Как правильно уведомить территориальные центры занятости о сокращении?

1183

Вопрос

Подскажите пожалуйста, структурные подразделения (карьер) нашего предприятия находятся территориально в разных районах области. В настоящий момент планируется достаточно серьезное сокращение персонала. Уведомляем мы территориальный (районный) центр занятости и определяем массовое ли будет сокращение или нет тоже из расчета количества сокращаемых в рамках одного карьера. Верен ли такой подход? Или в случае одновременного сокращения персонала в разных карьерах нашего предприятия мы должны определять массовое будет сокращение или нет и соответственно корректировать сроки уведомления центра занятости с учетом суммы всех сокращаемых в разных карьерах нашего предприятия?Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

Критерии массового увольнения следующие. Организация сокращает:

Эти критерии указаны в подпунктах «б» и «в» пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99. Ими нужно руководствоваться, если иные не определены в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Законодательство в качестве работодателей определяет юридические лица (ст. 20 ТК РФ). Как следствие, работодателем по отношению к работникам филиала или представительства (обособленного структурного подразделения) является именно юридическое лицо. Поэтому, сокращая работников из обособленных подразделений юридического лица, трудовые отношения прекращаются между работником и работодателем - юридическим лицом (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что работодатель для целей отнесения сокращения к массовому должен сопоставить общее количество всех увольняемых работников с критериями, определяющими массовое сокращение. То есть необходимо сложить количество увольняемых работников по всем подразделениям организации, а полученный результат соотнести с критериями массового увольнения, применяемыми в данной организации. При этом даже тот факт, что все подразделения находятся в разных местностях, в данном случае юридического значения не имеет.

То есть такие критерии определяются не исходя из одного структурного подразделения, а организации в целом.

При этом обратите внимание, что в отраслевых соглашениях могут быть предусмотрены другие критерии.

Так, например, согласно п. 6.5 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2014 - 2016 годы (утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 28.08.2013) (ред. от 24.02.2015) критерием массового увольнения Работников при сокращении численности или штата является увольнение 5 и более процентов Работников Организации, филиала, иного структурного подразделения в течение 90 календарных дней.

В зависимости от особенностей развития экономики и уровня безработицы в регионе в коллективном договоре Организации могут устанавливаться иные критерии массового высвобождения, усиливающие социальную защищенность Работников.

Для целей Соглашения при определении критериев массового увольнения под иным структурным подразделением понимается структурное подразделение, руководитель которого наделен правом приема и увольнения работников.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Когда сокращение численности или штата сотрудников приводит к массовому увольнению

Критерии массового увольнения следующие. Организация сокращает:

  • 50 и более человек в течение 30 дней;
  • 200 и более человек в течение 60 дней;
  • 500 и более человек в течение 90 дней;
  • 1 процент общего числа работающих в течение 30 дней в регионах с численностью населения менее 5000 человек.
  • 50 и более человек в течение 30 дней;
  • 200 и более человек в течение 60 дней;
  • 500 и более человек в течение 90 дней;
  • 1 процент общего числа работающих в течение 30 дней в регионах с численностью населения менее 5000 человек.

Эти критерии указаны в подпунктах «б» и «в» пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99. Ими нужно руководствоваться, если иные не определены в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). Например, для организаций нефтегазовой отрасли критерии массового увольнения установлены в Отраслевом соглашении от 13 декабря 2013 г.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Ситуация: Как уведомить службу занятости о сокращении численности или штата сотрудников

О сокращении численности или штата также нужно уведомить службу занятости:

Уведомление составьте в письменной форме.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

Внимание: за неуведомление службы занятости или уведомление с нарушением срока организацию и ее должностное лицо, например, руководителя, могут оштрафовать (ст. 19.7 КоАП РФ).

Как составить уведомление в службу занятости о сокращении численности или штата

Организация обязана письменно уведомить службу занятости о сокращении численности или штата. При этом в представленном документе необходимо указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к должности (профессии), условия оплаты труда каждого конкретного высвобождаемого сотрудника.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1.

Формы, которые организации должны представлять в службу занятости в случаях массового увольнения сотрудников (в т. ч. при сокращении численности или штата), утверждены Правительством РФ (п. 4 и 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99). Эти формы приведены в приложениях 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99.

В то же время некоторые региональные и местные власти утверждают свои формы уведомлений о высвобождении сотрудников. Например, в Москве уведомлять службу занятости о сокращении численности или штата нужно по форме № 1 «Сведения о высвобождаемых работниках». Указанная форма утверждена постановлением Мосгоркомстата от 26 мая 1997 г. № 4.

Совет редактора: уточните в службе занятости по месту регистрации организации, по какой форме необходимо представить уведомление о сокращении численности или штата. Также это можно сделать и при помощи сайта соответствующей службы в сети Интернет. Например, комитет по труду и занятости г. Санкт-Петербурга разместил на своем сайте памятку работодателю «Сокращение численности и штата работников от "А" до "Я"», где содержится вся необходимая работодателю информация о порядке увольнения сотрудников.

Какая ответственность грозит организации за неуведомление или несвоевременное уведомление службы занятости о сокращении штата

Организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать.

За неуведомление или нарушение срока уведомления службы занятости о предстоящем сокращении предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • от 3000 до 5000 руб. – для организации;
  • от 300 до 500 руб. – для ее должностных лиц, в частности, руководителя.

Это следует из статьи 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом неуведомление и несвоевременное уведомление службы занятости само по себе не может стать основанием для восстановления сокращенного сотрудника. Объясняется это следующим.

Обязанность по уведомлению службы занятости установлена в пункте 2 статьи 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. А Трудовым кодексом РФ такая обязанность для работодателя не предусмотрена (ст. 180 ТК РФ). То есть уведомление службы занятости относится не к процедуре увольнения, а представляет собой форму содействия работодателя в обеспечении занятости населения. Поэтому само по себе неуведомление службы занятости, при отсутствии других нарушений со стороны работодателя, не дает оснований для признания увольнения незаконным и восстановления сокращенных сотрудников.

Правомерность такого подхода подтверждают и суды. См., например, кассационное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2011 г. № 33-4458/11, апелляционные определения Смоленского областного суда от 12 марта 2014 г. № 33-804, Московского областного суда от 3 июня 2013 г. № 33-12229/2013, Иркутского областного суда от 5 августа 2013 г. № 33-6212/2013, определения Ленинградского областного суда от 15 ноября 2012 г. № 33-5191/2012, Московского областного суда от 7 апреля 2011 г. № 33-7918.

Таким образом, единственное нарушение в порядке уведомления службы занятости может стать лишь причиной штрафа.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

17.06.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль