Как принять на должность вахтенного помощника капитана если ее нет в тарифно-классификационном справочнике?

384

Вопрос

В тарифно-классификационном справочнике нет должности вахтенный помощник капитана, из вспомогательных фасетов есть только "сменный", профессия "вахтенный помощник капитана" есть в приказах Минтранса? Можно ли принять на такую должность?

Ответ

Ответ на вопрос:

По общему правилу, названия должностей работодатель определяет по собственному усмотрению.

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам, профессиональным стандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Причем, никакие приказы Минтранса сюда отнести нельзя. Только ЕКС, профстандарты и классификаторы.

Ни классификатором, ни ЕКС, ни профстандартами должности вахтенного помощника капитана не предусмотрено.

Также отметим, что порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее составлять. Как правило, должностная инструкция разрабатывается на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках. Также работодатель может основываться на тех правах и обязанностях, которыми планирует наделить сотрудника, принимаемого на эту должность. Подробнее о том, как оформить должностную инструкцию, см. здесь: http://1kadry.ru/#/document/130/50112/?step=14.

Обязанности вахтенного помощника капитана можно посмотреть в Приказе Минморфлота СССР от 09.01.1976 N 6 "Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР",

Уставе службы на судах Министерства речного флота РСФСР (утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982 N 30) (ред. от 03.06.1998); Приказе Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "Об утверждении Устава службы на судах Военно-Морского Флота" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.08.2010 N 18311); Приказе Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140 "Об утверждении Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации".

Требования к квалификации можно посмотреть здесь: Приказ Госкомрыболовства РФ от 21.05.2002 N 202 (ред. от 20.09.2002) "Об утверждении Требований к получению дипломов о присвоении квалификации и свидетельств персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации"; Приказ Минтранса России от 15.03.2012 N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания

При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:

Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Правовая база: Приказ Минморфлота СССР от 09.01.1976 N 6 "Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР"

<...>

Глава XIII

ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

Общие положения

392. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.

На всех судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба.

На судах, выведенных из эксплуатации, порядок несения вахтенной службы устанавливается судовладельцем.

Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы - на старшего помощника капитана и старшего механика.

Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

К вахте должны привлекаться лица, получившие соответствующий отдых.

393. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Ходовые или стояночные вахты назначает капитан исходя из конкретных обстоятельств.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать 4 часов.

Во время стоянки судна в порту или на рейде члены экипажа могут быть по распоряжению капитана оставлены на судне во внеурочное время (без выполнения основной работы) для обеспечения безопасности судна, в том числе противопожарной безопасности.

394. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.

Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 минут до начала вахты.

Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту не позднее чем за 15 минут. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных. На стоянке список вахты вывешивается на доске у трапа.

395. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме). Кроме того, вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос при стоянке судна в порту должны иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина повязки - 4,5 см, каждой полосы - 1,5 см. Цвет полос:

для повязки вахтенного помощника капитана - синий, белый, синий;

для повязки вахтенного матроса - красный, белый, красный.

396. Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте командира вахтенные не имеют права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

397. Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.

398. В течение вахты вахтенный помощник капитана, вахтенный механик, вахтенный электромеханик, вахтенный радиооператор и другие лица командного состава, несущие вахту, ведут необходимые записи, отражающие несение на судне вахтенной службы, а по окончании вахты вносят эти записи в соответствующие журналы согласно правилам их ведения.

399. При стоянках в портах любое лицо судового экипажа, имеющее необходимую квалификацию, распоряжением капитана может привлекаться к несению вахты на судне после соответствующего отдыха и инструктажа.

400. Заступающие на вахту обязаны получить разрешение о заступлении на вахту у вахтенного командира.

401. При использовании судовой администрацией береговой швартовной бригады для перешвартовки судна береговая швартовная бригада производит перешвартовку судна совместно с вахтенным персоналом. Руководитель береговой швартовной бригады при выполнении швартовных операций осуществляет руководство и несет ответственность за все действия членов швартовной бригады, связанные с перешвартовкой судна.

Подготовка судна к швартовным операциям является обязанностью вахтенной службы.

Вахтенный помощник капитана

Общие обязанности

402. Вахтенный помощник капитана является старшим по всей вахтенной службе судна и непосредственно подчиняется капитану, а в его отсутствие на судне - старшему помощнику капитана.

Вахтенный помощник капитана отвечает в пределах возложенных на него обязанностей за надлежащее несение на судне вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, людей, находящихся на судне грузов и другого имущества, а также за предотвращение загрязнения морской среды.

Распоряжения вахтенного помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для каждого члена судового экипажа и других лиц, находящихся на судне.

Никто, кроме капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана, не имеет права отменять или изменять распоряжения вахтенного помощника капитана.

403. Вахтенный помощник капитана для выполнения работ, связанных с эксплуатацией судна, а также обеспечения безопасной стоянки судна имеет право вызвать из состава единой технической службы лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив старшего механика.

404. Вахтенный помощник капитана не имеет права отлучаться с вахты без разрешения капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана.

При заступлении на вахту помощник капитана обязан ознакомиться с составом вахты и провести инструктаж по несению вахтенной службы, получить от сдающего вахту все необходимые сведения о месте стоянки судна, об окружающей обстановке, условиях стоянки, ходе грузовых операций, ремонтных и иных работах, наличии на борту капитана, командного состава, команды и других лиц, не входящих в состав экипажа, а также другие сведения, связанные с обеспечением безопасности судна и его эксплуатационной деятельностью, в том числе:

(01) о распоряжениях капитана по вахте;

(02) о балластировке судна и распределении судовых запасов воды, топлива и смазочных масел по танкам и цистернам;

(03) о судовых и ремонтных работах, обратив особое внимание на работы, ведущиеся на открытых палубах, с забортной арматурой и с применением открытого огня;

(04) о наличии плавсредств у борта и на бакштове;

(05) об открытых люках, горловинах и других открытых забортных отверстиях;

(06) о наличии воды в льялах и сточных колодцах;

(07) о назначенном времени готовности судна к выходу в рейс, заданной готовности главных двигателей и наличии судового снабжения.

405. При несении вахты помощник капитана обязан:

(01) обеспечивать своевременное и точное выполнение требований обязательного постановления по порту и других местных правил, международных правил для предупреждения столкновения судов в море и других международных правил, касающихся безопасности мореплавания, использования огней и других средств сигнализации;

(02) организовывать надлежащее несение вахтенной службы, обеспечивать на судне порядок и чистоту, а также надлежащую организацию наблюдения и связи;

(03) вести надежное наблюдение за состоянием судна, принимать меры по обеспечению безопасности людей, судна и груза, организовывать использование всех судовых средств пожаротушения;

(04) обеспечивать своевременное включение сигнально-отличительных огней, выставление знаков и сигналов, соответствующих положению, состоянию и роду занятий судна, контролировать их исправное действие;

(05) обеспечивать производство замеров воды в льялах и сточных колодцах и производить запись результатов замера в судовом журнале:

на ходу - каждую вахту;

на якоре и швартовах - не реже 2 раз в сутки;

при приеме воды, топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях и других особых случаях, когда требуется более частый контроль за возможным поступлением на судно забортной воды, - не реже одного раза в час;

при ударах судна о лед, причал, столкновениях с другим судном или плавающим предметом - немедленно.

Примечание. В штормовых условиях плавания, когда не представляется возможным произвести замеры воды в льялах, контроль за наличием воды в них производится путем контрольных откачек по указанию вахтенного помощника капитана; в случае повышения уровня воды докладывать капитану.

(06) вести наблюдение за креном и дифферентом судна;

(07) следить за температурным режимом и проветриванием трюмов;

(08) обеспечивать готовность дежурной шлюпки к спуску и принимать доклады от командиров шлюпок о готовности к спуску и отходу от борта, давать разрешение на спуск дежурных шлюпок и их отход; принимать доклады от командиров шлюпок по возвращении их на судно;

(09) следить за подходящими к судну и находящимися у его борта плавучими средствами, указывая им место стоянки у борта; при спуске на воду судовых плавсредств вести наблюдение за ними и принимать меры к своевременному подъему их на борт;

(10) при приеме людей на борт, при высадке людей с судна принимать меры, обеспечивающие их безопасность;

(11) при обнаружении опасности для судна (пожар, взрыв, пробоина), а также при падении человека за борт самостоятельно объявлять тревогу и принимать все меры для предотвращения опасности или спасения человека, упавшего за борт;

(12) вести записи в судовом журнале в соответствии с установленными правилами.

406. Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту, если он сомневается в том, что заступающий помощник капитана находится в состоянии, при котором он может эффективно выполнять свои обязанности. В этом случае он обязан уведомить капитана.

Обязанности на ходовой вахте

407. При заступлении на вахту помощник капитана обязан:

(01) сверить компасный курс и общую поправку компаса с прокладкой на карте;

(02) ознакомиться по карте с районом плавания, навигационной обстановкой, а также с условиями и обстоятельствами плавания;

(03) проверить место судна по счислению на карте на момент приема вахты, сопоставив его с показаниями лага и последней обсервацией, при наличии возможности - самому определить место судна;

(04) выяснить действие преобладающих и предвычисленных приливов и течений на курс и скорость;

(05) проверить курс судна по гирокомпасу и магнитному компасу и его поправки, проверить скорость судна, поправку лага и соответствие работы главного двигателя заданному режиму;

(06) на судах с дистанционным управлением выяснить, как осуществляется управление главными двигателями механической установки в данный момент (с мостика или из машинного помещения);

(07) при управлении главными двигателями с мостика убедиться в исправном состоянии пульта управления и соответствии контролируемых параметров установленным нормам;

(08) убедиться в исправной работе технических средств судовождения;

(09) проверить отметку времени на ленте курсографа;

(10) убедиться, что его зрение адаптировалось к условиям видимости;

(11) в присутствии вахтенного помощника капитана, сдающего вахту, ознакомиться с окружающей обстановкой (берег, огни, суда), состоянием погоды и видимости, полученными прогнозами и штормовыми предупреждениями, а также со всеми распоряжениями, отданными капитаном в отношении плавания судна;

(12) убедиться в исправном действии ходовых огней;

(13) при выполнении маневра передача вахты не производится до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено.

408. Во время ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:

(01) постоянно находиться на мостике и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой. Пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением его штурманских обязанностей, но перед этим он обязан лично убедиться, что это безопасно и что на период его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение;

(02) вести счисление пути судна. Использовать любую возможность для определения места судна навигационными, астрономическими и радиотехническими способами, выбирая наиболее подходящий в данных условиях;

(03) следить за исправным действием ходовых огней;

(04) каждый час и после каждого изменения курса судна сличать показания магнитного компаса с гирокомпасом и следить за точным удержанием судна на заданном курсе;

(05) контролировать работу технических средств судовождения и определять их поправки;

(06) при изменении гидрометеорологических условий, когда сохранение заданного курса становится небезопасным, когда в рассчитанное время не обнаружен берег, навигационный знак или ожидаемые глубины, когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло резкое изменение глубин, а также в случае неисправностей главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо навигационного оборудования, при возникновении каких-либо сомнений немедленно докладывать капитану и действовать по его указанию. Во всех вышеперечисленных ситуациях вахтенный помощник капитана должен, если обстоятельства требуют этого, без промедления принимать меры для обеспечения безопасности судна;

(07) с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для расхождения с которым требуется принятие каких-либо мер, вести наблюдение за изменением пеленга и дистанции с целью определения элементов движения встречного судна, результаты докладывать капитану, а в случае появления опасности немедленно принимать меры, обеспечивающие безопасность судна;

(08) твердо знать маневренные возможности своего судна;

(09) перед наступлением тумана, дождя, снегопада и других атмосферных явлений, ограничивающих видимость, доложить капитану, перейти на ручное управление рулем, немедленно подготовить к действию и включить РЛС и навигационные огни, проверить устройства для подачи звуковых сигналов, выставить наблюдателя, предварительно проинструктировав его, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сличить часы штурманской рубки и машинного помещения, сделать отметку времени на курсограмме, по возможности определить место судна, в дальнейшем руководствоваться МППСС и (или) местными правилами.

При внезапном ухудшении видимости одновременно с принятием перечисленных мер и до прибытия капитана на мостик руководствоваться МППСС и (или) местными правилами плавания;

(10) при подходе к берегу, узкостям, каналам, районам мелководья и опасным местам заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика, выставить на бак боцмана или матроса I класса, подготовить якоря к отдаче, при плавании в этих районах пользоваться картой самого крупного масштаба, охватывающей район плавания и откорректированной на основе самой последней информации (на судах портового, технического и служебно-вспомогательного флота, постоянно работающих на определенных участках в узкостях и каналах, выставлять на баке боцмана или матроса I класса не требуется);

(11) опознавать все встречающиеся знаки и другие средства навигационного ограждения;

(12) в случае приближения шторма принять необходимые меры, обеспечивающие безопасность плавания судна в штормовых условиях;

(13) следить за надежностью крепления шлюпок и плотов, грузовых стрел и кранов, палубных грузов и подвижных предметов на палубе, состоянием люковых закрытий;

(14) в случае падения человека за борт объявить тревогу, самостоятельно принять все необходимые меры для его спасения и доложить капитану о случившемся и принятых мерах;

(15) обеспечивать производство гидрометеорологических наблюдений в установленные сроки;

(16) при приеме на борт судна лоцмана и оставлении им судна принимать меры, необходимые для обеспечения его безопасности;

несмотря на наличие лоцмана на борту, продолжать контролировать место судна и его движение, а при сомнениях в действиях или намерениях лоцмана немедленно доложить капитану и принять меры предосторожности;

(17) осуществлять связь с помощью световой и флажной сигнализации;

(18) при постановке судна на якорь определить место судна.

409. На ходовой вахте вахтенному помощнику капитана не разрешается заниматься каким-либо делом или принимать на себя какие-либо обязанности, не относящиеся к несению вахты.

410. Вахтенный помощник, несмотря на присутствие на мостике капитана, несет ответственность за обеспечение безопасности плавания судна в течение всего периода своей вахты до тех пор, пока капитан не примет управление судном на себя.

411. При управлении механической установкой с мостика на судах без постоянной вахты в машинном помещении и в ЦПУ вахтенный помощник капитана должен руководствоваться инструкцией по управлению механической установкой с мостика и вести наблюдение за поступающими сигналами о работе механической установки, при появлении неполадок в ее работе должен вызывать вахтенного механика. При плавании в сложных условиях обязательно вызывать вахтенного механика в машинное помещение.

412. Вахтенный помощник капитана в случаях грозящей опасности судну, людям, грузу имеет право изменять установленные капитаном курс, скорость, способ управления и режим работы главного двигателя. О произведенных изменениях немедленно должен доложить капитану.

Обязанности при стоянке судна на якоре

413. При стоянке судна на якоре вахтенный помощник капитана обязан:

(01) обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, систематически контролировать место судна всеми доступными способами, принимать меры для предупреждения дрейфа;

(02) следить за натяжением и положением якорь-цепи, соответствием длины вытравленной якорь-цепи условиям стоянки;

(03) предупреждать возможность опасного сближения с другими судами или навигационными опасностями при рыскании судна на якоре и при изменении направления ветра и течения.

Обязанности при стоянке судна у причала

414. Во время стоянки судна у причала вахтенный помощник капитана обязан:

(01) следить за состоянием глубин у борта судна, надлежащим креплением и состоянием швартовных тросов, кранцев и соблюдением требований местных правил;

(02) при ухудшении погоды, а также при получении штормового предупреждения завести дополнительные швартовы и принять меры к обеспечению безопасной стоянки судна;

(03) следить, чтобы трап или сходни были надежно закреплены и оборудованы предохранительными сетками, поручни установлены, а леера натянуты, чтобы у трапа или сходни был наготове спасательный круг с бросательным концом, а также обеспечено надлежащее освещение;

(04) во время грузовых операций не допускать крена судна, контролировать погрузку в соответствии с грузовым планом и правильное использование судовых грузовых средств, руководить открытием и закрытием трюмов, следить, чтобы находящиеся у ватерлинии иллюминаторы были задраены;

(05) обеспечивать своевременное открытие и закрытие грузовых люков, горловин и вентиляторов и других палубных и бортовых отверстий;

(06) следить за соблюдением правил пожаробезопасности при выполнении работ по корпусной части;

(07) в отсутствие на судне капитана и старшего помощника капитана возглавлять борьбу за живучесть судна; при возникновении опасности на берегу, вблизи судна или на рядом стоящем судне принимать меры для обеспечения безопасности своего судна и оказания необходимой помощи;

(08) знать порядок вызова спасательных и пожарных средств порта, а при необходимости обеспечить их немедленный вызов;

(09) следить за состоянием пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях;

(10) при проворачивании гребных винтов обеспечивать постоянное наблюдение и безопасность судна;

(11) обеспечивать своевременную подготовку судна к швартовным операциям (уборка трапов, заваливание шлюпбалок, кранов, стрел и т.п.), быструю приемку (подачу) швартовов, правильное использование кранцевой защиты;

(12) производить периодический обход и осмотр помещений судна в ночное время.

415. При уходе капитана с судна вахтенный помощник провожает его до трапа.

При возвращении капитана вахтенный помощник встречает его у трапа и докладывает ему о состоянии судна, производимых работах и имевших место происшествиях.

416. Пребывание посторонних лиц на судне допускается только с ведома вахтенного помощника капитана. На мостике могут находиться только лица, выполняющие служебные обязанности. Допуск посторонних лиц на мостик, в штурманскую рубку и в другие служебные помещения без разрешения капитана или старшего помощника капитана запрещается.

417. Вахтенный помощник капитана, если на судне велись работы по корпусной части не судовым составом, должен лично осмотреть все объекты работ и убедиться в безопасном состоянии судна.

418. Вахтенный помощник капитана имеет право в случае необходимости вызвать на верхнюю палубу оставшуюся на борту судна часть экипажа.

419. На судах, оборудованных радиотелефоном, на вахтенного помощника капитана возлагается обеспечение радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР.

420. Во время стоянки судна на швартовах в порту вахтенный помощник капитана при отсутствии грузовых операций может в ночное время отдыхать в своей каюте, не снимая одежды.

<...>

3. Правовая база:

<...>

Глава 3

ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

239. На судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба (вахта). Общее руководство по организации вахты возлагается на капитана.

Вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и постоянного нахождения необходимого количества членов экипажа на ходовом мостике, в машинном помещении, радиорубке или на ином рабочем месте.

Продолжительность и условия несения вахты должны быть организованы таким образом, чтобы усталость всего вахтенного персонала не влияла на ее эффективность, а члены экипажа, заступающие на вахту, имели достаточный отдых и были способны надлежащим образом выполнять свои обязанности.

Вахты разделяются на ходовые и стояночные. Поименный состав вахты, обеспечивающий выполнение поставленных задач на данный период (поход), время перехода ходовой вахты в стояночную вахту и обратно в каждом конкретном случае устанавливает капитан при участии старшего помощника, старшего механика и начальника радиотехнической службы.

240. Ходовая вахта должна обеспечить:

безаварийную работу главных двигателей, механизмов, систем и устройств, обеспечивающих движение судна и выполнение задач по предназначению, постоянную готовность к использованию средств борьбы за живучесть;

постоянную и устойчивую радиосвязь с берегом (пунктом управления), прием информации об изменениях навигационной и оперативной обстановки;

поддержание постоянной готовности судна к любым значительным изменениям оперативной обстановки путем визуального, слухового и технического наблюдения всеми имеющимися на судне средствами;

всестороннюю полную оценку обстановки и риска столкновения с другими судами, касания грунта, посадки на мель или возникновения иной навигационной опасности;

обнаружение морских или воздушных судов, терпящих бедствие в море, людей, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов или их обломков и прочих опасностей для судоходства.

241. При определении состава и продолжительности ходовой вахты капитан должен учесть:

наличие приборов и средств управления на ходовом мостике или в месте, непосредственно связанном с ним, а также радиолокационных станций, электрорадионавигационных приборов, систем аварийно-предупредительной сигнализации и других средств, которые используются или могут использоваться при плавании судна;

тип (мощность) и состояние главных двигателей и механизмов, обеспечивающих движение и безопасность судна, наличие систем их автоматического управления и защиты;

оснащенность судна средствами радиосвязи и периодичность их использования;

продолжительность плавания, состояние погоды и моря, необходимость повышенного внимания при плавании в сложных условиях и возможность немедленного усиления вахты;

профессиональную компетентность лиц командного состава, назначаемых на вахту, знание ими оборудования и маневренных характеристик судна;

любые другие обстоятельства, которые могут возникнуть при несении ходовой вахты.

242. Стояночная вахта должна обеспечить:

безопасность судна и охрану жизни людей, находящихся на нем;

безаварийную эксплуатацию устройств, механизмов и оборудования, обеспечивающих выполнение грузовых и иных работ на судне;

готовность к использованию средств борьбы за живучесть судна, поддержание порядка и нормальной жизнедеятельности экипажа;

выполнение требований международных и портовых правил по предотвращению эксплуатационного или аварийного загрязнения морской окружающей среды.

243. При определении состава и продолжительности стояночной вахты капитан должен учесть:

состав палубной вахты, обеспечивающей охрану судна и его безопасную стоянку в зависимости от глубин под килем, уровня и времени наступления полной и малой воды, защищенности места стоянки от волнения, ветра и других гидрометеорологических условий;

состав машинной в

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль