Как правильно внести запись записи об увольнении в ТК депутату субъекта РФ?

198

Вопрос

ответ на следующий вопрос: В Определении Верховного Суда РФ от 12.12.2012 N 47-АПГ12-6 указано, что депутат, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к его деятельности не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора. Вместе с тем, согласно инструкции по ведению трудовых книжек запись об увольнении в трудовую книжку вносится на основании Трудового кодекса либо иных ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ. Просим Вас помочь разобраться: на основании какого ФЗ необходимо вносить запись об увольнении в трудовую книжку депутата, осуществляющего полномочия на профессиональной постоянной основе? какова будет формулировка самой записи? (вариант внесения записи, как у депутата Государственной Думы для депутата субъекта РФ не подойдет: - для Государственной Думы - основания прекращения полномочий определяются Федеральным законом о статусе Депутата (ст. 4 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013) - для Совета Федерации - "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") - это ФЕДЕРАЛЬНЫЕ законы, но они не регулируют деятельность депутата субъекта РФ)

Ответ

Ответ на вопрос:

Учитывая Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2012 N 47-АПГ12-6, из которого следует, что депутат законодательного органа государственной власти, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к отношениям, о которых возник спор, не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора, в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, при оформлении отношений, связанных с осуществлением депутатом своих полномочий (в т.ч. назначение и освобождение от должности) следует руководствоваться региональным законодательством, регулирующим данные вопросы.


Важную информацию о том, как правильно сделать запись в трудовой книжке, вы найдете в материале здесь.


В настоящее время частично порядок осуществления депутатом своих полномочий урегулированы Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако, данный закон дает нам только частичные сведения о возможном оформлении отношений с депутатом, осуществляющим деятельность на постоянной основе:

Так, вместо «принят» следует в распорядительном акте Думы указать Избран депутатом ______________________ такого-то созыва и сделать ссылку на протокол Избирательной комиссии. Прекращение полномочий также предполагает употребление специальной формулировки: депутатские полномочия прекращены со ссылкой также на соответствующий распорядительный акт Думы.

Депутаты Государственной Думы трудовые договоры не заключают, им в трудовую книжку вносится запись об избрании депутатом соответствующего созыва на основании постановления Государственной Думы, которое издается, в свою очередь, на основании Протокола ЦИК. Запись о прекращении полномочий также вносится на основании постановления Государственной Думы, а основания прекращения полномочий определяются Федеральным законом о статусе Депутата (ст. 4 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

К сожалению, в настоящее время в регулировании прочих вопросов, связанных с периодом осуществления депутатских полномочий (если не применять к ним трудовое законодательство) существует пробел.

В Вашей Области большая часть вопросов, связанных с осуществлением Депутатом своих полномочий урегулирована Законом Смоленской области от 01.07.1997 N 19-з "О статусе депутата Смоленской областной Думы", В этом законе упоминаний о трудовых отношениях и применении норм трудового права нет. Соответственно, риск оспаривания Вашего закона в судебном порядке практически отсутствует. При таких условиях Вы можете оформлять прекращение депутатских полномочий, как досрочное, так и по окончании срока полномочий в соответствии с названным законом.

При этом положения Трудового Кодекса (ст. 77, 81) о досрочном расторжении трудового договора, в том числе по инициативе работодателя в этом случае применять не следует.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 декабря 2012 г. N 47-АПГ12-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Еременко Т.И.,

судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.

при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролова В.И. о признании недействующими отдельных положений Закона Оренбургской области от 29 апреля 2011 г. N 101/12-У-ОЗ "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе" и Закона Оренбургской области от 9 июля 2012 г. N 908/270-У-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" по апелляционной жалобе заявителя на решение Оренбургского областного суда от 22 августа 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Фролова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Камалиевой С.И., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Фролов В.И., являясь депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области пятого созыва, осуществляющим деятельность депутата на профессиональной постоянной основе, обратился в суд с заявлением о признании недействующими ч. 1 ст. 5, ст. 6 Закона Оренбургской области от 29 апреля 2011 г. N 101/12-У-ОЗ "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе" в части слов "депутат, выразивший желание работать на постоянной профессиональной основе, подает на имя председателя Законодательного Собрания области заявление", "прием на работу депутата осуществляется на основании трудового договора".

Фролов В.И. также оспаривает на предмет соответствия актам большей юридической силы подп. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 Закона Оренбургской области от 9 июля 2012 г. N 908/270-У-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области", в соответствии с которыми депутат Законодательного Собрания, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, исполнять иные обязанности работника, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Деятельность депутата, замещающего должность в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, прекращается досрочно в том числе по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

Оренбургским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Фролов В.И., указывая на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник и работодатель являются сторонами трудовых отношений (ст. 20). Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд отождествил депутатов законодательного органа, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, с работниками, чьи права, обязанности и ответственность обусловлены трудовым договором и урегулированы нормами трудового права, и пришел к выводу о соответствии оспариваемых норм положениям действующего законодательства.

С данным выводом нельзя согласиться.

Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

Особенности правового статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами (ч. 1 ст. 77).


Мы рекомендуем почитать о приказе о расторжении трудового договора материал по этой ссылке.


Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Статьями 10 и 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ определено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 12 этого же Федерального закона установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

В соответствии со ст. 30 - 33 Устава (Основного закона) Оренбургской области депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области является избранный в соответствии с законодательством о выборах представитель жителей Оренбургской области, осуществляющий в Законодательном Собрании законодательные полномочия, а также иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иными законами Оренбургской области. Срок полномочий депутатов одного созыва составляет 5 лет. Статус депутатов, порядок отзыва депутата регулируются законами Оренбургской области.

Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 19 июля 1994 г. "О Законодательном Собрании Оренбургской области" депутаты осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области. На основании заявлений депутатов, выразивших желание работать на профессиональной постоянной основе, и с соблюдением требований, установленных в п. п. 2 и 3 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, принимается постановление Законодательного Собрания.

Статус депутата Законодательного Собрания Оренбургской области регламентирован Законом Оренбургской области от 8 июня 1998 г. N 47/6-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области". Этим Законом установлены права и обязанности депутата, в частности, обязанность проводить ежегодные отчеты перед избирателями, названы формы депутатской деятельности (участие в заседаниях законодательного органа, участие в работе комиссий, рабочих групп, внесение законопроектов и проектов иных документов, участие в выполнении поручений, участие в депутатских слушаниях, внесение депутатского запроса, работа с избирателями, участие в работе фракций).

В силу ст. 6 данного акта депутат обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и законы Оренбургской области, а также следовать иным нормам депутатской этики. Материалы о нарушении депутатом Законодательного Собрания норм депутатской этики подлежат рассмотрению на заседании мандатной комиссии Законодательного Собрания. Депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области имеют равный статус, независимо от условий осуществления ими депутатской деятельности.

Таким образом, депутат Законодательного Собрания Оренбургской области, осуществляющий свою деятельность в виде замещения государственной должности на профессиональной постоянной основе, не обладает статусом работника, и к отношениям, о которых возник спор, не подлежат применению правила о заключении и прекращении трудового договора.

Оспариваемыми нормами установлены для депутатов не предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ обязанности, а должностным лицам Законодательного Собрания Оренбургской области предоставлены основанные на законодательстве о труде права, включая возможность привлечения депутатов к дисциплинарной ответственности и расторжения с ними трудового договора инициативе работодателя.

Оспариваемым регулированием также нарушается принцип равенства правового статуса депутатов. Полномочия тех, кто осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, могут быть прекращены досрочно в соответствии с нормами трудового права в результате волеизъявления должностного лица.

Из объяснений Фролова В.И. и представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Камалиевой С.И. следует, что начиная с 2013 года с депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области, осуществляющими депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, подлежит заключению трудовой договор. В настоящее время разработан проект указанного договора, в котором депутат выступает в качестве работника, а в качестве работодателя - председатель Законодательного Собрания Оренбургской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таком положении суд не имел оснований для вывода о соответствии оспариваемых норм актам большей юридической силы.

Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права привели к принятию судом неправильного решения, что в соответствии с п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Оренбургского областного суда от 22 августа 2012 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления Фролова В.И.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Закон Оренбургской области от 29 апреля 2011 г. N 101/12-У-ОЗ "Об условиях и порядке реализации права депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе" в следующей части:

1) ч. 1 ст. 5 в части слов "Депутат, выразивший желание работать на постоянной профессиональной основе";

2) ст. 6 в части слов "Прием на работу депутата осуществляется на основании трудового договора".

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу Закон Оренбургской области от 9 июля 2012 г. N 908/270-У-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Оренбургской области" в следующей части:

1) п. 1 ч. 2 ст. 1 в части слов "Депутат Законодательного Собрания, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, исполнять иные обязанности работника, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации";

2) п. 2 ч. 2 ст. 1 в части слов "Деятельность депутата, замещающего должность в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде".

16.10.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль