением миграционного учета как принимающей стороной данного иностранного гражданина.Таким образом, срок временного пребывания продлевается на основании выданного патента и уплаченного НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа" - означает ли это, что место регистрации или нахождения такого работника, приехавшего и вставшего на учет у физ. лица на 2 месяца (в отрывной части уведомления о прибытии указана конкретная дата и период 2 мес) все остальные двенадцать месяцев с момента получения патента адрес остается тот же и работодатель (или несколько работодателей, если место работы менялось) должен именно его указывать в труд. договоре, при получении ИНН и СНИЛС и фактическим документом миграционного учета является КВИТАНЦИЯ и принимающей стороной на все это время будет то физ. лицо, которое поставило ИГ на учет по своему адресу или всё-таки работодатель? Простите, мне этот момент не ясен, поскольку из ответа выходит, что принимающая сторона всё-таки работодатель, а штрафы очень большие, прошу пояснить. 

Ответ

Ответ на вопрос:

Как мы поняли из текста вопроса, сотрудник первоначально сам встал на учет по месту фактического проживания. Следовательно, ставить его на учет по адресу организации не нужно, и работодатель не является принимающей стороной.

Формально закон не возлагает на работодателя обязанность контролировать, состоит ли его работник на миграционном учете, если принимающей стороной является не работодатель.

Кроме того, в рассматриваемом случае срок временного пребывания был продлен автоматически.


Важную информацию о уведомлении о прибытии и убытии иностранца вы найдете в материале здесь.


НО мы настоятельно рекомендуем и в этом случае делать копии с отрывной части уведомления о прибытии, миграционной карты, которыми подтверждается как законное продление срока временного пребывания, так и факт постановки на миграционный учет. Это снимает все риски с работодателя.

ФМС в ходе проверок исходит из того, что принимающей стороной является именно работодатель (как в большинстве случаев и бывает).

Решение ФМС в данном случае можно оспорить на том основании, что работодатель не является принимающей стороной иностранца, зарегистрировавшегося по месту жительства, и на организации в связи с этим не лежит обязанность по миграционному учету этого иностранца. Если работодатель готов отстаивать свою позицию в суде, можно не ставить иностранца на учет по адресу организации и не отслеживать своевременность продления срока его пребывания.

Однако подобная позиция чревата отсутствием контроля со стороны работодателя за законностью пребывания иностранца в России, а это может привести к тому, что у работодателя появится обязанность по миграционному учету иностранца, а он не успеет выполнить эту обязанность, и будет оштрафован ФМС.

Также иностранец может выехать из России, а потом въехать, и заново встать на учет. В данном случае лучше будет работодателю поставить иностранца на учет по адресу организации, это позволит работодателю проконтролировать соблюдение законодательства о миграционном учете и исключит возможные претензии со стороны работников ФМС. Кроме того, не будет проблем с указанием адреса в рассматриваемых в вопросе документах.

Что касается указания адреса в документах в настоящее время, то если сотрудник остался зарегистрирован там же, то, соответственно, указывается тот же адрес. Но лучше дополнительно уточнить эту информацию у самого сотрудника.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы

С момента въезда иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности. Иностранец при пересечении границы должен получить и заполнить миграционную карту. Принимающая сторона, как правило, работодатель, а в исключительных случаях сам иностранец с целью постановки на миграционный учет должны направить уведомление о прибытии в Россию в общем случае не позднее семи рабочих дней со дня въезда иностранца. Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

В отношении граждан отдельных государств предусмотрены специальные сроки уведомления для постановки на миграционный учет:

Уведомление о постановке на миграционный учет можно направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Общий порядок постановки на миграционный учет и направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Детальный порядок прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако этот срок считают продленным, если ему выдали патент, продлили срок действия патента или переоформили его. Такой порядок следует из положений пунктов 1–2 и абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания безвизовый иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

Из ответа «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

12.11.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

______________________________________________________________________

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль