Как правильно вести табель учета рабочего времени педагогических работников?

853

Вопрос

Возник спорный вопрос между централизованной бухгалтерией и руководителем структурного подразделения: в тарификации учителей нагрузка составляет определенное количество часов, а в табеле учета рабочего времени учителей нагрузка отражена больше чем в тарификации. Бухгалтерия утверждает, что количество часов в табеле не должно превышать количество часов по тарификации, но в тарификации отражается недельная нагрузка, которую мы должны умножать не на 4 недели (так как у нас в месяце не ровно 4 недели), а умножаем на среднюю, 4,34. С чем бухгалтерия в корне не согласна, они утверждают, что тарификация учитывает и каникулярные дни, поэтому мы должны в табеле отразить то количество часов, которое не будет превышать = количество часов по недельной нагрузке (согласно тарификации)* 4 недели. Как правильно отражать часы в табеле? И в какой нормативке можно найти ответ на данный вопрос?

Ответ

Ответ на вопрос:

Учет фактически отработанного времени нужно вести по каждому сотруднику.

В коммерческих организациях используют типовые формы:

  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда по форме № Т-12;
  • табель учета рабочего времени по форме № Т-13 – при автоматизированной обработке данных.

Образцы форм и указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.


У вас не останется вопросов о Образце заполнения табеля формы 0504421 после прочтения статьи по ссылке.


Кроме того, коммерческие организации могут разработать форму табеля самостоятельно (ст. 7, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012).

В бюджетных организациях и учреждениях применяют типовую форму табеля учета использования рабочего времени по форме № 0504421.

Такой вывод следует из приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Методические рекомендации по заполнению табеля по форме № 0504421 приведены в приказе Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.


Более подробно о Форме 0504421 «Табель учета рабочего времени» вы можете узнать в статье.


Обратите внимание, что, как правило, в табеле отмечается все рабочее время педагога, а не учебная нагрузка.

Так, в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:

• учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;

• индивидуальную работу с обучающимися;

• научную, творческую и исследовательскую деятельность;

• другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;

• методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга;

• работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре.

Но в табеле не всегда отражается фактически отработанное время.

Так, в бюджетных организациях и учреждениях применяют типовую форму табеля учета использования рабочего времени № 0504421. Табель применяют для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Выбор способа заполнения табеля закрепите в локальном акте в рамках формирования учетной политики учреждения.

Таким образом, считаем возможным при необходимости в учетной политике закрепить, что в табеле отражаются отклонения. С педагогами так вести учет рабочего времени проще, чем учитывать все отработанное время.


О том, как правильно оформляется табель учета рабочего времени, читайте далее


Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как установить режим работы педагогическому работнику

Законодательное регулирование рабочего времени

Какими документами регулируется продолжительность рабочего времени педагогических работников

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных организаций регулируют:

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Как установить сокращенную продолжительность рабочего времени педагогическим работникам

Педагогическим работникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда педагогическим работникам может быть установлена и иная (менее 36 часов) продолжительность сокращенной рабочей недели (приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Так, учителям-дефектологам и учителям-логопедам устанавливается 20-часовая рабочая неделя. Норма, равная 18 часам в неделю, определяется для учителей образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные (п. 2 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601). Указанная норма часов определена в астрономических часах и короткие перерывы (перемены) между ними, а также динамическая пауза (п. 2 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:

  • учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;
  • индивидуальную работу с обучающимися;
  • научную, творческую и исследовательскую деятельность;
  • другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;
  • методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга;
  • работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников больше или меньше установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится оплата пропорционально фактически определенному объему педагогической или преподавательской работы.

Это предусмотрено в пунктах 1 и 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Учебная нагрузка

Как установить для педагогических работников учебную нагрузку

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Это предусмотрено в пунктах 1.3–1.8 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и пункте 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Особенности режима рабочего времени

Какие существуют особенности режима рабочего времени педагогических работников

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. По общему правилу количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Продолжительность учебных занятий и перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке (например, СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).

Выполнение преподавательской работы регулируется непосредственно расписанием учебных занятий (п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

Другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, регламентируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Дни недели или иные периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям в качестве так называемых методических дней и т. п.

Период каникул или время отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.

Режим рабочего времени педагогических работников образовательных организаций определяется с учетом режима деятельности этих организаций (круглосуточное пребывание обучающихся (воспитанников), пребывание в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и т. п.).

Режим работы педагогических работников устанавливается Правилами трудового распорядка образовательной организации, графиками работы и расписанием занятий, коллективным договором, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством (ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

Внимание: работник должен быть ознакомлен под подпись с Правилами трудового распорядка, коллективным договором, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст. 68 ТК РФ).

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

03.11.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

______________________________________________________________________

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль