Необходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД?

727

Вопрос

ПК задал нам вопрос, который будет, мы думаем, решающим в вопросе о приобретении системы:Необходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД аттестованных сотрудников?Как мы поняли, в этом вопросе существует неоднозначная картина в законодательстве. Клиент хочет увидеть на сколько грамотно ответят эксперты на этот вопрос и как ответ будет подкреплен законодательными актами.

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, необходимо.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

Сотрудники МВД в указанный перечень не включены, следовательно, в отношении данных сотрудников должна проводиться специальная оценка условий труда.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудники МВД занимают должности федеральной государственной службы.

На государственных служащих трудовое законодательство распространяется с учетом особенностей, установленным специальным законодательством о прохождении такой службы (ст. 11 ТК РФ). При этом п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 12 февраля 2015 года) в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 указанной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Вопросы охраны труда названным Федеральным законом не урегулированы, в связи с чем в этой части следует применять положения ст. 212 ТК РФ, которая возложила на работодателя обязанность по проведению специальной оценки труда.

Ранее, в период проведения аттестации рабочих мест, суды также исходили из необходимости применения к правоотношениям в системе МВД положений ст.. 212 ТК РФ, но тогда в части аттестации рабочих мест (см. Определение Верховного суда Республики Коми от 25.06.2012 N 33-2602АП/2012, судебная практика в конце ответа). Данные процедуры (аттестация и специальная оценка) преследуют единую цель, в их проведении много общего и результаты их проведения применяются в одних и тех же целях. В связи с чем мы полагаем, что судебная практика также будет поддерживать применение положений ст. 212 ТК РФ о проведении спец. оценки и к структурам МВД.

Приказом МВД России от 30.06.2014 N 549 "О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы во вредных условиях" установлены перечни должностей сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на компенсации за работу во вредных условиях труда. Однако данный приказ не отменяет положений Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ о необходимости проведения специальной оценки условий труда.

При этом в отношении сотрудников ОВД, являющихся государственными служащими, порядок проведения специальной оценки дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах.

На основании сказанного можно сделать вывод, что на рабочих местах сотрудников органов внутренних дел должна быть проведена специальная оценка условий труда в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Для чего нужна специальная оценка условий труда

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).*

Результаты специальной оценки условий труда применяют для:

Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

2. Ответ: Нужно ли проводить специальную оценку труда надомных и дистанционных сотрудников

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
    • государственная гражданская служба;
    • военная служба;
    • правоохранительная служба.
  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

3. Нормативная база: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации"

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

2) должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;

3) руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел;

4) руководитель (начальник) - руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее - подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;

5) уполномоченный руководитель - заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.

Приказ МВД России от 30.06.2014 N 549 "О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы во вредных условиях" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2014 N 33382)

приказываю:

1. Утвердить Перечень (список) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым устанавливается сокращенное служебное время за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях (приложение № 1).

2. Установить, что:

2.1. Сотрудникам органов внутренних дел Российской ФедерацииНеобходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД? устанавливается сокращенное служебное время при замещении ими должностей, поименованных в Перечне (списке) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым устанавливается сокращенное служебное время за выполнение служебных обязанностей во вредных условияхНеобходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД?, и в соответствии с ним.

Необходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД?Далее - "сотрудники".

Необходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД?Далее - "Перечень (список) должностей, по которым устанавливается сокращенное служебное время".

2.2. Сотрудникам предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях при замещении ими должностей, поименованных в Перечне (списке) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях (приложение № 2), и в соответствии с ним.

2.3. Сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности, поименованной в Перечне (списке) должностей, по которым устанавливается сокращенное служебное время, устанавливается сокращенное служебное время соответствующей продолжительности на период временного исполнения обязанностей.

2.4. Сотруднику, замещающему должность, поименованную в Перечне (списке) должностей, по которым устанавливается сокращенное служебное время, и временно исполняющему обязанности по другой должности, поименованной в названном перечне, на период временного исполнения обязанностей продолжительность служебного времени устанавливается в соответствии с должностью, по которой установлена меньшая продолжительность сокращенного служебного времени.

2.5. Сотруднику, замещающему должность, поименованную в Перечне (списке) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, указанный отпуск предоставляется ежегодно одновременно с основным отпуском либо отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта.

2.6. Продолжительность дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, предоставляемого сотруднику в год назначения на должность, поименованную в Перечне (списке) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, определяется путем умножения одной двенадцатой части дополнительного отпуска на число полных месяцев, прошедших от назначения на указанную должность до окончания текущего календарного года.

2.7. Сотруднику, замещавшему должность, поименованную в Перечне (списке) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, переведенному на должность, не поименованную в указанном перечне, и не реализовавшему право на дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, указанный отпуск предоставляется продолжительностью, определяемой в соответствии с подпунктом 2.6 настоящего приказа.

2.8. Сотруднику, переведенному на должность, при замещении которой установлена иная продолжительность дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, чем по ранее замещаемой должности, предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях по новой замещаемой должности при условии, что он не реализовал право на указанный отпуск по ранее замещаемой должности.

2.9. Сотруднику, не реализовавшему право на дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях до окончания текущего календарного года, указанный отпуск должен быть предоставлен в течение следующего календарного года в удобное для сотрудника время.

2.10. Сотруднику, имеющему право на дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях по разным основаниям, указанный отпуск предоставляется по одному из оснований по желанию сотрудника.

2.11. В приказе о предоставлении сотруднику отпуска количество дней дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях указывается в отдельной строке.

3. Руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России, медицинских организаций системы МВД России:

3.1. Организовать изучение требований настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3.2. Взять под личный контроль работу по установлению сокращенного служебного времени и предоставлению дополнительных отпусков за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях в соответствии с настоящим приказом.

3.3. Организовать учет служебного времени, в течение которого сотрудники, замещающие должности, поименованные в Перечне (списке) должностей, по которым устанавливается сокращенное служебное время и в Перечне (списке) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым предоставляется дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, фактически выполняют служебные обязанности во вредных условиях.

3.4. Расходы, связанные с реализацией настоящего приказа, осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

4. Признать утратившим силу приказ МВД России от 7 марта 2008 года № 211 "О дополнительном ежегодном отпуске отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел"Необходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД?.

Необходимо ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в системе МВД?Зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2008 года, регистрационный № 11404.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А.Герасимова.

Министр
генерал-полковник полиции
В.Колокольцев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 июля 2014 года,
регистрационный № 33382

Приложение № 1

Приложение 1. Перечень (список) должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, по которым устанавливается сокращенное служебное время за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях

         
Должность Условия установления сокращенного служебного времени Продолжительность сокращенного служебного времени (часов в неделю)
В медицинских организациях системы МВД России
1. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Старший врач-бактериолог Выполнение служебных обязанностей, 36
Старший врач-эпидемиолог непосредственно связанных с 36
Врач-бактериолог осуществлением очаговой и 36
Врач-эпидемиолог профилактической дезинфекции, работа в бактериологических лабораториях 36
Заместитель начальника центральной медико-
санитарной части - начальник центра (государственного санитарно-
эпидемиологического надзора)
Выполнение служебных обязанностей в очагах и энзоотичных районах по заболеваниям: бруцеллез, вирусный гепатит, геморрагическая лихорадка, желтая лихорадка, лихорадка Ку и другие риккетсиозы, мелиоидоз, менингит, натуральная оспа, орнитоз, полиомиелит, пситтакоз, сап, сибирская язва, сыпной 36
Заместитель начальника части (медико-санитарной) - начальник центра (государственного санитарно-
эпидемиологического надзора) - главный государственный санитарный врач
тиф, туляремия, уличное бешенство и энцефалит 36
Заместитель начальника центра - врач   36
Заместитель начальника центра - врач - начальник отдела (по надзору за объектами центрального подчинения)   36
Начальник отдела - врач   36
Заместитель начальника отдела - врач-эпидемиолог - начальник отделения (организации эпидемиологического надзора)   36
Заместитель начальника отдела - врач по общей гигиене - начальник отделения (организации санитарного надзора)   36
Заместитель начальника отдела - врач по общей гигиене - начальник отделения (санитарно-
гигиенического)
  36

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль