К какой группе электробезопасности относится водитель-экспедитор?

563

Вопрос

Водитель-экспедитор, занятый на международных грузоперевозках к какой группе электробезопасности относиться? Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ПРИКАЗУ МИНЭНЕРГО РОССИИ от 13.01.2003 № 6 перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель Потребителя (п. 1.4.3). На законодательном уровне такого перечня нет.

Обслуживание электротехнологических установок (электросварка, электролиз, электротермия и т.п.), а также сложного энергонасыщенного производственно-технологического оборудования, при работе которого требуется постоянное техническое обслуживание и регулировка электроаппаратуры, электроприводов, ручных электрических машин, переносных и передвижных электроприемников, переносного электроинструмента, должен осуществлять электротехнологический персонал. Он должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки. Неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4734) управлять электропогрузчиком могут лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение и аттестацию на право вождения и имеющие II группу по электробезопасности.

К водителю автомобиля таких требований не предъявляется.

Если при исполнении трудовой функции водителя есть опасность поражения электрическим током, то ему нужно присвоить группу I по электробезопасности.


Статья о журнале по электробезопасности поможет вам не допускать ошибок в работе.


Также отметим, что требования к водителям, осуществляющих международные автомобильные перевозки, установлены Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенным в г. Женеве 01.07.1970 (см. в п. 4 доп. материалов).

Так, минимальный возраст водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, должен быть:

a) для транспортных средств, разрешенный максимальный вес которых не превышает 7,5 тонны, - не менее 18 лет;

b) для других транспортных средств:

i) не менее 21 года; или

ii) не менее 18 лет при условии, что эти лица имеют удостоверение о получении профессионального образования, признаваемое Договаривающейся Стороной, на территории которой зарегистрировано данное транспортное средство, и свидетельствующее об окончании курсов водителей грузовых автотранспортных средств. Однако в тех случаях, когда водители моложе 21 года, любая Договаривающаяся Сторона может

- запретить им управление указанными транспортными средствами в пределах своей территории даже в том случае, если они имеют упомянутое выше удостоверение, или

- допускать к управлению только тех водителей, удостоверение которых Договаривающаяся Сторона согласна признать выданным после окончания курсов водителей грузовых автотранспортных средств, эквивалентных курсам, предусмотренным национальным законодательством данной Договаривающейся Стороны.

Если на транспортном средстве предусматриваются два водителя, то один из водителей должен быть не моложе 21 года.

Водители транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки пассажиров, должны быть не моложе 21 года.


Интересная информация о группах по электробезопасности размещена здесь.


Водители транспортных средств должны быть добросовестными и заслуживающими доверия. Они должны иметь достаточный опыт и квалификацию, необходимые для выполнения требуемой работы.

Что касается должности водитель-экспедитор, отметим, что:

По общему правилу, названия должностей работодатель определяет по собственному усмотрению.

Также в законодательстве РФ нет запрета на установление в штатном расписании двойных должностей (подробнее об этом см. в доп. материалах).

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Должности водитель-экспедитор ни справочники, ни стандарты не содержат. Также отметим, что наименование должности "водитель-экспедитор" содержит в себе две абсолютно разные профессии (должности) (т.е. водителя и экспедитора), для которых в свою очередь предусмотрены абсолютно разные обязанности. Так в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 предусмотрены отдельно обязанности для экспедитора, экспедитора по перевозке грузов. По поводу должности водителя см. информацию здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/122/131/?step=84.

Считаем целесообразным назвать должность водитель. Работнику возможно оформить совмещение по должности экспедитор, что позволит заключить с работником договор о полной материальной ответственности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания

При оформлении штатного расписания работодатель может использовать форму № Т-3, утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или самостоятельно разработанную форму. В графу 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.


Мы рекомендуем почитать о инструктаже по электробезопасности на 1 группу материал по этой ссылке.


Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:

Помимо вышеперечисленных документов, организациям следует руководствоваться также:

Из ответа «Как составить штатное расписание»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Можно ли установить сотруднику двойную должность (например, бухгалтер-кассир, водитель-механик)

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и сотрудником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить сотруднику работу по обусловленной трудовой функции (ст. 56 ТК РФ). При этом под трудовой функцией подразумевается «работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой сотруднику работы» (ст. 15 и 57 ТК РФ).

Наименования профессий (должностей) должны устанавливаться в строгом соответствии с квалификационными справочниками с учетом фактически выполняемой работы. Если сотрудник выполняет работы разных профессий (на разных должностях), то наименование профессии (должности) устанавливается по основной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых им работ. Об этом говорится в пункте 19 приложения к постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30. В противном случае (в случае установления двойной должности) имеет место выполнение сотрудником по договору двух трудовых функций, и это должно быть оформлено либо совмещением, либо совместительством.

В то же время указанными справочниками нужно пользоваться только:

  • когда в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот или ограничений (ст. 57 ТК РФ);
  • при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов сотрудникам (ст. 143 ТК РФ).

Во всех остальных случаях организации вправе вводить в свои штатные расписания должности, названия которых отсутствуют в квалификационных справочниках. Причем устанавливать название должности и обязанности по должности работодатель вправе в таких случаях самостоятельно. Более того, в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 298, и Квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, все же присутствует ряд двойных должностей (например, слесарь-инструментальщик, слесарь-сборщик, слесарь-механик, секретарь-машинистка, инструктор-ревизор, машинист-инструктор, инженер-химик, инженер-физик и т. п.).

В сложившихся обстоятельствах каждая организация принимает решение самостоятельно: оформлять двойную должность или вводить две должности, которые сотрудник будет совмещать или занимать по совместительству. Исключение составляют сотрудники, чья работа связана с наличием льгот либо ограничений. Их должность (профессию) следует указывать в точном соответствии со справочником.

Из ответа «Как составить штатное расписание»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Ситуация: Можно ли принять на работу водителем иностранного гражданина, у которого водительские права получены на территории иностранного государства

Да, можно, но только до 1 июня 2015 года.

Сам по себе факт наличия у иностранного гражданина водительских прав, полученных на территории иностранного государства, позволяет принять его на работу водителем с соблюдением общих правил приема на работу иностранных граждан (ст. 65 ТК РФ).

При этом иностранные граждане могут управлять транспортным средством на территории России при наличии международного водительского удостоверения, предъявляемого вместе с иностранным национальным водительским удостоверением, которое выдано:

Такие выводы следуют из пунктов 12, 14, и 15 статьи 25 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

С 1 июня 2015 года должен вступить в силу новый порядок, согласно которому принять на работу водителем иностранного гражданина независимо от его статуса можно только при наличии у него водительского удостоверения российского образца (ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ, ст. 2 Закона от 2 ноября 2013 г. № 285-ФЗ). При нарушении данного требования организации будет грозить административная ответственность.

При этом иностранные граждане могут обменять свои иностранные водительские удостоверения на российские удостоверения уже сейчас. Порядок такого обмена утвержден постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097.

Подразделение ГИБДД МВД России осуществляет обмен иностранных удостоверений по результатам соответствующих экзаменов (п. 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097).

Для обмена своего водительского удостоверения иностранец должен также предъявить:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • медицинское заключение;
  • иностранное водительское удостоверение.

При этом обмен иностранного водительского удостоверения на российское не производят, если оно было похищено или утрачено либо не соответствует требованиям Конвенции о дорожном движении.

Такие правила предусмотрены пунктами 38–39, 41–42 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097.

Из ответа «Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

4. Правовая база:

ЕВРОПЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ,

КАСАЮЩЕЕСЯ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,

ПРОИЗВОДЯЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

(ЕСТР)

(Женева, 1 июля 1970 года)

Договаривающиеся Стороны,

желая способствовать развитию и улучшению международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов,

будучи убеждены в необходимости повышения безопасности дорожного движения, регламентации некоторых условий труда в предприятиях международного автомобильного транспорта в соответствии с принципами Международной организации труда и совместной выработки некоторых мер для обеспечения соблюдения такой регламентации,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Определения

В настоящем Соглашении подразумеваются:

a) под "транспортным средством" - любой автомобиль или прицеп; этот термин охватывает любой состав транспортных средств;

b) под "автомобилем" - любое механическое самоходное транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов; этот термин не включает сельскохозяйственные тракторы;

c) под "прицепом" - любое транспортное средство, предназначенное для его буксировки автомобилем; этот термин охватывает также полуприцепы;

d) под "полуприцепом" - любой прицеп, предназначенный для сцепления с автомобилем таким образом, что часть его опирается на автомобиль и последний несет на себе значительную часть веса полуприцепа и его груза;

e) под "составом транспортных средств" - сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как одно целое;

f) под "разрешенным максимальным весом" - максимальный вес груженого транспортного средства, объявленный допустимым компетентным органом государства, в котором зарегистрировано транспортное средство;

g) под "автомобильными перевозками":

i) всякое перемещение по дороге порожнего или с пассажирами транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров, в котором, кроме сиденья для водителя, имеется более восьми сидячих мест;

ii) всякое перемещение по дороге порожнего или с грузом транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов;

iii) всякое перемещение, состоящее одновременно из перемещения, указанного в подпунктах "i" или "ii" настоящего определения, и совершенное непосредственно до или после указанного перемещения перевозки транспортного средства морским путем, по железной дороге, по внутреннему водному пути или воздушным путем;

h) под "международными автомобильными перевозками" - любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, одной границы;

i) под "регулярными пассажирскими линиями" - линии, обеспечивающие перевозку пассажиров с определенной частотой и по определенному маршруту, с посадкой и высадкой пассажиров на заранее намеченных остановках.

Правила эксплуатации или заменяющие их документы, утвержденные компетентными органами власти Договаривающихся Сторон и опубликованные транспортным предприятием до вступления их в силу, определяют условия перевозки, в частности, частоту, расписание, тарифы и обязанность производить перевозки, если эти условия не оговорены в законах или правилах.

Независимо от того, кто является организатором перевозок, регулярными линиями считаются также линии, которые обеспечивают перевозку только определенных категорий пассажиров, если эти перевозки выполняются в условиях, указанных в первом абзаце настоящего определения, например линии, обеспечивающие перевозку работников к месту их работы и обратно к месту жительства или перевозку школьников к месту учебы и обратно к месту жительства.

j) под "водителем" - любое лицо, независимо от того, работает ли оно по найму или нет, управляющее транспортным средством хотя бы в течение короткого периода времени или находящееся на транспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости;

k) под "членом экипажа" - водитель или любое из следующих лиц, независимо от того, работают ли они по найму или нет:

i) сопровождающий, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя для оказания ему помощи при выполнении некоторых маневров и обычно принимающее активное участие в транспортных операциях, хотя и не являющееся водителем в значении, указанном в подпункте "j" настоящей статьи;

ii) кондуктор, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя транспортного средства, производящего перевозки пассажиров, в частности с целью выдачи или проверки билетов или других документов, дающих пассажирам право на проезд в этом транспортном средстве;

l) под "неделей" - любой период из семи последовательных дней;

m) под "ежедневным отдыхом" - любой непрерывный период времени, соответствующий положениям статьи 6 настоящего Соглашения, в течение которого член экипажа может свободно располагать своим временем;

n) под "внеслужебным временем" - любой непрерывный промежуток времени, продолжительностью не менее 15 ми

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль