Надо ли уведомлять миграционную службу о приеме на работу гражданина Белорусии?

2537

Вопрос

Подскажите пожалуйста, надо ли уведомлять миграционную службу о приеме на работу гражданина беларусии. с какой даты действует данная норма и как поступить, если ранее, организация этого не делала. спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

Следует обратить внимание, что статья 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изменениями на 12 марта 2015 года) (редакция, действующая с 31 марта 2015 года) была изменена (п. 8) с 01.01.2015 года в связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 8 марта 2015 года). В статье 7 Федерального закона от 24.11.2014 указано, что он вступает в силу с 01.01.2015 года. исключение сделать для п. 9 ст. 13 (в части взаимодействия ФМС, ФНС, Службы занятости), который вступил в силу с даты опубликования данного закона.


У вас не останется вопросов о приеме на работу гражданина Белоруссии после прочтения статьи по ссылке.


Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после 01.01.2015 года. Никаких условий о его распространении на прошлое время данный закон не содержит.

До 01.01.20015 уведомлять ФМС о приеме на работу иностранного работника было нужно в том случае, если такой иностранный работник прибыл без визы и работал на основании выданного ему разрешения. Это было установлено в п. 9 ст. 13.1. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Гражданам Белоруссии для работы в РФ получение разрешения не требовалось, в связи с чем и уведомлять ФМС было не нужно. Дополнительные аргументы об особом статусе таких иностранцев были приведены в письмах ФМС письмах ФМС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751 и от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552

Если Ваши работники приняты на работу еще в 2014 году, то вы не были обязаны уведомлять ФМС об их приеме как в 2014 году. Нет у работодателя обязанности об уведомлении ФМС о принятых в 2014 году и в настоящее время.

Если работники и уволены были в конце 2014 года, то и об этом уведомлять ФМС было не нужно.

Вопрос о том, нужно или нет в настоящее время уведомлять о приеме на работу граждан Белоруссии остается дискуссионным (если гражданин Белоруссии принят после 01.01.2015 года):

С одной стороны, п. 8 ст. 13 новой редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ говорит о том, что с 01.01.2015 уведомить ФМС надо о приеме на работу и об увольнении любого иностранца.

С другой стороны, согласно п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4 действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Указанное решение является международным нормативно-правовым актом, а согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Кроме того, согласно ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства (подписан в г. Москве 08.12.1999), граждане России и Беларуси являются также гражданами единого союзного государства.

Более того, аналогичные разъяснения в части особенностей приема на работу граждан Республики Беларусь давало и ФМС: от 20.12.2007 № МС-1/9-25552 (приведено в приложении к ответу), при этом приведенные в письме ФМС аргументы в части особого статуса граждан Белоруссии актуальны и сейчас. Данное письмо не отзывалось ФМС, не отменялось. Вместо него в связи с изменением законодательства (в частности Федерального закона РФ № 115-ФЗ) новые разъяснения ФМС не давал.

Однако в феврале 2015 года нам стала поступать тревожная информация от наших партнеров, коллег, что ФМС стали (во всяком случае, устно) указывать на то, что неуведомление ФМС о приеме на работу граждан Белоруссии, принятых после 01.01.2015 является неправомерным. В связи с чем, чтобы исключить любые риски наших подписчиков, мы рекомендуем направлять такие уведомления в отношении любых иностранных граждан, в том числе граждан Белоруссии, как минимум до получения новых разъяснений ФМС по данному вопросу.

Примечание:

Если организация не уведомляла о приеме таких иностранцев в 2014 году, то это правомерно.

Если не уведомляли о принятых в текущем году, то либо нужно готовится к отстаиванию своих интересов в суде по приведенным выше аргументам; либо направить все же уведомление в ФМС и быть также готовым к отстаиванию своих интересов в суде.

Можно запросить официальные разъяснения ФМС по данному вопросу.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Действующая редакция

ПИСЬМО ФМС РОССИИ от 20.12.2007 № МС-1/9-25552

О рассмотрении обращения

Федеральная миграционная служба рассмотрела обращение в отношении порядка уведомления работодателями налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников и сообщает следующее.
Пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также пунктом 2 Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 798, предусматривается обязанность работодателя или заказчика работ (услуг), заключивших трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа по месту своего учета в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Что касается граждан Беларуси, то в соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.
Кроме того, согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 "О равных правах граждан на трудоустройство оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" от 22 июня 1996 года порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Также следует отметить, что, исходя из подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных в указанном подпункте оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Заместитель директора
В.А.Поставнин

КСС «Система Кадры» 2015

Действующая редакция

РЕШЕНИЕ ВЫСШЕГО СОВЕТА СООБЩЕСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

от 22.06.1996 № 4

Решение о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий

В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России постановляет:

1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

2. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.
Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Возраст, с которого допускается прием граждан на работу, определяется законодательством государства трудоустройства.
При высвобождении работника, являющегося гражданином государства выезда, в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.
Статус безработного присваивается гражданину государством выезда в соответствии с его законодательством.

3. Все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающим на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Все расходы, связанные с предоставлением указанных пособий и выплат, несет государство трудоустройства.

4. Национальным министерствам и ведомствам по вопросам труда, занятости и миграции давать необходимые разъяснения о порядке применения настоящего решения.

5. Принять к сведению, что Парламентское Собрание Сообщества Беларуси и России начнет работу по унификации законодательства о труде.

6. Настоящее решение вступает в силу с даты его подписания.

КСС «Система Кадры» 2015

  1. Правовая база:
  2. Ответ: Как принять на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан.

При приеме на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года от 10 октября 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Армения, Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

Принимая на работу сотрудников – граждан Армении, Беларуси и Казахстана, организация должна уведомить миграционную службу о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Армения, Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Сотрудники – граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в письме от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.

Граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

  • информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;
  • справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в пунктах 6–7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

09.04.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль