Можно ли принять на работу слесаря 5 разряда на должность слесаря 4 разряда?

761

Вопрос

Прошу вас дать разъяснения по следующей ситуации.Работник приходит устраиваться на работу на должность слесаря, например, с документами, подтверждающими 5 разряд. Будет ли нарушением, если мы его сначала возьмем на работу на 4 разряд? Работник согласен работать, но не согласен, что ему понижают разряд.Прошу рассмотреть два варианта: 1) если разряд привязан к должности, т.е. есть вакантные должности слесарь 4 разряда и слесарь 5 разряда (соответственно должности слесарей 4 и 5 разряда отличаются разными окладами и функциональными обязанностями)2) разряд не привязан к должности и есть вакансия "слесарь" (и два разряда: четвертый и пятый, и разница в зарплате регулируется надбавками за квалификацию).Статья 143 ТК РФ определяет понятие квалификационного разряда. Что имеется ввиду под профессиональной подготовкой? Получение профессионального образования либо профессионального обучения? или и опыт работы на данной должности, навыки? или совокупность этих показателей?

Ответ

Ответ на 1 вопрос: Работник приходит устраиваться на работу, на должность слесаря, например, с документами, подтверждающими 5 разряд. Будет ли нарушением, если мы его сначала возьмем на работу на 4 разряд? Работник согласен работать, но не согласен, что ему понижают разряд. Прошу рассмотреть два варианта: 1) если разряд привязан к должности, т.е. есть вакантные должности слесарь 4 разряда и слесарь 5 разряда (соответственно должности слесарей 4 и 5 разряда отличаются разными окладами и функциональными обязанностями; 2) разряд не привязан к должности, и есть вакансия "слесарь" (и два разряда: четвертый и пятый, и разница в зарплате регулируется надбавками за квалификацию).

Вы в любом случае не сможете взять слесаря 5 разряда на 4-й разряд, независимо от того, разные ли это должности и различаются ли трудовые обязанности.

Согласно пункту 10 Общих положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30, понизить сотруднику квалификацию на один разряд можно только за грубые нарушения технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ.

Ответ на 2 вопрос: Статья 143 ТК РФ определяет понятие квалификационного разряда. Что имеется в виду под профессиональной подготовкой? Получение профессионального образования либо профессионального обучения? Или и опыт работы на данной должности, навыки? Или совокупность этих показателей?

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", профессиональная подготовка относится к основным программам профессионального обучения.

На основании этого можно сказать, что профессиональная подготовка представляет собой процесс обучения по соответствующим образовательным программам, а уровень профессиональной подготовки применительно к квалификационному разряду означает полученное в результате обучения образование (знания).


Эксперт делится важной информацией о инструкции по охране труда для слесаря-сантехника в материале по ссылке.


Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как присвоить разряд сотруднику

Квалификационные характеристики

Что включают в себя квалификационные характеристики

Тарифно-квалификационные характеристики, приведенные в Едином тарифно-квалификационном справочнике, содержат описание основных, наиболее часто встречающихся (типовых) работ по профессиям. Также квалификационные характеристики содержатся в профессиональных стандартах. Однако такие профессиональные стандарты находятся на стадии разработки и в настоящий момент на практике не применяются. Поэтому до их окончательной разработки нужно по-прежнему применять тарифно-квалификационные характеристики. Помимо таких квалификационных характеристик конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, инструкциями или другими документами.

Об этом сказано в пункте 4 Общих положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30, статье 195.1 Трудового кодекса РФ.

При этом набор квалификационных характеристик определяет определенный квалификационный разряд, устанавливаемый сотруднику.*

Квалификационные разряды

Что из себя представляют квалификационные разряды

Квалификационный разряд является величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки сотрудника (ст. 143 ТК РФ).

Квалификационные разряды работ установлены в соответствии с квалификационными характеристиками по их сложности (как правило, без учета условий труда). Чем выше квалификационный разряд, тем большие требования предъявляются к квалификации сотрудника и тем более квалифицированным (сложным) является его труд.

Установление квалификационных разрядов сотрудникам происходит в соответствии с Общими положениями, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30. Разряд присваивается в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника в зависимости от квалификационных требований и трудовых навыков конкретного сотрудника (п. 19, 21 Общих положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30).

Понижение разряда

Когда можно понизить разряд сотруднику

Руководитель организации по согласованию с профсоюзом (при его наличии) имеет право понижать сотруднику квалификацию на один разряд за грубые нарушения технологической дисциплины и за другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества изготавливаемой им продукции или выполняемых работ.

Восстановление прежнего разряда после понижения возможно в общем порядке, установленном для присвоения и повышения разряда, но не ранее чем через три месяца после его снижения.

Такие правила установлены пунктом 10 Общих положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Нормативная база: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

19.07.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль