Какой порядок приема на работу инвалидов у ИП?

106

Вопрос

У ИП 80 наемных работников. Трудовая инспекция и служба занятости населения требует, чтобы у ИП работало при таком количестве работающих не менее трёх инвалидов. Правы ли они?

Ответ

Ответ на вопрос:

Количество инвалидов, которые должен трудоустроить работодатель, зависит от среднесписочной численности работников и региона, в котором осуществляет свою деятельность работодатель.


У вас не останется вопросов о приеме сотрудника на работу после прочтения статьи по ссылке.


Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗабз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов (http://www.1kadry.ru/#/document/117/19690/). От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

За нарушение правил квотирования работодатель может быть привлечён к административной ответственности (http://www.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/130/51295/dfas4e960g/).

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Порядок расчёта среднесписочной численности в организации Вы сможете найти в п. 79 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428

Согласно материалам учётной карточки, Ваша организации находится в Удмуртской Республике. В указанном субъекте РФ установлены следующие квоты на инвалидов:

  • для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников – 2%;
  • для работодателей со среднесписочной численностью свыше 100 работников -1%.

Количество рабочих мест, подлежащих квотированию для трудоустройства инвалидов, работодатель исчисляет самостоятельно ежеквартально за квартал, предшествующий установлению квоты, в соответствующих размерах. При установлении квоты применяется правило округления до целых единиц.

Обращаю Ваше внимание, что в случае невозможности создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной квоты работодатель имеет право арендовать (создать) рабочее место в другой организации и трудоустраивать инвалидов на арендованные рабочие места в счет установленных квот на основе договора.

Такие правила установлены Постановлением Правительства УР от 19 ноября 2007 г. № 176 (см. приложение к ответу ниже).

Таким образом, Вам необходимо рассчитать среднесписочную численность работников за предыдущий квартал и рассчитать количество рабочих мест, которые необходимо выделить для инвалидов. Например, если за предыдущий квартал среднесписочная численность работников была равна 80 человек, то необходимо высчитать 2% от 80. Это составит 1,6, что при округлении даёт 2 целые единицы. В этом случае индивидуальный предприниматель обязан создать 2 рабочих места для инвалидов. В подобной ситуации контролирующие органы не будут иметь основания для требований по выделению 3 рабочих мест для инвалидов.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Нормативная база: Постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 ноября 2007 г. № 176 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2007 года № 176

О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы

_____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2007 года № 195
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 февраля 2009 года № 12
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года № 303
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 сентября 2011 года № 339
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 июня 2013 года № 233
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 августа 2013 года № 373
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 мая 2014 года № 171
_____________________________________________________________________

В целях обеспечения рабочими местами инвалидов, трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Установить организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности следующую квоту для приема на работу инвалидов (пункт с изменениями на 19 августа 2013 года, - см. предыдущую редакцию):

в размере 2 процентов среднесписочной численности работников организации при численности работников организации свыше 100 человек;

в размере 1 процента среднесписочной численности работников организации при численности работников организации не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (абзац введен согласно изменениям на 5 мая 2014 года).

Исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики в срок до 1 июля 2014 года принять локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов (абзац введен согласно изменениям на 5 мая 2014 года).

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления льготы по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, организациям, трудоустраивающим граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

3. Одобрить прилагаемые Рекомендации по квотированию рабочих мест для инвалидов и трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

4. Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики:

обеспечить контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов в части профессиональной реабилитации и соблюдения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости в пределах своей компетенции;

организовать работу по ежегодному определению потребности в специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

5. Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики (абзац с изменениями на 19 сентября 2011 года):

ежегодно создавать банк вакансий рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места по городам и районам Удмуртской Республики;

организовать направление инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, в организации на квотируемые рабочие места, а также трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

ежегодно представлять в Министерство экономики Удмуртской Республики сведения об объемах предоставленной льготы по налогу на прибыль организаций.

6. Рекомендовать федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» организовать учет инвалидов трудоспособного возраста, нуждающихся в трудоустройстве, с указанием группы инвалидности и степени ограничения к труду и оформлением индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

7. Рекомендовать органам местного самоуправления в муниципальных районах и городских округах в Удмуртской Республике:

создать комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов;

организовать работу по квотированию рабочих мест для инвалидов в соответствии с Рекомендациями по квотированию рабочих мест для инвалидов и трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы, одобренными пунктом 3 настоящего постановления;

совместно с Главным управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, исходя из сложившейся ситуации на рынке труда города, района, определить численность граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в первую очередь, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, для их трудоустройства в организации всех форм собственности и организационно-правовых форм независимо от численности работающих в организации (абзац с изменениями на 19 сентября 2011 года).

8. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 апреля 2005 года № 50 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики – министра экономики Удмуртской Республики.

Председатель
Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич

Утверждено
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 19 ноября 2007 года № 176

Положение
о порядке предоставления льготы по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, организациям, трудоустраивающим граждан, испытывающих трудности в поиске работы


Также прочитайте о Образце заявления на отпуск в ИП более подробно.


1. Настоящее Положение определяет механизм предоставления льготы по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики, организациям, трудоустраивающим граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на квотируемые и резервируемые рабочие места.

2. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» к категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относятся: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

3. К организациям, трудоустраивающим граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и имеющим право на льготу по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Удмуртской Республики (далее – налоговая льгота), относятся:

организации, выполнившие квоту в полном объеме;

организации, трудоустроившие граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в количестве, определенном уполномоченными органами, но не менее 1 процента от среднесписочной численности работников организации по каждой категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

4. Налоговая льгота предоставляется по итогам текущего года. Размер льготы рассчитывается исходя из количества полных кварталов, в течение которых организациями выполнялась установленная квота и осуществлялось трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Для целей предоставления указанной льготы полным кварталом признается период не менее 2-х месяцев (пункт с изменениями на 21 декабря 2007 года).

5. Налоговая льгота предоставляется организации при исполнении следующих условий:

трудоустройство инвалидов на рабочие места, создаваемые в счет установленной квоты, по направлению государственного учреждения Удмуртской Республики занятости населения, федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике», территориальных органов Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, а также в случае трудоустройства инвалидов организацией самостоятельно;

фактическое трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на резервированные рабочие места по направлению государственного учреждения Удмуртской Республики занятости населения;

выполнение квоты в полном объеме.

6. К декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период прилагается:

заключение соответствующего органа службы занятости населения о выполнении квоты и о трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы, по форме согласно приложению к настоящему Положению (абзац с изменениями на 11 октября 2010 года);

информация организации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за налоговый период помесячно по форме, предоставляемой в государственное учреждение Удмуртской Республики занятости населения.

Приложение
к Положению
о порядке предоставления
льготы по налогу на прибыль
организаций в части сумм налога,
зачисляемых в бюджет
Удмуртской Республики,
организациям, трудоустраивающим
граждан, испытывающих
трудности в поиске работы
(приложение с изменениями
на 11 октября 2010 года)

В ________________________________
(наименование налогового органа)

Организация________________________________________________________________
(наименование, ИНН, организационно-правовая форма)
выполнила квоту, установленную в соответствии с постановлением Правительства
Удмуртской Республики от 19 ноября 2007 года № 176 «О квотировании рабочих мест
для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы»,
в размере________________________
(количество прописью)
человек и трудоустроила _____________________ инвалидов и _______________________
(количество прописью) (количество прописью)
граждан, испытывающих трудности в поиске работы, определенных уполномоченным
органом в количестве _____________________.
(количество прописью)
____________________________________________________________
(руководитель ГУ УР Центр занятости населения города (района).

Одобрены
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 19 ноября 2007 года № 176

Рекомендации
по квотированию рабочих мест для инвалидов и трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации определяют порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике (далее – уполномоченные органы), организаций (работодателей), государственных учреждений Удмуртской Республики занятости населения (далее – органы службы занятости населения), территориальных органов Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее – органы социальной защиты), федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике», комиссий по квотированию рабочих мест для инвалидов при реализации механизма квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов и при трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов производится в целях обеспечения им дополнительных гарантий занятости.

3. Квота - минимальное количество (в процентах от среднесписочной численности работников организации) рабочих мест для приема на работу инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

Невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу в счет установленной квоты граждан, признанных в соответствии с законодательством инвалидами (далее – инвалиды) и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.

4. Обязанность работодателя по трудоустройству инвалидов на рабочие места в счет установленной квоты считается исполненной при оформлении трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

5. Квота устанавливается для инвалидов, проживающих на территории Удмуртской Республики, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации имеют рекомендации к труду.

II. Порядок установления квоты

6. Работу по реализации механизма квотирования рабочих мест для инвалидов осуществляет комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов, созданная решением соответствующего уполномоченного органа, с участием органов социальной защиты и органов службы занятости населения соответствующего уровня, а также общественных объединений инвалидов.

Уполномоченным органам рекомендуется назначать председателями комиссий по квотированию рабочих мест для инвалидов глав администраций муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике, а заместителями председателей комиссий по квотированию рабочих мест - руководителей органов социальной защиты соответствующих муниципальных образований.

7. Работодатели, в отношении которых действует механизм квотирования рабочих мест, ежегодно, за месяц до окончания текущего года, представляют в комиссию по квотированию рабочих мест для инвалидов соответствующего муниципального образования по месту своего нахождения:

данные о среднесписочной численности работников организации, за исключением численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным (абзац с изменениями на 5 мая 2014 года, - см. предыдущую редакцию);

(абзац исключен согласно изменениям на 5 мая 2014 года, - см. предыдущую редакцию);

(абзац исключен согласно изменениям на 5 мая 2014 года, - см. предыдущую редакцию).

8. Количество рабочих мест, подлежащих квотированию для трудоустройства инвалидов, работодатель исчисляет самостоятельно ежеквартально за квартал, предшествующий установлению квоты, в соответствующих размерах, установленных Правительством Удмуртской Республики (абзац с изменениями на 19 августа 2013 года, - см. предыдущую редакцию).

При установлении квоты применяется правило округления до целых единиц.

В случае невозможности создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной квоты, работодатель имеет право арендовать (создать) рабочее место в другой организации и трудоустраивать инвалидов на арендованные рабочие места в счет установленных квот на основе договора.

III. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты

9. Прием на работу инвалидов работодателями в счет установленной квоты производится по направлениям органов службы занятости населения, федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике», органов социальной защиты или самостоятельно.

10. При приеме на работу инвалида работодатель в пятидневный срок направляет в органы службы занятости населения направление с указанием дня приема инвалида на работу.

В случае отказа в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты работодатель делает в направлении отметку о дне явки инвалида и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление инвалиду.

По требованию инвалида, который обратился к работодателю самостоятельно, в случае отказа ему в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину в письменной форме.

11. Квота считается выполненной, если на все выделенные или созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды.

12. В течение срока действия квоты увольнение трудоустроенных в счет квоты инвалидов по инициативе работодателя осуществляется при уведомлении органов службы занятости населения по месту нахождения организации в срок не менее 3 дней.

13. Работодатели, в отношении которых действует механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в органы службы занятости населения по месту нахождения (пункт с изменениями на 5 мая 2014 года, - см. предыдущую редакцию):

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, по форме согласно приложению к настоящим Рекомендациям.

14. Органы службы занятости населения в течение пяти дней после получения извещения о созданных или выделенных в счет установленной квоты рабочих местах:

формируют банк вакансий рабочих мест для трудоустройства инвалидов и информируют о нем органы социальной защиты, а также федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике»;

направляют в организации инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;

готовят для комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов информацию об организациях, не представивших информацию в органы службы занятости населения, а также об организациях, не выполняющих установленную квоту для трудоустройства инвалидов и отказывающих в приеме на работу инвалидов.

15. Контроль за ходом выполнения организациями механизма квотирования рабочих мест осуществляет комиссия по квотированию рабочих мест для инвалидов соответствующего муниципального образования.

16. Орган службы занятости населения организациям, выполнившим квоту в полном объеме, по итогам года выдает заключение о выполнении квоты, которое предоставляется в налоговый орган по месту регистрации организации для получения льготы по налогу на прибыль организаций (пункт с изменениями на 11 октября 2010 года).

IV. Порядок определения численности граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для трудоустройства в организации

17. Работу по подготовке предложений об определении численности граждан, испытывающих трудности в поиске работы, рекомендуется возложить на координационный комитет по содействию занятости населения муниципального района или городского округа и органы службы занятости населения, исходя из ситуации на рынке труда соответствующего города, района.

18. Количество и категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для трудоустройства в организации независимо от численности работающих в организации определяются соглашением между уполномоченным органом и работодателем в размере не менее 1 процента от среднесписочной численности работников организации по каждой категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

19. Работодатели могут резервировать рабочие места для трудоустройства определенного уполномоченным органом количества и категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (пункт с изменениями на 2 февраля 2009 года).

В случае невозможности резервирования на своем производстве рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, работодатели могут арендовать (создать) рабочие места в другой организации и трудоустраивать граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на арендованные рабочие места в счет резервирования на основе договора.

20. Контроль трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в организации, определенные уполномоченным органом, осуществляется органами службы занятости населения и координационным комитетом содействия занятости населения муниципального района или городского округа.

Приложение
к Рекомендациям
по квотированию рабочих
мест для инвалидов
и трудоустройству граждан,
испытывающих трудности
в поиске работы

(приложение с изменениями на 5 мая 2014 года, -
см. предыдущую реда

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль