Как начисляется компенсация за вредные условия труда?

51

Вопрос

Такая ситуация. Хирургическое отделение - сотрудники получали вредность 15%, аттестации рабочих мест не было, спецоценка проведена сейчас, но нет ещё результатов. По колдоговору положены дополнительные дни отпуска. и вот мед.сестре -анестезистке выдали компенсацию неиспользованного отпуска в количестве 21 дня. Считается ли это грубым нарушением?

Ответ

Ответ на вопрос:

Это не является нарушением, при условии, что компенсация за неиспользованный отпуск выплачена при увольнении, на основании ст. 127 ТК РФ.


Интересная информация о вредных условиях труда размещена здесь.


На рабочих местах, на которых не проводилась аттестация, до завершения спецоценки и утверждения отчета о ее проведении работникам нужно предоставлять компенсации в соответствии со списком, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и иными Списками и Перечнями, дающими право на компенсации.

В рассматриваемой ситуации компенсации предоставляются на основании коллективного договора, и они должны предоставляться и дальше, до внесения в него изменений. Неисполнение работодателем обязательств по заключенному коллективному договору является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.31 КоАП РФ).

Переходными положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ закреплено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Верховный Суд РФ в Решении от 14.10.2014 N АКПИ14-918 отметил, что из ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ следует, что к моменту вступления в силу Закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

После получения результатов спецоценки необходимо сначала внести изменения во внутренние документы организации и трудовые договоры сотрудников, и только после этого начать предоставление компенсаций в соответствии с картами спецоценки.

При этом следует учесть, что пересмотр компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие условия труда считаются вредными

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам:*

Это объясняется тем, что по общему правилу результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

1. Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест.

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

Указанные документы действуют в настоящее время, однако применять их нужно в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г.

2. Условия труда определены по результатам специальной оценки условий труда.

После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к классам в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие гарантии и компенсации по действующим нормам Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

2. Ответ: Кто контролирует выполнение условий коллективного договора

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Контроль выполнения условий коллективного договора осуществляют заключившие его стороны (либо их представители), а также органы государственного надзора. С этой целью стороны обязаны предоставлять друг другу, а также органам госнадзора необходимую для осуществления контроля информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

При этом профсоюз вправе требовать предоставления информации по вопросам исполнения коллективного договора как в отношении сотрудников, являющихся членами профсоюза, так и не являющихся таковыми.

Такие правила установлены статьей 51 Трудового кодекса РФ и подтверждаются судебной практикой (см., например, Обзор судебной практики Верховного суда РФ за III квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ 26 декабря 2012 г.).

Внимание: уклонение работодателя от участия в коллективных переговорах, непредставление информации, необходимой для заключения коллективного договора, отказ от заключения коллективного договора, а также неисполнение обязательств по заключенному коллективному договору является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

Из ответа «Как заключить коллективный договор»

3. Ответ: В каких случаях организация обязана выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

При увольнении сотруднику, не использовавшему свое право на отпуск, положена денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ, п. 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных постановлением НКТ СССР от 30 апреля 1930 г. № 169). При расчете компенсации, связанной с увольнением сотрудника, учитывайте все его ежегодные отпуска, в том числе дополнительные (ст. 127 ТК РФ). На это указывают и суды (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Карелии от 4 октября 2013 г. № 33-3312/2013). Право сотрудника на получение компенсации не зависит от причины его увольнения.

Тем, кто работает по гражданско-правовым договорам, компенсацию за неиспользованный отпуск не начисляйте. Это связано с тем, что таким сотрудникам не положен ежегодный отпуск (гл. 19 ТК РФ). Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, определение Ленинградского областного суда от 4 сентября 2013 г. № 33-4268/2013). Подробнее об этом см. Кому полагается ежегодный оплачиваемый отпуск.

Несмотря на то, что по общему правилу право на получение отпуска в натуральной форме возникает не ранее чем через шесть месяцев после начала работы в новой организации, претендовать на компенсацию отпускных при увольнении могут и те сотрудники, которые проработали менее шести месяцев (письмо Роструда от 31 октября 2008 г. № 5921-ТЗ). Минимальный срок, который должен отработать сотрудник для получения компенсации, – это полмесяца. Объясняется это тем, что количество дней работы, составляющее не менее половины месяца, нужно округлить до полного месяца, а дни работы, составляющие менее половины месяца, из расчета стажа, дающего право на компенсацию, нужно исключить вовсе. Такой порядок установлен пунктом 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных постановлением НКТ СССР от 30 апреля 1930 г. № 169.

Пример определения права сотрудника на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении

В.К. Волков принят на работу в организацию 10 мая 2007 года. Через неделю он написал заявление об увольнении с 28 мая 2007 года.

Бухгалтер подсчитал количество отработанных календарных дней в мае 2007 года, составившее 18 дней. Это больше половины месяца, поэтому бухгалтер начислил Волкову компенсацию за неиспользованный отпуск.

Внимание: если организация не выплатит сотруднику компенсацию за неиспользованный отпуск, трудовая инспекция может привлечь ее к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и материальной ответственности за несвоевременный расчет при увольнении (ст. 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ).

Трудовые инспекторы могут узнать о нарушениях в ходе проверки. Кроме того, сотрудник вправе сам обратиться в инспекцию по труду для защиты своих прав.

Из ответа «Кому положена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении»

4. Судебная практика:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-918

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота о признании недействующим постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 ноября 1976 г. N 38/27с,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота (далее - ФГУП "Атомфлот") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам (далее - Госкомтруд СССР) и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов (далее - Секретариат ВЦСПС) от 25 ноября 1976 г. N 38/27с (далее - Постановление), которым утвержден Перечень профессий и должностей плавсостава судов с атомными энергетическими установками и обслуживающих их судов (плавучих средств), занятых на работах с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Перечень). Постановление имеет гриф "секретно", в связи с чем не было опубликовано.

Заявитель обосновал свои требования тем, что данный нормативный акт бывшего Союза ССР противоречит действующему с 1 января 2014 г. Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), а также статьям 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми введены минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, установленного по результатам специальной оценки условий труда. Ссылается на нарушение оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов ФГУП "Атомфлот" как работодателя и участника предпринимательской деятельности, поскольку на него в нарушение требований законодательства Российской Федерации возлагается обязанность предоставлять компенсации за работу во вредных условиях труда, а именно предоставлять сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск не в зависимости от класса условий труда, определенного по результатам аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда), а в зависимости от наличия профессии в оспариваемом Перечне.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), возражая против удовлетворения требований, указало, что с 1 января 2014 г. вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ), в соответствии с которыми в статьи 92, 117 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ. До вступления в силу федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление от 20 ноября 2008 г. N 870), которое признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 726. Между тем переходными положениями статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу этого закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Таким образом, до проведения специальной оценки условий труда работников плавсостава судов с атомными энергетическими установками и обслуживающих их судов (плавучих средств), занятых на работах с вредными условиями труда, гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и опасных условиях труда таким работникам предоставляются в порядке, установленном Постановлением. Права и законные интересы заявителя Постановлением не нарушаются.

Выслушав объяснения представителей ФГУП "Атомфлот" Я. и Н., возражения представителей Минтруда России С.М. и С.П., оценив нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со статьей 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с этим кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат данному кодексу.

Часть вторая статьи 117 ТК РФ в первоначальной редакции предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанные перечни не были приняты, и на основании статьи 423 ТК РФ при определении круга работников, имеющих право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории Российской Федерации применялись акты бывшего Союза ССР, в том числе и Постановление в отношении работников плавсостава судов с атомными энергетическими установками и обслуживающих их судов (плавучих средств).

Впоследствии Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" изменены основания предоставления работникам указанных компенсаций. Согласно статье 117 ТК РФ в редакции указанного федерального закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (часть первая); минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть вторая).

Аналогичный порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодатель предусмотрел в статье 92 ТК РФ.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, приняло Постановление от 20 ноября 2008 г. N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу данного постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

Однако с 1 января 2014 г. вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в ТК РФ внесены изменения, которыми процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда и вопросы порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы статьями 92, 117 и 147 ТК РФ. В связи с этим постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 726.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль