Как начисляется компенсация за вредные условия труда?

120

Вопрос

Разъясните, пожалуйста, следующее: в специализированном доме ребенка была проведена аттестация рабочих мест в 2013 году по украинскому законодательству, согласно которой младший и средний медицинский персонал дома ребенка имел дополнительно оплачиваемый отпуск за особый характер работы. Отпуск такой же продолжительности имел врачебный персонал и главная медицинская сестра, хотя эти должности аттестованы не были, однако доплаты за вредность производились.По состоянию на сегодняшний день, согласно ст. 4 Федерального закона 299-ФЗ, средний и младший медицинский персонал имеет дополнительно оплачиваемый отпуск за особый характер работы. Вопрос - распространяется ли данный вид отпуска согласно российскому законодательству на врачебный персонал (в том числе на главного врача и заместителя главного врача по медицинской части) и главную медицинскую сестру, если эти должности не аттестованы? Если распространяются, то какой закон это регламентирует? Если не распространяются, то разъясните, пожалуйста, почему?

Ответ

Ответ на вопрос:

Организации, расположенные в Крыму или г. Севастополе, не проводившие аттестацию рабочих мест своих сотрудников по украинскому законодательству, с 1 января 2015 года обязаны провести специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест (п. 4 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). В противном случае организацию при проверке за нарушения охраны труда привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Случаи, когда спецоценка не проводится, касаются очень ограниченного круга сотрудников.


Статья о вредных условиях труда поможет вам не допускать ошибок в работе.


При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 14.10.2014 N 299-ФЗ, гарантии и компенсации, установленные украинским законодательством, предоставляются работникам только до 01.01.2015 г. После этого начинает действовать российское законодательство.

В данной ситуации есть два варианта решения вопроса.

1. Вы можете самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить работнику компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию работника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что работнику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно ранее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, как в случае, если аттестация рабочих мест или специальная оценка не проведена: http://budget.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/117/19824/bssPhr41/?step=36

2. Вы можете указать в трудовом договоре, что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Примечание: некоторые авторы указывают на то, что при отсутствии аттестации рабочих мест и специальной оценки данные об условиях труда на рабочем месте в трудовой договор вносить не нужно. Однако данная позиция противоречит положениям ст. 57 ТК РФ, согласно которой данные об условиях труда являются обязательными для включения в любой трудовой договор и никаких отлагательных условий при внесении данных изменений в ст. 57 ТК РФ законодатель не вносил. Из чего следует, что формальное отсутствие описания условий труда на рабочем месте работника уже является нарушением трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие условия труда считаются вредными

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.*

Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам:

Это объясняется тем, что по общему правилу результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

1. Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест.

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

Указанные документы действуют в настоящее время, однако применять их нужно в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г.

2. Условия труда определены по результатам специальной оценки условий труда.

После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к классам в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие гарантии и компенсации по действующим нормам Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

2. Ответ: Нужно ли организациям, расположенным в Республике Крым и г. Севастополе, после своей перерегистрации проводить спецоценку условий труда в соответствии с российским законодательством, если до вступления в состав России у них была проведена аттестация рабочих мест по украинскому законодательству

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Ответ на данный вопрос зависит от ряда обстоятельств.

Результаты аттестации, проведенной по украинским правилам, действительны для целей российской спецоценки по общему правилу в течение пяти лет после ее завершения. При этом если срок действия украинской аттестации закончился в период с 17 апреля по 31 декабря 2014 года включительно, тогда ее результаты будут действительны до 1 января 2016 года. Для сохранения результатов аттестации также должны отсутствовать основания для проведения внеплановой спецоценки. Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Следует учесть, что если организации, расположенные в Крыму или г. Севастополе, не проводили аттестацию рабочих мест своих сотрудников по украинскому законодательству, то с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест они обязаны провести специальную оценку условий труда (п. 4 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ). В противном случае организацию при проверке за нарушения охраны труда привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Случаи, когда спецоценка не проводится, касаются очень ограниченного круга сотрудников.

Таким образом, организация, расположенная в Крыму или г. Севастополе, чьи работники не подпадают под освобождение от спецоценки, после перерегистрации должна провести специальную оценку в соответствии с российским законодательством:

  1. До 1 января 2015 года, если аттестация рабочих мест по украинскому законодательству не проводилась или срок ее действия истек до 16 апреля 2014 года включительно.
  2. До 1 января 2016 года, если срок действия аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, истек в период с 17 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно.
  3. До истечения срока аттестации рабочих мест по украинскому законодательству – как правило, пять лет с момента проведения, если ранее не возникнет необходимость провести внеплановую спецоценку.

Исключения касаются случаев проведения внеплановой спецоценки.

Это следует из положений пунктов статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

2. Нормативная база: Федеральный закон от 14.10.2014 N 299-ФЗ "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

Статья 3. Особенности предоставления отдельных гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя

1. До 1 января 2015 года гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предоставляются работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя и заключившим трудовые договоры до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, содержащим нормы трудового права, и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, предусмотрен более высокий уровень гарантий и компенсаций работникам по сравнению с гарантиями и компенсациями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, применяются положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

3. В случае, если законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предусмотрен более высокий уровень гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, по сравнению с гарантиями и компенсациями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, вплоть до 1 января 2015 года применяются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

4. Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых за период работы до 1 января 2015 года работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя и заключившим трудовые договоры до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, исчисляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 4. Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

1. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которая была проведена у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

2. Для целей настоящего Федерального закона признаются действительными до 1 января 2016 года результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, в случае, если срок действия аттестации закончился в период со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

3. Указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться для целей, определенных статьей 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Если в отношении рабочих мест у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

20.10.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль