Транспортную безопасность и обеспечение безопасности дорожного движения - одно и тоже?

2307

Вопрос

У нас проверка транспортной безопасности, мы выращиваем виноград, но есть и свой транспорт: трактора, автотопливозаправщик, автобус-вахта. Транспортная безопасность это ФЗ № 16, и мне не понятно, нужна ли ДИ ответственного за ТБ, если у нас есть лицо, ответственное за безопасность дорожного движения.Ответственный за транспортную безопасность и ответственный за работу по обеспечению безопасности дорожного движения это одно и тоже?

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, это не одно и то же.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения" на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, возложена обязанность обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. При этом законодатель не определил при какой численность данное требование обязательно, а также профиль перевозок (грузовые или пассажирские). В такой ситуации данное требование следует признать обязательным для всех перевозчиков.

При этом ЕКС такая отдельная должность не предусмотрена, обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения могут быть возложены на работника организации (начальника автоколонны, начальника гаража и т.п.).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки (ст. 4 Закона № 16-ФЗ). То есть назначение такого лица (и, соответственно, составление должностной инструкции по данной должности, если Вы не планируете ее введение в штатное расписание) обязательным не является. Тем более, что у Вас есть лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги: Охрана труда: просто и понятно

1Январь2015

Организация работы по охране труда

Как организовать безопасное дорожное движение на предприятии

Транспортную безопасность и обеспечение безопасности дорожного движения - одно и тоже?Сергей ТАЛАНОВ, руководитель отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды ЗАО «НПО "КИТ"» (Москва)

Ключевые проблемы

  • Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения?
  • Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии?
  • Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии?

Правовая база

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения

В настоящее время трудно представить современное предприятие, будь то огромный холдинг или небольшая инжиниринговая компания, без наличия на ее бухгалтерском балансе автомобильного транспорта. Использование автомобилей непременно связано с ДТП, которые приводят к травмам и несчастным случаям с работниками. Чтобы этого избежать, нужно обеспечить безопасность дорожного движения в организации1.

Для предупреждения ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения. Необходимость создания службы зависит от количества водителей в организации – если их меньше 50, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким ответственным, как правило, назначают директора, главного инженера или заместителя руководителя. В должностной инструкции назначенного сотрудника должны быть прописаны функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

Транспортную безопасность и обеспечение безопасности дорожного движения - одно и тоже?

Предупреждает

Андрей ЖЕЛУДЕНКО,

директор ООО «Профит-Сервис» (Владивосток)

Помимо обучения по безопасности дорожного движения, водители, участвующие в перевозке пассажиров, должны проходить стажировку. Ее проводят для вновь принятых сотрудников, тех, у кого был перерыв в работе более 12 месяцев, а также для водителей, переведенных на новые маршрут или транспортное средство. Только после успешной стажировки водителя можно допускать к самостоятельной работе.

Ответственное лицо, наряду с другими сотрудниками, связанными с обеспечением безопасного дорожного движения на предприятии, должны пройти аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора (далее – УГАДН)2. Аттестации подлежат следующие работники предприятия:

  • руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники:
    – службы эксплуатации;
    – отделов: безопасности дорожного движения, технического контроля, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
    – колонн, маршрутов;
  • специалисты – диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

После аттестации работникам выдают соответствующие удостоверения, действующие пять лет.

Кроме того, специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России»3 с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии

Служба безопасности дорожного движения (или ответственный работник) на предприятии должна выполнять следующие функции:

  • разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств организации;
  • контролировать деятельность других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств;
  • учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения;
  • следить, чтобы на линию выпускались только исправные и полностью укомплектованные транспортные средства, а также принимать их обратно с проверкой техсостояния и своевременности возвращения;
  • допускать к управлению транспортными средствами обученных, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших стажировку водителей;
  • контролировать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей.

Транспортную безопасность и обеспечение безопасности дорожного движения - одно и тоже?

Советует

Татьяна ТРАУТВЕЙН,

ведущий инженер по охране труда Сибирского центра безопасности труда ООО «Сибирский центр безопасности труда» (Барнаул)

Если в штате предприятия больше 50 водителей, придется выделить специальное помещение под учебный класс по безопасности дорожного движения. В нем будут проводиться занятия по профилактике ДТП и повышению профессиональных знаний водительского состава. При небольшом количестве водителей достаточно организовать уголок по безопасности дорожного движения.

Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии

Чтобы повысить эффективность работы ответственного за безопасность дорожного движения, на предприятии нужно вести определенные документы. Ниже приведен перечень, из которого можно выбрать документы для конкретного предприятия, исходя из вида и сложности перевозки пассажиров и грузов, а также эксплуатируемого транспорта.

Таблица. Перечень документов по безопасности дорожного джвижения для предприятия, эксплуатирующего транспорт

Наименование документа Чем установлен
Приказ о введении должности специалиста по безопасности дорожного движения Пункт 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ);
– пункт 8.2 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7
Приказ о создании службы безопасности дорожного движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службе безопасности движения Минавтотранса РСФСР»
Приказ о создании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Статья 20 Закона № 196-ФЗ
Приказ о назначении лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию Пункт 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28) (далее – Межотраслевые правила на автотранспорте)
Приказ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний водителей Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Должностная инструкция ответственного по безопасности дорожного движения Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в организации Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ
Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Пункт 4 ст. 20, ст. 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее – Методические рекомендации по медосмотрам)
Журнал предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей организации Статья 23 Закона № 196-ФЗ;
– Методические рекомендации по медосмотрам
Журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– Пункт 28 Межотраслевых правил на автотранспорте
Журнал учета дорожно-транспортных происшествий Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Журнал учета нарушений правил дорожного движения Пункт 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Журнал учета движения путевых листов Пункт 2.3.1.7 Постановления Госкомстата России от 20 ноября 1997 г. № 78
Журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом»
Программа повышения профессионального мастерства водителей организации Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Учебно-тематический план повышения профессионального мастерства водителей организации Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Протоколы проверки профессиональных знаний водителей организации Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
План мероприятий по безопасности дорожного движения и предупреждению дорожно-транспортных происшествий на транспорте Пункт 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ;
Пункт 6 Межотраслевых правил на автотранспорте;
– РД-200-РСФСР-12-0071-86-08 «Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия»
Графики линейного контроля дисциплины водителей, технического состояния подвижного состава на линии и условий движения на маршрутах РД-200-РСФСР-12-0071-86-02 «Основные функции предприятий и организаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий»
Документация о результатах проверок служб, должностных лиц предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 «Положение о службе безопасности движения Минавтотранса РСФСР»
Стажировочные листы водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»
Документация о проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 «Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»
Отчеты о дорожно-транспортных происшествиях РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения»
Документация по проведению проверок исполнения мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе Пункт 5 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по учету и анализу результатов всех видов обязательных медицинских осмотров водителей Пункт 14 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по учету сведений о лицах, проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения Пункт 23 Межотраслевых правил на автотранспорте
Проект организации дорожного движения по маршруту или участку маршрута для крупногабаритных транспортных средств Пункт 56 Межотраслевых правил на автотранспорте
Расписание (график) движения по маршруту регулярных перевозок пассажиров Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте
Схема маршрута регулярных перевозок пассажиров с указанием опасных участков Пункт 62 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация по согласованию автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров, проходящего через нерегулируемый железнодорожный переезд, с владельцем данного переезда Пункт 63 Межотраслевых правил на автотранспорте
Документация об уведомлении организаций, осуществляющих эксплуатацию зимников, переправ, по которым предполагается осуществить перевозку пассажиров и грузов Пункт 73 Межотраслевых правил на автотранспорте

Ответы на ваши вопросы

Может ли специалист по охране труда быть ответственным за безопасность дорожного движения?

Можно ли назначить специалиста по охране труда ответственным за безопасность дорожного движения на предприятии?
Ольга ПАРИНА, руководитель (Тверь)

Да, можно. Для этого необходимо внести в должностную инструкцию специалиста соответствующие обязанности и направить его на обучение и сдачу квалификационного экзамена по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России».

Нужно ли обучать водителей?

Приказ Минтранса России от 9 марта 1995 г. № 27 утратил силу. Нужно ли по-прежнему обучать водителей по программе повышения квалификации? Какая ответственность грозит, если этого не делать?
Елена КВАСИКОВА, специалист по безопасности дорожного движения (Владимир)

Работодатели, эксплуатирующие транспортные средства, должны создавать условия для повышения квалификации водителей (п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). На предприятии должны быть разработаны план и программа ежегодных занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом, так и без отрыва от производства4. За допуск к управлению транспортом неквалифицированных водителей грозит штраф: для должностного лица – 20 000 рублей, для организации – 100 000 рублей (п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Нужно ли проводить инструктаж по безопасности дорожного движения с офисными работниками?

В компании у ряда офисных сотрудников имеется служебный автомобиль (арендованный компанией), закрепленный за каждым по приказу. Нужно ли проводить инструктаж по БДД для таких работников и если да, то кто это может сделать? Специалиста по БДД у нас нет.
Игорь РЕМИЗОВ, начальник службы кадров (Абакан)

Если работники сами управляют автомобилями, на них распространяются те же требования, что и на обычных водителей. То есть инструктаж по безопасности дорожного движения им необходим. При отсутствии в штате организации специалиста по безопасности дорожного движения его обязанности может выполнять любой сотрудник, прошедший квалификационную подготовку. Он и будет проводить инструктаж с работниками.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
Пункт 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ Выяснить, какая ответственность грозит руководителю за допуск к работе неквалифицированных водителей
Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ Узнать требования к организации безопасного дорожного движения на предприятии
Приказ Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11 Понять порядок аттестации руководителей и специалистов по безопасности дорожного движения
Приказ Минтранса России от 23 июля 1998 г. № 91 Ознакомиться с типовыми программами подготовки специалистов организации, занимающейся автомобильными перевозками
Приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 Узнать, как обеспечить безопасность перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов
Постановление Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28 Уточнить правила по охране труда на автомобильном транспорте
РД-200-РСФСР-12-0071-86-02 Ознакомиться с основными функциями предприятий и организаций по предупреждению ДТП
РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 Разобраться в требованиях к службе безопасности дорожного движения организации
РД-200-РСФСР-12-0071-86-08 Узнать, как планировать мероприятия по предупреждению ДТП
РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 Уточнить порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Получить информацию о том, как проводят повышение квалификации и стажировку водителей
РД-200-РСФСР-12-0071-86-13 Узнать, как учитывать и анализировать ДТП и нарушения Правил дорожного движения
РД-200-РСФСР-12-0071-86-15 Выяснить, как проводится служебное расследование ДТП

Запомните главное

1 Для организации работы по предупреждению ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения. Если в организации меньше 50 водителей, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

2 Ответственным за безопасность дорожного движения может стать любой сотрудник, прошедший соответствующую квалификационную подготовку. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

3 Работники, связанные с обеспечением безопасного дорожного движения на предприятии, проходят аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора.

4 Специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России» с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

5 Служба безопасности дорожного движения (или ответственный сотрудник) на предприятии должны разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств, учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения и следить за тем, чтобы на линию выпускались исправные и полностью укомплектованные автомобили.

1Статья 20 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2Пункт 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (утверждено приказом Минтранса России, Минтруда России от 11 марта 1994 г. № 13/11).
3Приказ Минтранса России от 23 июля 1998 г. № 91 «Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте».
4РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утвержден Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.).

15.06.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль